Художественная апликация.Программа по внеурочной деятельности.
методическая разработка по технологии на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №35 Г. О. ТОЛЬЯТТИ
Программа рассмотрена
на заседании МО
учителей начальных классов
Согласовано
« 1 » сентября 2012 г.
Зам. директора по ВР Жигалова З. Я.
Утверждаю
« 1» сентября 2012 г.
Директор Сураева Л.М
прот № 1 от 31.08.2012 г.
Рук. МО Демченко Е.Д.
Программа внеурочной деятельности
« Художественная аппликация»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2012- 2014 уч. год
Количество часов в неделю: 2 часа
Составитель программы:
Налетова Виктория Александровна,
учитель технологии
МБУ гимназии № 35 г.Тольятти
2012 г.
Содержание программы:
- Пояснительная записка.
- Цель программы.
- Задачи программы.
- Особенности курса.
- Планируемые результаты освоения учащимися программы.
- Режим занятий.
- Содержание программы .Тематическое планирование..
- Список литературы.
Пояснительная записка
к программе общекультурного направления « Художественная аппликация»
XXI век – век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности в творческих работах, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения в повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания на практике, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации художественного труда, представят детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Художественный труд» предназначена для работы с детьми 1 -2 классов, предусматривает участие в ней учащихся младших классов.
Цели программы «Художественная аппликация»:
- приобретение личностного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями и технологическими умениями;
- формирование гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся,формирование позитивного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой программы является системно-деятельностный и личностный подход, который предполагает развитие личности младшего школьника в образовательном процессе на основе реализации теории деятельности, на основе освоения универсальных способов деятельности, активизации познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные задачи курса:
- духовно- нравственное развитие учащихся; освоение нравственно- этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально- ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
- формирование идентичности гражданина в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно- психологического содержания, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления
изделий;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
Особое внимание в курсе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями- разметкой, сборкой, отделкой и др;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Важным направлением в содержании программы является духовно- нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия дл воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью ( освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Особенностью данной программы является не только реализация концепции духовно- нравственного воспитания, привитие младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков, но программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Место курса »Художественная аппликация» в плане внеурочной деятельности. Особенности организации занятий.
На изучение курса »Художественная аппликация» во внеурочной деятельности в начальной школе отводится 2 часа в неделю в 1-2 классах Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, на пришкольном участке, включает проведение экскурсий, участие в выставках, в оформлении праздников. Художественный труд предусматривает поиск необходимой информации в книгах, на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть взрослые: представители разных профессий, родители, увлеченные люди.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Художественная аппликация».
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
I.Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное применение причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
II. Метапредметные результаты.
1.Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научиться:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремится к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3.Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научиться:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приёмы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах;
использовать изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
знакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
сформировать навыки работы с информацией.
III.Предметные результаты.
1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессий.
2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3.Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов, освоения правил техники безопасности.
4.Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5.Приобретение первоначальных знаний оправилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных задач.
Режим занятий в 1 классе 2 часа в неделю.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Аппликация и моделирование | 32 | 16 | 16 | Выставка работ |
3. | Работа с пластическими материалами | 20 | 10 | 10 | Выставка работ |
4. | Аппликация из деталей оригами | 13 | 6 | 7 | Выставка работ |
Итого | 66 | 33 | 33 |
Режим занятий во 2 классе 2 часа в неделю.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Теория | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Аппликация и моделирование. | 23 | 11 | 12 | Выставка работ |
3. | Работа с пластическими материалами. | 16 | 8 | 8 | Выставка работ |
4. | Поделки из гофрированной бумаги. | 8 | 4 | 4 | Выставка работ |
5. | Модульное оригами. | 20 | 10 | 10 | Выставка работ |
Итого | 68 | 34 | 34 |
Тематическое планирование курса « Художественная аппликация».1 класс.66ч.
№ п/п | Кол-во часов | Наименование разделов Тема занятий | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 1 | Введение. Знакомство с историей аппликации, техника безопасности с инструментами. | Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность, размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. |
Аппликация и моделирование | |||
2-8 | 7 | Аппликация из природных материалов на картоне | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы- их виды и свойства. Осваивать правила сбора и хранения материалов. Осмысливать значение бережного отношения к материалам. Соотносить материалы по форме и цвету. Выполнять практическую работу и создавать аппликацию из разных материалов. Соотносить план с собственными действиями. |
9-16 | 8 | Аппликация из геометрических фигур | |
17-20 | 4 | Аппликация из пуговиц | |
21-24 | 4 | Аппликация из салфеток | |
25-32 | 8 | Объёмная аппликация | |
Работа с пластическими материалами | |||
1-8 | 8 | Рисование пластилином. | Исследовать(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластическими материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выполняемое изделие. |
9-16 | 8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | |
17-20 | 4 | Лепка из соленого теста | |
Аппликация из деталей оригами | |||
1-6 | 6 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги( состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой. Выполнять симметричные фигуры. Планировать и осуществлять работу на основе схемы. Выполнять работу по заданному образцу. |
7- 13 | 7 | Коллективные композиции в технике оригами. |
Тематическое планирование курса « Художественная аппликация».2 класс.68ч.
№ п/п | Кол- во часов | Наименование разделов. Темы занятий. | Характеристика деятельности учащихся |
Аппликация и моделирование | |||
1 | 1 | Введение. | Анализировать и сравнивать, объяснять назначение каждого пособия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. |
2-8 | 7 | Аппликация из листьев и цветов. | Искать и анализировать информацию о природе, природных материалах их значение в жизни человека. Составлять рассказ о природных явлениях и её богатствах на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значение природного богатства. Осваивать технологию выполнения работ из природного материала. Проводить наблюдения, оформлять их результаты. |
9-16 | 8 | Аппликация из птичьих перьев. | |
17-24 | 8 | Аппликация из соломы. | |
Работа с пластическими материалами | |||
1-4 | 4 | Разрезание смешанного пластилина. | Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции. Составлять рассказ о животных, правилах поведения с животными. Осмысливать значение животных в природе. Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и приёмы работы с пластилином. |
5-8 | 4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | |
9-12 | 4 | Торцевание на пластилине. | |
13-16 | 4 | Лепка из соленого теста. | |
Поделки из гофрированной бумаги | |||
1-8 | 8 | Объемные аппликации из гофрированной бумаги. | Использовать принцип симметрии при выполнении работ. Выбирать приемы оформления изделия. При думывать эскиз, выбирать материалы для изделия, самостоятельно выполнять отделку. Использовать элементы художественного творчества. |
Модульное оригами | |||
1-6 | 6 | Треугольнй модуль оригами. | Осваивать новые понятия, находить их значение. Выполнять разметку деталей. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу. Оценивать качество выполнения работы. |
7-12 | 6 | Замыкание модулей в кольцо. | |
13-20 | 8 | Объемные фигуры на основе формы « чаша». |
Примечание: Тематическое планирование является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах, выставках разного уровня (школьного, городского, регионального). Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России.- М.: Просвещение. 2010.
2.Проснякова Т. Н., Цирулик Н. А. Умные руки- Самара: Корпорация « Фёдоров»,
Издательство « Учебная литература, 2008.
3.Проснякова Т. Н., Цирульник Н. А. Уроки творчества- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2008.
4.Проснякова Т. Н. Творческая мастерская- Самара: Корпорация « Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2008.
5.Долженко. 100 поделок из бумаги- Ярославль: Академя развития,2009.
6.Ращупкина С. Ю. Красивые фигурки животных из бумаги- Ростов-на- Дону,
Издательский дом « Владис»,2010.
7.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.,
« Просвещение»,2009.
8.Сборник рабочих программ « Перспектива»,М.,
« Просвещение,2011.
9.Хлебникова С. И., Цирулик Н. А. Твори, выдумывай, пробуй!- Самара: Корпорация «Фёдоров». Издательство « Учебная литература»,2008.
10.Чибрикова О. В. Азбука соленого теста, книга- игра, М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (авторизованная) программа По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»
Пояснительная записка Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками «Фейерверк» разработана на основе прог...
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...
Развитие художественной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках работы изостудии.
Выступление на семинаре по развитию одаренности обучающихся....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
Выступление на педагогическом совете "Формирование художественно-эстетической культуры во внеурочной деятельности учащихся"
Выступление на педагогическом совете....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет
Данная программа по ИЗО дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...
Художественно-изобразительная деятельности во внеурочной деятельности.
Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формированию практических худож...