Художественная апликация.Программа по внеурочной деятельности.
методическая разработка по технологии на тему

Налетова Виктория Александровна

Программа для учащихся 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hud_trud_naletova.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №35 Г. О. ТОЛЬЯТТИ

 Программа  рассмотрена                                              

на заседании МО                                    

учителей начальных классов                                                                                                          

Согласовано

 « 1    » сентября 2012 г.

Зам. директора по ВР     Жигалова З. Я.                              

Утверждаю

« 1» сентября 2012 г.

Директор       Сураева Л.М

          прот № 1 от 31.08.2012 г.

          Рук. МО  Демченко Е.Д.

Программа внеурочной деятельности

« Художественная аппликация»

 

                                                 Возраст обучающихся: 7-9 лет

                                                 Срок реализации: 2012- 2014 уч. год

                                                 Количество часов в неделю: 2 часа

                                                                          Составитель программы:

                                                                          Налетова  Виктория Александровна,

                                                                          учитель технологии

                                                                          МБУ гимназии № 35 г.Тольятти

                                                                 

                                                                 

                                                                                                 

                                                                                                                                                                   

                                                                                                       

                                                                                                                                                                             

                                                        2012 г.

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель программы.
  3. Задачи программы.  
  4. Особенности курса.    
  5. Планируемые результаты освоения учащимися программы.
  6. Режим занятий.
  7. Содержание программы .Тематическое планирование.. 
  8. Список литературы.

Пояснительная записка

к программе общекультурного направления « Художественная аппликация»

XXI век – век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных  на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности в творческих работах, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения в повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания на практике, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

Актуальность программы  обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации художественного труда,   представят детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению  «Художественный труд» предназначена для работы  с детьми 1 -2 классов, предусматривает участие в ней  учащихся младших классов.

Цели  программы «Художественная аппликация»:

  1. приобретение личностного опыта как основы обучения и познания;
  2. приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями и технологическими умениями;
  3. формирование гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и  социального развития учащихся,формирование позитивного отношения к труду и людям труда.

                          Общая характеристика курса

Теоретической основой программы является системно-деятельностный и личностный  подход, который предполагает  развитие личности младшего школьника в образовательном процессе на основе реализации теории деятельности, на основе освоения универсальных способов деятельности, активизации познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Основные задачи курса:

  1. духовно- нравственное развитие учащихся;  освоение нравственно- этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально- ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
  2. формирование идентичности гражданина в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  3. формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно- психологического содержания, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления

 изделий;

  1. развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.

Особое внимание в курсе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  1. знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  2. овладевают отдельными технологическими операциями- разметкой, сборкой, отделкой и др;
  3. знакомятся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  4. знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  5. учатся экономно расходовать материалы;
  6. учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  7. знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Важным направлением в содержании программы является духовно- нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия дл воспитания:

  1. патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  2. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  3. ценностного отношения к  прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  4. ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  5. ценностного отношения к здоровью ( освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Особенностью данной программы является не только реализация концепции духовно- нравственного воспитания,  привитие младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков, но программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  1. интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  2. формирование информационной грамотности современного школьника;
  3. развитие коммуникативной компетентности;
  4. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Место курса »Художественная аппликация» в плане внеурочной деятельности. Особенности организации занятий.

На изучение  курса »Художественная аппликация» во внеурочной деятельности в начальной школе отводится 2 часа в неделю в 1-2 классах Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, на пришкольном участке, включает  проведение экскурсий, участие в выставках, в оформлении праздников. Художественный труд предусматривает поиск необходимой информации в книгах, на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть взрослые: представители разных профессий, родители, увлеченные люди.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Художественная аппликация».

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

I.Личностные результаты.

У  обучающегося будут сформированы:

  1. интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  2. познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  3. адекватное применение причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  2. выраженной познавательной мотивации;
  3. устойчивого интереса к новым способам познания.

II. Метапредметные результаты.

1.Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научиться:

  1. планировать свои действия;
  2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  3. адекватно воспринимать оценку учителя;
  4. различать способ и результат действия.

  Обучающийся получит возможность научиться:

  1. проявлять познавательную инициативу;
  2. самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

2.Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

  1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  2. учитывать разные мнения, стремится к координации при выполнении коллективных работ;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться, приходить к общему решению;
  5. соблюдать корректность в высказываниях;
  6. задавать вопросы по существу;
  7. контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  2. владеть монологической и диалогической формой речи;
  3. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

3.Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научиться:

  1. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием контролируемом пространстве Интернет;
  2. высказываться в устной и письменной форме;
  3. анализировать объекты, выделять главное;
  4. осуществлять синтез (целое из частей);
  5. проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  6. устанавливать причинно- следственные связи;
  7. строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. использовать методы и приёмы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах;

использовать  изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

знакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

сформировать навыки работы с информацией.

III.Предметные результаты.

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессий.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов, освоения правил техники безопасности.

4.Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5.Приобретение первоначальных знаний оправилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных задач.

                           Режим занятий в 1 классе  2 часа в неделю.

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практические занятия

Форма контроля

1.

Введение

1

1

2.

Аппликация и моделирование

32

16        

16

Выставка работ

3.

Работа с пластическими материалами

20

10

10

Выставка работ

4.

Аппликация из деталей оригами

13

6

7

Выставка работ

Итого

66

33

33

Режим занятий во 2 классе 2 часа в неделю.

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практические занятия

Форма контроля

1.

Введение.

         1

      1

2.

Аппликация и моделирование.

        23

     11

       12

Выставка работ

3.

Работа с пластическими материалами.

        16

      8

         8

Выставка работ

4.

Поделки из гофрированной бумаги.

         8

       4

         4

Выставка работ

5.

Модульное  оригами.

         20

      10

        10

Выставка работ

Итого

          68

      34

        34

Тематическое планирование курса « Художественная аппликация».1 класс.66ч.

№ п/п

Кол-во часов

Наименование разделов

Тема занятий

Характеристика деятельности учащихся

1

1

Введение. Знакомство с историей аппликации, техника безопасности с  инструментами.

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность, размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.

Аппликация и моделирование

2-8

7

Аппликация из природных материалов на картоне

Исследовать,  наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы- их виды и свойства. Осваивать правила сбора и хранения материалов. Осмысливать значение бережного отношения к  материалам. Соотносить материалы по форме и цвету. Выполнять практическую работу и создавать аппликацию из разных материалов. Соотносить план с собственными действиями.

9-16

8

Аппликация из геометрических фигур

17-20

4

Аппликация из пуговиц

21-24

4

Аппликация из салфеток

25-32

8

Объёмная аппликация

Работа с пластическими материалами

1-8

8

Рисование пластилином.

Исследовать(наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластическими материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выполняемое изделие.

9-16

8

Обратная мозаика на прозрачной основе.

17-20

4

Лепка из соленого теста

Аппликация из деталей оригами

1-6

6

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги( состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой. Выполнять симметричные фигуры. Планировать и осуществлять работу на основе схемы. Выполнять работу по заданному образцу.

7- 13

7

Коллективные композиции в технике оригами.

Тематическое планирование курса « Художественная аппликация».2 класс.68ч.

№ п/п

Кол- во часов

Наименование разделов.

Темы занятий.

Характеристика деятельности учащихся

Аппликация и моделирование

1

1

Введение.

Анализировать и сравнивать, объяснять назначение каждого пособия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

2-8

7

Аппликация из листьев и цветов.

Искать и анализировать информацию о природе, природных материалах их значение в жизни человека. Составлять рассказ о природных явлениях и её богатствах на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значение природного богатства. Осваивать технологию выполнения работ из природного материала. Проводить наблюдения, оформлять их результаты.

9-16

8

Аппликация из птичьих перьев.

17-24

8

Аппликация из соломы.

Работа с пластическими материалами

1-4

4

Разрезание смешанного пластилина.

Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции. Составлять рассказ о животных, правилах поведения с животными. Осмысливать значение животных в природе. Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и приёмы работы с пластилином.

5-8

4

Обратная мозаика на прозрачной основе.

9-12

4

Торцевание на пластилине.

13-16

4

Лепка из соленого теста.

Поделки из гофрированной бумаги

1-8

8

Объемные аппликации из гофрированной бумаги.

Использовать принцип симметрии при выполнении работ. Выбирать приемы оформления изделия. При думывать  эскиз, выбирать материалы для изделия, самостоятельно выполнять отделку. Использовать элементы художественного творчества.

Модульное оригами

1-6

6

Треугольнй  модуль оригами.

Осваивать новые понятия, находить их значение. Выполнять разметку деталей. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу. Оценивать качество выполнения работы.

7-12

6

Замыкание модулей в кольцо.

13-20

8

Объемные фигуры на основе формы « чаша».

Примечание: Тематическое планирование является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах, выставках  разного уровня  (школьного, городского, регионального). Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.

                                                 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина

России.- М.: Просвещение. 2010.

2.Проснякова Т. Н., Цирулик Н. А. Умные руки- Самара: Корпорация « Фёдоров»,

Издательство « Учебная литература, 2008.

3.Проснякова Т. Н., Цирульник Н. А. Уроки творчества- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2008.

4.Проснякова Т. Н. Творческая мастерская- Самара: Корпорация « Фёдоров»,

Издательство «Учебная литература», 2008.

5.Долженко. 100 поделок из бумаги- Ярославль: Академя развития,2009.

6.Ращупкина С. Ю. Красивые фигурки животных из бумаги- Ростов-на- Дону,

Издательский дом « Владис»,2010.

7.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.,

« Просвещение»,2009.

8.Сборник рабочих программ « Перспектива»,М.,

« Просвещение,2011.

9.Хлебникова С. И., Цирулик Н. А. Твори, выдумывай, пробуй!- Самара: Корпорация «Фёдоров». Издательство « Учебная литература»,2008.

10.Чибрикова О. В. Азбука соленого теста, книга- игра, М.,2008.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (авторизованная) программа По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»

Пояснительная записка Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками  «Фейерверк» разработана на основе прог...

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Художественно-изобразительная деятельности во внеурочной деятельности.

Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формированию практических худож...