Программа «Развитие интересов и первоначальных навыков швейного дела учащихся начальной школы»
календарно-тематическое планирование по технологии по теме

Попова Елена Петровна

Программа для учащихся начальной школы (Развитие мелкой моторики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dat_detyam_radost_truda.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Развитие интересов и первоначальных навыков швейного дела учащихся начальной школы»

Учитель технологии МАОУ «СОШ №64» г.Перми

Попова Елена Петровна

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В. А. Сухомлинский

Введение

Современный этап жизнедеятельности образовательной системы связан с глубоким ее реформированием, основанным на новом понимании смысла образования. Актуальность перехода на систему развивающего обучения, кажется, уже не вызывает сомнений.  Отсюда вытекает главная задача современной школы - обеспечить оптимальные условия для личностного развития учащегося соответственно его задаткам, способностям, интересам на всех этапах обучения. А одним из важнейших среди механизмов внедрения развивающего обучения в школе становятся преемственность в системе “детский сад — начальная школа — среднее звено”.

Обобщая результаты научного изучения возрастной психологии учащихся и, конечно, собственный многолетний опыт работы в разных классах, я пришла к выводу, что начинать трудовое обучение как школьный предмет в 5-6 классе бывает подчас “поздно” по той причине, что многое в развития способностей и интересов детей к этому возрасту уже упущено. Следовательно, масса драгоценного школьного времени уходит на переучивание, возвращение к азам, “реконструкцию” детской заинтересованности в собственном творчестве.

Я убеждена, что именно в начальной школе необходимо введение в школьный курс предмета «Трудовое обучение» именно на этой ступени у детей формируется умение самостоятельно ориентироваться в работе, в том числе и главным образом учебной; у ребенка активно развивается потребность в познании окружающего мира и своей роли в нем; особо как роль играет необходимость развития учащихся зрительно—двигательной координации и мелкой моторики; наконец, детские разум и душа еще не отягощены многими “взрослыми” интересами и проблемами (кто, как не младшие школьницы, так искренне и доверчиво играют в куклы, выдумывают им все новые сногсшибательные наряды, обставляют кукольные квартиры и т. п.!).

Кроме того, нужно учитывать и ту положительную тенденцию в современной педагогике, в соответствии с которой школа все больше принимает в первый класс детей, посещавших дошкольные учреждения, в которых активно используются методики развивающего обучения. В этом смысле особенно важно не порвать, а укрепить и продолжить начатую цепочку преемственности, чтобы передать малышей в среднее звено достойными членами школьного коллектива.

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в создании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроках труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальные и моторные компоненты, то есть на уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие.

Пояснительная записка

Задачи, которые призвана решить предлагаемая программа, основаны на опыте преодоления трудностей, которым в полной мере овладевает учитель на этапе среднего звена (обучение по традиционной программе).

Основными трудностями на этом этапе являются:

1. Отсутствие у детей пространственных представлений (чтение простейших чертежей, построение прямых углов и т.п.)

2. Замедленная моторика.

3. Слабые навыки наглядных представлений о фигурах, деталях и т.д.

4. Неправильные привычки и навыки, полученные на этапе начального обучения, препятствующие быстрому переходу к профессиональному обучению и вызывающие необходимость переучиваться.

5. Недостаточность материальной базы в кабинетах трудового обучения, не соответствующая целям и задачам обучения на этапе среднего звена.

С целью преодоления этих трудностей на этапе среднего звена обучения данная программа предусматривает, с одной стороны, “перенос” некоторых из этих трудностей на более ранний этап обучения и, с другой стороны, предупреждение, профилактику других возможных проблем и трудностей.

Внедрение в школьную практику новой программы трудового обучения в начальной школе предполагает разнообразные перспективы на пути развивающего обучения, в частности:

— углубленное изучение предмета;

— овладение профессиональными навыками моделирования, кроя и шитья;

— преодоление страха перед инструментами, чертежами и перед самостоятельной работой;

— легкость восприятия, достигаемая благодаря урокам в форме игры;

— возможность научного подхода к обучению, развития у учащихся творческого, самостоятельного мышления;

— активация коллективной творческой работы на уроке;

— умение учащихся уже на ранних этапах обучения ориентироваться в профессиональной терминологии, профессионально мыслить и объясняться;

— раннее преодоление трудностей перехода от простого к сложному;

— элементы опережающего обучения по различным школьным предметам (например, черчению, геометрии, биология, химии, физике) в некоторых разделах, облегченное восприятие новых знании по этим предметам в среднем звене.

Обучение идет на основе методики комбинированного урока с применением игровых обучающих технологий и методов коллективного способа обучения.

2 класс

Должны знать:

— требования безопасности труда и пожарной безопасности,

— свойства шелковых и шерстяных тканей,

— общие сведения по конструированию поясных и плечевых изделий,

— размерные признаки фигуры человека,

— правила изготовления выкройки, раскроя изделия, обработки застежки,

— последовательность обработки изделия.

Должны уметь:

— соблюдать правила безопасности труда в швейной мастерской,

— определять долевую и поперечную нить,

— пользоваться техническими приемами моделирования,

— обрабатывать изделие в соответствующей последовательности,

— использовать отделку для художественного оформления изделия,

— определять качество готового изделий, оценивать его.

3 класс

Должны знать:

— требования безопасности труда при работе на промышленном оборудовании, пожарной безопасности,

— правила личной гигиены,

— производство материалов и их применение,

— понятие о стиле в одежде,

— правила снятия мерок,

— правила пользования готовыми выкройками из журналов мод,

— способы технического моделирования,

— правила выбора фасона, художественного оформления одежды.

Тематический план

1 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Теория

Практика

  1. Теоретическое обучение

  1. Вводное занятие

1

  1. Вязка крючком

3

  1. Элементы материаловедения

1

  1. Технология ручных работ

2

  1. Работа с журналами. Свойства ткани, выбор фасона, назначение модели

2

  1. Элемент моделирования: простые способы снятия готовой выкройки

2

  1. Практическое обучение

  1. Обучение вязанию крючком, вывязывание первой петли, цепочки, столбика без накида

4

     2. Выполнение ручных работ: обработка простыни и наволочки

8

     3. Знакомство с фигурой человека, ее размерными признаками

2

    4. Изготовление лекал по журналам мод

5

11

19

Итого: 30 часов

2 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Теория

Практика

  1. Теоретическое обучение

  1. Вводное занятие

1

  1. Элементы материаловедения

1

  1. Технология ручных работ

1

  1. Работа с журналами:  техническое моделирование,  изменение выкройки, согласно фасону

3

  1. Силуэтные формы изделий, покрой одежды, роль цвета в художественном оформлении одежды

2

  1. Практическое обучение

  1. Культура и организация труда. Личная гигиена

1

     2. Лабораторно-практическая работа

по материаловедению

1

     3. Технология выполнения ручных работ

4

     4. Подбор выкройки модели по журналу,

подбор ткани с учетом назначения модели, фактуры, отделки

4

     5. Раскрой и пошив модели с использованием художественной отделки

15

  1. Подведение итогов. «Лучший наряд для любимой куклы»

2

8

27

Итого: 35 часов

3 класс

Раздел, тема

Кол-во часов

Теория

Практика

  1. Теоретическое обучение

  1. Вводное занятие

1

  1. Элементы материаловедения

1

  1. Элементы машиноведения

2

  1. Силуэтные формы изделий, покрой одежды, роль цвета в художественном оформлении одежды

2

  1. Моделирование. Подбор модели с учетом образа куклы, имеющейся ткани, использования отделки

3

  1. Практическое обучение

  1. Практическая работа: свойства тканей, уход за тканью

2

     2. Знакомство со швейной машиной. Детали, их назначение

5

     3. Подбор выкройки модели по журналу,

подбор ткани, фурнитуры, отделки

4

     4. Раскрой и пошив модели с использованием художественной отделки

13

     5. Подведение итогов. «Лучший наряд для любимой куклы»

2

9

26

Итого: 35 часов

Программа

1 класс

  1. Теоретическое обучение
  1. Вводное занятие (1 час)

Организация трудового обучения. Правила безопасности труда  в учебной мастерской. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях.

  1. Вязка крючком (3 часа)

Классификация крючков и ниток. Обозначение петель.

  1. Элементы материаловедения (1 час)

Виды ткани: хлопчатобумажные и льняные; их отличия. Основа и уток. Свойства ткани при выборе фасона, назначения модели.

  1. Технология ручных работ (2 часа)

Свойства и классификация игл и ниток. Правила заправки нити в иглу. Виды ручных стежков.

  1. Знакомство с журналами мод (2 часа)

Классификация одежды, ее применение, эстетические требования, выбор модели.

  1. Элемент моделирования (2 часа)

Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о чертеже швейного изделия.

  1. Практическое обучение
  1. Обучение вязанию крючком (4 часа)

Приемы вязки первой петли, цепочки, столбика без накида. Вязание по кругу

  1. Выполнение ручных работ (3 часа)

Выполнение стежков “вперед иголку”, “назад иголку”, “косого обмоточного”. Раскрой и обработка простыни и  наволочки для куклы.

  1. Знакомство с фигурой человека (2 часа)

Плечевая и поясная одежда.

  1. Изготовление лекал по журналам мод (5 часов)

Выбор модели в зависимости от ткани, подбор фурнитуры, ниток.

  1. Класс

  1. Теоретическое обучение
  1. Вводное занятие (1 час)

Правила безопасности труда  в учебной мастерской, при работе с инструментом. Пожарная безопасность.

  1. Элементы материаловедения (1 час)

Виды ткани: шелковые и шерстяные; их свойства. Выбор ткани для модели и ее назначение.

  1. Технология ручных работ (1 час)

Виды ручных стежков, используемых при пошиве швейных изделий.

  1. Работа с журналами (3 часа)

Конструирование плечевых и поясных изделий. Условные обозначения.

  1. Силуэтные формы изделий (2 часа)

Размерные признаки фигуры человека, правила измерения, условные обозначения.

  1. Практическое обучение
  1. Культура и организация труда. Личная гигиена (1 час)
  2. Лабораторно-практическая работа по материаловедению (1 час)

Определение свойств ткани; физико-механические свойства ткани; переплетение ткани.

  1. Технология выполнения ручных работ (4 часа)

Выполнение ручных стежков: соединительных и краевых. Графическое изображение.

  1. Подбор выкройки модели по журналу (4 часа)

Изготовление выкройки, подбор ткани, ниток, фактуры

  1. Раскрой и пошив модели (15 часов)

Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Раскрой. Изготовление изделия. Средства художественной отделки изделия. Самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Подведение итогов. «Лучший наряд для любимой куклы» (2 часа)

  1. класс

  1. Теоретическое обучение
  1. Вводное занятие (1 час)

Правила техники безопасности и  пожарной безопасности  в учебной мастерской. Личная гигиена.

  1. Элементы материаловедения (1 час)

Классификация тканей. Свойства тканей. Подбор ткани по классификации одежды.

  1. Элементы машиноведения (2 часа)

Знакомство со швейной машиной, уход за машиной. Классификация машин

  1. Силуэтные формы изделий, покрой одежды, роль цвета в художественном оформлении одежды (2 часа)
  2. Подбор модели. Моделирование (3 часа).

Формы рукавов, отрезных деталей (фонарик, колокол, рельефы, кокетки)

  1. Практическое обучение
  1. Лабораторно-практическая работа (1 час)

Свойства тканей, уход за тканью, переплетение ткани

  1. Знакомство со швейной машиной (5 часов)

Детали машины, их назначение, название. Правильная посадка за машиной. Уход за машиной. Заправка верхней и нижней нити. Упражнение со швейной машиной.

  1. Подбор выкройки модели по журналу (4 часа)

Подготовка выкройки, ткани, фурнитуры, ниток.

  1. Раскрой и пошив модели с использованием художественной отделки (13 часов)

Раскладка чертежа на ткани с учетом припусков на шов. Раскрой изделия. Сборка изделия. Художественное оформление. Исправление дефектов. Самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Подведение итогов (2 часа)

 «Лучший наряд для любимой куклы» (по сценарию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).

В данной работе  рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....

Программа дополнительного образования "Я творю свое здоровье" для учащихся начальной школы

Данная программа - попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Программа дает школьникам возможность поэтапного открытия в себе главных составл...

Развитие навыка аудирования у учащихся начальной школы

В первые годы изучения английского языка самое главное не отбить у детей охоту учить язык, поэтому я подобрала ряд мультфильмов на английском языке, которые гарантированно понравятся любому ребёнку и ...

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида

Использование на уроках трудового обучения  в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...