Программа «Развитие интересов и первоначальных навыков швейного дела учащихся начальной школы»
календарно-тематическое планирование по технологии по теме
Программа для учащихся начальной школы (Развитие мелкой моторики)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dat_detyam_radost_truda.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Развитие интересов и первоначальных навыков швейного дела учащихся начальной школы»
Учитель технологии МАОУ «СОШ №64» г.Перми
Попова Елена Петровна
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В. А. Сухомлинский
Введение
Современный этап жизнедеятельности образовательной системы связан с глубоким ее реформированием, основанным на новом понимании смысла образования. Актуальность перехода на систему развивающего обучения, кажется, уже не вызывает сомнений. Отсюда вытекает главная задача современной школы - обеспечить оптимальные условия для личностного развития учащегося соответственно его задаткам, способностям, интересам на всех этапах обучения. А одним из важнейших среди механизмов внедрения развивающего обучения в школе становятся преемственность в системе “детский сад — начальная школа — среднее звено”.
Обобщая результаты научного изучения возрастной психологии учащихся и, конечно, собственный многолетний опыт работы в разных классах, я пришла к выводу, что начинать трудовое обучение как школьный предмет в 5-6 классе бывает подчас “поздно” по той причине, что многое в развития способностей и интересов детей к этому возрасту уже упущено. Следовательно, масса драгоценного школьного времени уходит на переучивание, возвращение к азам, “реконструкцию” детской заинтересованности в собственном творчестве.
Я убеждена, что именно в начальной школе необходимо введение в школьный курс предмета «Трудовое обучение» именно на этой ступени у детей формируется умение самостоятельно ориентироваться в работе, в том числе и главным образом учебной; у ребенка активно развивается потребность в познании окружающего мира и своей роли в нем; особо как роль играет необходимость развития учащихся зрительно—двигательной координации и мелкой моторики; наконец, детские разум и душа еще не отягощены многими “взрослыми” интересами и проблемами (кто, как не младшие школьницы, так искренне и доверчиво играют в куклы, выдумывают им все новые сногсшибательные наряды, обставляют кукольные квартиры и т. п.!).
Кроме того, нужно учитывать и ту положительную тенденцию в современной педагогике, в соответствии с которой школа все больше принимает в первый класс детей, посещавших дошкольные учреждения, в которых активно используются методики развивающего обучения. В этом смысле особенно важно не порвать, а укрепить и продолжить начатую цепочку преемственности, чтобы передать малышей в среднее звено достойными членами школьного коллектива.
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в создании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроках труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальные и моторные компоненты, то есть на уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие.
Пояснительная записка
Задачи, которые призвана решить предлагаемая программа, основаны на опыте преодоления трудностей, которым в полной мере овладевает учитель на этапе среднего звена (обучение по традиционной программе).
Основными трудностями на этом этапе являются:
1. Отсутствие у детей пространственных представлений (чтение простейших чертежей, построение прямых углов и т.п.)
2. Замедленная моторика.
3. Слабые навыки наглядных представлений о фигурах, деталях и т.д.
4. Неправильные привычки и навыки, полученные на этапе начального обучения, препятствующие быстрому переходу к профессиональному обучению и вызывающие необходимость переучиваться.
5. Недостаточность материальной базы в кабинетах трудового обучения, не соответствующая целям и задачам обучения на этапе среднего звена.
С целью преодоления этих трудностей на этапе среднего звена обучения данная программа предусматривает, с одной стороны, “перенос” некоторых из этих трудностей на более ранний этап обучения и, с другой стороны, предупреждение, профилактику других возможных проблем и трудностей.
Внедрение в школьную практику новой программы трудового обучения в начальной школе предполагает разнообразные перспективы на пути развивающего обучения, в частности:
— углубленное изучение предмета;
— овладение профессиональными навыками моделирования, кроя и шитья;
— преодоление страха перед инструментами, чертежами и перед самостоятельной работой;
— легкость восприятия, достигаемая благодаря урокам в форме игры;
— возможность научного подхода к обучению, развития у учащихся творческого, самостоятельного мышления;
— активация коллективной творческой работы на уроке;
— умение учащихся уже на ранних этапах обучения ориентироваться в профессиональной терминологии, профессионально мыслить и объясняться;
— раннее преодоление трудностей перехода от простого к сложному;
— элементы опережающего обучения по различным школьным предметам (например, черчению, геометрии, биология, химии, физике) в некоторых разделах, облегченное восприятие новых знании по этим предметам в среднем звене.
Обучение идет на основе методики комбинированного урока с применением игровых обучающих технологий и методов коллективного способа обучения.
2 класс
Должны знать:
— требования безопасности труда и пожарной безопасности,
— свойства шелковых и шерстяных тканей,
— общие сведения по конструированию поясных и плечевых изделий,
— размерные признаки фигуры человека,
— правила изготовления выкройки, раскроя изделия, обработки застежки,
— последовательность обработки изделия.
Должны уметь:
— соблюдать правила безопасности труда в швейной мастерской,
— определять долевую и поперечную нить,
— пользоваться техническими приемами моделирования,
— обрабатывать изделие в соответствующей последовательности,
— использовать отделку для художественного оформления изделия,
— определять качество готового изделий, оценивать его.
3 класс
Должны знать:
— требования безопасности труда при работе на промышленном оборудовании, пожарной безопасности,
— правила личной гигиены,
— производство материалов и их применение,
— понятие о стиле в одежде,
— правила снятия мерок,
— правила пользования готовыми выкройками из журналов мод,
— способы технического моделирования,
— правила выбора фасона, художественного оформления одежды.
Тематический план
1 класс
Раздел, тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | |
| ||
| 1 | |
| 3 | |
| 1 | |
| 2 | |
| 2 | |
| 2 | |
| ||
| 4 | |
2. Выполнение ручных работ: обработка простыни и наволочки | 8 | |
3. Знакомство с фигурой человека, ее размерными признаками | 2 | |
4. Изготовление лекал по журналам мод | 5 | |
11 | 19 | |
Итого: 30 часов |
2 класс
Раздел, тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | |
| ||
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 3 | |
| 2 | |
| ||
| 1 | |
2. Лабораторно-практическая работа по материаловедению | 1 | |
3. Технология выполнения ручных работ | 4 | |
4. Подбор выкройки модели по журналу, подбор ткани с учетом назначения модели, фактуры, отделки | 4 | |
5. Раскрой и пошив модели с использованием художественной отделки | 15 | |
| 2 | |
8 | 27 | |
Итого: 35 часов |
3 класс
Раздел, тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | |
| ||
| 1 | |
| 1 | |
| 2 | |
| 2 | |
| 3 | |
| ||
| 2 | |
2. Знакомство со швейной машиной. Детали, их назначение | 5 | |
3. Подбор выкройки модели по журналу, подбор ткани, фурнитуры, отделки | 4 | |
4. Раскрой и пошив модели с использованием художественной отделки | 13 | |
5. Подведение итогов. «Лучший наряд для любимой куклы» | 2 | |
9 | 26 | |
Итого: 35 часов |
Программа
1 класс
- Теоретическое обучение
- Вводное занятие (1 час)
Организация трудового обучения. Правила безопасности труда в учебной мастерской. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях.
- Вязка крючком (3 часа)
Классификация крючков и ниток. Обозначение петель.
- Элементы материаловедения (1 час)
Виды ткани: хлопчатобумажные и льняные; их отличия. Основа и уток. Свойства ткани при выборе фасона, назначения модели.
- Технология ручных работ (2 часа)
Свойства и классификация игл и ниток. Правила заправки нити в иглу. Виды ручных стежков.
- Знакомство с журналами мод (2 часа)
Классификация одежды, ее применение, эстетические требования, выбор модели.
- Элемент моделирования (2 часа)
Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о чертеже швейного изделия.
- Практическое обучение
- Обучение вязанию крючком (4 часа)
Приемы вязки первой петли, цепочки, столбика без накида. Вязание по кругу
- Выполнение ручных работ (3 часа)
Выполнение стежков “вперед иголку”, “назад иголку”, “косого обмоточного”. Раскрой и обработка простыни и наволочки для куклы.
- Знакомство с фигурой человека (2 часа)
Плечевая и поясная одежда.
- Изготовление лекал по журналам мод (5 часов)
Выбор модели в зависимости от ткани, подбор фурнитуры, ниток.
- Класс
- Теоретическое обучение
- Вводное занятие (1 час)
Правила безопасности труда в учебной мастерской, при работе с инструментом. Пожарная безопасность.
- Элементы материаловедения (1 час)
Виды ткани: шелковые и шерстяные; их свойства. Выбор ткани для модели и ее назначение.
- Технология ручных работ (1 час)
Виды ручных стежков, используемых при пошиве швейных изделий.
- Работа с журналами (3 часа)
Конструирование плечевых и поясных изделий. Условные обозначения.
- Силуэтные формы изделий (2 часа)
Размерные признаки фигуры человека, правила измерения, условные обозначения.
- Практическое обучение
- Культура и организация труда. Личная гигиена (1 час)
- Лабораторно-практическая работа по материаловедению (1 час)
Определение свойств ткани; физико-механические свойства ткани; переплетение ткани.
- Технология выполнения ручных работ (4 часа)
Выполнение ручных стежков: соединительных и краевых. Графическое изображение.
- Подбор выкройки модели по журналу (4 часа)
Изготовление выкройки, подбор ткани, ниток, фактуры
- Раскрой и пошив модели (15 часов)
Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Раскрой. Изготовление изделия. Средства художественной отделки изделия. Самоконтроль и взаимоконтроль.
- Подведение итогов. «Лучший наряд для любимой куклы» (2 часа)
- класс
- Теоретическое обучение
- Вводное занятие (1 час)
Правила техники безопасности и пожарной безопасности в учебной мастерской. Личная гигиена.
- Элементы материаловедения (1 час)
Классификация тканей. Свойства тканей. Подбор ткани по классификации одежды.
- Элементы машиноведения (2 часа)
Знакомство со швейной машиной, уход за машиной. Классификация машин
- Силуэтные формы изделий, покрой одежды, роль цвета в художественном оформлении одежды (2 часа)
- Подбор модели. Моделирование (3 часа).
Формы рукавов, отрезных деталей (фонарик, колокол, рельефы, кокетки)
- Практическое обучение
- Лабораторно-практическая работа (1 час)
Свойства тканей, уход за тканью, переплетение ткани
- Знакомство со швейной машиной (5 часов)
Детали машины, их назначение, название. Правильная посадка за машиной. Уход за машиной. Заправка верхней и нижней нити. Упражнение со швейной машиной.
- Подбор выкройки модели по журналу (4 часа)
Подготовка выкройки, ткани, фурнитуры, ниток.
- Раскрой и пошив модели с использованием художественной отделки (13 часов)
Раскладка чертежа на ткани с учетом припусков на шов. Раскрой изделия. Сборка изделия. Художественное оформление. Исправление дефектов. Самоконтроль и взаимоконтроль.
- Подведение итогов (2 часа)
«Лучший наряд для любимой куклы» (по сценарию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
Развитие интереса к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы (из опыта работы).
В данной работе рассказывается о некоторых приемах работы с младшими школьниками для развития у них интереса к изучению иностранного языка....
Программа дополнительного образования "Я творю свое здоровье" для учащихся начальной школы
Данная программа - попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Программа дает школьникам возможность поэтапного открытия в себе главных составл...
Развитие навыка аудирования у учащихся начальной школы
В первые годы изучения английского языка самое главное не отбить у детей охоту учить язык, поэтому я подобрала ряд мультфильмов на английском языке, которые гарантированно понравятся любому ребёнку и ...
«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».
Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...
Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида
Использование на уроках трудового обучения в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дае...