ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
статья по физкультуре по теме

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocenka_kachestva.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И  ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Учитель высшей квалификационной категории Воротилина Т.И.

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый.

Участие наших спортсменов  в Олимпийских играх доказало, что основу физического здоровья, воспитание культуры его поддержания и развития надо закладывать в школе, где учебный предмет «физическая культура» формирует у учащихся осознанное отношение к своему физическому  здоровью, содействует воспитанию волевых и моральных качеств.

Как показывает многолетний опыт работы, до того как начать оценивать результаты занятий физической культурой необходимо  учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, особенности его физического развития на данный момент: рост, вес. Именно несоответствие веса возрасту ребёнка – бич нашего времени. Лишний вес мешает не только выполнять физические нормативы, но и просто свободно  и красиво двигаться. Снижается работоспособность, быстрее наступает утомление.

На наш взгляд, занятия физической культурой должны быть направлены не только на достижения  обязательного результата, за который ученик получает отметку, а на развитие умения бегать, прыгать и других важных физических качеств, т.е. быстроты, силы, гибкости и выносливости.

Я уже первоклассникам внушаю, что каждый человек должен развивать жизненно необходимые качества. Привожу пример: бежит за тобой собака, нужно от неё убежать – значит, надо уметь хорошо бегать. Вдруг перед тобой препятствие – через него надо перелезть. А если высокий забор, но есть лаз – надо уметь проползти по-пластунски. При беге надо оглянуться и посмотреть, далеко ли собака – поэтому надо уметь бежать «спиной вперёд». У каждой собаки есть инстинкт реагировать на брошенную палку и это стоит использовать во время бегства от собаки. Значит, надо уметь  метать и далеко метать, чтобы собака за палкой убежала далеко от тебя. Вот такими доступными примерами я объясняю своим ученикам, что каждый человек должен уметь бегать, преодолевать препятствия и не теряться в непредвиденных обстоятельствах.

Градация положительной оценки по предмету зависит от полноты знаний, глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Много лет идёт дискуссия: надо ли оценивать ученика по физической культуре по пятибалльной системе или по безоценочной.

На мой взгляд «Зачёт» – это самый рациональный, верный способ оценки достижений ученика по физической культуре.

Размышляя над этой проблемой с 1994 года, я завела тетрадь-дневник, чтобы сравнивать результаты достижений каждого учащегося с 1 по 4 класс. Самое главное: я не отклоняюсь от программы по физической культуре, в которую входят разделы: лёгкая атлетика, гимнастика, ОФП, лыжи.  С 1 по 4 класс по этим видам спорта в начальной школе проводится первенство школы, и все результаты заносятся мною в тетрадь. Если результат возрастает по сравнению с предыдущим годом – значит, ученик улучшил свою физическую форму и получает оценку «5», несмотря на то, что он не выполнил норматив, соответствующий своему возрасту.

Дети приходят в школу с разной физической подготовкой, поэтому, оценивая успеваемость учеников по физической культуре, надо отталкиваться не от нормативов учебной программы, а от результатов, показанных конкретным учеником в первом классе.

Приведу пример: по программе по лёгкой атлетике, чтобы получить оценку «отлично», надо прыгнуть в длину на 1 метр, а ученик, допустим, прыгнул на 90 см. Это совсем не значит, что он будет отставать от общетребуемых результатов по программе: он показал «свои» возможности на  данный  момент. А вот если во 2 классе он прыгнет уже на 1 м10 см, тогда я всё равно поставлю ему «5», так как он улучшил свой личный результат, несмотря на то, что он не выполнил требуемый норматив по физической культуре в данном классе.

В связи с тем, что я проводила сравнительный анализ подготовки учащихся с 1 по 4 классы, у меня возникла идея завести учениками тетрадь по физической культуре, в которую каждый  ученик будет заносить свои личные результаты по всем видам разделов учебной программы и уже сам анализировать свои достижения по физической культуре. Приведу пример: в 1 классе мальчик совсем не умел прыгать через скакалку, а в 4 классе он сделал 120 прыжков. Это большой успех, он гордится своим достижением, ведь когда на лицо рост достижений - значит,  появляется цель их улучшить, заниматься физической культурой ещё успешнее. Когда ученик видит рост личных результатов, а не нормативы программы, у него появляется интерес к предмету, он с удовольствием  посещает уроки физкультуры. А если есть результаты, то это значит, что он развивается физически, укрепляет своё здоровье, растут его физические данные, повышается его работоспособность. А это самая главная задача для учителя физкультуры, особенно если он работает с учениками начальной школы.

Пример ученической тетради по физкультуре

I класс

Скиппинг – 0

ОФП

отжимания – 0

поднимание туловища – 0

наклоны вперед – 0

Лёгкая атлетика

прыжки в длину – 1.40

метания - 10

 II класс

Скиппинг – 94

ОФП

отжимания – 0

поднимание туловища – 0

наклоны вперед – 0

Лёгкая атлетика

прыжки в длину – 1.40

метания - 10

III класс

Скиппинг – 114

ОФП

отжимания – 25

поднимание туловища – 23

наклоны вперед – 36

Лёгкая атлетика

прыжки в длину – 1.45

метания - 20

IV класс

Скиппинг – 134

ОФП

отжимания – 20

поднимание туловища – 14

наклоны вперед – 32

Лёгкая атлетика

прыжки в длину –

метания -

Значение ученических тетрадей по физкультуре состоит ещё и в том, что они облегчают работу учителей физкультуры среднего звена: выпускник начальной школы переходит в 5-й класс с портфолио, в котором отражены результаты его личных достижений по физической культуре за 4 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре учителя физической культуры и ОБЖ Федотова А.Г. во 2 классе.

Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

У учителя физической культуры часто возникает конфликтная ситуация по поводу оценивания обучающихся. Проблема в том, что не понятно кому и за что ставить ту или иную оценку. ФГОС требует от учителя ко...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...