Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида
материал по технологии
Использование на уроках трудового обучения в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дает конкретные результаты: повышается уровень знаний и умений учащихся по предмету, растет познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, развивается логика, креативное мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Мантуровская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся
на уроках швейного дела
в коррекционной школе VIII вида
Выполнила учитель профессионально-трудового обучения
Смирнова Е.В.
Мантурово
Оглавление
- Введение……………………………………………………………….3
- Основная часть………………………………………………………….. 5
- Коррекционная направленность трудового обучения…………. ……. 5
- Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ
на уроках трудового обучения……………………………………….. 9
- Задачи развития познавательной деятельности учащихся
с ОВЗ на уроках трудового обучения…………………………………. 9
- Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения…………………………………………………… 10
- Использование проблемного метода обучения на уроках трудового обучения…………………………………………………………………..13
- Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения….17
- Игровые технологии на уроках трудового обучения………………… 19
- Использование информационно - коммуникационных
технологий на уроках трудового обучения…………………………….. 24
- Заключение………………………………………………………………. 27
Список литературы……………………………………………………… 28
- ВВЕДЕНИЕ
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
На уроках швейного дела учащиеся получают знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки текстильных материалов, узнают о предприятиях, выпускающих ткани, одежду, трикотажные изделия, приобретают основные навыки и умения по моделированию, раскрою ткани, шитью, вышиванию. Интерес к обработке различных материалов у детей велик. Они любят мастерить, конструировать, моделировать, шить. Это стремление необходимо развивать и поддерживать. Вследствие этого, я считаю, важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, создать оптимальные условия для формирования гармонично развитой личности.
Для того чтобы учащимися не был потерян интерес к предмету, чтобы они сами стремились к получению новых знаний и умений, я пришла к выводу, что необходимо оживить и разнообразить учебный процесс, используя нетрадиционные активные методы и технологии обучения. Как правило, для осмысленного усвоения знаний и умений, учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация её – моя важнейшая задача как учителя.
С 2017 года я работаю над темой «Создание наиболее эффективных условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида».
На начало изучения данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:
- Изучение и внедрение педагогических технологий в образовательный процесс (в т.ч. ИКТ).
- Изучение инновационных методов преподавания.
- Поиск активных методов обучения (развивающие игры и т.д.).
Для решения данных задач я изучаю информацию на образовательном сайте в Интернете, методическую литературу, периодические издания (журналы «Дефектология», «Школа и производство», «Воспитание и обучение» и т.д.). Посещаю открытые уроки учителей нашей школы, поддерживаю связь с коллегами из общеобразовательных школ с целью накопления опыта по данной теме.
На основе полученных знаний, анализа своей педагогической деятельности по данной проблеме, я решила систематизировать накопленный опыт для дальнейшего его внедрения. В этом и заключается суть данной работы.
II.Основная часть
1.Коррекционная направленность трудового обучения
Образование детей с ограниченными возможностями предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют коррекционные образовательные учреждения.
Задача коррекционной школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е. успешная социализация.
Цель учителя трудового обучения в коррекционной школе – это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи для достижения данной цели в процессе обучения:
- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
- развивать общетрудовые умения, то есть: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
- формировать коммуникативные умения;
- формировать мобильность.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники коррекционных школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед коррекционной школой возникает необходимость в подготовке выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умеет обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.
Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:
1) усвоение (осознание) цели работы;
2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления вещи;
3) умение производить оценку своей работы.
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями в трудовой и познавательной деятельности. Как писал С.Л. Мирский «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя». Через специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения, необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.
Трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной работы, направленный на развитие учащихся.
Один из самых значимых принципов, на котором построено обучение в коррекционной школе - коррекционно-развивающий, который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционная работа включает в себя деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умения контролировать их результаты.
Для учащихся с ограниченными возможностями характерны существенные недостатки, охватывающие различные стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на трудовую подготовку. Например, между учеником коррекционной и массовой школы одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно-логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно-следственных связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно-действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других качеств личности. У большинства учащихся коррекционных школ отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:
• опора на сохранные способности;
• расширение возможностей учащихся в трудовой деятельности.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в коррекционных учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру, и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;
3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;
4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;
5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:
- развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
- развитие в адекватном темпе;
- развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);
- развитие по откорректированной программе;
- вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры);
- устранение некомфортности среди сверстников;
- воздействие через эмоциональную сферу, в том числе музыку;
- объяснение материала в интересной форме;
- нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады ).
- гибкая система контроля знаний и их оценки.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения
2.1 Задачи развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения.
Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
• формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
• развитие внимания и памяти;
• формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
2.2. Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения
Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке. Поэтому учитель в практике своей работы должен непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектам. Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующей последовательности:
1. Привлечения внимания
2. Организация восприятия
3. Запоминание
4. Обобщение, выводы
5. Социально-трудовой опыт
Примеры упражнений, направленных на коррекцию и развитие
психических функций учащихся на уроках швейного дела
Упражнения на развитие и коррекцию внимания
№ 1. «Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.
б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой.
№ 2. «Найди 10 различий»
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.
№ 3. «Найди общее»
Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.
№ 4. «Что лишнее?»
Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.
№ 5. «Найди детали»
Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений. Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующих заданий:
Упражнения на развитие восприятия.
№ 1. «Восприятие величины предметов»
Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.
№ 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия)
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение 1 минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.
№ 3. «Волшебный мешочек»
Подготовить образцы тканей, поместить в мешочек.
Определить на ощупь заданную ткань.
Задания на развитие и коррекцию памяти
№ 1. «Пословица»
1 ученик начинает пословицу о труде, 2 заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
№ 2. «Запомни»
Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.
№ 3. «Запиши»
Записать как можно больше слов относящихся к теме:
а. халат б. блузка
и др.
№ 4. «Запомни предметы»
Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.
№ 5. «Зарисуй по памяти»
Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух учителем.
. Упражнения на развитие и коррекцию мышления.
№ 1 «Выдели общее»
Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.
№ 2. «Сравни»
Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями.
а) что общего между 1 и 2 рядом
б) сравни, чем отличаются модели 1 и 2 ряда
в) чем отличаются модели 1 ряда друг от друга
№ 3. «Классификация»
Даны 5 словарных слов. Четыре из них объединены общим
признаком, пятое – лишнее.
Например:
спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.
халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.
№ 4. «Заполни пропавшие буквы»
Даны словарные слова с пропущенными буквами.
Например:
в..л…к..о п..я…а т..а…е…т..о и т. д.
№ 5 «Кроссворд»
А) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.
Б) Кроссворд на закрепление терминологии.
2.3 . Использование проблемного метода обучения на уроках трудового обучения
Исследователями установлено, что познавательная деятельность учащихся слагается из творческой деятельности и репродуктивной (воспроизводящей). Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности ученика.
Творческая деятельность играет большую роль в развитии познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако это отнюдь не умоляет значение репродуктивного, воспроизводящего обучения, которое является основным средством накопления знаний о предметах и явлениях объективной действительности, служащих базой для творчества. Таким образом, обучение только тогда обеспечит усвоение знаний, умений и будет способствовать развитию детей с ОВЗ, когда оно организованно на основе оптимального соединения творческой и репродуктивной деятельности учащихся.
Решение учебных проблем способствует формированию творческих черт личности. Поэтому достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов, какой программный материал следует преподавать им объяснительно-иллюстративным методом, а какой - путем решения учебных проблем.
На уроках трудового обучения, как правило, есть такая часть информации, которая может быть успешно усвоена в процессе объяснительно-иллюстративного обучения. Сюда можно отнести простейшие сведения о ткачестве, волокнах, тканях, знания о профессиях, математические расчеты при выполнении чертежей изделий, изучение условных обозначений мерок, снимаемых с фигуры человека. Освоив эти знания, учащиеся могут в дальнейшем использовать их в новых условиях, в том числе и для решения учебных проблем.
Так, после изучения понятия «мерка» для построения чертежей, не следует спешить с постановкой проблемного задания. Сначала надо поставить вопрос репродуктивного характера, ответив на который учащиеся убеждаются в необходимости нового для них понятия. Вместе с учителем они учатся правильно снимать и записывать мерки, используя условные обозначения. Учатся различать обхваты (Ог, Об, Ош) и полуобхваты (Сг, Сб), находить полуобхват, если известен обхват.
Следующее задание уже можно сформулировать проблемно. Его следует связать с изделием, для пошива которого нужно построить чертеж. Наглядным пособием будет служить готовое изделие (например: ночная сочка, пижама, юбка и т.д.). Решая это задание на основе приобретенных знаний, учащиеся выясняют, какие мерки необходимо снять для построения чертежа изделия, снимают и записывают их самостоятельно.
Нецелесообразно создание проблемной ситуации в процессе формирования новых умений и практических навыков при выполнении швейных работ, а тем более при усовершенствовании приобретенных ранее. При формировании практических умений и навыков на уроках швейного дела, учителю следует сначала их продемонстрировать, а затем разъяснить технологическую последовательность выполнения швейной операции с опорой на ПТК.
Правила организации урока с использованием проблемной ситуации.
- Проблемная постановка темы урока.
- Новая тема формулируется в виде проблемы.
- Проблема вводится одновременно с актуализацией знаний, созданием ситуации, в которой проявляется их недостаточность для объяснения факта, явления.
- Актуализация необходимых знаний.
- Обеспечивается в основном постановкой проблемных вопросов, которые должны быть короткими и быстро решаться. Это стимулирует учащихся, и они с интересом берутся за дело.
- Вопросы строятся на основе материала изучаемой темы. Проблемные вопросы в этом случае наиболее эффективны, чем репродуктивные, так как активизируют мышление детей с ОВЗ.
- Сложные вопросы разделяются на более легкие, на отдельные мыслительные ступеньки.
- Количество дополнительных вопросов подбирается таким образом, чтобы обеспечить продвижение учащихся. Чтобы обеспечить интерес к изучаемой теме у сильных учащихся, желательно, чтобы степень сложности вопросов несколько превышала возможности среднего ученика.
- Необходимо поощрять групповое обсуждение учащимися отдельных вопросов в решении той или иной задачи. Такая работа способствует вовлечению всех учащихся в активную деятельность.
- Актуализация не должна напоминать опрос учащихся на оценку. Это сковывает активность детей, и они теряют интерес к выполнению задания.
- Усвоение нового материала.
- Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на уроке, какие черты творческой деятельности будут формироваться и совершенствоваться, как будет осуществляться развитие интеллектуальных способностей детей.
- В процессе усвоения новых знаний и способов действия необходимо обеспечить максимальную самостоятельность учеников.
- Для того, чтобы обеспечить дифференцированный подход в обучении, необходимо заблаговременно подготовить индивидуальные задания, учтя возможности, способности и подготовленность учащихся.
- В новом задании должны проявляться некоторые элементы актуализации знаний, что с первых шагов создает мыслительные опоры для размышлений. У учащихся создается впечатление, что задание им по силам. Это привлекает их к активной работе.
- Практическая работа.
- Задание выбирается соответственно требованиям учебной программы. Оно должно быть им по силам с точки зрения их физической и интеллектуальной подготовки.
- Процесс изготовления каждого изделия должен включать новые способы действия.
- Чтобы ученики усвоили технологическую последовательность изготовления изделия, необходимо определить содержание и форму инструктажа.
- Учителю необходимо обеспечить сознательное выполнение учащимися каждой из операций изготовления изделия.
- Заключительная часть урока.
- Проблемные задания на этом этапе урока должны носить обобщающий характер, направлять деятельность школьников на формирование выводов по вопросам изучаемой темы.
- Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками. Во время обсуждения общих недочетов в изготовленных изделиях следует использовать проблемные задания. Дав учащемуся возможность защищать свое изделие перед группой, учитель поддерживает активность всех ребят.
- В конце урока преподаватель должен подвести итог: указать, достигнута ли цель урока, отметить наиболее активных учеников и обратить внимание на недочеты в работе тех, кто был пассивен.
Важным положительным качеством проблемного метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.
2.4 . Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения.
Опыт работы в коррекционной школе убедил меня в целесообразности применения проектного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогической ситуации во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом содержания программного материала и интересов учащихся.
Элементы проектной деятельности я применяю при изучении раздела «Практическое повторение», в ходе изучения данного раздела учащиеся обобщают и закрепляют знания и умения по пошиву программных изделий, изготавливая аналогичные. Работу с применением метода проекта строю по принципу усложнения. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подобрать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навык соблюдения правил техники безопасной работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом работы над проектом является его защита. При подготовке к защите проекта учу учащихся давать краткий анализ своей работы.
Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. Конечно, проекты моих ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.
2.5 Игровые технологии на уроках трудового обучения
Работая учителем трудового обучения уже много лет, я поняла, что даже серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с преобладанием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
В экспериментальных исследованиях психологов было показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.
Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игровые технологии я использую не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдывается результативностью урока.
Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча детей незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю профессионально-трудового обучения приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов профессионально-трудового обучения в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и освоение практических приёмов работы с иглой, ножницами при выполнении ручных швейных работ, на швейной машине. Для меня важно сделать уроки швейного дела не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки – путешествия, уроки-соревнования.
Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, стараюсь увлечь детей и, тем самым, создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Например, при изучении темы «Сведения о пуговицах» провожу игру «Светофор». Учащиеся выбирают пуговицы из коробок по цвету: красная, желтая, зеленая. Эту игру можно проводить в нескольких вариантах, видоизменяя задание. Например, подобрать пуговицы квадратной формы с двумя отверстиями, подобрать пуговицы с четырьмя отверстиями, овальной формы. Учащиеся с удовольствием играют в эту игру.
Использование ИКТ при проведении дидактических игр и физминуток делает их значительно интересней, ярче, способствует повышению познавательной активности учащихся.
На этапе повторение и закрепление пройденного материала провожу игру «Ромашка». Отвечая на вопросы по ранее изученной теме, учащиеся собирают поляну из ромашек. Варианты вопросов соответствуют изученным темам по швейному делу. Например:
1. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
2. Как следует поддерживать чистоту и порядок в мастерской.
3. Какие нитки используют для вышивания?
4. Как определить длину рабочей нити?
5. Для чего закрепляют нитку в ткани?
Так как у детей быстро наступает утомляемость от однообразной работы и пропадает интерес к однообразным играм, провожу аналогичную игру «Весёлый ёжик». Эта игра также применяется при повторении и закреплении пройденного материала.
1. Для чего служит одежда человеку?
2. Какие требования предъявляются к одежде?
3. Какие изделия относятся к верхней одежде?
4. Какие изделия относятся к легкому платью?
5. Назовите плечевые изделия.
6. Назовите поясные изделия.
Психологически настраиваю учеников на урок в игровой форме. Для этой цели провожу игры на внимание, связанные с представлением о временах года. Учащиеся рассматривают карточки с изображением моделей одежды для разных времен года. Даю задание: выбрать модели одежды, соответствующие данному сезону. Почему данная модель соответствует этому времени года? Или такое задание: при изучении темы «Пошив платья» перед учащимися представлены модели одежды в ассортименте. Учащиеся выбирают вид одежды, которую сейчас изучают. Этот вид игры дает возможность разнообразить упражнения по этой психологической настройке. Игры детей становятся более интересными, если учитель оказывает детям своевременную помощь - советом, поддержкой, организацией и руководством игры. При отсутствии руководства даже самые ценные по содержанию игры могут не дать положительного результата.
Для развития пространственных представлений провожу такие игры, как «Сложи модель по разрезанным контурам». Эту и другие игры провожу с разной степенью сложности, то есть по группам учащихся. Учащиеся 1 группы как самые сильные выполняют сложные работы - даю им модель, разрезанную на 6-8 частей, учащиеся 2 группы работают с моделью, разрезанной на 3-4 части. Игра очень интересна.
Следующая игра - «Найди отличие в моделях».
Можно брать любой вид одежды: берутся две модели платья, выставляются на доске и дается задание: назвать вид одежды, чем отличаются эти фасоны. Учащиеся находят сходства и различия этих фасонов.
Очень интересна и увлекательна игра «Волшебный мешочек».
Этой игрой я добиваюсь развития пространственного представления, мышления, развития мелкой моторики кистей рук, развития связной речи. Мешочки размером 25x15 сшиты из яркой ткани и завязываются яркими ленточками. В них находятся различные предметы: катушки с нитками, шпульки для швейных машин, шпульный колпачок, пуговицы разных видов, сантиметровая лента, линейка, карандаш, молния, наперсток. Играющий берет мешочек, развязывает, опускает в него руку и достает предмет. Не вынимая руки, он описывает предмет. Игру можно разнообразить, чтобы привлечь внимание всего класса.
«Угадай, какой предмет».
Играющий достает предмет, описывает его, а учащиеся должны угадать, что за предмет и где он применяется.
Закрепление изученного материала провожу в виде разгадывания кроссворда.
Игровой момент. Учащиеся разгадывают кроссворд и отвечают на вопрос. Какое изделие мы изготавливали сегодня на уроке?
Вопросы по горизонтали:
- Профессия, связанная с пошивом одежды? (Швея)
- Назовите одним словом изделия: пододеяльник, наволочка, простыня? (Бельё)
- Женская одежда для сна (Сорочка)
Вопрос по вертикали:
1. Изделие, которое входит в комплект постельного белья, (Наволочка)
Игры позволяют учащимся сделать то или иное обобщение, осознать ход игры, с желанием включаться в игру, повторить и закрепить полученные в процессе обучения знания и умения. Это содействует более глубокому усвоению и закреплению пройденного материала. Многие игры и упражнения этого вида построены на материале различной трудности, что дает возможность осуществить дифференцированный подход в обучении, обеспечить участие в одной и той же игре детей разного уровня знаний и умений.
По окончании игры надо дать оценку в целом и игры отдельных учащихся. К разбору игр следует привлекать самих учащихся, что способствует выявлению наблюдательности у учащихся, упражняет их в критическом мышлении.
2.6 Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения
Использование информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной (коррекционной) школы. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка с нарушением интеллекта от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые ранее знания, умения, формы общения, игры, управление окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Конечно, если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет к желаемому результату.
В работе я широко использую свои презентации, созданные по разделам учебной программы. Уроки с использованием презентаций становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Презентация дает возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Обучающиеся с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя при этом центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания обучающимися учебного материала. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование на уроке презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Работа обучающихся с учебной презентацией не ограничивается только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельность детей приобретает активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, школьники под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Использую средства ИКТ на разных этапах урока:
-на этапе мотивации;
-на этапе изложения новых знаний;
-на этапе актуализации знаний, умений и навыков;
-на этапе закрепления, обобщения, систематизации;
-на этапе контроля знаний.
Применяю и другие варианты ИКТ на уроках трудового обучения:
-видеоролики;
-использование презентаций для построения чертежей;
- тесты, кроссворды.
Использование информационных технологий на уроках трудового обучения помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
- повышает эффективность учебного процесса;
-облегчает понимание и восприятие материала обучающимися;
-сокращает время на подачу учебного материала;
- развивает активность и самостоятельность обучающихся;
- способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.
Я считаю, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.
II. Заключение
Таким образом, использование на уроках трудового обучения в совокупности таких технологий как информационно-коммуникационных, игровых, проблемного метода, проектирования, личностно-ориентированного подхода дает конкретные результаты: повышается уровень знаний и умений учащихся по предмету, растет познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, развивается логика, креативное мышление.
В заключение хочу подчеркнуть, любой метод будет иметь результат при одном условии: использование технологий, методов не может быть случайным в образовательном процессе, это должна быть четко отлаженная целенаправленная система обучения. А применение данной системы обучения показала целесообразность ее использования при обучении детей с особыми образовательными потребностями, т.к. ее применение значительно повышает уровень прочности итоговых знаний и умений учащихся и создает предпосылки для реализации поставленной мною цели активизировать познавательную деятельность учащихся.
Список литературы
- Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. 1999. № 2.
- Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа. 2005. № 6.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416с.
- Галкина В.Б., Хомутова И.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук // Дефектология. 1999. № 3.
- Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе
[Текст] / Г.М. Дульнев. - М.: Педагогика, 1969. - 216 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 368с.
- Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология. - 1988. - №4. - С. 62-65.
- Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. 2004. №2(4).
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно
отсталых школьников [Текст]: монография / Б.И. Пинский. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. - 318 с.
- Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] : монография / Под ред. Шиф Ж.И. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок швейного дела в коррекционной школе VIII вида
конспект урока "Застрачивание углов основной детали сумки и утюжка готового изделия " + презентация + технологические карты....
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.
Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...
Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.
КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида
В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...
«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)
В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...