Иттегрированный урок технологии и биологии "Гигиена зрения"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Урок технологии раздела программы "Гигиена девушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_tehnologii_i_biologii_po_teme_gigiena_zreniya.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок технологии и биологии по теме "Гигиена зрения"
Пояснительная записка.
Тема урока: Гигиена зрения.
Цель урока: Изучить строение глаза и научиться заботиться о здоровье глаз.
Задачи урока:
- Образовательные:
- ознакомить учащихся со строением глаза;
- познакомить с ролью гигиены зрения в формировании общей картины окружающего мира.
- Развивающие:
- развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно;
- развивать уверенность в себе.
- Воспитательные:
- формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
- овладевать приёмами гимнастики для глаз.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный урок технологии и биологии с использованием ИКТ, ЦОР.
Оборудование: стенды «Гимнастика для глаз», «Правила бережного отношения к зрению» , компьютер, интерактивная доска, зеркала.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово учителя технологии
Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашей соседке по парте? (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…).
Тема нашего сегодняшнего урока «Гигиена зрения». Вы прочитали тему на доске и у вас возник вопрос: «А для чего это надо?» Давайте подумаем.
На уроках истории вы изучаете, как развивалось человечество с доисторических времен до наших дней.
Вопросы для беседы.
- Изменилась ли нагрузка на зрение с течением времени?
- Нагрузка на зрение увеличилась или уменьшилась?
- Какие факторы увеличивают нагрузку на зрение?
- Устают ли у вас глаза?
- Как вы ощущаете усталость глаз?
Как вы думаете, какая цель сегодняшнего занятия.
Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы немного узнать, как видят наши глаза, а главное, научиться заботиться о здоровье глаз. (Говорят учащиеся)
Учитель биологии:
Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и технологии, но более углублённое представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.
II. Изучение нового материала
Учитель биологии: Строение, функции, значение зрительного анализатора. (Презентация)
Люди говорят: Не в бровь, а в глаз. Глаза – зеркало души. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?
По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. (Слайд 2)
Оглянитесь, на вас смотрят …«Глазные пятна» есть даже у простейших организмов.
Глаз стрекозы состоит из 30 000 простых линз. (Слайд 3)
Гаттерия-имеет «теменной глаз», который различает свет и темноту.
Диаметр глаза кальмара 40 см. (Слайд 4)
Строение органа зрения. (Слайд 5-8)
Что мы узнали о строении глаза?
На глаз взгляни, в глазу она
Белым бела и всем видна.
Коль не узнал, пусть даст намек
Яйца куриного белок. (Белочная оболочка – склера)
Она прозрачна как слеза.
Легка как сон, что юным снится.
Снаружи в мир обращена,
Умытая слезою …………………..(Роговица)
Он – «открытое окно» –
Свет пропускает, а
В нем – темно. (Зрачок) (Слайд 9)
То «худеет», то «толстеет»,
То «привстанет», то «присядет» -
Так при переводе взгляда
Кривизну он изменяет:
Видим близко, видим вдаль.
Сам прозрачен, как хрусталь. (Хрусталик)
«Тощие», числом несметны
На сетчатке …………………
Ловят сумеречный свет,
В потемках выручалочки. (Палочки)
На сетчатке меньше их,
Но пусть их славит лира:
Они щедро дарят нам
Многоцветье мира. (Колбочки) (Слайд 10)
III. Закрепление изученных знаний
Выполнение теста на компьютере, используется цифровой образовательный ресурс. Внешнее строение глаза. Внутреннее строение глаза. (Слайды 11-12)
IV. Практическая работа
Взять двумя руками зеркало и расположить его перед собой так, чтобы было видно лицо, особенно его верхнюю часть Расстояние от зеркала до глаз 25 - 30 см. 1. Рассматривая видимую часть своих глаз, мы видим:
- переднюю часть глазных яблок и прозрачную роговицу, которая изгибается поверх каждого глазного яблока, как часовое стекло;
- белые глазные яблоки;
- зрачки в виде круглых черных отверстий,
- окружающую зрачки радужную оболочку, которая придаст глазам цвет;
- брови, веки, влажность глаз.
То, что скрыто за видимой частью органа зрения - внутреннее строение, мышцы, зрительные нервы, зрительные центры мозга нельзя увидеть снаружи.
Таким образом, глаз оказывается подобным айсбергу - видима только его седьмая часть, а шесть седьмых скрыто под поверхностью воды, то есть лица.
2. Давайте понаблюдаем в движении видимую часть своих глаз.
Присмотритесь внимательнее и вы увидите:
- глаза не бывают неподвижными. Они постоянно движутся – легко плавно или резко, скачками. Они просто не могут действовать по другому. Разве что усилием воли вам удастся заставить их на минуту замереть;
- веки легко моргают подобно перышку или крыльям мотылька, а в момент усталости становятся тяжелыми, как свинец.
- Как только изменяется освещение, зрачки невольно расширятся или сузятся; Это происходит мгновенно, если глаза чувствительны к свету или постепенно при их меньшей чувствительности.
- Попробуйте установить зрительный контакт со своим зеркальным отражением. Дайте ему встретиться с вами глазами - и изменится ваш собственный взгляд. Выражение глаз отражает то, что им приходится видеть. Посмотрите в глаза отражения критически, неодобрительно и ответный взгляд станет еще более строгим и закрытым.
- Теперь посмотрите открыто, дружелюбно, с интересом. Покажите глазам в зеркале, как сильно их недостатки обусловлены внешним стрессом.
Посочувствуйте их усталости, проявите готовность сделать для них что-нибудь хорошее и вы увидите, что глаза вновь смотрят открыто и полны ожидания. Посмотрите в них с сочувствием, пониманием, теплотой. Так происходит диалог с собственными глазами, в ходе которого можно немало узнать о них и с удивлением заметить, как много можно сказать себе. Отступление. Мы с вами на уроках постоянно непроизвольно о6щаемся глазами. Вспомните, какой у меня бывает взгляд, когда работа выполнена на отлично. Когда мы кого-нибудь поздравляем с успехом, какие я вижу лучистые, радостные глаза у вас. А если мы хотим узнать, правду ли говорит человек, то стараемся загляну ему в глаза. Глаза - зеркало души. Выполняя упражнения с зеркалом, наши глазки работали. Да и вся наша повседневная жизнь заставляет глаза проделывать слишком однообразную работу. Поэтому особенно важно научить их расслабляться и отдыхать. Расслабление и отдых. 1. Похлопывающий массаж. 2. Потягивание и растяжка 3. Пальминг.
Если первые два этапа названиями чем-то напоминают уроки физкультуры, то название третьего этапа - пальминг - новое и незнакомое. Пальминг - это простой и эффективный способ снятия напряжения глаз. Его придумал американский окулист доктор Уильям Бейтс. (раlm (англ) - ладонь). Смысл этого способа состоит в том, чтобы как можно полнее изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить в темноту. Дать им отдохнуть. А делается это при помощи ладоней. 1. Похлопывающий массаж.
- потрите ладони друг о друга. Расслабьте их, совершая такие движения, как будто вы моете руки. Вытяните пальцы, как если бы вы снимали перчатки;
- представьте себе, что напряжение и усталость налипли вокруг глаз, как засохшая глина. Вообразите себе как можно ярче и красочней толщину, цвет и твердость этой глиняной корки;
- легко похлопайте кончиками пальцев вокруг глаз, по краям глазниц, по переносице - в том месте, где находились бы очки, а так же сбоку по вискам.
2. Потягивание и растяжка.
- свободно потянитесь и зевните. Вытяните ноги и немного подержите их вытянутыми на весу;
- поднимите левую руку с вытянутыми к потолку пальцами, как будто хотите потрогать его кончиками пальцев. Вы чувствуете, как с левой стороны «расправляются» ребра;
- проделайте это же правой рукой;
- расслабьтесь и посидите спокойно.
3. Пальминг,
потрите ладони одна о другую, чтобы руки согрелись и наполнились энергией;
- закройте глаза. Легко прикройте их ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались на лбу, а края ладоней касались скул. Каждая ладонь образует купол над глазом. Свет в глаза попадать не должен;
- обопритесь локтями о стол;
- с закрытыми глазами постарайтесь увидеть такой черный цвет, как будто разлили черную тушь. Густой черный цвет, глубокий, как цвет черного бархата;
- дыхание должно быть ровным и спокойным;
- полностью отдайтесь этому процессу в течение 10 -20 вдохов -выдохов;
- продолжайте держать глаза закрытыми, заканчивая упражнение, уберите ладони с глаз и дайте глазам почувствовать свет сквозь закрытые веки;
- потянитесь, как будто вы на минуту заснули. Моргая, оглянитесь
вокруг. Вопросы для беседы.
- Уменьшилось ли напряжение в глазах после отдыха?
- Освежили ли глаза, проделанные упражнения?
- Изменились ли в чем-то ваши зрительные ощущения?
- Когда в течение дня можно выбрать время, чтобы выполнить расслабление
и отдых? Наши с вами глазки отдохнули.
Точечный массаж. Точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы.
А теперь выполнение гимнастики для глаз
«Сквозь пальцы»
- Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы.
- Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.
- Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми
Комплекс упражнений для улучшения зрения
- Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
- Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
- Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
- Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
- Частое моргание глазами.
Каждое упражнение следует повторять не менее 5-6 раз в каждом направлении.
Вопросы:
1. Во время выполнения упражнений наши глаза работали или отдыхали?
2. Что теперь необходимо сделать, чтобы глаза отдохнули?
Теперь необходимо сделать пальминг.
Питание и зрение.
Хотя масса глаз и мозга составляет всего около 2% от общей массы тела, им уже в спокойном состоянии требуется более 25% всей энергии получаемой в процессе пищеварения. То есть для нашего зрения очень важно то, как питается человек.
В семечках подсолнечника необходимые для глаз витамины содержатся практически в идеальной форме и оптимальном сочетании. Горсть семечек в день - то же самое, что курс витаминов для глаз, при том что предпочтительнее использовать естественные витамины, а не синтетические. Проследите за тем, чтобы семечки были экологически чистыми.
Полезный для зрения витаминный салат.
Набор продуктов: 1 морковь, I яблоко, 1 лимон, 2 столовые ложки очищенных семечек подсолнуха, 2 столовые ложки подсолнечного масла (холодной выжимки) или сметаны, 1 столовая ложка мёда.
Способ приготовления.
Яблоко и морковь потереть на крупной терке. Выжать сок из лимона, смешать его с маслом (сметаной), семечками, мёдом и смесью тертой моркови и яблока.
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Моё задание такое
Составить памятку о гигиене глаз
И повторить её советую не раз.
Сейчас много передач по радио и телевидению, где даются самые разные советы. Откроешь газеты и там встретишь много советов на все случаи жизни. Одни советы дельные и нужные, другие вводят людей в заблуждение и ошибочны.
Сейчас мы будем работать с советами и цель нашей работы будет заключаться в том чтобы научиться ориентироваться в море советов. Каждому столу раздаются советы, написанные на карточках. Задача: выбрать одним вредные и другим полезные советы.
Полезные советы | Вредные советы |
Освещение должно создавать ощущение удобства | Заниматься рукоделием при плохом освещении |
Делать на глаза компрессы из трав ромашки и мяты | Читать в движущемся транспорте |
Кататься на лыжах без резких остановок и прыжков | Натужаться и поднимать тяжелый груз |
Беречь глаза от травм | При воспалении век и засорении глаз лечиться самостоятельно |
Употреблять в пищу морковку | Смотреть на солнце и сварку |
Промывать глаза чайной заваркой | При езде на мотоцикле не надевать защитные очки |
Беречь глаза от попадания мыла, уксуса, марганцовки | Смотреть телевизор и одновременно делать уроки |
Для работы нужен достаточный свет, а для отдыха значительно меньше | Употреблять однообразную пищу. |
Учащиеся составляют памятку «Гигиена глаз». Зачитывают результаты.
V. Подведение итогов занятия. Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, учитель биологии выступает с заключительным словом:
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Учитель технологии:
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.
В начале занятия мы с нами поставили цель немного узнать, как видят наши глаза и научиться заботиться о них. Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? (говорят учащиеся) Мы узнали, что орган зрения - это не только видимая часть глаз. Научились давать глазам отдохнуть, узнали для чего и как делаются упражнения для глаз, узнали о значимости питания для здоровья человека и для зрения, получили навыки ориентирования в море советов. Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»
VI. Рефлексия.
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…
VII. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
- Научить маму, бабушку, любого члена семьи выполнять пальминг.
- Приготовить витаминный салат для зрения и принести отзыв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"
Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения....
Открытый урок по теме: Берегите зрение.
Занятие по здоровому образу жизни....
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
Содержание предмета "технология" с точки зрения нового образовательного стандарта
Выступление на семинаре...
Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"
Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...
Возможности урока физики с точки зрения развития информационных УУД обучающихся (из опыта работы)
Эта работа иллюстрирует, какие типы заданий можно давать учащимся на различных этапах урока физики, чтобы они работали на развитие у них информационных УУД...
Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода
Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.Метапре...