ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
элективный курс по технологии (6 класс) по теме
Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребёнка к самореализации.
Один из путей достижения этой цели - организация индивидуального подхода. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.
Проект - форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_proektirovaniya_chernovoy_variant.doc | 810 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Учителя «Технологии» Федосеева Александра Сергеевича МБОУ Староюрьевской сош.
Пояснительная записка
Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребёнка к самореализации.
Один из путей достижения этой цели - организация индивидуального подхода. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.
Проект - форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Педагогическое обоснование метода проекта - учёт сил и интересов каждого обучающегося, максимальная самостоятельность его, индивидуализация приемов в работе и темпов работы, организация проектной деятельности на сознательном к ней отношении со стороны обучающегося.
В настоящее время метод проектов достаточно широко применяется в педагогической практике. В школах распространены методы и технологии на основе проектной деятельности обучающихся. В программе образовательной области «Технология» он является обязательным уже с конца второго класса. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.
Но необходимой подготовки и обучения проектной деятельности в школьной программе нет. Из опыта работы вижу, что дети, выполнявшие проекты в школе, не знакомы с технологией его выполнения и оформления, о многих этапах работы даже не знают.
Поэтому, при разработке этой программы «Основы проектирования» для
учащихся, была предпринята попытка соотнести формирование проектных знаний учащихся с развитием сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотива-
ционной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции). Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. В данном ракурсе проектная деятельность рассматривается как инструмент развития индивидуальности обучающихся.
Молодой человек - это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и, одновременно, в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.
Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания,
осуществлять её целенаправленный поиск;
- у них отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
Помимо этого, умение правильно выполнять проект поможет в дальнейшей учебе в разных учебных заведениях.
Цель данного курса состоит в формировании проектных умений у учеников как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формировать у учеников приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их успешному выполнению проекта;
- способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ученика;
- помочь приобрести ученикам новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивнооценочных умений и навыков;
- учить учеников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Обоснование программы курса
Занятия курса «Основы проектирования» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе концепции педагогики индивидуальностей человека.
- Концепция педагогики индивидуальности О.С.Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как цели развития школьника.
- интеллектуальной;
- мотивационной;
- эмоциональной;
- волевой;
- саморегуляции;
- предметно-практической;
- экзистенциональной.
- В федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.. .творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ проектов.. .создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений.»
В связи с этим возникает необходимость развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации;
- целеполаганию;
- планированию деятельности;
- поиску нужной информации;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
- проведению исследований;
- оформлению проектной документации;
- презентации деятельности и её результатов;
- самоанализу и рефлексии.
После изучения раздела учащиеся должны знать:
- основы интервьюирования и способы обработки информации;
- этапы работы над проектом и его структуру;
- атрибутивный анализ;
- способы представления результатов;
- основы цветоведения и композиции.
При разработке программы предпринята попытка найти соответствие между формированием умений и навыков проектирования и развитием сфер индивидуальности. Это соответствие может быть представлено схематично.
Тематическое планирование блока по формированию умений и навыков проектирования.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сфера индиви дуально сти | Умения и навыки проектирования | Формы | ||
Всего | Тео- ре- тич. | Прак тич. | |||||
1 | Вводный урок | 1 | 0,5 | 0,5 | лекционно практическое | ||
2 | Мотивация обучения, учимся выявлять проблему. | 1 | 0,5 | 0,5 | мотива ционная | проблема- тизация | лекционно практическое |
3 | Интервьюирование, определение потребностей. | 2 | 1 | 1 | интеллек туальная, коммуни кабельная | проблема- тизация | лекционно практическое |
4 | Формулировка задачи и постановка цели проекта | 1 | 0,5 | 0,5 | интеллек туальная | целепола- гание | лекционно практическое |
5 | Звездочка изделия, диаграмма паучок | 2 | 1 | 1 | предмет но- практиче ская | планиро вание | лекционно практическое |
6 | Составление перечня критериев изделия | 1 | 0,5 | 0,5 | интеллек туальная | проблема- тизация | лекционно практическое |
7 | Выработка идей | 2 | 1 | 1 | интеллек туальная | проблема- тизация и мотивация | лекционно практическое |
8 | Способы передачи идей | 4 | 1 | 3 | предмет но- практиче ская | планиро вание, проблема- тизация | лекционно практическое |
9 | Эстетика и стиль изделия | 4 | 2 | 2 | предмет но- практическая, интеллекту- альная | проблема- тизация | лекционно практическое |
10 | Учимся планировать работу | 2 | 1 | 1 | предмет но- практическая, интеллекту- альная | планиро вание, проблема- тизация | лекционно практическое |
11 | Мои способности и проект | 1 | 0,5 | 0,5 | предмет но- практиче ская | компе- тентност- ные | лекционно практическое |
12 | Коммуникативные умения и навыки | 2 | 1 | 1 | экзистен- циональ- ная | коммуни кативная | лекционно практическое |
13 | Оформление документации проекта | 3 | 1 | 2 | предмет но- практиче ская | проблема- тизация, целепола- гание, планиро вание | лекционно практическое |
14 | Мои чувства и эмоции. Презентация | 2 | 1 | 1 | эмоцио нальная | презента ционные | лекционно практическое |
15 | Рефлексия. Управление собой. | 1 | 0,5 | 0,5 | сфера саморегуляции | рефлек сивные | лекционно практическое |
16 | Работа над проектом | 5 | 5 | предмет но- практиче ская | практическое применение компетентности | Практическое | |
17 | Обобщающий урок. Резерв 1 час | 2 | 2 | эмоцио нальная, предмет но- практиче ская | практическое применение компетентности |
Методическую основу блока составляют следующие методы обучения:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- групповая дискуссия;
- беседа;
- анализ конкретных ситуаций;
- создание проблемных ситуаций;
- мини - опрос;
- элементы наблюдения, самонаблюдения;
- ролевые игры;
- тестирование и другие диагностические процедуры;
- элементы социально-психологического тренинга;
- выполнение мини-проекта;
- рефлексивный анализ и самооценка.
Содержание блока
Тема 1.
Цели: активизировать творческое мышление; развивать воображение, ассоциативное мышление.
Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Для тренировки ассоциативного мышления предлагаются задания на поиск ассоциаций и аналогий.
Тема 2.
Цели: формировать положительную мотивацию обучения, обучать навыкам проблематизации.
Необходимо обеспечить заинтересованность студентов над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Фокус проекта.
Упражнения на мотивацию учения.
Тема 3.
Цели: научить проводить интервью и обрабатывать результаты опроса; научить выявлять разные потребности.
Определение потенциальных потребителей будущих изделий, разработка алгоритма интервьюирования; способы обработки результатов в таблицах и диаграммах; потребность, желание, иерархия потребностей.
Упражнения на выявление потребностей.
Тема 4.
Цели: научить выдвигать конкретные цели и задачи проекта.
Целенаправленность; целеустремленность; краткая формулировка задачи; «лестница успеха»; инструкция по работе с работе с одноминутными целями.
Упражнения по формулировке целей и задач.
Тема 5.
Цели: научиться планировать проведение исследования при проектировании и изготовлении изделия.
Материалы; их свойства; методы изготовления; инструменты; факторы, влияющие на выполнение проекта; «звездочка изделия»; диаграмма паучок.
Упражнения в планировании действий.
Тема 6.
Цели: научиться составлять краткий и полный перечень дизайн-критериев для изделия.
Критерии: технологические, экономические, эстетические, социальные, экологические.
Упражнения в составлении разных критериев.
Тема 7.
Цели: развивать творческое и креативное решение. Мозговой штурм, метод ассоциаций и аналогий, творческое воображение, анализ, синтез.
Упражнения на выработку разных идей.
Тема 8.
Цели: способствовать формированию навыков поиска информации и способов передачи этой информации графическими способами.
Упражнение в определении, написании шрифтов, создание образа животного на основе букв разных шрифтов; в использовании графиков и шрифтов; эскизы изделий; трехмерные эскизы в косоугольной, изометрической проекции; с использованием перспективы из 1 и 2 точек.
Упражнения в использовании штриховки и растушёвки для придания изображениям вида объекта, гармония и масштаб.
Тема 9.
Цели: научить определять стили изделия и работать над дизайном изделия. Понятия стиля и дизайна. Виды стилей. Дизайн в изделиях. Соединение понятий стиля и дизайна. Цветоведение, композиции.
Упражнения в определении стилей, дизайнерской идеи, фиксации ощущений в оценке изделия.
Тема 10.
Цели: развивать умения планировать свою деятельность, распределять свои дела. Инструкционная карта. План работы. Гибкость мышления.
Упражнения в планировании своей деятельности, тест на сообразительность и гибкость мышления. Упражнения в группах на планирование.
Тема 11.
Цели: формировать умения на практике применять свои способности. Способности, коммуникативные умения, виды способностей.
Самостоятельная работа в работе с анкетами «Мои способности» и «Способности и проект»; применение способностей и умений в ирреальной ситуации.
Тема 12.
Цели: формировать и развивать коммуникативные навыки, развивать способности уважения, справедливости, ответственности.
Экзистенциальная сфера; коммуникабельность; межличностные отношения, сотрудничество.
Упражнения на формирование способности к суждениям на основе справедливости, самооценки.
Тема 13.
Цели: начинать правильно оформлять документацию проекта.
Упражнения в оформлении титульного листа и всех этапов проекта.
Тема 14.
Цели: учить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие; развивать презентационные умения.
Эмоции, виды эмоций; речь, требования к защитной речи.
Упражнения: мини-опрос, «Мои чувства и эмоции» в самооценке своих действий; выполнение мини-проекта «Сказка на новый лад»; презентация мини-проекта «Барометр настроения».
Тема 15.
Цели: формировать навыки саморегуляции, развивать рефлексивнооценочные умения.
Сфера саморегуляции, рефлексия.
Упражнения: «Внутренний луч», «Шесть «Я», «Подводные камни проекта», «Лист обратной связи».
Тема 16.
Цели: проверить знания и умения, сформированные в ходе занятий по выполнению проекта.
Самостоятельная работа студентов по выполнению проекта на предложенную тему.
Тема 17.
Цели: определить значимость занятий для осуществления работы над проектами.
Упражнения: «Составление диагностической карты успешности в проектной деятельности», обсуждение мнений студентов о занятиях, «Корзина чувств», «Ладошка».
Методический материал для уроков.
Тема 1.
Упражнение 1. Ассоциация слова «проект».
На доске (или на плакате) написано слово «Проект». Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Какие ассоциации у вас возникают, когда произносят слово «Проект»? Все ответы фиксируются и обсуждаются.
Упражнение 2. Работа в группах.
Класс разбивается на группы, каждой из которых предлагается слово из группы слов, необходимых в контексте проектной деятельности: «Исследование», «Творчество», «Информация», «Презентация» и т.д.
За 3-5 минут группа собирает и фиксирует на бумаге не менее 10 ассоциаций к слову. Затем организуется совместное обсуждение, анализ и сравнение предложенных ассоциаций. Поощряются самые образные и яркие, неожиданные, нестандартные ассоциации.
Комментарий: оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.
Упражнение 3. Работа в группах.
Группам предлагается установить ассоциативный переход между понятиями:
- «проект» и «счастье»
- «цель» и «порядок»
- «дерево» и «мяч»
- «гипотеза» и «весна»
- «небо» и «чай» и др.
Комментарий: учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в 4-5 шагов. Например, небо-земля, земля-вода, вода-пить, пить-чай.
Упражнение 4. Задание.
Дано слово «периодичность».
Опишите явления, которые отражают периодичность в разных областях: в природе, науке, технике, искусстве, обществе и др.
Действуйте по принципу поиска аналогий.
Например, в курсе химии рассматривается зависимость свойств элементов от периодической повторяемости строения наружного электронного уровня атомов. Поэтому свойства элементов также периодически повторяются.
Возможные ответы:
- в природе - смена времен года;
- в физике - колебательные движения маятника;
- в биологии - ритмичные сокращения сердечной мышцы;
- в географии - смена рельефа в течение миллионов лет;
- в технике - ритмичная работа механизмов (швейной машины); Класс слушает каждого выступающего и аплодирует, если аналогия нравится.
Рефлексия.
Все обучающиеся получают три вида карточек:
- точка означает, что задания понятны и интересны, трудностей не вызывают;
- вопросительный знак означает, что обучающийся испытывает затруднения в ходе занятия;
- восклицательный знак означает, что задание вызывает интерес и желание повторить такую работу еще раз.
Карточки прикрепляются на доску или лист ватмана. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные и наиболее понятные всем задания.
Тема 2.
Упражнение 1. Работа в группах.
Мини- проект «Сотовый телефон».
Руководитель формулирует проблему «За последние годы сотовый телефон из игрушки и мерила богатства превратился в обычный рабочий инструмент, каким он и должен быть. Сотовыми пользуются почти все, и звонок сотового телефона можно услышать сегодня где угодно. А так ли безопасен сотовый телефон, как мы думаем? Пользователи признают, что он:
- создаёт электромагнитные излучения, причиняющие вред здоровью;
- создаёт радиопомехи различным радиоэлектронным устройствам;
- отвлекает учащихся во время уроков;
- является причиной ДТП из-за невнимательности водителей и пешеходов;
- вызывает раздражение у окружающих в общественных местах и т.д..
Проблема: нужен ли нам сотовый телефон, и если нужен, то какой?».
Ученики получают листы «Проблемное поле проекта», обсуждают
данную проблему в группах, рассматривают её под разными углами зрения, выделяют проблемы, ищут пути и способы их решения.
Моя проблема.
При выполнении проекта могут возникнуть препятствия. Одно из них- личные проблемы.
Ученикам предлагают вырезать из бумаги образ той проблемы, которая им мешает (это может быть конкретный предмет или абстрактный образ).
По желанию они выступают, демонстрируют свои проблемы, предлагают пути их решения. На данном этапе важно создать благоприятный эмоциональный настрой.
Тема 3.
Упражнение 1. Как проводить интервью.
Работа в группах.
Вы должны подумать, о чём вы будете спрашивать выбранного человека. Рекомендуем примерный порядок действий:
- В первую очередь разбейтесь на группы. Составьте список вопросов.
- Начните с простых вопросов. Используйте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Такие вопросы называются закрытыми, с их помощью вы получаете факты. Это следующие вопросы: «Хотели бы вы иметь дома изделия народных промыслов?», «Вам приятно было бы получить подарок, изготовленный вашим сыном, дочерью, внуками?» и т.д.
- Открытые вопросы задают для того, чтобы узнать мнение людей. Они могут быть сформулированы следующим образом: «Что бы вы хотели приобрести из изделий народных промыслов?» и т.д.
- Сравните перечень Ваших вопросов с вопросами, составленными учащимися других групп.
5.Задайте друг другу составленные вопросы в процессе рулевой игры.
Упражнение 2. Определение потребностей людей.
У каждого есть потребности. Потребность - это нехватка чего-либо в соответствии с культурным уровнем человека. Потребности отличаются от желаний. Желание - это стремление удовлетворять потребность. Например,» у меня может быть большое желание посмотреть телевизор, но мне надо делать домашнее задание. Я могу хотеть съесть кусочек торта, но это не соответствует моей потребности похудеть». Потребности людей могут быть интеллектуальными, эмоциональными, физиологическими, эмоциональными и др.
Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.
- Внимательно рассмотрите каждую картинку.
- Впишите в графы таблицы названия нескольких изделий, изображенных на картинках, которые удовлетворяют те или иные потребности человека.
- Запишите в графах таблицы, какие именно потребности людей, по Вашему мнению, удовлетворяются с помощью этих изделий.
- Сравните Ваши результаты результатами соседа по парте.
Изделие | Потребности | |||
физиологические | интеллектуальные | эмоциональные | социальные |
1 | ||||
2 |
Упражнение 3
Потребности человека, находящегося на более низком уровне, должны быть удовлетворены в первую очередь, т.к. именно они выступают основой для возникновения потребностей более высокого уровня. Рассмотрите следующие изделия и решите, какого уровня потребности они могут удовлетворять:
- защитные очки;
- кухонный нож;
- фотоаппарат;
- картина;
- изделия, выполненные в технике батик, чеканка, резьба по дереву и т.д.
Рефлексия. Отметьте упражнение, которое вызвало у Вас наибольшее затруднение.
Тема 4
Упражнение 1.
Все изделия спроектированы и изготовлены для удовлетворения конкретных потребностей людей. Обычно перед дизайнером ставят задачу, указывая, что необходимо спроектировать и для кого. Например: «Разработать и изготовить обучающую игрушку (игру) для ребёнка 4 - 5 лет».
.Этапы работы
Посмотрите на рисунки и подумайте, какая задача была поставлена перед дизайнером по отношению к каждому изделию.
Способы представления результата
Поясните для каждого изображения: «Разработать и изготовить (укажите, кто будет использовать это изделие)».
Упражнение 2. Краткая формулировка задачи.
Работа в группах.
Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.
- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
- Посмотрите на предложенные рисунки. В каждом случае у людей существуют потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью различных изделий.
- Для каждой картинки сформулируйте закрытую и открытую формулировки задачи (открытая может звучать следующим образом «разработать и изготовить устройство для уборки комнаты; закрытая- указывает на то, какое изделие необходимо спроектировать и изготовить».
- Каждая группа должна представить свои результаты.
Способ представления результатов.
Используйте следующую последовательность:
- какова потребность, которую следует удовлетворить;
- какую функцию должно выполнять изделие;
- кто будет использовать изделие.
Тема 5.
Упражнение 1. Диаграмма «Паучок».
Работа в группах.
Различные люди по разному оценивают качество того или иного изделия. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму «Паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме.
Этапы работы
Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.
- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
- Каждая группа получит какое-то изделие и незаполненную диаграмму «Паучок».
Цена Внешний вид Удобство
Размер материал экономичность
- Учащиеся каждой группы должны определить 6-8 параметров, важных для анализа данного изделия.
- Запишите параметры, придуманные Вашей группой, на диаграмме.
- Затем каждый воспользуется изделием.
- Все самостоятельно отметят свои выводы на диаграмме и каждый соединит свои точки диаграммы карандашом определённого цвета.
- Получилась паутина. Обсудите сходства и различия в оценке членов группы. Каковы причины разницы?
- Есть ли совпадения в оценке? Видна ли закономерность? Есть ли у вас предложения по усовершенствования изделия?
Тема 6.
Упражнение 1. Составление краткого перечня критериев работы в группах.
Краткая формулировка задачи - это своего рода указание «разработать и изготовить что-то для чего-то». Обычно требуется большое количество информации, чтобы не потратить много времени, разрабатывая изделие, не соответствующее потребностям заказчика. Перечень критериев представляет более детальные требования к изделию. Например:
- Какие функции должно выполнять изделие;
- Как изделие должно выглядеть;
- Сведения о размерах;
- Какие материалы и отделка могут быть использованы;
- Требования со стороны законодательства и др.
Этапы работы:
- Разбейтесь на группы по три-четыре человека.
- Рассмотрите выданный рисунок.
- Обсудите в группах, какие критерии могли быть даны для того, чтобы разработать изделия, представленные на рисунках.
- Сравните ваши результаты с результатами других групп.
Упражнение 2. Составление полного перечня критериев. Работы в группах. Полный перечень критериев включает в себя:
- Перечень функций изделия (для чего предназначено);
- Внешний вид изделия;
- Специальные пожелания по использованию;
- Юридические и природоохранные требования;
Этапы работы:
Контейнер для канцелярских принадлежностей
Внимательно посмотрите на изделие. Обсудите с членами вашей группы, каково может быть содержание полного перечня критериев для него. Ответьте на следующие вопросы.
- Что это за изделие?
- Каковы его функции?
- Кто это будет использовать?
- Кто может его купить?
- Это изделие единичное, мелкой партии или массового производства?
- Прокомментируйте размеры изделия.
- Из каких материалов сделано?
- Определите метод изготовления.
- Опишите внешний вид.
- Определите вид и стиль отделки.
- Прокомментируйте, насколько безопасно оно для здоровья.
- Прокомментируйте вопросы, непосредственно связанные с охраной окружающей среды.
- Какие еще требования вы можете назвать?
Упражнение 3. Исследовательские навыки.
При проектировании и изготовлении изделия нужно провести исследования. Чтобы принять обоснованное решение, надо выяснить:
- Как подобная проблема была решена другими;
- Какие материалы могут быть использованы;
- Какие методы изготовления могут быть применены;
- Какие человеческие факторы необходимо учитывать;
- Как получить нужную информацию (анализ изделия, опрос, каталоги, Интернет).
Тема 7
Упражнение 1. «Нелогичные связи»
Каждый дизайнер иногда не может придумать оригинальные идеи. Чтобы разблокировать творческий потенциал, профессиональные дизайнеры используют разные методы. Это упражнение поможет вам выработать идею с помощью необычных ассоциаций.
Этапы работы:
Первый метод. Изделия, изготовленные применительно к одной ситуации, используются для создания новых изделий в другой ситуации.
Упражнение 2. Атрибутивный анализ.
Атрибутивный анализ - один из способов получения новых идей для усовершенствования изделий.
Этапы работы:
- Разбейтесь на группы по три - четыре человека.
- Возьмите на выбор любое изделие.
- Начертите таблицу из 5-7 столбцов для характеристики изделия.
Например, атрибутивный анализ печенья
Вкус | Структура | Размер | Форма | Стоимость |
Сладкий Кислый | Ломкая Пористая | Большой Средний | Круглая Квадратная | Высокая Средняя |
4. В процессе мозгового штурма заполните таблицу со своими собственными определениями.
- Пунктиром проведите соединительные линии между колонками, предлагая варианты новых изделий, например, печенье: острое - ломкое - маленькое - фигурное - смешное - ...
Упражнение 3. Анализ пользователя.
Использование изделия
- Возьмите изделие повседневного пользования, например, ручку, ножницы, кружку, расческу и т.д.
- Воспользуйтесь выбранным изделием, подумайте, насколько хорошо оно выполняет свои функции и насколько им удобно пользоваться.
Способы представления результата.
Ответьте на вопросы: «Что это за изделие?», «Каково его назначение?». Заполните таблицу «Оценка изделия» по пятибалльной системе.
Параметры | Оценка | Комментарии |
Выполняет ли изделие свои функции? | ||
Удобно ли им пользоваться? | ||
Качественно ли оно сделано? | ||
Хорошо ли оно выглядит? | ||
Хотели бы вы иметь такое изделие? |
Тема 8.
Шрифты подразделяются на антиквенные (с тоненькими засечками), брусковые (с толстыми засечками), гротески (без засечек), рукописные (написаны пером или кистью), объемные.
Каждый шрифт может иметь несколько начертаний: нормальное, узкое, широкое, светлое, жирное, полужирное, прямое, наклонное и курсивное.
Верхние выносные элементы
Нижние выносные элементы
Hiu. 23. Разнообразные шрифты
Этапы работы.
Выполните следующие задания.
- Найдите крупный шрифт. Выберите в нём одну заглавную букву, одну букву с выступающей верхней частью и букву с опускающейся нижней частью. Скопируйте их на бумагу и попрактикуйтесь в написании.
- Выберите 2 или 3 буквы. Найдите как можно больше вариантов написания этих букв, вырежьте и приклейте на лист бумаги.
- Некоторые буквы имеют свой «образ». Попробуйте найти и наклеить буквы, отражающие следующие противоположные качества: усложнённый- простой, естественный- механический, серьёзный- смешной, возбуждённый- уравновешенный.
- Иногда буквы сами являются составной частью дизайна. Найдите в журналах или газетах несколько таких примеров.
- Используйте шрифт как иллюстрацию; попробуйте создать образ какого-либо животного из зоопарка с помощью шрифта.
Упражнение 2. Графики и диаграммы.
Г рафики и диаграммы- это наглядный способ представления разнообразных данных.
14
12
10
8
6
4
2
0
1 с
2 с
3 с
4 с
5 с
Задание 1.
1. Найдите разнообразные графики и диаграммы в СМИ, Интернете.
2. Выберите по 2 лучших и худших, вырежьте и приклейте.
- Объясните, почему так сделали.
- Сравните ваши результаты с результатами других.
- Подумайте, какими еще способами вы могли бы представить эту информацию.
Задание 2.
Представьте информацию о том, как расходуют деньги некая семья, в виде круговой и столбчатой диаграмм:
- Коммунальные расходы- 35%,
- Питание- 30%,
- Одежда и обувь- 20%,
- Развлечения, отдых- 10%,
- Транспортные расходы- 5 %,
Этапы работы
Задание 1.
- Найдите как можно больше эскизов с изображением моделей одежды из старых журналов или газет.
- Вырежьте их и поместите на доску.
- Обсудите в группах, какое изображение наиболее удачно и почему. Задание 2.
- Разработайте модель костюма для местной хоккейной команды или для фигуристов и представьте её, используя не менее двух способов.
- Поставьте цель работать быстро, заполняя страницу эскизами идей.
- Оформите общий стенд с зарисовками идей в классе.
Профессиональные дизайнеры Иногда изменяют пропорции тела, Чтобы сделать его более элегантным
Вы можете использовать простые Скопируйте фигуру Схематично изобразите
геометрические формы для и нарисуйте на ней голову, руки и ноги
представления своих идей свою модель
Упражнение 4. Трёхмерные эскизы в косоугольной проекции.
Дизайнеру необходимо уметь быстро рисовать трехмерные изображения объектов, которые применяются в трех случаях:
- Для анализа имеющегося изделия, когда эскизы используются как «скальпель хирурга» для «познания» формы и структуры изделия.
- Для исследования своих собственных идей при разработке дизайн- проекта, где эскизы используются в процессе моделирования.
- Для представления ваших идей кому-либо.
В этом упражнении вы научитесь выполнять косоугольную проекцию, в которой вертикальные линии остаются вертикальными, а горизонтальные остаются горизонтальными или идут под углом 45градусов.
Этапы работы:
- Скопируйте представленные фигуры на лист бумаги.
- Нарисуйте линии, идущие от углов и краев фигур.
3.Соедините их, чтобы получить объемные изображения.
4.Придумайте свои фигуры и сделайте то же самое.
\
Упражнение 5. Трехмерные эскизы в изометрической проекции.
В изометрической проекции вертикальные линии остаются вертикальными, а горизонтальные проводятся под углом 30 °.
Этапы работы;
- Поместите изометрическую сетку под лист бумаги и скопируйте её.
- Нарисуйте в изометрической проекции дом традиционной формы.
- Нарисуйте буквы, состоящий из прямых линий (И, Х, Г, Н, Т, П, Ш,...) в изометрической проекции.
- Попробуйте сделать несколько эскизов объектов в изометрической проекции без использования изометрической сетки.
Упражнение 6. Трёхмерные эскизы с использованием перспективы из одной точки.
При использовании перспективы из одной точки вертикальные линии остаются вертикальными, а горизонтальные уходят от вас и сходятся в одной
точке на горизонте, которая называется точкой схождения. Помните, что горизонт и точка схождения всегда находятся на уровне глаз.
Этапы работы:
- Сделайте эскиз кабинета, используя эту технику. Постарайтесь включить в эскиз окна, двери, столы.
- Подберите из старых журналов или газет картинки с интерьерами, которые изображены с использованием перспективы из одной точки. Найдите эту точку.
- Изобразите ваши инициалы, используя перспективу из одной точки.
Упражнение 7. Трёхмерные эскизы с использованием перспективы из двух точек.
При использовании перспективы из двух точек, вертикальные линии остаются вертикальными, имеются две точки схождения, которые находятся на линии горизонта, а горизонтальные линии уходят от вас к одной из точек схождения.
Этапы работы:
Задание 1. Изобразите куб с высоты птичьего полета перспективой из двух точек.
- Нарисуйте горизонтальную линию, показывающую уровень глаз.
- Отметьте две точки схождения в противоположных сторонах.
- Нарисуйте грань куба, которая находится ближе всего к вам.
- Проведите пунктирные линии к точкам схождения.
- Нарисуйте 2 перпендикулярные грани куба.
- Соедините эти стороны с точками схождения, Затем дорисуйте куб.
Задание 2.
Нарисуйте 3 кирпича: один- с высоты «птичьего полета», второй- с «уровня улицы» и третий- как бы глядя «снизу вверх» («глазами насекомого»).
Упражнение 8. Изображение окружности с использованием перспективы из двух точек.
При изображении окружности в перспективе она превращается в эллипс, который имеет основную и малую оси.
Этапы работы:
Задание 1.
- Нарисуйте пунктиром осевую линию, проходящую через центр, она поможет сохранять изображение симметричным.
- Сначала нарисуйте верхний эллипс. Он более «сплюснут» по сравнению с самым нижним.
- Нарисуйте 2 вертикальные линии, представляющие стороны цилиндра.
- Нарисуйте самый нижний эллипс (основная ось параллельна оси верхнего эллипса).
- Нарисуйте весь цилиндр.
- Обведите контур толстой линией.
Задание 2.
- Нарисуйте параллелепипед в перспективе из двух точек.
- Найдите центр каждого квадрата с помощью диагонали. Затем проведите линию от центра квадрата к одной из точек схождения- это будет малая ось для обоих эллипсов.
- Впишите эллипсы в квадраты.
- Нарисуйте стороны цилиндра.
Упражнение 9. Изображение сложных объектов с использованием пер
спективы из двух точек.
Этапы работы.
- Найдите два объекта сложной формы.
- Выберите более простой объект. Решите, какой вид вы будете использовать для его изображения.
- Отметьте точки схождения как можно дальше друг от друга на горизонтальной линии.
- Нарисуйте несколько вспомогательных клеточек, в которые вы будете вписывать объект.
- Создайте образ объекта.
Упражнение 10. Использование штриховки и растушёвки для придания изображениям вида объектов, сделанных из разных материалов.
Если свет падает сверху вниз, то верхняя грань изделия является самой светлой, левая сторона более тёмной, а правая- самой тёмной. Штриховка на вертикальной поверхности проходит по направлению к точке схождения. Освещённость на блестящей поверхности можно показать с помощью ластика (блик). При штриховке используются пересечённые линии и линии для показа текстуры.
Стальной стержень
Этапы работы.
- Скопируйте куб, конус, цилиндр.
- Выполните рисунок параллелепипеда. Сделайте штриховку, используйте ластик, чтобы показать блик.
- Найдите простой объект повседневного использования. Нарисуйте его в перспективе из двух точек и нанесите штриховку.
Упражнение 11. Использование линий разной толщины для показа целостности объекта.
Толстые линии используются для показа внешних краев объекта, тонкие - когда они разделяют две видимые поверхности. Толщина линий уменьшается с учетом дальности элементов предмета к нам.
Этапы работы:
Изобразить геометрические объекты толстыми и тонкими линиями.
Тема 9.
Упражнение 1. Для каждой исторической эпохи характерен соответствующий стиль. Современные дизайнеры стремятся работать в разных стилях.
Этапы работы:
- Вырежьте предметы, изображенные в разных стилях.
- Рассмотрите их и разложите на группы в соответствии со стилями.
- Обсудите, что объединяет изделия одного стиля.
- Запишите ключевые характеристики каждого стиля.
- Сравните свои результаты с результатами других студентов. Упражнение 2. Гармония и масштаб.
- Нарисуйте по 4-5 геометрических фигур разных размеров и видов.
- Закрасьте все фигуры, используя очень контрастные цвета.
- Вырежьте их.
- Расположите фигуры на листе бумаги и передвигайте их до тех пор, пока не получится гармоничная сбалансированная композиция, которая вам понравится.
- Объясните, почему эта композиция вам хороша. Сравните с результатами других.
- Повторите это задание, используя цвета, которые на цветовом круге расположены ближе друг к другу.
Задание 2.
- Возьмите два однотипных объекта, один из которых выглядит привлекательно, а другой нет.
- Обсудите в группах хорошие и плохие характеристики объектов с точки зрения эстетики. Решите, что делает каждый объект привлекательным, а что непривлекательным.
Тема 10.
Упражнение 1. Тест на сообразительность и гибкость мышления.
Задача1. В течение полутора минут соединить непрерывной линией, состоящей из 4 отрезков, 9 точек.
Задача 2. В течение полутора минут разделить квадрат на 5 равновеликих фигур.
Тема 11.
Упражнение 1. Самостоятельная работа.
Анкета «Способности и проект».
Задание: укажи стрелками разной длины наиболее важные и менее значимые для выполнения твоего проекта способности.
Упражнение 2.
На этой же схеме стрелками другого цвета отметь способности, которые у тебя ярко выражены.
Упражнение 3.
Сделай вывод, какие умения тебе необходимо развивать для успешного выполнения проекта.
Тема 12.
Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми.
Упражнение 1. Самооценка «Умение работать в команде».
Письменно ответить на вопросы:
- Какими качествами необходимо обладать человеку для эффективного сотрудничества в команде?
- Какими из этих качеств обладаешь ты?
- Какие из качеств, необходимых для эффективного сотрудничества в
команде, в тебе недостаточно развиты?
- С какими людьми тебе не хотелось бы работать в одной команде?
- Отметь значком, какую работу ты бы охотнее выполнял в рамках
коллективного проекта.
- сбор информации;
- опрос мнений, интервьюирование, анкетирование;
- анализ собранного материала, систематизация данных;
- проведение эксперимента, исследования в рамках проекта;
- оформление проекта;
- редактирование, корректировка проекта;
- презентация проекта;
Тема 14.
Эмоции - особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции можно стимулировать опосредованно, косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности. Эмоциональная сфера формируется также в процессе общения.
Тема 15
Упражнение 1. «Внутренний луч»
Закройте глаза. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз. По пути своего движения он освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук тёплым ровным светом. По мере движения луча исчезает напряжение, «охлаждаются» глаза, ослабляются губы, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч приводит в порядок мысли и чувства, формирует внешность спокойного и освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью.
Скажите мысленно: «Я стал новым человеком! Я стал сильным, покойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо! У меня всё получится!»
Упражнение 2. «Шесть «Я»».
Человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я».
Американский психолог М. Розенберг выделяет 6 образов «Я». А каким ты представляешь себе своё «Я»?
Образ «Я» | Моё «Я» | Ассоциации |
«Настоящее Я»- каким человек видит себя в действительности в данный момент | ||
«Динамичное Я»- каким человек поставил себе целью стать. | ||
«Фантастическое Я»- каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов | ||
«Будущее Я»- каким, по мнению человека, он мог бы стать. | ||
«Идеальное Я»- каким приятно видеть себя | ||
«Изображаемое Я»- маска, которую человек выставляет напоказ, чтобы скрыть слабости «настоящего Я» |
Желающие зачитывают свои характеристики, проводится коллективное обсуждение.
Упражнение 3. «Подводные камни» проекта.
Работа в группах.
При выполнении проекта вы могли столкнуться с трудностями- «подводными камнями».
Укажите эти трудности. Обозначьте «камни», связанные с вашими личностными качествами, красным цветом, а «камни», зависящие от других людей, - синим.
Напишите на «парусе» проекта его удачные моменты.
Выводы:
- «Камни» какого цвета преобладают? Над чем следует поработать.
- Ваши предложения по разрушению «подводных камней».
Рефлексия. Лист обратной связи.
- Я мог бы больше узнать, если...
- Я мог бы активнее участвовать в работе, если...
- Пусть моё мнение будет толчком к тому, чтобы...
- Я испытал удовольствие от.
- Мне было не очень комфортно, когда...
Тема 17.
Упражнение 1. Составление диагностической карты успешности в проектной деятельности.
Поставь оценку каждому проектному умению в 5-ти балльной системе.
Умения | Умения | Шкала оценки уровня развития | ||||
проектирования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Проблематизация |
| |||||
Целеполагание |
| |||||
Планирование |
| |||||
Поисковые, исследовательские |
|
• могу достигать результатов совместной деятельности | ||||||
Коммуникативные |
| |||||
Презентационные |
| |||||
Рефлексивные |
|
Вывод: насколько ты изменился в процессе занятий по сравнению с тем, каким ты был раньше?
Упражнение 2. Заполни таблицу.
Тема занятия | Успех | Практическая значимость |
Рефлексия.
- Корзинка чувств. Предлагается каждому положить в «корзинку чувств» написанное им на листочке чувство, которое они испытывали на занятиях. Обсуждение.
- Обвести контур ладони, написать в нём свои Ф.И.О., а остальные пишут на листочках пожелания и приклеивают к ладошке.
Библиография
Атутов П.Р. Технология и современное образование: О содержании школьного курса "Технология" //М.:Педагогика, 1996.- №2
Бахтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. //Школьные технологии, 2001 .- №2
Быстров В.М. Проблемы инновационных процессов в школьном предмете "Технология" //Наука и школа - 1998 - №2 Выгодский Л.С. Педагогическая технология, - М.: 1926
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: 1995 Гузеев В.В. Метод проектов как технология четвертого поколения. //Школьные технологии, 2001.- №2
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: 1986
Дидактика технологического образования: Книга для учителя./Под ред. П.Р.
Атутова.- М.:ИОСО РАО, 1997
Евстигнеева О. Метод проектов- среда, в которой даже "неудачники" обретают силу и уверенность //Директор школы - 2003.- № 6
Елесин А.М. Роль и место проектов школьников в региональном компоненте образовательной области "Технология" //Развитие региональных систем образования .:методология, теория, практика.- Рязань, 1997
Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся //Школа и производство.- 1997.- №2
Килпатрик У. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе.- Л.: Брокгауз- Ефрон, 1925
Кругликова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999.- №6 Литова З.А. Творческие проекты в школе: В курсе " Технология"// Школа. - 2000.-№1
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании // Начальная школа плюс минус.- 2001.-№1
Леонтьев А.А. Научите человека фантазии...(Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии.-1998.-№5
Ломакина О.Е. Проектирование в образовании: необходимость и реальность. // Школьные технологии.-2003.-№4
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Изд.2.-М.:1992
Марченко А.В. О целях, задачах и особенностях реализации минимального содержания образовательной области "Технология" и особенностях профессиональной подготовки обучающихся// Школа и производство. -1999.-№5 Матяш Н.В. Творческая проектная деятельность как средство развития. обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании.// Предпринимательство и занятость юных.-2000.-№1
Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования// Педагогика. -2000.-№4
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Г рафф, 2003
Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов.// Школьные технологии.-2004.-№4 Приказ МО РФ №1236 от 19.05.98. Временные требования к образовательному минимуму содержания образовательной области "Технология"// Сборник нормативно-методических материалов по технологии.-М.: Вентана-Графф, 2002 Сергеев И.С. Как реализовать компонентный подход в обучении.// ПИОШ.- 2004.-№3
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом //Завуч. -2000.-№7 Технология. 7-11 кл.: практико-ориентированные проекты/ авт.-сост.
- П.Боровых - Волгоград: Учитель, 2009
Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ Авт.сост.
- Г.Щербакова.-Волгоград: Учитель, 2009
Хромов А. Опыт изучения технологии в начальной школе//Школа и производство.-1998.-№4
Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения// Школа 2000... Концепции, программы, технологии. Вып.2.-М.:1998
Приложение Диагностика:
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности учащихся зависит эффективность образования в целом.
Особое место эта проблема занимает в технологическом образовании школьников. Специфика образовательной области "Технология" позволяет педагогам успешно развивать познавательную активность учащихся, и особенно этому способствует метод проектов.
Критерии и показатели развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Компоненты и критерии | Показатели сформированности | Начало обучения | Конец 1 года обучения | Конец 2 года обучения |
Мотивационно- | Стремление к самообразова | 0 | 1 | 2 |
целевой | нию, социальному сотрудни- | |||
Положительная | честву | 0 | 1 | 2 |
мотивация по- | Стремление к получению | |||
знавательно- | информации | 1 | 1 | 3 |
трудовой дея- | из разных источников | 0 | 1 | 2 |
тельности | Посещение факультативов, | |||
Познаватель- | кружков | 1 | 1 | 3 |
ный интерес | Определение проблемы и | 0 | 1 | 3 |
Целеполагание | осознание ее актуальности | |||
Определение потребностей, | ||||
постановка целей и задач | ||||
деятельности | ||||
Средний балл | 0, 3 | 1 | 2, 5 | |
Когнитивный | Качество усвоения знаний, | 0 | 1 | 2 |
способность к их интеграции | ||||
Сформирован- | Уровень усвоения знаний, | 0 | 1 | 2 |
ность знаний и | умений, навыков | |||
умений | Умение научно обосновать | 0 | 1 | 2 |
деятельность | 0 | 1 | 2 | |
Стремление к профессио- | ||||
нальному самоопределению | ||||
0 | 1 | 2 |
Средний балл | ||||
Деятельностно- | Степень объективности в | 0 | 1 | 2 |
практический Самостоятель ность | реализации собственных возможностей Способность генерировать | 0 | 0 | 1 |
идеи и выдвигать гипотезы Полнота исследований и | 0 | 0 | 1 | |
Творческая | экспериментов Сложность и оригинальность | 0 | 1 | 2 |
деятельность | разработки Определение этапов техно- | 0 | 1 | 3 |
Коммуникатив- | логического процесса Речевой интеллект | 0 | 1 | 2 |
ность | Мини- маркетинговые ис- | 0 | 1 | 2 |
следования Работа в команде | 1 | 2 | 3 | |
Средний балл | 0, 1 | 1 | 2 | |
Эмоциональноволевой Отношение к | Инициативность | 1 | 1 | 3 |
деятельности | Ответственность | 0 | 1 | 2 |
Эмоциональное напряжение | 1 | 2 | 3 | |
и сопереживание Удовлетворенность деятель- | 0 | 1 | 2 | |
Воля | ностью | 0 | 2 | 3 |
Умение преодолевать психологические и познаватель- | 1 | 1 | 2 | |
ные барьеры | 0 | 1 | 2 | |
Самооценка | Толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям, | 0 | 1 | 2 |
советам, способность к са- | 1 | 2 | 3 | |
морегулированию и самоорганизации Анализ и оценка деятельности других | 1 | 2 | 3 | |
Средний балл | Самоанализ, самоконтроль, рефлексия своей деятельности с учетом поставленной | 0, 5 | 1, 3 | 2, 3 |
задачи и разработанных требований Готовность к профессиональному самоопределению |
Обработка результатов диагностики:
Шкала: 0- проявляется очень слабо
- недостаточно выражено
- проявляется всегда и достаточно выражено
- проявляется всегда и ярко выражено
- начало обучения
- конец первого года обучения
- конец второго года обучения
- мотивационно целевой
- когнитивный
- деятельностно - практический
- эмоционально-волевой
Флюгер
Подставка для
Канцелярских
Принадлежностей
О
Потолочный светильник для комнаты подростка
Высота
прописных
бука
высота
строчных
букв
А
Антиква
Гротеск
ПРОПИСНЫЕ
буквы Брусковый
а
и/С0/Ш6М6Ш О rJ 'и Ъj'yJ si Lii 'А
строчные
буквы
Нормальное
Узкое
Широкое
Светлое
Жирное
Наклонное
Курсивим
Прямое
□ | 1 | с |
■ | 2 | с |
□ | 3 | с |
□ | 4 | с |
■ | 5 | с |
□ | 1 | с |
■ | 2 | с |
□ | 3 | с |
□ | 4 | с |
■ | 5 | с |
а
Этапы работы: Задание 1.
Лингвистические
способности
Организаторские
способности
Способность утвердить себя
Технические
способности
Математические
способности
Учебные
способности
Творческие
способности
Спортивные
способности
Коммуникативные
способности
3
- 2
- 1
0,5
0
1
2
3
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...
Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...
Черчение и основы проектирования
В основу данной работы возложена идея развития творческих способностей личности. В 9-м классе...
Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс
Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....
Основы проектирования на уроках технологии в 5 классе
Статья для учителей технологии. Также имеется авторская разработка программы проведения кружка....
Занятие по дисциплине Основы проектирования БД на тему "Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области"
Тема занятия: Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области. Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям).Тип занятия: применение знаний и уме...
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа. Урок по изобразительному искусству для 8 класса. План-конспект и презентация....