Черчение и основы проектирования
элективный курс по технологии (9 класс) на тему
В основу данной работы возложена идея развития творческих способностей личности. В 9-м классе учащиеся уже знают и умеют выполнять основные технологические операции. Это – самый подходящий возраст для испытания своих сил в области проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherchenie_i_osnovy_proektirovaniya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная
школа №1»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
ЧЕРЧЕНИЕ И ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- класс
Элективный курс по технологии
Составил учитель технологии Тазетдинов Ш. Х.
Пояснительная записка
Настоящая программа представляет собой интегрированный курс
двух разделов образовательной области «Технология» – «Черчение» и
«Проект».
Программа рассчитана на 34 часа (12 часов – теория, 22 часа –
практика и выполнение проектов).
Необходимость разработки данной программы появилась по следующим причинам:
- трудность усвоения курса черчения в школе из-за отсутствия
реального интереса к нему,
- ограниченность области применения проектного метода обучения
в технологии из-за недостаточных знаний и умений по черчению.
Эта программа в какой-то мере позволяет решить проблемы в
изучении технологии, связанные с вышеуказанными причинами.
Во-первых опытными учителями уже доказано, что заинтересовать учащихся черчением можно при условии, если они убедятся в пригодности получаемых ими знаний и умений в решении конкретных проблем в повседневной жизни. Во-вторых, включая в программу несколько тем по черчению, которые в базовой программе рассмотрены только вскользь, мы расширим область применения проектного метода обучения. А это в свою очередь даст возможность учащимся чувствовать уверенность в себе и придумать новые графически выраженные творческие идеи.
- В основу данной работы возложена идея развития творческих способностей личности. В 9-м классе учащиеся уже знают и умеют выполнять основные технологические операции. Это – самый подходящий возраст для испытания своих сил в области проектирования.
Программа сориентирована на развитие таких личностных качеств
и способностей обучающихся, как:
- усидчивость;
- аккуратность;
- работоспособность;
- внимательность;
- стремление создать новое, полезное для себя и других.
При обучении данной программы предполагается сформировать
у школьников следующие знания, умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
- правила оформления чертежей;
- приемы работы чертежными инструментами;
- способы построения эскизов;
- основы проецирования;
- способы построения разверток, усеченных под разными углами
геометрических тел вращения;
- способы деления окружности на равные части;
- основные компоненты проектов.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать форму предмета по чертежу;
- сделать эскизы различных изделий, используя проекции и перспективы;
- построить развертки;
- выражать средствами графики свои идеи и намерения;
- построить орнаменты способом деления окружности на равные части;
- выполнять творческие проекты и защищать их перед другими.
Вышеперечисленные знания, умения и навыки учащихся, получаемые во время обучения по данной программе должны применяться во время выполнения проектов, тем самым развивая ценностные установки и творческие способности школьников, формируя мировоззрение и технико-технологическую картину мира.
Основные типы деятельности, которых будут осваивать ученики
и способы их обеспечения можно показать в форме таблицы:
Типы деятельности | Способы обеспечения |
Поисковый (исследовательский, проблемный) Коммуникативный (дискуссионный) Творческий | Поиск наилучших идей, решение возникающих при работе над про- ектами проблем Мозговой штурм, игра-КВН и т.д. Конкурсы «Автор лучшей идеи», «Лучший моделист» и т.д. |
Для учащихся курс завершается защитой двух проектов, которые
выполняются во время обучения. Темы проектов выбираются самостоятельно, учитывая интересы и уровень интеллектуального развития учащихся.
Тематический план
№ |
Тема | Теория (ч) | Практика (ч) |
I | Эскизы и проектирование | 6 | 11 |
1 | Создание эскизов в косоугольной проекции | 1 | |
2 | Пострение обьемных фигур с использованием косоугольной проекции | 1 | |
3 | Выбор и обоснование проекта | 1 | |
4 | Выдвижение идей, используя косоугольную проекцию | 1 | |
5 | Трехмерные эскизы в изометрической проекции | 1 | |
6 | Выбор наилучшей идеи и построение эскиза проектируемого объекта в изометрической проекции | 1 | |
7 | Выбор наилучшей идеи и построение эскиза проектируемого объекта в изометрической проекции | 1 | |
8 | Трехмерные эскизы с использованием перспективы из одной точки | 1 | |
9 | Выполнение эскиза проектируемого обьекта с использованием перспективы из одной точки | 1 | |
10 | Трехмерные эскизы с использованием перспективы из двух точек | 1 | |
11 | Выполнение эскиза проектируемого объекта с использованием перспективы из двух точек | 1 | |
12 | Изображение окружности с использованием перспективы из двух точек | 1 | |
13 | Выполнение эскизов цилиндра и конуса с использованием перспективы из двух точек | 1 | |
14 | Изображения сложных объектов | 1 | |
15 | Выполнение изображений сложных объектов | 1 | |
16 | Работа над проектами | 1 | |
17 | Защита проектных работ | 1 | |
II | Развертки геометрических тел вращения и выполнение проектов | 6 | 11 |
18 | Построение орнаментов способом деления окружности на равные части | 1 | |
19 | Развертка цилиндра | 1 | |
20 | Выбор и обоснование проекта | 1 | |
21 | Развертка усеченного цилиндра | 1 | |
22 | Выдвижение идей | 1 | |
23 | Выбор наилучшей идеи | 1 | |
24 | Развертка конуса | 1 | |
25 | Развертка усеченного конуса | 1 | |
26 | Работа над проектом | 3 | |
27 | Развертка шара | 1 | |
28 | Урок-игра КВН | 1 | |
29 | Работа над проектом | 1 | |
30 | Защита проекта | 1 | |
31 | Подведение итогов | 1 |
Использованная литература
1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод про-
ектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/
Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана Граф, 2003.
2. Сиденко А. Как стать автором педагогической разработки, про-
граммы, доклада на педсовете // Сельская школа. – 2005. – № 4.
3. Ельников Д.П. Развертки изделий из тонколистового металла //
Школа и производство. – 1999. – № 4.
4. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черче-
ние: Учебник. – М.: Просвещение, 1997.
5. Рузиев Э.И. Обучение геометрическим построениям // Школа и
производство. – 2001. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...
Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...
Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс
Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....
Занятие по дисциплине Основы проектирования БД на тему "Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области"
Тема занятия: Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области. Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям).Тип занятия: применение знаний и уме...
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Основы проектирования логотипа. Урок по изобразительному искусству для 8 класса. План-конспект и презентация....
Обучение школьников черчению и основам графики на уроках технологии
В статье представлен опыт работы обучения учащихся черчению и основам графики на уроках технического труда.Умение применять на практике знания основ черчения и графики позволяет обеспечить преем...
Программа основного общего образования «Архитектурное черчение с элементами проектирования и моделирования»
Данный курс предназначен для обучения учащихся, утвердившихся в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других профессий, требо...