Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий
статья по технологии на тему
«Декоративно-прикладное творчество как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»
Инвалидность у детей определяет существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональных навыков. Декоративно-прикладное творчество с использованием информационных технологий способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, освоению социального опыта, помогает включению в систему общественных отношений, формированию трудовые умений и навыков, достижению высокой самооценки, повышению жизненных мотиваций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
respublikanskoe_.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья
с использованием информационных технологий
Выполнил:
учитель технологии
МОБУ СОШ №35
г.Якутска РС (Я)
Рябченко Ирина Иннокентьевна
г. Якутск
2013г.
Оглавление:
1.Введение…………………………………………………
2.Теоретическая часть…………………………………….
3. Практическая часть…………………………………….
4. Заключение (выводы)………………………………….
Введение.
Процесс социализации детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей: психологов, философов, социологов, педагогов, социальных психологов и т. д., раскрывающих различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
Проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
Инвалидность у детей определяет существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении в будущем профессиональными навыками.
Социальная адаптация как врожденное качество не существует, она нуждается в постоянной тренировке.
Встреча ребенка с ограниченными возможностями с иным опытом помогает его эмоциональному и творческому развитию, повышает ощущение его собственной значимости и позволяет осознать себя равноправным и компетентным членом общества, способствует его социальной адаптации.
Актуальность темы исследования:
1.Самореализация, реабилитация и социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в программе основного общего образования.
2.Освоение декоративно-прикладного творчества с использованием информационных технологий.
Цель работы - рассмотрение проблем социализации детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества c применением информационных технологий.
Объект исследования – процесс социализации детей с ОВЗ.
Предмет исследования – процесс социализации детей с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества с применением информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение личности с позиций социализации.
2. Изучение механизмов социализации детей с ОВЗ.
3.Анализ роли средств декоративно-прикладного творчества в социализации детей с ОВЗ.
4. Рассмотрение специфики использования декоративно-прикладного творчества с применением информационных технологий в социализации детей с ОВЗ.
Декоративно-прикладное творчество, как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья
с использованием информационных технологий.
Общеобразовательная школа № 35 – школа реабилитации детей с ОВЗ. В данной школе обучаются ученики с проблемами здоровья, обучение проводится по общеобразовательной программе утвержденной Федеральными стандартами образования. Технология изучается в данной школе с 5-11 классы.
Проблемы при обучении детей с ОВЗ в данной школе по предмету технология:
1. В классах обучаются учащиеся с различными диагнозами ( ДЦП, поражение ЦНС, тугоухость и т.д ).
2.В период обострения болезни ребенок отсутствует длительное время, находясь на стационарном лечении.
3.Очень медленный темп работы и осваивание трудовых приемов и навыков.
По заболеваниям и психологическому состоянию мною были выделены основные группы:
- дети, страдающие соматическими и хроническими заболеваниями;
- дети, обладающие повышенным уровнем тревожности и агрессивности;
- дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.
Обратившись к новым стандартам образования и литературе связанной с психологией детей-инвалидов мною были поставлены дополнительные цели и задачи социализации детей на уроках технологии через призму декоративно-прикладного творчества и информационных технологий.
Использование ПК на уроке технологии:
1. Для повышения мотивации учащимся рассказывается о предстоящей работе с демонстрацией файлов с содержанием рисунков в ярких жизнеутверждающих красках.
2.Перед выполнением определенного вида работ дается задание - найти в социальных сетях тему исследования (каждый индивидуально).
3.Просмотр на ПК файлов каждого учащегося и обсуждение, какую тематику рисунков выбрать, как будет выполняться работа (индивидуально или совместно).
4.Работа с принтером – распечатка образцов рисунков.
Система отношений, развивающаяся в данном контексте, способствует высвобождению в ребенке творческих сил, которые порождают процесс изменения и личностного роста маленького человека. При этом то, что развивается в ребенке, уже было заложено в нем, а учитель помогает освободить то, что в ребенке уже существует. В этом процессе ребенок отвечает за себя и демонстрирует эту ответственность, управляя собственной деятельностью, что приводит к более позитивным результатам.
После переосмысления всей информации, которую я получила, начался совершенно другой этап работы приносящий положительный результат. Появился совершенно другой настрой, не просто на выполнение декоративных работ, а именно настрой на творчество.
Результат не заставил себя ждать!
Приведу пример:
Практическая часть: Фрагмент урока на тему: Аппликация, как вид декоративно-прикладного искусства в народном и современном творчестве.
На уроке была рассказана история возникновения и развития аппликации, как вида декоративного- прикладного творчества народов мира. И применение аппликации в современном мире.
Проведен инструктаж технологической последовательности выполнения аппликации. Далее была проведена самостоятельная практическая работа.
IV часть Самостоятельная работа
(применением ПК и принтера)
Последовательность выполнения работы:
- Выбрать в сетях интернета рисунок аппликации;
- Распечатать на принтере;
- Наметить в центре цветной бумаги основной квадрат с помощью линейки и карандаша;
- Наметить на изнаночной стороне бумаги и картона элементы аппликации с помощью трафарета и копировальной бумаги;
- Вырезать элементы аппликации по намеченному контуру;
- Наклеить элементы аппликации на квадратную основу.
Ученицы с 5-6 классов выбрали тему моря, каждая из девочек подобрала понравившейся ей рисунок. Первую работу мы выполнили в техники бумажной аппликации. Подбором цветной бумаги и картона занималась каждая по своему рисунку, а вот рамку для работы надо было подбирать уже самостоятельно. И тогда девочки стали обращаться ко мне, и я почувствовала их внутреннею заинтересованность в том, что они делают. В этих обсуждениях принимали участие все в классе. Решали, какой цвет подобрать, но право выбора все равно оставалось индивидуальным. Когда дети увидели результат, то уже с большим удовольствием взялись за следующий этап работы - тканевую ручную аппликацию. В подборе цвета уже не было сложностей, т.к. ориентировались уже на предварительно выполненную в бумажной технике аппликацию. В ходе новой работы сложность уже заключалась в освоении нового вида стежка.
К детям страдающим ДЦП, чтобы они не чувствовали свою оторванность от общей работы применялся индивидуальный подход в зависимости от степени сложности заболевания.
- А. ,ребенок, с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, у которого сложности с передвижениями, не работают пальцы правой руки, у левой руки - тремор. Часто плакала. Чтобы девочка не чувствовал свою оторванность от других детей, были предложены те же виды работ, только в другой, доступной данному ребенку технике. Когда все девочки учили вышивальные стежки на ткани, А. училась выполнять стежки в технике «сашико» по канве, по моей просьбе родители подобрали большую сапожную иглу, чтобы ребенок мог учиться заправлять нитку в иголку. Аппликацию с ней мы выполняли на швейной машине. Сейчас всегда заходит в класс с улыбкой.
- Э. , ребенок с нарушением моторики, поэтому все работы выполнялись ей на том же уровне, что и весь класс, с той только разницей, что работа менее сложная. Практически не было навыков работы с ножницами и иглой. Перед тем как приступить к вышивке много времени посвятили работе с ножницами и бумагой. Сама замечает свои успехи и радуется, каждой новой работе.
Ученицы старших классов, т.к у них программа уже направлена на расширения знаний по дизайну и декору начали выполнять работу, в технике коллажа, работая с бумагой и картона. С ними мы уже приступили к выполнению настенных панно. Рисунки и технику выполнения (трафарет, роспись красками) каждый выбирал индивидуально. Темы мы выбрали связанные с летом, т.к. зимой так хотелось наполнить красками свое творчество.
К Новогодним праздникам мы начали уже работу с бисером. Такая работа требует большой концентрации внимания. Дети с такими сложными диагнозами быстро переутомляются. Поэтому работа нами выбиралась небольшая по объему, с таким же индивидуальным правом выбора. Схему вышивки и цвета бисера каждый выбирал индивидуально на компьютере.
В данное время ученицы 9-11 классов выполняют вышивку крестом, работа тоже не большого объема и все принципы работы сохраняются - право выбора и индивидуальность.
Девочки 11 класса сами предложили соединить все работы вместе. Мы решили совместить вышивку с лоскутной техникой – пэчворк и сделать одну большую работу и назвать ее « Детство».
У нас уже выстраиваются новые планы. Мир декоративно-прикладного творчества с применением информационных технологий так велик, а фантазия детей безгранична.
Заключение.
Учащиеся стали проявляться интерес к тому, какие работы выполняются в других классах, других городах (посредством сети интернета). Старшеклассниц интересует, что делают младшие, а девочки 5-7 классов просят показывать им работы девочек 8-11 .
В классных коллективах тоже произошли изменения. Когда я рассказываю, какие работы в перспективе мы будем выполнять с девочками, с проблемами опорно-двигательного аппарата, остальные ученицы просят принести с файлами с видами работ.
Девочки стали делиться тем, чему бы они хотели научиться, берут дополнительную работу домой.
Хотелось бы еще сказать о том, что вместе с тем, как шла наша творческая работа, менялись и дети, и мое отношение к методам работы.
Проходят у нас уроки полного погружения в свою работу, интегрированные уроки с музыкальным сопровождением (игра на хомусе, пение, прослушивание классических и инструментальных произведений).
Дети сами удивились тому, что после таких уроков, можно уходить полностью отдохнувшими.
Результат: у детей повысился интерес к выполняемой работе, приобретены новые умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве с использованием ПК, овладели такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. Учащиеся стали более внимательными, усидчивыми, улучшилось качество выполняемой работы, проявляют инициативы при выборе объекта работы, находя новые идеи в сетях интернета. Произошли личностные изменения: на урок приходят с хорошим настроем, стали улыбаться, повысилась самооценка и уверенность в себе.
Считаю: декоративно-прикладное творчество и информационные технологии формируют личность человека, развивают его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задают правильные нравственные ориентиры и приобщат его к своей культурной - информационной среде;
-освоение детьми с ограниченными возможностями видов декоративно-прикладного творчества с использованием новых направлений информационной деятельности, углубляет и дополняет основное (базовое) образование, помогает самореализации, реабилитации, социальной и эмоционально адаптации, создает значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности.
Литература.
1.Никончук, А.С. - Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы -2005г.-№3
2.Фещенко Т.С. - Новые стандарты –новое качество работы учителей УЦ «Перспектива»2013г.
3.Алан Дж. Ландшафт детской души /Дж. Алан. - СПб.: Диалог, 1997г.
4.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997г.
5.Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений /
М.: Международная педагогическая академия, 1994г.
[Введите название организации]
[Год]
[Введите нние документа]
[Введите подзаголовок документа]
универс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".
Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...
Школа декоративно-прикладного творчества как средство взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.
В статье представлен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования....
Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.
Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Статья ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ....
Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников
Описание опыта...
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»
Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....
Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»
Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...