Школа декоративно-прикладного творчества как средство взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.
статья по теме
В статье представлен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школа декоративно-прикладного творчества как средство взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Районный центр
дополнительного образования» г. Няндома
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат. С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.
Наша общая задача, педагогов основного и дополнительного образования, лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом будем помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям.
Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:
- формирование единого воспитательного пространства;
- социализация личности;
- формирование духовно-нравственных качеств у школьников;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги дополнительного образования подходят к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное – осуществить на основе взаимных интересов реализацию совместной деятельности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу РЦДО пришлось многое переосмыслить и поменять. Таким образом, появилась новая общеразвивающая образовательная программа «Путешествие в мир творчества».
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетической направленности.
Цель программы – приобщение детей к миру искусства через различные виды творчества, знакомство с лепкой, оригами, народной тряпичной куклой и нетрадиционными техниками рисования.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Характерной особенностью программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного и изобразительного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться.
За учебный год ребенок знакомится с 4 видами творчества. Это дает ему возможность найти себя в одном из них и наиболее полно реализовать свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к искусству.
Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю) и включает в себя систему курсов:
- оригами (18 час.)
- лепка из пластилина и соленого теста (18 час.)
- нетрадиционные техники рисования (18 час.)
- народная тряпичная кукла (18 час.)
Программа апробирована в прошлом учебном году и уже дала свои результаты:
- увеличился охват учащихся начальных классов дополнительным образованием;
- 31% учащихся, закончивших данный курс, решили продолжить обучение в коллективах именно декоративно-прикладного творчества;
- возросла заинтересованность учителей начальных классов во взаимодействии ОУ и ОДОД (проще осуществлялся набор по данной программе в этом учебном году).
Введение ФГОС дает возможность школам перейти на более высокий уровень образования, но в условиях нашего города, области в целом, когда нет новых школ, с отдельными блоками дополнительного образования, где условия не соответствуют развитию внеурочной деятельности реализовать ФГОС в полной мере сложно, тут и может помочь организация дополнительного образования.
ОДОД может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
- возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
- высокое качество образования, т.к. организацией дополнительного образования занимаются профессионалы;
- материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
- возможности работы в социуме, социального творчества детей;
- организацию каникулярного времени детей;
- возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
И напоследок, стоит помнить, что без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся
Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Раз...
Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.
Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях.В последнее время ситуация меняется. В ряде ...
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности.
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельностиСахипгараева Г.Сг. ОктябрьскийПедагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс ф...
Доклад "Преемственность начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС. Математика"
Выступление на школьном методическом совете по преемственности....
Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС
Результат по этапного изучения технологий инклюзивного образования. Полезна учителям начинающим свою деятельность в этой области...