Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»
материал
Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.2 КБ |
![]() | 2.81 МБ |
![]() | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Доклад по теме самообразования:
«Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»
педагога дополнительного образования
Шляхиной Екатерины Николаевны
на 2020-2025г.
г.о. Люберцы
2023г.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы не учились, сколько бы не знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Пояснительная записка.
Новые социальные запросы определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с обучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Актуальность темы
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, дети не стремятся проявлять творчество. Я думаю, что мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решать эту задачу нужно начинать уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Этим я и занимаюсь на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества «Творческий калейдоскоп», создавая эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и стараясь обеспечить его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей.
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций педагога с целью достижения положительной динамики в развитии творческих способностей детей, через выполнение творческих работ в объединении.
Задачи:
- расширить и углубить свои знания в данной области;
- обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию творческих способностей детей;
- внедрить в практику педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развития творческих способностей учащихся;
- активизировать работу по развитию творческих способностей у детей, через выполнение творческих работ в объединении;
- разработать методические и дидактические материалы;
- совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования:
Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.
Срок реализации программы самообразования: с сентября 2020 года по май 2025 года
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
диагностический | 2020-2021 учебный год | Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие творческих способностей у старших дошкольников, средствами декоративно-прикладного творчества» |
прогностический | 2021 – 2022 учебный год | Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов. |
практический | 2022 – 2024 учебные года | Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса. |
обобщающий | 2024 – 2025 учебный год | Подведение итогов, оформление результатов работы по теме. |
внедренческий | дальнейшая педагогическая деятельность | Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.) |
Предполагаемый результат.
для педагога:
- повысить знания по данной теме;
- разработать дидактический материал по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам объединения декоративно-прикладного творчества «Творческий калейдоскоп»;
- создать методические рекомендации для родителей;
- обобщить опыт работы по исследуемой проблеме;
- создать и обеспечить постоянное действие персонального сайта;
- внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии: технологию разноуровневого обучения и ИКТ-технологии.
для обучающихся:
- повысить качество ЗУН;
- повысить творческую активность обучающихся.
Направления самообразования
Профессиональное:
- Знакомиться с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.
- Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.
- Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
- Пройти курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования.
- Пройти аттестацию на первую квалификационную категорию в 2023г.
- Проводить работу по изготовлению наглядного материала.
- Готовить обучающихся к участию в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
- Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
- Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители обучающихся).
- Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
- Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.
- Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
- Создать комплект дидактики по предмету (выкройки, шаблоны, схемы, технологические карты и т.д.).
- Создать пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
- Изучать современные психологические методики.
- Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога дополнительного образования.
Методическое:
- Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.
- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.
- Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.
- Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.
- Создать пакет сценариев занятий и мастер-классов.
- Создать собственный УМК по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе объединения декоративно-прикладного творчества «Творческий калейдоскоп».
- Создать собственный сайт.
- Участвовать в различных выставках и конкурсах.
- Размещать методические разработки в интернет-ресурсах.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
- Проведение открытых занятий с последующим анализом.
- Творческий отчёт, обобщение педагогического опыта.
- Результаты работы по теме самообразования разместить на собственном сайте.
План работы по самообразованию 2020 – 2025 г.
сроки | содержание деятельности | результат |
Сентябрь-декабрь 2020 г. | Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии, использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования Разработка собственной программы по самообразованию | Обобщение и систематизация знаний Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования |
2020-2021 уч.г. весь период | Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы | Составление картотеки информационных ресурсов |
сентябрь 2020г. | Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития | Обобщение и систематизация знаний |
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | ||
май 2020 | Внесение изменений в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы объединения декоративно-прикладного творчества «Творческий калейдоскоп». | Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности |
весь период | Разработка УМК к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам объединения декоративно-прикладного творчества «Творческий калейдоскоп». | Систематизация используемых материалов |
весь период | Разработка комплекта дидактического и демонстрационного материала к учебным занятиям по программам | Систематизация используемых материалов |
весь период | Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ | Систематизация используемых материалов |
весь период | Выбор диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся | Систематизация используемых материалов |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||
2021 – 2022 уч.г | Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс | Повышение качества дополнительного образования по программе, активизация творческой активности обучающихся |
апрель-май 2022 г. | Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, массовых мероприятий с обучающимися, дидактического материала, обобщения опыта работы | Распространение опыта работы |
январь 2023 | Отчёт по теме самообразования | Самоанализ деятельности |
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы | ||
2021 – 2022 уч.г | Проведение открытого мероприятия. | Распространение опыта работы |
2022 – 2023 уч.г | Проведение открытого занятия. | Распространение опыта работы |
Повышение профессиональной компетентности | ||
весь период | Участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования | Обмен опытом работы |
весь период | Обучение на методических семинарах педагогов дополнительного образования | Приобретение новых знаний |
весь период | Взаимопосещение занятий коллег | Обмен опытом работы |
декабрь 2022 | Прохождение курсов повышения квалификации | Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации |
апрель 2023г. | Аттестация на первую квалификационную категорию | Повышение профессиональной компетентности |
Работа с обучающимися | ||
весь период | Проведение учебных занятий с внедрением новых педагогических технологий | Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих конкурсах на всех уровнях |
весь период | Организация индивидуальной работы с обучающимися (конкурсы, обсуждение в группах, выбор материала) | Повышение результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества |
по плану | Организация выставок работ учащихся (онлайн, оффлайн) и досуга (праздники) | Повышение мотивации к учебной деятельности |
Оценка эффективности программы самообразования
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- достижение положительной динамики в развитии творческих способностей обучающихся;
- уровень ЗУН обучающихся;
- уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;
- степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других информационных источниках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учитель может учить других, пока учится сам.» А.С. Макаренко
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций педагога с целью достижения положительной динамики в развитии творческих способностей детей, через выполнение творческих работ в объединении.
Этапы Сроки Содержание деятельности диагностический 2020-2021 уч /год Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие творческих способностей у старших дошкольников, средствами декоративно-прикладного творчества» прогностический 2021 – 2022 уч /год Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов. практический 2022 – 2024 уч /года Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса. обобщающий 2024 – 2025 уч /год Подведение итогов, оформление результатов работы по теме. внедренческий дальнейшая педагогическая деятельность Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.) Основные этапы работы по теме самообразования:
Предполагаемый результат:
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы не учились, сколько бы не знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов. Н.А. Рубакин
Предварительный просмотр:
Текст к презентации.
- слайд: Название.
- слайд:
Новые социальные запросы определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.
- слайд:
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с обучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности.
Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
- слайд
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения: творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления.
Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, дети не стремятся проявлять творчество. Я думаю, что мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решать эту задачу нужно начинать уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Этим я и занимаюсь на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества «Творческий калейдоскоп».
- слайд:
Целью моего самообразования является расширение моих общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций с целью достижения положительной динамики в развитии творческих способностей детей, через выполнение творческих работ в объединении.
- слайд:
Задачи:
- расширить и углубить свои знания в данной области;
- обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию творческих способностей детей;
- внедрить в практику педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развития творческих способностей учащихся;
- активизировать работу по развитию творческих способностей у детей, через выполнение творческих работ в объединении;
- разработать методические и дидактические материалы;
- совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительных образовательных общеразвивающих программ.
- слайд:
Как источникам самообразования мною используется: методическая литература, онлайн семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, общение с коллегами и Интернет.
- слайд:
В интернете я чаще всего использую информацию из ВК, там очень много тематических групп по моему направлению. А последний моей находкой стал социальный интернет-сервис Pinterest, там, по моему мнению, можно найти всё что угодно: и мастер-классы, и шаблоны, и схемы.
- слайд:
Основные этапы работы по теме самообразования:
Первым этапом моей работы по теме самообразования стал диагностический этап, который проходил в 20-21 уч/году. На данном этапе я анализировала и изучала методическую литературу по теме самообразования.
Далее в 21-22 учебном году я перешла к прогностическому этапу, на котором я определяла цели и задачи работы по выбранной теме, разрабатывала систему работы, направленную на решение цели и задач, планировала и прогнозировала результаты.
В этом и следующем учебном году я нахожусь на практическом этапе. Я накапливаю материалы, отбираю и анализирую по данной теме, внедряю передовой практический опыт в практику своей деятельности. Формирую методический комплекс.
В 24-25 уч/году я перейду к обобщающему этапу, на котором буду подводить итоги и оформлять результаты работы по теме самообразования.
Далее в моей педагогической деятельности должен следовать внедренческий этап, который предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)
- слайд:
Предполагаемым результатом я хочу повысить свои знания по данной теме. Разработать дидактический материал по программам объединения «Творческий калейдоскоп». Создать методические рекомендации для родителей. Обобщить опыт работы по исследуемой проблеме. Создать и обеспечить постоянное действие персонального сайта и группы в ВК. И внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии: технологию разноуровневого обучения и ИКТ-технологии.
У своих обучающихся повысить качество ЗУН и творческую активность.
- слайд:
Направления самообразования.
В профессиональном направлении я познакомилась с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей и новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеобразовательными общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.
Изучала новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
В декабре 22 года прошла курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по теме: «Деятельность преподавателя изобразительного и декоративно-прикладного искусства».
В данный момент готовлюсь к аттестации на первую квалификационную категорию.
Изготавливаю наглядный материал.
Готовлю обучающихся к участию в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Посещала открытые уроки коллег и сама проводила в марте 2022 года открытое мероприятие «Маленькие принцессы», в текущем учебном году в канун нового года я провела открытое занятие. Периодически провожу самоанализ своей профессиональной деятельности.
Слушала доступные мне онлайн семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
Материалы с опытом своей работы я публикую на НС портале, туда я выкладывала разработки и конспекты уроков, также у моего объединения имеется группа в ВК, где я публикую работы обучающихся.
Я стараюсь внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
Создаю комплект дидактики по предмету (выкройки, шаблоны, схемы, технологические карты и т.д.). Так же я создаю пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий (конспекты занятий и мероприятий и презентации к ним).
По психолого-педагогическому направлению я стараюсь совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики и изучать современные психологические методики.
В методическом направлении я знакомилась с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения, на открытых занятиях, изучая опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса, через предметные издания и Интернет.
Как я говорила ранее, я стараюсь создать собственный УМК по программам.
Принимаю участие в различных выставках и конкурсах.
- Моя работа по теме самообразования еще не завершена и своё выступление я хочу закончить словами русского библиографа и книговеда Николая Александровича Рубакина: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы не учились, сколько бы не знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"
Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Учитывая важность проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И мы ...

Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.
Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....

Консультация для воспитателей «Кукольный театр как средство развития творческих способностей у детей»
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкол...

Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Перспективный план работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"....