Урок технологии в 5 классе "Конструирование фартука"
методическая разработка по технологии (5 класс)

Селина Елена Владимировна

В 5 классе дети учаться изготавлять швейные изделия для себя, самый простой вариант это - фартук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konstruirovanie_fartuka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

5 кл.

Тема урока «Конструирование фартука»

Цели урока:

I. 1) познакомить учащихся с классификацией одежды по назначению.

2) изучить  требования предъявляемые к одежде.

3) разобрать из каких деталей состоит фартук.

II.Формировать  умения классифицировать одежду по ее назначению и видам, а также конструкторские умения.

III. Формировать эстетический вкус и умение правильно выбирать вид одежды.

Одежда – это изделие (или несколько изделий) надеваемое человеком и несущее утилитарные и эстетические функции.

Актуализация знаний учащихся посредством беседы

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

Бытовая одежда предназначена для ношения в различных бытовых и общественных условиях. К бытовой одежде относятся:

Повседневная одежда – для повседневного ношения;

Торжественная одежда – для ношения в торжественных случаях;

Домашняя одежда – для работы и отдыха в домашних условиях;

Рабочая одежда  - для работы в бытовых условиях (вид домашней одежды);

Спортивная одежда – предназначена для занятия спортом.

 Национальная одежда – отражает специфику национальной культуры и быта народа.

Форменная одежда – одежда школьников, военных, и т.д.

Производственная одежда – предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей народного хозяйства. К производственной одежде относятся:

Специальная одежда – для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Изучение нового материала

Комплект одежды –это одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.

Ребята скажите пожалуйста комплект состоящий из фартука и головного убора к какой одежде относится?

(спецодежда – если его используют для ношения в производственных условиях;

рабочая одежда – если его надевают для выполнения работы в бытовых условиях).

Фартук (или передник) – широко распространённая и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времён до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетённые) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространённым видом одежды.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два фартука составляли юбку. В XVII в. фартук непременно украшал жён именитых горожан.

Традиционный русский фартук изготовляли из домотканой ткани в клетку,  с отделкой по краям и красными завязками.

Как и любая одежда спецодежда имеет эксплуатационные требования, которые заключаются в том, что эта одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению:

Нарядные для сервировки стола при обслуживании гостей;

Для кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используются спецодежда состоящая из фартука и головного убора (косынка или шапочка), которые шьются из хлопчатобумажной и льняной ткани – белой или светлых тонов, гладкокрашенной или с мелким рисунком;

Дополнением народного костюма;

Для уборки помещения – из более тёмной ткани.

Ребята, а где может ещё использоваться фартук, как спецодежда?

(в магазине у продавцов, у хирургов, сталеваров, кузнецов).

Но спецодежда должна быть не только удобной, но и иметь красивый вид т.е. эстетические требования. Поэтому при создании моделей как бытовой так и производственной одежды необходимо выбрать удобные  формы  её деталей, использовать красивые ткани и различную отделку (тесьма, ткань другого цвета, аппликация, вышивка,  кружева, шитьё).

Готовый фартук состоит из следующих деталей:

пояс, нижняя часть, карман, бретели, нагрудник.

Но фартук может быть и без бретелей т.е. крепится на брошке, и без нагрудника.

Чтобы вырезать изделие из ткани, нужно иметь образец каждой детали, выполненный из бумаги – выкройку.

Выкройку строят по чертежу согласно снятым с фигуры меркам.

Итак, чтобы изготовить швейное изделие что необходимо?

(мерки, чертёж, выкройку).

По выкройке из ткани вырезать детали кроя, из которых и изготавливают изделие.

Закрепление

А теперь давайте подведём итог, представьте назначение и виды одежды в виде схемы.  

Одежда

Бытовая                         Производственная                  Спортивная       Форменная

Повседневная                  Спецодежда

Нарядная

Домашняя

Рабочая

Домашнее задание: составить по 3 вопроса суждения и понятия по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока (урок технологии на тему: "Фартук на поясе с закругленными срезами" для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Конспект урока технологии  для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Разработка включает в себя конспект урока, иллюстрации к коррекционной игре, иллюстрации к технологической карте и др....

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...

Урок технологии "Изготовление фартука. Снятие мерок" ФГОС 5кл. (Методическое и дидактическое сопровождение урока)

Методическое и дидактическое сопровожение урока по технологии ФГОС, снятие мерок, 5 кл....

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"

Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...

Технологическая карта урока технологии "Варианты отделки фартука", 5 класс

Технологическая карта урока "Варианты отделки фартука"  по предмету технология ведения дома для обучающихся 5 класса.Тип урока:  повторительно-обобщающий урок, закрепление изученно...

Уроки технологии в 5 классе №33-34 - Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок.

План-конспект уроков технологии в 5 классе - Виды рарабочей одежды и требование к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок....