Урок технологии "Изготовление фартука. Снятие мерок" ФГОС 5кл. (Методическое и дидактическое сопровождение урока)
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Методическое и дидактическое сопровожение урока по технологии ФГОС, снятие мерок, 5 кл.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Описание работы»
- Название работы «Урок технологии ФГОС 5 класс. Изготовление фартука. Снятие мерок».
- Номинация: №9.
- Предмет (предметная область): технология.
- Участники: учитель технологии и учащиеся 5 класса.
- Цель: научить обучающихся снимать мерки для построения чертежа фартука, используя основные правила снятия мерок с фигуры человека.
Задачи:
- Вспомнить понятия лицевой и изнаночной стороны ткани, нитей основы и утка;
- Систематизировать знания, необходимые для изготовления фартука;
- Обобщить знания, необходимые для раскроя фартука;
- Расширить знания, необходимые для раскроя фартука;
- Проверить;
- Оценить.
Для учителя | Для ученика |
Дать возможность учащимся познакомиться с понятием «снятие мерок». | Узнать о правилах снятия мерок и научиться снимать мерки. |
Дать возможность научиться посредством тактильных и зрительных ощущений определять лицевую и изнаночную стороны ткани. | Развивать сравнительный анализ через тактильные и зрительные ощущения при работе с натуральными тканями растительного происхождения. |
Дать возможность самостоятельно, проанализировав как ведет себя материал при растяжении и сжатии обучающимся, определить нити основы и утка. | Определять лицевую и изнаночную стороны ткани, нити основы и утка, пользуясь инструкционными картами, основываясь на собственных практических исследованиях. |
- Аннотация: краткое описание работы. Представленная работа представляет собой конспект урока в 5 классе по технологии «Снятие мерок» (2 часа). Предлагаемые уроки были проведены: 24.12.2012г. – 5 «б» класс (2 часа), 24.12.2013г. – 5 «в» класс (2 часа) и 26.12.2013г. – 5 «а» класс (2 часа). Урок по ФГОС 2 поколения. К конспекту урока прилагаются ЭОР (раздаточный материал для индивидуальной, групповой работы в виде текстов для исследования, инструкционных карт и т.п.): 1. «Инструкция по определению нитей основы и утка в ткани»; 2. «Инструкционная карта по снятию мерок»; 3. Таблица№1 «Лист самоконтроля»; 4. Таблица№2 «Мерки для фартука»; 5. Текст для исследования «Из истории фартука». В ходе урока учителем используется ОЭР презентация Power Point «Изготовление фартука. Снятие мерок», прилагается к конспекту урока.
Ожидаемый результат урока:
Распознавание хлопчатобумажных и льняных тканей, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, нити основы и утка в ткани для раскроя, самостоятельно снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука.
Методы обучения:
- по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, работа с текстом, с инструкционной картой;
- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические, ИКТ;
- по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично поисковый и исследовательский.
Межпредметные связи: математика – расчет мерок, литература – выразительный рассказ, русский язык – правописание слов, дополнение высказываний 2 существительными, 2 прилагательными и 2 глаголами, характиеризующие свойства тканей, история – исследование истории возникновения фартука.
Метапредметные связи: 1)в задании «Аукцион знаний по материаловедению» обучающиеся не просто дополняют высказывания, чтобы описать хлопчато-бумажныные и льняные ткани, но эти свойства им необходимо выразить в форме существительных, прилагательных и глаголов, 2)используя навыки работы с текстом уметь найти ответ на поставленный вопро, 3)работа с сантиметровой лентой, определение мерок с ее помощью базируется на умении работать с математической линейкой для определения длины, 4) Заполнение таблицы по снятию мерок, используя запись в сокращенном виде по первым буквам в словах; 5) Расчет мерок полуобхватов, основывается на представлении «половина обхвата».
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальная работа,
- фронтальная форма познавательной деятельности,
- групповая форма организации познавательной деятельности,
- работа в парах.
Оборудование и ресурсы:
Ноутбук, экран, проектор, презентация Power Point, учебник, перечни свойств натуральных волокон растительного происхождения, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, рекомендации для учащихся по определению нитей основы и утка в ткани, текст «Из истории фартука», текст «Снятие мерок», таблицы «Мерки для фартука» и «Лист самоконтроля», образец «Полотняного переплетения», манекен.
- Автор: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии, высшей категории, Новгородская область, г.Старая Русса, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики» ( МАОУСОШ№ 8 с углубленным изучением математики г.Старая Русса Новгородской области).
Конспект урока:
Оргмомент (1мин.).
1.Самоопреденение к учебной деятельности (7 мин.).
Мне хотелось бы начать урок, а вы попробуйте ответить на вопрос слайд№2 презентация Power Point: «Что нам необходимо знать и уметь, чтобы изготовить фартук своими руками?»
Обучающиеся рассуждают и предлагают свои варианты. Правильность их ответов ищем на слайде№3:
- Модель
- Материалы и декоративная отделка
- Выкройка
- Инструменты (ручная игла, ножницы…) и оборудование (швейная машинка)
- Безопасные приемы труда: ручные работы и навыки работы на швейной машинке.
- Влажно-тепловая обработка (утюжка).
Вопрос2: Какие задачи на уроке мы с вами будем решать, если мы хотим попробовать изготовить фартук своими руками? (слайд№4):
- Вспомнить понятия лицевой и изнаночной стороны ткани, нитей основы и утка;
- Систематизировать знания, необходимые для изготовления фартука;
- Обобщить знания, необходимые для раскроя фартука;
- Расширить знания, необходимые для раскроя фартука;
- Проверить;
- Оценить.
Вопрос3: «Что мы уже знаем и умеем», чему мы сможем научиться, чтобы изготовить фартук своими руками?» (слайд №5) Изготовить швейное изделие:
- познакомились с натуральными тканями растительного происхождения, из которых предпочтительно шьют эти изделия.
- Знаем, как определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
- Знаем понятия нитей основы (долевых) и уточных нитей в ткани.
- Знаем, что кроить изделие необходимо вдоль нитей основы.
Слайд «Что еще нам необходимо узнать, чтобы мы смогли сделать выкройку и подготовить ткань к раскрою?»
- Научиться снимать мерки.
- Научиться конструировать, т.е. по этим меркам выполнить чертеж основы будущего фартука.
- Моделировать, т.е. вносить какие-то конструктивные изменения в чертеж основы фартука, чтобы получить нужную модель.
- Знать и применять безопасные приемы работы на швейной машине.
Мы выбрали модель, материалы и декор фартука. Необходима выкройка. Необходимо изготовить чертеж основы фартука. Вопрос: «Как вы думаете, что необходимо для этого знать и уметь?». Ответ: снимать мерки с фигуры человека (слайд№6). Попробуйте сформулировать цель урока. Ответ: научиться правильно снимать мерки для построения чертежа фартука.
Как вы думаете, чему может быть посвящен наш сегодняшний урок? (слайд №7) Тема: «Изготовление фартука. Снятие мерок».
2.Актуализация знаний (17 мин.).
Введение в тему.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Чему вы хотите научиться?
- Сегодня на уроке мы постараемся вывести основные правила снятия мерок с фигуры человека. В конце урока, если вы будете внимательны, то сможете легко самостоятельно снять мерки с соседки, а она с вас.
Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности как психологические, умственные, так и физические. Понятно каждому, чтобы изделие сидело на человеке хорошо и привлекало к нему внимание, оно должно быть изготовлено по его фигуре. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что кроить изделие необходимо вдоль нитей основы. Кто помнит, почему? (Ответ: Усадка изделия по нитям основы минимальна).
Каждая из вас сейчас сможет себя проверить. Как хорошо вы помните в каком направлении в ткани проходят нити основы (долевые) и нити утка (поперечные). Вам будет предложено каждой образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. 1 вариант будет выбирать только х/б ткани для своего будущего фартука, а 2 вариант – только льняные.
Задание1 (индивидуальное): используя 5 предложенных образцов распознать х/б и льняные ткани и записать на листочке, выданном с образцами, 1 варианту только х/б образцы, а 2 варианту – только льняные. (Слайд №8 и учебник [2, с.6-7].)
Задание2 (индивидуальное): определить лицевую и изнаночную стороны ткани, в каждом из образцов (один с кромкой, другой без кромки) и прикрепить портновской булавкой стрелку с направлением долевых нитей с изнаночной стороны. (Слайд №8) Обучающиеся проговаривают ТБ с колющими инструментами. ОЭР «Инструкция по определению нитей основы и утка в ткани». Т.о. вы попробуете себя в роли портнихи и подготовите ткань к раскрою. Время на задание 10-15 мин.
Выполнив задание, обучающийся подходит и сдает на стол учителю (физкультминутка).
Пока учитель проверяет пр. задание, обучающимся предлагается задание 3 (индивидуальное) по вариантам (2 вар.) дополнить высказывания со слайда №9: «Аукцион знаний по материаловедению» по вариантам описать х/б и льняную ткани (т.е. те ткани, из которых они будут изготавливать свои фартуки)
- «Эта ткань на ощупь какая?» – дополняем 2 прилагательными, (мягкая, пушистая, теплая… жесткая, гладкая, холодная)
- «Эта ткань обладает хорошими гигиеническими свойствами какими?» – дополняем 2 существительными (гигроскопичностью, воздухопроницаемостью).
- «Эта ткань хорошо ….»- дополняем 2 глаголами (стирается, сушится, утюжится). (Это задание на метапредметность)
Проверка правильности выполнения задания. Сначала по желанию предлагается ответить дополненными высказываниями, а после предлагается обучающимся проверка со слайда №10.
В таблице №1 «Лист самоконтроля» (ЭОР): в графах – «было трудно», «встречались затруднения» (что вызвало затруднения), «затруднений не было», «что хотелось бы узнать подробнее» обучающиеся вносят свои пометки после выполнения индивидуальных заданий (слайд №11).
3.Выявление места и причины затруднения (7 мин).
По окончанию работы с таблицей №1 «Лист самоконтроля» по распознаванию тканей, определению нитей основы, «Аукциону знаний» (слайд №11), обучающиеся обязательно проговаривают вслух каждая возникшие затруднения или их отсутствие: +знаю (нет затруднений); - не знаю (возникли затруднения)?; хочу узнать подробнее.
Учитель проговаривает отметки за распознавание тканей и определение долевой нити. Обучающимся снова предлагается высказаться о своих затруднениях.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (8 мин.).
На слайде №12 и в учебнике [2, с.184-185] вам представлены виды фартуков по покрою. Посмотрите внимательно на слайд, будет ли конструкция одних фартуков отличаться от других? (да). Следовательно, выкройки у них также будут отличны. Мне хотелось бы предложить вам поработать в группах (4чел.) и исследовать в группе текст и ответить на вопрос: «С какого века фартук стал относиться к рабочей одежде? (Какая группа справится быстрее, отвечает, а другие дополняют. Время- 5мин.). Слайд №13 и ОЭР «Из истории фартука».
Индивидуальное задание исследовательского характера: самостоятельно исследуйте материал «Снятие мерок» и сформулируйте основные правила по снятию мерок с фигуры человека. Слайд № 14, учебник [2, с.45-47], [2, с.64] и ОЭР «Снятие мерок».
Фронтальный опрос – по желанию – основные правила снятия мерок слайд №15 (3 мин.).
Вопрос1: назовите приспособление для снятия мерок (сантиметр).
Вопрос2: для чего необходимо зафиксировать талию при снятии мерок? (т.к. большинство мерок начинается с линии талии)
Вопрос3: что произойдет с меркой длины фартука, если человек, с которого ее снимают будет наклоняться вперед или вертеться (исказятся размеры).
Вопрос4: почему обхваты записывают в половинном размере?
5.Реализация построенного проекта и первичное закрепление (20 мин.).
А теперь мне бы хотелось, чтобы вы попробовали на практике закрепить знания, которые сами добыли и предлагаю вам ролевую игру в парах «Ателье». По очереди вы можете побывать в роли клиента, который хочет заказать пошив фартука, и в роли портнихи, которая в первую очередь будет снимать мерки с клиента. (Практическая работа – 15-20 мин. В помощь предлагаются таблица №2 «Мерки для фартука» и слайды №16, 17. В качестве текущего инструктажа учитель демонстрирует обучающимся правильные приемы снятия мерок на манекене.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10мин.).
Далее учащиеся продолжают выполнять пр. часть и выполняют уже каждый самостоятельно расчет и запись снятых мерок, с учетом того, что мерки длин записывают полностью, а обхватов – в половинном размере. Слайд № 17 и ЭОР Таблица №2 «Мерки для фартука». Обучающимся предлагается озвучить свои рассчитанные мерки по очереди и все вместе определяем правильность расчетов.
9. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.).
Вопрос: «Хочется предложить еще раз вспомнить и проговорить этапы подготовки ткани к раскрою»:
- Выбор ткани (х/б или льняную ткань выбираем). А в чем преимущества тканей натуральных растительного происхождения, от синтетических?
- Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
- Определение долевой нити.
Вопрос: «Что нам еще необходимо, чтобы изготовить выкройку фартука?»
- Снять мерки.
- Разработать конструкции – чертежа и выкройки фартука.
10.Рефлексия (слайд №18) (5 мин.).
1. Давайте в заключении поговорим о том, что нового вы сегодня узнали на уроке?
2. Чему новому научились?
3. В чем испытали основные затруднения, в какой помощи вы нуждаетесь?
4. Как вы можете оценить себя?
5. Чему будет посвящен будущий урок?
6.Д.з.: линейка закройщика и миллиметровая бумага (слайд №19).
Слайд №20 - спасибо за внимание.
Результативность урока с точки зрения достижения поставленной цели и задач: выбранная модель урока позволит добиться поставленной цели и задач, т.е. обучающиеся легко смогут распознать из предложенных 5 вариантов образцов тканей льняные и хлопчатобумажные. Также они определят лицевую и изнаночную стороны в тканях и нити основы, т.о. подготовят ткань к раскрою, научатся правильно снимать мерки для фартука.
Эффективность урока (удовлетворенность процессом и результатом учебной деятельности со стороны субъектов образовательного процесса, оптимальность временных затрат на решение поставленных задач и др.).
Выбранная модель урока позволит добиться эффективности, так как для обучающихся предлагаемая модель урока сможет обеспечить решение поставленных перед ними задач при правильных временных затратах на том или ином этапе урока в сочетании с разнообразием форм работы (групповой, в парах, индивидуальной, фронтальной), а также используя элементы поисковой и исследовательской деятельности. Для учителя предлагаемая модель позволит активизировать свои творческие качества. Использование ИКТ позволит повысить эффективность урока, так как обеспечит экономию времени, наглядность не только при объяснении, но и в поисково-исследовательской деятельности обучающихся, при проверке правильности выполнения заданий или решения проблемы.
«Библиографическое описание документа».
- Учебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек) под редакцией В.Д.Симоненко. Москва, издательский центр «Вентана-Графт», 2010.
- Учебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек) под редакцией Синица, В.Д.Симоненко. ФГОС, Москва, издательский центр «Вентана-Графт», 2012.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Текст для групповой исследовательской работы «Из истории фартука»
История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.
С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.
Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.
С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.
А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.
Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.
Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).
Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления ЛюдовикаXIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.
Фартук в народном костюме
Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.
Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.
Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта «Снятие мерок».
Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Измеряются мерки сантиметровой лентой
Правила снятия мерок:
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.
- Стоять надо прямо без напряжения.
- Одежда должна быть легкой.
- Талию предварительно опоясать шнурком.
- При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.
- Чертеж строится только на половину фигуры, так как вторая половина такая же.
- Мерки обхватов записывают в половинном размере и называют «полуобхват».
- Условно обозначают буквой «С» (половина от буквы «О»)
- Мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д».
Предварительный просмотр:
Инструкция для индивидуальной работы
«Определение нити основы и утка в ткани»
Признаки определения направления нитей основы и утка в ткани:
1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;
2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;
3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;
4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник для учителей: методические и дидактические разработки уроков французского языка с использованием Интернет
Объяснительная записка Сегодня мы можем утверждать, что Internet в корне изменил экономические и социальные условия во всем мире. Эти изменения не могут не затронуть нашу жизнь...
Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Энергия Солнца и окружающий мир" (10 класс).
Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...
Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Локальные компьютерные сети" (11 класс).
Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...
Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Классификация компьютеров" (10 класс).
Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть
Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.2 часть
Продолжение презентации....
Урок "Конструирование фартука. Снятие мерок"
Цели урока:Предметныенаучить правильному измерению фигуры человека;показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;Метапредметныеразвивать у школьников пространс...