Программа элективного курса "Информационная подготовка к выбору профессии"
элективный курс по технологии (8 класс) по теме
Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_informacionnaya_podgotovka_k_vyboru_professii._8_kl.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
«Утверждаю» "Согласовано" «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании МО
Протокол №_____
______________ _______________ _________________
«__»_______20__г. «__»_______20__г «__»_______20__г.
«Информационная подготовка
к выбору профессии»
Элективный курс для учащихся 8 классов.
Составлена
учителем технологии
высшей категории
МОУ «Акбулакская СОШ №1
Акбулакского района
Оренбургской области»
Антипиной В.М.
Акбулак 2011
Введение
Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство восьмиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.
Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.
Программа курса
«Информационная подготовка к выбору профессии»
Пояснительная записка
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
- способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
- научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
- типы образовательных учреждений;
- классификацию профессиональных образовательных программ;
- понятие «элективный курс»;
- виды и задачи элективных курсов;
- понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
- возможности приобретения профессии;
- возможные пути получения профессионального образования;
- возможности рынка образовательных услуг региона;
- особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса;
- различать формы обучения;
- определять типы образовательных учреждений;
- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).
Тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование тем | Кол-во ч. | Экскурсии |
Вводное занятие. | 1 | ||
Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика). | 1 | ||
Система образования в Российской Федерации. | 1 | ||
Многообразие мира профессий. (Интернет) | 2 | ||
Представление о себе и проблема выбора профессии. | 1 | ||
Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии. | 1 | ||
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). | 2 | ||
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | ||
Профессиональные пробы по профессиям «человек – человек» (торговое дело, работа с детьми). | 3 | ||
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 2 | ||
Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Акбулакского района) | 1 | ||
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника»(РЭС) | 3 | ||
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – природа». | 3 | ||
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ). | 2 | ||
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ» (ДДТ) | 3 | ||
Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений | 1 | ||
Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ПУ-51, АФОГУ) | 2 | ||
Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения) | 3 | ||
Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика) | 1 | ||
Итого: | 34 |
Содержание курса
1. Вводное занятие.
Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).
2. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика
и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.
Учащиеся должны знать:
- цель и задачи курса.
Учащиеся должны уметь:
- перечислять основные разделы программы курса;
- обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.
3. Система образования в Российской Федерации
Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.
Учащиеся должны знать:
- понятие «образовательное учреждение»;
- понятие «образовательная программа».
Учащиеся должны уметь:
- перечислять существующие формы обучения;
- объяснять особенности различных форм обучения;
- доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
- перечислять существующие типы образовательных учреждений;
- указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;
- приводить примеры образовательных учреждений различных типов;
- называть существующие виды образовательных программ;
- называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;
- приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.
4. Многообразие мира профессий
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Учащиеся должны знать:
- отрасли экономики;
- классификации профессий по целям труда;
- классификации профессий по предмету труда;
- классификации профессий по орудиям труда;
- классификации профессий по условиям труда;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;
- ориентироваться в мире профессий.
5. Представление о себе и проблема выбора профессии
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Учащиеся должны знать:
- факторы профессионального роста;
- правила выбора профессии;
- влияние физических возможностей организма на выбор профессии;
- влияние психических возможностей организма на выбор профессии.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень притязаний;
- разбираться в своих личных качествах;
- выбрать наиболее привлекательную профессию;
- сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о ней.
6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности приобретения профессии
Способы приобретения профессии:
- профессиональная подготовка;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
Возможные пути получения профессионального образования:
- школа – пу; школа – пу – суз; школа – пу – суз – вуз; школа – пу – суз – вуз – аспирантура;
- школа – суз; школа – суз – вуз; школа – суз – вуз – аспирантура;
- школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.
Учащиеся должны знать:
- понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
- возможности приобретения профессии;
- возможные пути получения профессионального образования.
Учащиеся должны уметь:
- находить оптимальные пути получения профессии.
7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Учащиеся должны знать:
- общее понятие о профессии;
- общее понятие о специальности;
- общее понятие о должности;
Учащиеся должны уметь:
- Составлять личный профессиональный план.
8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Учащиеся должны знать:
- диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.
Учащиеся должны уметь:
- определять индивидуальные интересы;
- определять профессиональные намерения;
- составлять карту интересов;
- работать с опросниками.
9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии.
Учащиеся должны знать:
- методики самооценки индивидуальных особенностей.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень самооценки.
11.Социальные проблемы труда («надо»)
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.
Учащиеся должны знать:
- понятие «квалификация»;
- понятие «специализация»;
- современные требования к труду;
- предметы и средства труда;
- условия труда.
Учащиеся должны уметь:
- определять цель труда и его результаты.
12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
14. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
15. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
16. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений
Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).
Учащиеся должны знать:
- понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».
Учащиеся должны уметь:
- перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;
- объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;
- объяснять назначение приложения к лицензии;
- различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.
17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования
Общеобразовательные учреждения района, области.
Учреждения профессиональной подготовки.
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Послевузовское образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
- особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)
Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.
Учащиеся должны знать:
- алгоритм продолжения образования;
- виды источников информации об образовательных учреждениях;
- структуру исследовательского проекта.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
- анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;
- определять характерные особенности образовательных учреждений;
- конструировать версии продолжения образования;
- составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;
- представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.
19. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)
Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.
Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.
Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.
Список литературы
Для учителя:
- Федеральный закон «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.
- Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. – СПб., 1993.
- Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.
- Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт –сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по обществознанию "Мой выбор - мое будущее" для 9 класса
В основе программы лежат нормативно – правовые акты Законодательного собрания Тверской области и Федеральные нормативные акты, с использованием методических м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»
На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...
Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)
Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...
Программа элективного курса "Информационная подготовка" 9 класс
Рабочая Программа к элективному курсу в 9 классах «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА»...
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...
Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов
Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...