Программа элективного курса "Информационная подготовка к выбору профессии"
элективный курс по технологии (8 класс) по теме

Антипина Валентина Михайловна

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.   Результатами  обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

 

«Утверждаю»                      "Согласовано"                «Рассмотрено»

Директор ОУ                    зам. директора по УВР        на заседании МО

                                                                                                                    Протокол №_____

______________                    _______________                                  _________________

«__»_______20__г.            «__»_______20__г                       «__»_______20__г.  

«Информационная подготовка

к выбору профессии»

Элективный курс для учащихся 8 классов.

Составлена

учителем технологии

высшей категории

МОУ «Акбулакская СОШ №1

Акбулакского района

Оренбургской области»

Антипиной В.М.

        Акбулак 2011

Введение

Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство восьмиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.   Результатами  обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.    

Программа курса

«Информационная подготовка к выбору  профессии»


Пояснительная записка

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  1. определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
  2. способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
  3. научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  1. понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
  2. типы образовательных учреждений;
  3. классификацию профессиональных образовательных программ;
  4. понятие «элективный курс»;
  5. виды и задачи элективных курсов;
  6. понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
  7. возможности приобретения профессии;
  8. возможные пути получения профессионального образования;
  9. возможности рынка образовательных услуг региона;
  10. особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  1. определять предмет и задачи курса;
  2. различать формы обучения;
  3. определять типы образовательных учреждений;
  4. находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
  5. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).



Тематическое планирование курса


п/п

Наименование тем

Кол-во

ч.

Экскурсии

Вводное занятие.

1

Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика).

1

Система образования в Российской Федерации.

1

Многообразие мира профессий. (Интернет)

2

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии.

1

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

2

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

Профессиональные пробы по профессиям «человек – человек»

(торговое дело, работа с детьми).

3

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

2

Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Акбулакского района)

1

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника»(РЭС)

3

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – природа».

3

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ).

2

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ» (ДДТ)

3

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

1

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ПУ-51, АФОГУ)

2

Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

3

Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика)

1

Итого:

34



Содержание курса

1. Вводное занятие.

Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).

2. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика

и профконсультирование (первичная диагностика образовательного    запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.  Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса  и краткая информация о содержании каждого раздела.

Учащиеся должны знать:

  1. цель и задачи курса.

Учащиеся должны уметь:

  1. перечислять основные разделы программы курса;
  2. обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.

3. Система образования в Российской Федерации

Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие «образовательное учреждение»;
  2. понятие «образовательная программа».

Учащиеся должны уметь:

  1. перечислять существующие формы обучения;
  2. объяснять особенности различных форм обучения;
  3. доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
  4. перечислять существующие типы образовательных учреждений;
  5. указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;
  6. приводить примеры образовательных учреждений различных типов;
  7. называть существующие виды образовательных программ;
  8. называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;
  9. приводить примеры использования образовательных программ в  образовательных учреждениях различных типов.

4. Многообразие мира профессий

 Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Учащиеся должны знать:

  1. отрасли экономики;
  2. классификации профессий по целям труда;
  3. классификации профессий по предмету труда;
  4. классификации профессий по орудиям труда;
  5. классификации профессий по условиям труда;

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;
  2. ориентироваться в мире профессий.

5. Представление о себе и проблема выбора профессии

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Учащиеся должны знать:

  1. факторы профессионального роста;
  2. правила выбора профессии;
  3. влияние физических возможностей организма на выбор профессии;
  4. влияние психических возможностей организма на выбор профессии.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень притязаний;
  2. разбираться в своих личных качествах;
  3. выбрать наиболее привлекательную профессию;
  4. сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о ней.

6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности  приобретения профессии

Способы приобретения профессии:

  1. профессиональная подготовка;
  2. начальное профессиональное образование;
  3. среднее профессиональное образование;
  4. высшее профессиональное образование;
  5. послевузовское профессиональное образование.

Возможные пути получения профессионального образования:

  1. школа – пу; школа – пу – суз; школа – пу – суз – вуз; школа – пу – суз – вуз –  аспирантура;
  2. школа – суз; школа – суз – вуз; школа – суз – вуз – аспирантура;
  3. школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.

Учащиеся должны знать:

  1. понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
  2. возможности приобретения профессии;
  3. возможные пути получения профессионального образования.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить оптимальные пути получения профессии.

7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

  1. общее понятие о профессии;
  2. общее понятие о специальности;
  3. общее понятие о должности;

Учащиеся должны уметь:

  1. Составлять личный профессиональный план.

8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Учащиеся должны знать:

  1. диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять индивидуальные интересы;
  2. определять профессиональные намерения;
  3. составлять карту интересов;
  4. работать с опросниками.

9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)           Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

  1. методики самооценки индивидуальных особенностей.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять  уровень самооценки.

11.Социальные проблемы труда («надо»)

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие «квалификация»;
  2. понятие «специализация»;
  3. современные требования к труду;
  4. предметы и средства труда;
  5. условия труда.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять цель труда и его результаты.

12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» 

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

14. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» 

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

15. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

 Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

16. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

Учащиеся должны знать:

  1. понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».

Учащиеся должны уметь:

  1. перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;
  2. объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;
  3. объяснять назначение приложения к лицензии;
  4. различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и  государственной аккредитации;
  5. перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.

17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

Общеобразовательные учреждения района, области.

Учреждения профессиональной подготовки.

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Послевузовское образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

Учащиеся должны знать:

  1. алгоритм продолжения образования;
  2. виды источников информации об образовательных учреждениях;
  3. структуру исследовательского проекта.

Учащиеся должны уметь:

  1. осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
  2. анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;
  3. определять характерные особенности образовательных учреждений;
  4. конструировать версии продолжения образования;
  5. составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;
  6. представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.

19. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)

Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.

Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.

Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.


Список литературы

Для учителя:

  1. Федеральный закон «Об образовании».
  2. Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.
  4. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. – СПб., 1993.
  5. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт –сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по обществознанию "Мой выбор - мое будущее" для 9 класса

В основе программы лежат нормативно – правовые акты Законодательного собрания Тверской области и Федеральные нормативные акты,    с использованием методических  м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Программа элективного курса "Информационная подготовка" 9 класс

Рабочая Программа к элективному курсу в 9 классах «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА»...

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов

Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...