Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)
Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Существует несколько классификаций профессий, наиболее эффективной и доступной является методика Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек-человек; человек - знаковая система; человек - природа; человек - техника; человек - художественный образ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_puti_k_vyboru_professii_dlya_obuchayushchihsya_9-11_klassov.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никишова Ольга Анатольевна,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №603
ПРОГРАММА «НА ПУТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ
Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Существует несколько классификаций профессий, наиболее эффективной и доступной является методика Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек-человек; человек - знаковая система; человек - природа; человек - техника; человек - художественный образ». Наглядно профессиональный выбор можно представить следующим образом: «хочу – могу – надо». К сфере «хочу» относятся интересы, стремления, склонности человека; к сфере «могу» - состояние здоровья, способности, особенности характера и возможности; к сфере «надо» - условия рынка труда, потребности общества в специалистах данного профиля. Как же понять, чего я хочу, что я могу, и что от меня требует общество? Принять правильное решение многим подросткам сложно, так как здесь играют роль определенные черты характера (нерешительность и неуверенность); слабая информированность о мире профессий; неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственно правильном варианте решения. Иногда они предпочитают, чтобы за них принимал решение кто-то другой: родители, друзья, педагоги. Часто наши подростки находят тысячу способов спрятать голову «под крыло», чтобы не ставить перед собой жизненно важные цели и не решать их. А ведь именно в юности происходит самоопределение профессиональное и личностное. Каждый старшеклассник моделирует сознательно или бессознательно свою собственную картину мира и в соответствии с ней решает, каким быть и кем быть в дальнейшей жизни. Как же помочь нашим детям приблизиться к осуществлению их мечты? Наша задача рассказать им о том, что из мечты, где все возможно, постепенно должен вырисовываться более или менее реальный план деятельности. При создании такого плана необходимо учитывать не только конечный результат, но и способы его достижения, а также рассматривать объективную и субъективную оценку своих возможностей, прогнозируя при этом реальную картину рынка труда на ближайшие пять - десять лет. Поэтому своевременное просвещение и информирование поможет выбрать обучающимся будущую профессию, высшее учебное заведение в соответствии с их внутренними ресурсами. Не случайно одной из важных задач профессиональной ориентации в школе является оказание обучающимся педагогической поддержки в проектировании разных версий продолжения их обучения. Предлагаемая программа ориентирована на организацию педагогической поддержки в просвещении и информировании старшеклассников, а также формирование готовности обучающегося к социальному и профессиональному самоопределению. Самоопределение – это стабилизация личности в ранней юности, формирование мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Он идет к познанию действительности во многом от себя, через свои переживания. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в дальнейшей жизни. Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается в детстве, когда в игре ребенок примеривает на себя разные роли и проигрывает их, и заканчивается в ранней юности, когда необходимо принять решение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Период ранней юности и зрелости – возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием большое место занимает именно профессиональное самоопределение подростка в учебно-познавательном процессе.
Цель программы: повысить уровень осведомленности обучающихся о профессиях, специальностях, учебных учреждениях; способствовать формированию личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии; создавать эффективные условия для раскрытия внутренних ресурсов обучающихся с целью осознанного профессионального самоопределения.
Задачи программы:
- составить для класса индивидуальный маршрут педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся;
- способствовать развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника к миру профессий;
- способствовать формированию у обучающихся системы представлений о жизненных, социальных и профессиональных ценностях;
- способствовать раскрытию внутренних ресурсов обучающихся (выявлять интересы, склонности и способности), способствовать формированию адекватной самооценки;
- изучать спектр познавательных и профессиональных интересов, обеспечивающих успешность выбора будущей профессии, вуза;
- помогать обучающемуся, анализируя собственные достижения, проектировать индивидуальную образовательную траекторию, а также моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления;
- способствовать формированию адекватного принятия решения в выборе дальнейшего направления образования, пути получения выбранной профессии, перспективе трудоустройства;
- обеспечивать профориентационную направленность занятий, организовывать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты и конференции;
- организовывать тематические и комплексные экскурсии на предприятия, посещать дни открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- проводить совместные встречи с родителями по вопросам успешности выбора будущей профессии;
- проводить родительские собрания с целью ознакомления с базами: «Качество приема в ВУЗЫ РФ», «Навигатор Абитуриента 2015», «Эффективность вузов или мониторинг эффективности ВУЗА»;
- организовывать «профессиональные пробы» с обучающимися, формируя сознательное отношение к труду, практические и профессионально важные навыки;
- организовывать встречи с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку обучающимся, испытывающим затруднения в процессе их профессионального и жизненного самоопределения.
Основные формы и виды занятий: анкетирование и тестирование старшеклассников, компьютерная диагностика склонностей и интересов, активизирующие профориентационные опросники, консультации школьников и их родителей, профориентационные игры, экскурсии на предприятия, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства «лучшая профессия года», презентация учебных заведений в школе, участие в профессиональных выставках и ярмарках, беседы и лекции приглашенных родителей, тренинги, семинары, интернет-конкурсы и викторины, совместные социальные проекты с партнерами вузов, тематические олимпиады, спартакиады и фестивали.
Тематическое планирование занятий профориентационного курса
№ | Название темы | Колич. часов | Форма занятия |
1 | Смыслы и ценности в жизни человека. Многообразие жизненных ценностей. Диагностика «Твоя будущая взрослая жизнь». | 1 | Дискуссия |
2 | Ценности и смысл профессиональной карьеры. Диагностика «Готовность на материальные жертвы». | 1 | Дискуссия |
3 | Профессиональная направленность личности. Опросник «Ориентация» | 1 | Психологическая диагностика |
4 | «Восьмиугольник Е.А. Климова» | 1 | Лекция |
5 | Методика «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова». | 1 | Психологическая диагностика |
6 | Проективная педагогическая методика «Город мастеров». | 1 | Профориентационная игра |
7 | Проблема ценностей и вопрос «Кем быть?» | 1 | Дискуссия |
8 | Экскурсия на предприятие, организованная родителями. | 1 | Экскурсия |
9 | Презентация «Профессии моей семьи». | 1 | Круглый стол |
10 | «Культура профессионального самоопределения». | 1 | Психологическая диагностика |
11 | «Мотивы выбора профессии». | 1 | Психологическая диагностика |
12 | Профориентационная игра «Угадай профессию». | 1 | Проектная деятельность |
13 | Методика определения профессиональных склонностей. | 1 | Психологическая диагностика |
14 | Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере. | 1 | Дискуссия |
15 | Модифицированный тест Голланда. | 1 | Психологическая диагностика |
16 | Профессиональные типы. | 1 | Лекция |
17 | Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ». | 1 | Психологическая диагностика |
18 | Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ». | 1 | Психологическая диагностика |
19 | Посещение выставки «Ярмарка профессий» | 1 | Экскурсия |
20 | Социально-психологический тренинг «Кем быть? Каким быть?» | 1 | Проектная деятельность тренинг |
21 | Анализ интересов и направленности личности. | 1 | Консультация |
22 | Самооценка готовности учащегося к выбору профессиональной деятельности. | 1 | Диагностика |
23 | Знакомство с базами: «Навигатор абитуриента 2015», «Мониторинг эффективности ВУЗА», «Качество приема в ВУЗЫ РФ» | 1 | Круглый стол для родителей обучающихся |
24 | Анкета жизненного и профессионального самоопределения обучающихся. | 1 | Анкетирование |
25 | Групповое консультирование обучающихся по вопросам профессионального выбора. | 1 | Консультация |
26 | Индивидуальное психологическое консультирование обучающихся по результатам психологических диагностик. | 1 | Консультация |
27 | Оценка готовности выпускников к самостоятельному выбору ВУЗа. | 1 | Презентация портфолио |
28 | Показатели готовности к выбору направления профильного обучения. | 1 | Презентация портфолио |
29 | Составление профессиограмм | 1 | Консультация |
30 | Встречи с выпускниками школы, студентами | 1 | Круглый стол |
31 | «Схема альтернативного выбора» | 1 | Презентация портфолио |
32 | Показатели готовности к выбору направления профильного обучения. | 1 | Презентация портфолио |
33 | Психологическое консультирование обучающихся по вопросам профессионального выбора. | 1 | Консультация |
34 | Дни открытых дверей в высших и средних профессиональных учреждениях Санкт-Петербурга | 1 | Экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов
Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...
Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс
Данная программа, составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, способствует активизации процесса самопознания, позволя...
Ранняя физика Программа элективного курса для предпрофильной подготовки по физике учащихся 6-х классов.
Программа курса предназначена для развития познавательного интереса школьников к физике. Программа адресована обучающимся 6 класса общеобразовательной школы....
Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...
Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »
Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихс...
Элективный курс "Психология и выбор профессии".
Данная программа расчитана на 12 часов и является продолжением курса "Основы личностного самоопределения" в 9 классах....