План урока по технологии "Волшебная сила оберегов"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Наигматуллина Надежда Александровна

Урок для 5-х  классов рассчитан на 2 акдемических часа. На предыдущем уроке ученицы изготовили венички и ознакомились, что символизируют различные предметы, которыми их можно украсить. Домашним заданием было выполнить эскиз украшения веничка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_volshebnaya_sila_oberegov.rar17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

План урока  по технологии

на тему:

«Волшебная сила оберегов»

                                                                                   Учитель технологии:

                                                   Наигматуллина Н. А.

г. Октябрьский

2010 год


План открытого урока  по технологии на тему:

«Волшебная сила оберегов»

5 класс – 2 часа

   Цели: ознакомить уч-ся с историей оберегов, закрепить знания о смысловых значениях                           берегов;

    научить украшать оберег-веничек;

    воспитывать эстетический вкус, внимательность;

    прививать аккуратность и навыки культуры труда;

    развивать интерес к изделиям народного творчества.

   

   Оснащение: различные виды оберегов, заготовки для украшения оберега-веничка (веничек, изготовленный на предыдущем уроке), предметы для украшения (крупы, монеты, сухоцветы и т.д.), клей ПВА, кисточки, ножницы, салфетки, схемы, плакаты.

Ход урока

  1. Организация урока.

      1. Проверка готовности учащихся к уроку.

   2. Вступительное слово учителя.

   Здравствуйте. Кто не мечтает украсить своё жилище  оригинальным, красивым изделием народного творчества? В последнее время особой популярностью стали пользоваться композиции-обереги. Традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности. Наши предки за многие века практических наблюдений и экспериментов узнали сочетания предметов, помогающих от неприятностей. Мечты, веру в добро и счастье люди связывали с определёнными символами, заключёнными в оберегах. К сожалению, в вихре скоростей современного мира многие из нас забыли о мудрости прошедших дней, но всё же эти знания и тайны сохранились, и я предлагаю вам воспользоваться этими секретами

   И так мы продолжаем уроки на тему «Волшебная сила оберегов». Сегодня мы не только побеседуем на эту тему, но и закончим изготовление оберегов.

   II. Повторение изученного материала.

   1. Беседа по вопросам.

   - Что такое оберег?

   - От какого слова оно происходит?

   - Какими могут быть обереги?

   -  Что в них общего? (Каждый оберег украшен предметами, которые символизируют своё доброе предназначение)

   - На прошлом уроке вы ознакомились с символами оберегов. Что символизируют тыквенные семечки? (плодородие).

   - А мешковина? (изобилие)

   - Продолжите фразу: здоровье детей символизируют…..

   - Чтобы в доме был достаток и плодородие, чем нужно украсить оберег?

   - Если необходимо укрепить мужское здоровье? (перец)

   - Как вы считаете, почему все обереги украшены различными предметами? (Раньше обереги изготавливали сами хозяйки, и то в чём нуждались дом, семья, будь это здоровье, слава или успех, деторождение или дружба, в зависимости от этого выбирали предметы для украшения оберегов.)

   

2. Сообщение познавательных сведений.

   Послушаем Аню, она подготовила дополнительный материал на тему «История оберегов».

 

 - Что вы выполняли на прошлом уроке? (основу для оберега - веничек)

   - Чтобы сделать оберег-веничек необходимо знать технологию его изготовления. Какова она?

   - Что вы использовали для изготовления  веничка? (кисть для побелки)

   - Из чего ещё можно изготовить основу веничка? (сушёных трав, веника, предварительно его замочив)

   - Для чего необходимо веник-основу положить под пресс? (для придания формы)

   - Для чего необходимо веничек покрыть клеем ПВА? ( для сохранения формы)

   - Что осталось выполнить по технологии изготовления оберега? (украсить оберег)

   

   3. Проверка домашнего задания.

   - На каком этапе технологического процесса вы остановились? (выполнение эскиза)

   - Да, это было домашним заданием.   - На предыдущем уроке вы обвели свои венички по контуру и дома выполнили эскиз, продумав заранее, чем вы будете украшать свой оберег и как расположите предметы на нём. А для украшения нужно было изучить значение символов, чтобы выбрать те предметы, которые символизируют то, что для вас является более ценным в жизни. Рассмотрим ваши эскизы.(комментарии по эскизам – учащиеся рассказывают какие предметы они выбрали для украшения оберега и почему)

   III. Изучение нового материала.

      1. Вы сегодня на уроке изготовите оберег-веник, и Лиза на эту тему подготовила интересное сообщение. Послушаем.

     2. Вводный инструктаж по правилам т/б:

     - при работе с ножницами;

     - при работе с клеем.

     3. Рекомендации по выполнению работы:

  1. Сначала приклеивайте крупные детали, а затем мелкие.
  2. Используйте небольшое количество клея, чтобы работа получилась аккуратной.
  3. При помощи мелких семечек (тыквы, подсолнуха, кукурузы и т.д.) можно выкладывать орнаменты.

   IV.  Практическая часть.

   Учащиеся украшают веничек, приклеивая различные предметы к нему.

   

   V. Взаимопроверка творческих работ.

   Взаимопроверка проводится по оценочным листам, который имеется у каждого ученика. Заполняется он следующим образом. Все ученики разделены на две группы. Каждый поочерёдно защищает свой творческий проект, а остальные вписывают фамилию выступающего и его оценку.

   Критерии оценки:

 - эстетичный вид изделия;

  - рассказ о смысловом значении оберега.

   

   VI. Региональный компонент

   Мы живем в Республике Башкортостан. У башкирского народа имеется своя история оберегов. Альбина на  тему «Обереги башкирского народа» подготовила сообщение. Послушаем её.

   VII. Анализ и итог урока.

1. Оценить выполненные работы.

2.Ответы на вопросы.

   - Что нового вы узнали на уроке?

   - Чему научились?

   - О каких правилах украшения оберега нужно помнить?

   - Да, на уроке вы узнали, что оберег не просто украшение, а что они имеют множество секретов. Так же вы научились изготавливать оберег-веничек.

 

    Заключительное слово учителя.

   Теперь у каждого из вас дома будет оберег. И это лишь малая часть из всего подобного многообразия. Конечно, кто-то может сказать, что всё это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу в простеньком обереге-веничке, то эта сила всегда будет помогать ему во всём. Добра и радости всем вам!

   

   Домашнее задание.

   Покрыть оберег лаком, тогда он прослужит дольше и будет выглядеть ярче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физике "Сила трения".

Урок практической направленности....

План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

План-конспект урока на тему "Сила трения"

Разработка урока для учащихся 7 класса с использованием групповой работы, лабораторных исследований. ...

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...

План-конспект урока по теме "Сила тяжести" лабораторная работа №2 "Измерение размеров малых тел"

На уроке учащиеся знакомятся со спрособами измерения размеров малых тел, их вычилением, а также повторяют перевод единиц измерения в СИ....