План урока по физике Сила трения
план-конспект урока по физике (7 класс)

Юлия Сергеевна Важдаева

Сила трения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx407.61 КБ

Предварительный просмотр:

План урока. Важдаева Юлия Сергеевна
Тема урока: « Сила трения»

Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания и повторение).

Что такое сила?

К чему приводит действие силы?

Почему изменяется скорость движения тела?

Какие силы мы уже знаем?

Укажите название прибора для определения силы

Укажите единицы измерения силы

Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?

Со стороны какого тела действует сила тяжести?

Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.

Как действует сила упругости и куда она направлена?

Что понимают под весом тела?

В чем различия между силой тяжести и весом тела?

При повторении можем использовать демонстрации из программы Живая Физика.

Изучение нового материала

Целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения, её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения; рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения; определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Запишите в тетрадь число и тему урока «Сила трения. Трение в природе и технике». По ходу урока делайте записи выводов в тетрадь.  

Опыт 1  Наблюдение явления трения.  (Работа в парах)

Перед вами на столе лежит динамометр, деревянный брусок,  цилиндр и деревянная доска.

Деревянный брусок толкните по деревянной доске, сначала по одной стороне доски, затем по другой и наблюдайте за его движением. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.

Что вы можете сказать о скорости движения тела?

Как она изменялась в опытах?

Какая сила возникает?

В результате чего она возникает?

Вывод: 

При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Сила трения векторная величина, обозначается Fтр.

После проведенного опята, можно показать моделирующий эксперимент, так же из Живой физики, и показать детям как изменяется движение брусков, меняя массу и толкающую силу.

2Выяснение причин возникновения трения   (Работа в парах)

Возьмите две стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой.  

Что вы наблюдаете?

Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт.

Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Возьмите два кусочка наждачной бумаги, проведите один по другому.

Назовите причины возникновения трения.

Вывод: 

Причины возникновения трения:

Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел

Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

Теперь равномерно перемещаем динамометр с прикрепленным к нему бруском вдоль доски, динамометр покажет силу, действующую на брусок. Измерим силу трения. На брусок поставим гирю массой 100 г, увеличим силу, прижимающую брусок к столу, измерим силу трения.(Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения. Таким образом, сила трения направлена в сторону, противоположную движению, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.)

Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления :

Fтр = μmg

Коэффициент пропорциональности μ называется коэффициентом трения, он зависит от материалов соприкасающихся поверхностей.

Закрепление

- Решите устно следующие задачи:

Действует ли сила трения на стоящий в комнате шкаф?

Зачем зимой задние колеса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?

Для чего делается насечка около шляпки гвоздя?

Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?

Если автобус равномерно движется по горизонтальному участку пути, чему равна сила трения?

Почему коньки хорошо скользят по льду и плохо по стеклу?

- Решите и запишите.

Книга прижата к вертикальной стене. Изобразите графически направления сил тяжести и трения покоя, действующих на книгу.

Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?

Сани сдвигаются с места, если к ним приложить горизонтальную силу 90 Н. Какова масса саней, если сила трения составляет 0,045 их веса

Задача 4. На рисунке приведены графики зависимости силы упругости от деформации для двух пружин. Какую из пружин надо растянуть сильнее, чтобы значения силы упругости были одинаковыми?

hello_html_473c91d2.png

Такие графики можно начертить с помощью Grapher программы, используя графический эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике "Сила трения"

Открытый урок по физике "Сила трения"...

План-конспект урока по физике "Сила трения".

Урок практической направленности....

Урок по физике "Сила трения "за" или "против"

Данная разработка предназначена для изучения темы "Сила трения"  средних профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих техниче...

Урок по физике "Сила трения"

Цель: изучить явление  трение; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах примене...

Презентация для открытого урока по физике "Сила трения"

Презентация "Сила трения" разработана и использовалась  совместно с "Технологической картой "Сила трения"для проведения открытого урока в 10 классе. УМК:...

Самоанализ открытого урока по физике "Сила трения"

Самоанализ состоит из:Раздел 1. Характеристика класса.Раздел 2. Внешние связи урока.Раздел 3. Цели и задачи урока.Раздел 4. Анализ эффективности замысла урока. Структура урока.Раздел 5. Образовательны...