План-конспект урока на тему "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Разработка урока для учащихся 7 класса с использованием групповой работы, лабораторных исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_treniya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Сила трения
Задачи урока: продолжать развитие умений наблюдать физические явления ( на примере взаимодействия тел); проверять теоретические предположения экспериментально; пользоваться приборами; измерять силу трения; рассчитывать коэффициент трения, развивать умение самостоятельно решать экспериментальные задачи.
Оборудование: трибометр, динамометр, брусок, набор гирь, весы, лист наждачной бумаги.
Ход урока
- Чувственно-эстетический
Трутся шины о дорогу
И сотрутся понемногу
Протирается одежда,
Долго жить ей нет надежды.
Не живет и лет до ста
Даже трущаяся сталь.
Сила трения, ребята,
В этом деле виновата.
Где поверхность шероховата,
Как наждак или вата,
Там она и возникает...
А, порой, еще, бывает,
Что друг к другу прилипают
Гладкие тела, что трутся,
В этом случае берутся
За свое большое дело
Те молекулы у тела,
Что достигли приближенья,
Проявляя протяженье.
Аксельруд Вадим Викторович
- Установочно-мотивационный
Тема сегодняшнего урока важна и интересна. Как вы думаете? О чем пойдет речь?
Сила трения – это сила, с которой мы встречаемся в повседневной жизни. Попытайтесь, опираясь на свой жизненный опыт, привести примеры, в которых проявляется действие силы трения.
Учащиеся приводят примеры.
- Содержательно-поисковый
Трение может быть полезным и вредным. Это человек осознал еще на заре цивилизации. Ведь два самых главных изобретения – колесо и добывание огня – связаны именно с с желанием уменьшить и увеличить эффекты трения.
Сегодня мы изучим законы трения.
- На столе лежит брусок. Действует ли на него сила трения? Почему брусок не меняет своей скорости?
- Тянем брусок по горизонтальной поверхности стола с помощью динамометра, но брусок неподвижен. Возникает ли сила трения в этом случае? Чему она равна?
Такая сила трения называется силой трения покоя.
- Тянем брусок по горизонтальной поверхности стола с помощью динамометра, брусок равномерно движется. Возникает ли сила трения в этом случае? Чему она равна?
Такая сила носит название силы трения скольжения. Сравните ее величину с величиной силы трения покоя. Какой вывод можно сделать?
- Заменяем брусок на каток. Возникает ли сила трения в этом случае? Чему она равна? Такая сила называется силой трения качения. Сравните ее величину с величиной силы трения покоя и силой трения скольжения. Какой вывод можно сделать?
А от чего еще может зависеть сила трения?
Работа в группах
- От каких величин зависит сила трения? Я предлагаю вам исследовать этот вопрос. Но сначала введём понятие силы нормального давления. Обратимся к рисунку: сила давления равна по модулю силе реакции опоры |F|=|N|.
Выполняется задание №2 в группах по описанию на карточках.
Карточка для первой группы. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, три груза весом по 1Н.
|
Карточка второй группе. Исследование зависимости силы трения скольжения от рода поверхности. Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, три груза весом по 1Н. лист наждачной бумаги.
а) по поверхности линейки трибометра; б) по поверхности наждачной бумаги.
|
Карточка третьей группе. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади поверхности. Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, три груза весом по 1Н.
|
После отчета каждой группы формулируем общий вывод:
- Сила трения скольжения зависит:
- От рода трущихся поверхностей.
- От шероховатости поверхности. Эти две составляющие характеризует коэффициент трения.
- От силы нормального давления: чем больше сила нормального давления, тем больше сила трения.
- И не зависит от площади соприкасающихся тел.
- Системно-обобщающий
Сила трения вычисляется по формуле F=µN, где µ-коэффициент трения, который характеризует поверхности трущихся тел и зависит от материала этих поверхностей и качества их обработки.
- Сравните по таблице коэффициент трения для различных веществ. Дайте ответ на вопрос: почему коньки делают из стали, а подошву обуви из резины?
- Можно ли изменить силу трения? Когда это нужно?
- Метод применения знаний в нестандартной ситуации.
Работа в группах
- Вы работники двух фирм. Вы должны справиться с заданиями, которые вам прислало управление фирм.
Задание первой фирме.
Уважаемые друзья!
Вы работники фирмы, занимающейся созданием автомобилей. Вам поступило задание: усовершенствовать автомобили, которые будут использоваться исключительно в условиях Крайнего Севера, где снег лежит большую часть времени года. Из предложенного списка выберите те предложения, которые вы считаете нужными для успешного выполнения вашего задания:
использовать шины, имеющие глубокий протектор;
подшипники скольжения заменить на подшипники качения;
сделать форму кузова более обтекаемой;
использовать шины, имеющие гладкую поверхность;
использовать смазку осей колес автомобиля;
использовать специальные цепи на колёса;
использовать гусеницы вместо колёс;
применять для двигателя хорошее масло.
Желаю удачи!
Задание второй фирме.
Уважаемые друзья!
Вы работники фирмы, занимающейся автомобилями. Вам поступило
задание: сконструировать высокоскоростной автомобиль. Из предложенного списка выберите те предложения, которые вы считаете нужными для усовершенствования автомобиля.
использовать шины, имеющие глубокий протектор;
подшипники скольжения заменить на подшипники качения;
сделать форму кузова более обтекаемой;
использовать шины, имеющие гладкую поверхность;
использовать смазку осей колёс автомобиля;
использовать специальные цепи на колёса;
использовать гусеницы вместо колёс;
применять для двигателя хорошее масло.
Желаю удачи!
- Подведение итогов о способах изменения силы трения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...