Вводное занятие. Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте ФГОС
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Билялова Роза Насратуловна

Вводный инструктаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вводное занятие в 5 классе44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Вводное занятие. Вводный  инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.

Цели урока:  Знакомство с предметом  «Технология»

                 Знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены

                       Инструктаж по технике безопасности при работе с тканью

Задачи урока:

1.Образовательные

  • Ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской,   с содержанием инструкций по охране труда
  • Сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических   требований
  • Сформировать у учащихся навыки по организации рабочего  места в соответствии с индивидуальными особенностями

2.Развивающие

  • Развивать умение анализировать, делать выводы

3. Воспитательные

  • воспитывать у учащихся чувство ответственности
  • прививать навыки по сохранению собственного здоровья и  здоровья окружающих

прививать навыки культуры труда и аккуратности    

Оборудование:  экран, раздаточный материал, различные инструменты (ножницы, ручные иглы, наперстки и т. д).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Будет сформирован  интерес к предмету, познакомятся с правилами поведения в мастерской,   с содержанием инструкций по охране труда, с санитарно- гигиеническими требованиями

.

научатся соблюдать правилами поведения в мастерской, технику безопасности и гигиенические нормы пользования инструментами, понимать информацию, представленную в учебнике

Познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Ход урока

Этапы урока        

        

Цель этапа        

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы организации взаимодействия на уроке

Приёмы, УУД

Промежу-точный контроль

1.Организационный момент

Активазация учащихся.

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку

Фронтальная        

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Устные ответы

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.         

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

В начальных классах у вас был   предмет технология и вы уже знакомы как переводится это слово (от древнегреческого «техно» (искусство, мастерить, умение) и «логос» (учение, наука, слово).  

 Получили представления о том, чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь  готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.  

А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.

Подводит обучающихся к цели занятия:

  • Кто из вас знает, как называется наш кабинет?
  • Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?
  • Какие правила поведения вы знаете?

1.Правила поведения в кабинете Технология

2.Специальная одежда

3.Рабочее место

4.Оборудование и инструменты

4.Правила охраны труда

5.Гигиенические требования

6.Пожарная безопасность

7План эвакуации

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

 Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Фронтальная

Регулятивные: целеполагание; планирование.

Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Устные ответы

3. Освоение нового материала

(15 мин + 5 мин)

Словестно-иллюстративный рассказ «Правила поведения в швейной мастерской». Работа с учебником  Просмотр презентации

Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

На занятиях вам также будет необходим еще один помощник.

  • Как вы думаете, какой?

Это учебник  «Технология 5 класс».

Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться.  В начале учебника вы прочитайте обращение авторов учебника к школьницам 5 класса.

Внизу, под обращением стоят какие-то интересные знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения.

Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения в параграфе 1, параграфе 7. Молодцы!

В конце учебника  на стр. 191 находится «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы. Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, прочитайте названия основных разделов, они выделены другим шрифтом. Видите, сколько нового вам предстоит узнать. В 5 классе вы будете учиться вышивать, шить, готовить пищу и многое другое.

Помимо учебника вам будут помогать специальные книги, которые находятся в библиотеке мастерской, энциклопедии в школьной библиотеке, специальные сайты в интернете

За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место.

Что называется рабочим местом?

Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение.

У вас на столах лежат инструменты и  приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить самостоятельно для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?

-  Давайте знакомиться с ними!

1 – швейная машина; 2 – специальная краеобметочная машина – оверлог;

 3 – утюг;

4- ножницы;  

5 – наперсток;

6 - колышек;

7 – сантиметр;  

 8 - иглы ручные;

 9 - резец (для перевода линий с одной детали на другую);

10 - распарыватель;

11 -нитковдеватель; 12 – булавки;

13 – булавки швейные;

14 – мел портновский; 15 –треугольник;

16 – линейка;

17 – манекен

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы:

1 - травмирование рук;

2 – ожоги;

3 – поражение электрическим током;

4 – пожар.

Определите самостоятельно согласно правилу в учебнике.

Повторим! Когда я буду говорить «инструмент», а вы будете поднимать только инструменты, а когда «приспособления», то только приспособления. Если забудете название, посмотрите в учебнике на стр.95. Молодцы! Уже все запомнили.

Чтобы удобнее было работать, необходимо правильно подготовить рабочее место к работе, разложить инструмент. Попробуйте разложить инструменты и приспособления самостоятельно, как вам удобно.

Посмотрите! Многие положили ножницы перед собой, не подумали, какой рукой вы будете их брать, а ведь это основной инструмент при швейных работах. Неправильная организация рабочего места нарушает правила охраны труда!

Охрана труда в нашей стране является одним из важнейших элементов организации производства и заключается в системе разнообразных мероприятий, направленных на формирование безопасных и здоровых условий труда. Вопросами безопасности труда занимаются лица, работающие в этой области, а также ученые, научные учреждения, научно-технические общества, профессиональные союзы и вся общественность. Охрана труда - это целая система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Посмотрите, как работают в швейном цехе работники, сколько у них много оборудования и инструментов.  Они работают дружно, как  пчелки! Все рабочие перед поступлением на работу изучали правила охраны труда, правила работы на таком сложном оборудовании.

  • Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? 

Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и  не нанес вред здоровью окружающим.

Международная организация труда (МОТ) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Впервые он отмечался в 2003 году. Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году в память о работниках, погибших и пострадавших на работе.

На уроках технологии необходимо работать, соблюдая правила охраны труда.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь. Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников.

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

Каждого работника на предприятии обязательно инструктируют, как нужно работать.

Вы также должны будете знать правила безопасного труда.

Все ученики обязаны пройти инструктаж по пожарной безопасности, по охране труда при работе с тканью и электрическим утюгом.

Каждая инструкция состоит из пяти частей:

Общие требования – опасные факторы, действия перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончании работы.

Сегодня вы пройдете инструктаж по охране  труда при работе с тканью, электрическим утюгом и пожарной безопасности.

Будьте внимательны при проведении инструктажа!

Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

Инструктаж по пожарной безопасности.

План эвакуации – это путь, по которому люди могут безопасно и быстро покинуть горящее здание. Путь движения людей отмечается зелеными стрелками.

В мастерской на специальном стенде безопасности висит план эвакуации из данного кабинета. Посмотрите, каким путем мы будем двигаться во время пожара. Обратите внимание, у нас не один, а несколько путей, но выходить из здания необходимо вместе с классом, за учителем, не разбегаться в стороны. Необходимо внимательно слушать мои команды, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Инструктаж по охране труда при работе с иголками, булавками.

Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.

Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине.

Инструктаж по охране труда при работе с электрическим утюгом.

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Делятся впечатлениями

Фронтальная

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу;

Устные ответы

4.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону.

(8 мин + 24 мин + 5 мин)

Организация рабочего места

 Лабораторная работа

Проверим ваши знания  инструкции по пожарной безопасности.

Задание «Повтори правила, используя слова-подсказки».

Общие требования

1 - ...содержаться...

2 - ...не загромождать...

3 - ...должны знать...

4 - ...убрать, обесточить...

Запрещается

1 - ...хранить...

2 - ... оставлять без присмотра...

Действия при возникновении пожара

1 - сообщить...

2 - оповестить...

3 – эвакуироваться

Проверим, кто ответил правильно, без ошибок.

Получите призовой жетончик, кто справился с заданием, он вам пригодится в конце занятия. Будьте внимательны, старайтесь запоминать более точно правила безопасности. Эти правила пригодятся вам в жизни, помогут спасти свою жизнь

и жизнь окружающих людей.

А если случится пожар, не нужно паниковать!

Проверим знания инструкции по охране труда при работе с иголками и булавками.

Игра «Найди пару».

У вас на столах лежат листочки с сотами. Верхняя часть – желтые соты с номерами, а нижняя часть – оранжевая, без номеров. Вы должны внимательно прочитать надписи на оранжевых сотах, соотнести их с желтыми сотами и написать номера соответствий. Приступайте к работе!

Проверим ваши ответы! Поменяйтесь листочками с соседом. На экране появятся правильные ответы. Проверяя, зачеркивайте неправильные.

Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки. Молодцы! Получите призовой жетончик. Будьте внимательны, старайтесь запоминать точно правила безопасности

Проверим знания по охране труда при работе с ножницами.

Задание «Закончи предложение».

1. Перед работой проверь …

2. На рабочем месте ножницы должны лежать…

3. Передавать ножницы нужно…

4. После работы ножницы…

Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

Проверим знания по охране труда при работе на швейной машине.

Задание «Ответь на вопросы».

  1. Почему перед работой необходимо      проверять

      исправность швейной машины?

2.   Что произойдет, если держать пальцы рук около лапки

      швейной машины?

3.  Что необходимо сделать при обнаружении неисправности или

     поломке швейной машины?

  1.   Почему по окончании работы необходимо отключить

швейную машину от сети?

Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

Проверим знания по охране труда при работе с электрическим утюгом.

Задание «Назови правила по картинке». Посмотрите внимательно на экран, вспомните правила и назовите в соответствии с картинкой.

Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

В нашей жизни часто возникают экстренные ситуации, в которых полученные знания позволяют найти правильный выход и даже спасти жизнь!

Представьте, что вы одни дома. Мама попросила вас погладить белье. Вы начали гладить и вдруг…:

Ситуация № 1 – начинает гореть утюг. Ваши действия!

Ситуация № 2 – происходит возгорание вилки утюга, розетки. Ваши действия!

Посмотрите на экран, запомните правила, они вам обязательно пригодятся!

Правило 1

Горит утюг:

1 – выключить;

2 – накрыть плотной ткань;

3 – сообщить о пожаре.

Правило 2.

Горит вилка, розетка:

1 – обесточить квартиру;

2 – сообщить о пожаре.

Инструктаж – как свод законов:
Руководствуйся и знай,
И в работе неуклонно
Пункт за пунктом выполняй!

Выучив правила по охране труда, вы теперь сможете правильно организовать рабочее место?

 Разложите инструменты и приспособления с учетом правил охраны труда:

- как необходимо класть ножницы?

- с какой стороны?

- где должны быть ручные иголки?

- куда можно положить резец, распарыватель?

Определите по картинкам, где нарушены правила охраны труда. Назовите опасные факторы, которые могут произойти!

Молодцы! Очень важно, чтобы вы этого не забывали не только на занятиях, но и дома!

Правила охраны труда также будут вашими помощниками в изучении нового предмета.

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание

Индиви-дуальная

Познавательные: умеют организовать и  подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в учебнике, составляют план

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

Устные ответы

5.Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин)        

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1.Как называется наш предмет?

2.Технология – это наука об умении, искусстве и ...?

3.Как называется кабинет, в котором вы будете заниматься?

4.Что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности?

5.С какого пункта начинается инструкция по охране труда?

6.Что означает ТБ?

7.Что должен пройти каждый работник и школьник перед работой?

8.Как называются приспособления, помогающие в работе?

9.Как можно одним словом назвать швейные машины и утюг?

10.Как называется участок мастерской, который закрепляется за каждой ученицей?

Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их

Фронталь-ная

Личностные:  соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы

Домашнее задание.

         

Уборка рабочих мест (5 мин)        

Объясняет задание

стр. 105,110, 125, 134

Слушают учителя        

Индиви-дуальная

Приложение

 Инструктаж по пожарной безопасности.

  1. Общие требования:
  • Мастерская должна содержаться в чистоте.
  • Эвакуационные проходы не загромождать предметами.
  • Учащиеся должны знать план эвакуации из здания.
  • По  окончании занятия убрать рабочие места, обесточить

 электросеть.

  1. Запрещается:
  • Хранить в здании легковоспламеняющиеся жидкости и

      материалы.

  • Оставлять без присмотра включенные в сеть

      электроприборы.

  1. Действия при возникновении пожара:
  • Сообщить о пожаре по телефону 01 в пожарную часть.
  • Немедленно оповестить людей о пожаре.
  • Эвакуироваться согласно плану эвакуации из здания.

Инструктаж по охране труда при работе с иголками, булавками.

  1. Общие требования. Опасные факторы:

*уколы пальцев рук.

2. Перед началом работы:

*проверить качество игл, отсутствие ржавых и погнутых;

*пересчитать количество игл.

3. Во время работы:

*хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять на рабочем столе;

*шить иголками только с наперстком;

*выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

4.В аварийных ситуациях:

*в случае поломки иглы или булавки обломки не бросать на пол, собрать все части и выбросить в урну;

*при получении травмы, работу прекратить и сообщить об этом учителю.

5.По окончании работы:

*пересчитать количество игл, при отсутствии недостающих, обязательно постараться их найти;

*убрать иголки и булавки в специально отведенное место.

Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.

  1.  Общие требования.  Опасные факторы:
  • травмирование рук.

2. Перед началом работы:

  • проверить исправность  инструмента.

3. Во время работы:

  • ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя;
  • передавать ножницы друг другу ручками вперед.

4. В аварийных ситуациях:

  • при поломке ножниц работу прекратить;
  • при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

  • убрать ножницы в специально отведенное место.

Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине.

  1.  Общие требования.  Опасные факторы:
  • травмирование рук, глаз;
  • поражение электрическим током.

2. Перед началом работы:

  • убедиться в исправности швейной машины;
  • проверить целостность шнура и вилки.

3. Во время работы:

  • не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой;
  • не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

4. В аварийных ситуациях:

  • при неисправности в работе швейной машины работу прекратить и сообщить учителю;
  • при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

  • отключить швейную машину от сети.

Инструктаж по охране труда при работе с электрическим утюгом.

  1.  Общие требования.  Опасные факторы:
  • ожоги рук;
  • возникновение пожара;
  • поражение электрическим током.

2. Перед началом работы:

  • проверить исправность утюга, целостность шнура и вилки;

3. Во время работы:

  • включать и выключать утюг только сухими руками;
  • при работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура;
  • во избежание ожогов не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань;
  • во избежание пожара не оставлять включенный в сеть утюг без присмотра.

4. В аварийных ситуациях:

  • при неисправности утюга, утюг отключить и сообщить учителю;
  • при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

отключить утюг от сети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный инструктаж для учащихся перед началом занятий по физической культуре

Вводный инструктаж для учащихся перед занятиями по физиеской культуре поможет родителям ознакомиться с правилами поведения и техникой безопасноти на уроках физической культуры, а также даст возможност...

Урок. Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)

Цель: раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения", научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработк...

Конспект урока по технологии (технический труд).Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака).

Цель урока: - раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее мест...

Урок технологии в 5 классе по теме "Вводный урок. Вводный инструктаж".

Первый урок в курсе уроков по технологии в 5 классе...

Конспект урока по технологии «Вводное занятие. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии»

Конспект по технологии. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии....