План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"
план-конспект по теме
Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает красоту природы. Настраивает на позитивные взаимоотношения в коллективе, на саморазвитие.
Занятие было проведено на краевом (г. Барнаул март 2011г.) и республиканском (г. Санкт-Петербург декабрь 2011 г.) этапах конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnoe zanyatie-tvoya vershina.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия.
Ярушева Ольга Михайловна,
педагог дополнительного образования.
Тема: Введение в образовательную программу детского объединения «Твоя вершина» (эколого-оздоровительный туризм)
Цель: Мотивация детей на ознакомление с эколого туристским направлением в Алтайском крае на основе программы «Твоя вершина».
Задачи:
- создать позитивный настрой детей на освоение всех форм организации деятельности в процессе занятия, добиться высокого уровня их активности;
- раскрыть детям уникальную красоту природу Алтая;
- развивать распределение, переключение внимания, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять при выполнении заданий;
- мотивировать на развитие личностных качеств ребёнка, способствующих достижению цели (умение ладить с людьми, терпение, выносливость, целеустремлённость)
Возраст учащихся: 12-13 лет
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Вид учебного занятия: практическое занятие
Форма организации занятий: путешествие
Используемые методы обучения: практический, словесный, наглядный
Обеспечение занятия:
- рюкзак, 4 каремата, 10 спальников, 2 палатки, 2 блокировочные
верёвки, 2 карабина, 2 карты Алтайского края, 2 компаса
- комплекта фотографий животных и их следов, репшнуры для каждого участника, карточки и фломастеры по количеству участников, клубок ниток, карточки с узлами, карточки со словами, магниты, магнитная доска, банданы по количеству участников, компьютер, медиопроектор, экран.
Содержание деятельности педагога | Формы организации деятельности учащихся | Содержание деятельности учащихся | |||
Познакомиться с учащимися, создать позитивный настрой на занятие. | |||||
- Здравствуйте, юные друзья. Меня зовут Ольга Михайловна, я представляю детское объединение «Твоя вершина» (Демонстрируется слайд№1 заставка «Твоя вершина»), которое находится в с. Алтайском, Алтайского района, Алтайского края (одеваю бэйджик) Я люблю горы и путешествия. Наденьте, пожалуйста бэйджики, лежащие на столе, представьтесь и скажите в двух словах. Что любите вы. У вас разнообразные увлечения. | Знакомство. | Дети рассаживаются, слушают, смотрят слайд, одевают бэйджики, говорят о своих увлечениях. | |||
II. Введение в тему (2 мин) | |||||
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Чем вы отличаетесь, кроме того, что вы девочки и мальчики? - Каждый человек уникален, и мы с вами такие разные, но всё же нас что-то объединяет. Как вы думаете, что? - Да мы живём в одной стране, как нас всех можно ещё назвать? - Вы живёте в замечательном Российском городе Санкт-Петербурге. А я живу в Алтайском крае, в замечательном и очень живописном селе Алтайское. Куда я сегодня хочу вас пригласить. Начнём мы с того, что я вас приглашаю в гости в детское объединение «Твоя вершина» (Одеваю бандану, раздаю детям). Мы все вместе отправимся в путешествие по окрестностям села Алтайского. - Вдумайтесь в название «Твоя вершина»… Как вы думаете, почему мы с ребятами так назвали своё детское объединение? (подвести детей к мысли, что понятие «вершина» имеет не только буквальный смысл «вершина горы», но любое достижение в делах, учёбе, творчестве и т. д., успех – это тоже вершина). - Итак, вершина – это не только вершина горы, но и достижение чего-то важного, какого-то успеха. И мы сегодня с вами постараемся выяснить, какими качествами характера нужно обладать человеку, чтобы достичь успеха. | Беседа | Размышляют, говорят о различном цвете глаз, волос и т.д. Мы живём в одной стране. Россияне. Дети одевают банданы Потому-что ходят в походы, поднимаются на вершины. Дети размышляют о том, что достижения в делах, учёбе, творчестве и т. д., успех – это тоже вершина). | |||
III. Актуализация опорных знаний учащихся (2 мин 30 сек) | |||||
Помните песню В. Высотского «Если друг оказался вдруг и недруг и не враг, а так…» О чём он пел? - Согласитесь, горы помогают человеку раскрыться. Одержать победу над собой, и то, что в обыкновенной жизни происходит очень долго, в горах может произойти за час, или даже за несколько минут. В экстремальной ситуации похода человек познаёт не только самого себя, но своих товарищей. По вашему мнению, какие качества личности помогают достичь определённого успеха, вершины? (Детям раздать карточки приложение 1) - Во второй колонке проранжируйте, пожалуйста, качества личности в порядке значимости. - Отложите карточки в сторону, позже мы к ним вернёмся - Кто-нибудь из вас когда-нибудь путешествовал по Алтаю? - Где вы были? - Алтай – это уникальная горная страна. На Алтае есть удивительные места, куда ежегодно стремятся тысячи туристов со всего мира. Мы с вами познакомимся с самыми известными. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик. (Демонстрируется видеоролик в программеWindows Movie Maker песня В. Высотского Вершина продолжительность 1 мин Фотографии окрестностей Белухи, оз . Кара-Кол, р. Катунь, Телецкое озеро, памятник Рериха, оз. Ая) | Беседа Работа с карточками Беседа Демонстрация видеоролика | В.Высотский пел о горах, о людях, друзьях. Дети заполняют карточки (Возможно, никто не был) Если были, говорят где. Смотрят видеоролик. | |||
IV. Первая познавательно-практическая часть (16 мин) Знакомство детей с уникальными местами Алтая. | |||||
- Давайте найдём эти места на карте Алтайского края. - Найдите, пожалуйста, г. Белуха (Демонстрируется слайд №3) - Чем знаменита г. Белуха? (Самая высокая точка юга западной Сибири.) (Раздать карточки приложение2) - Найдите, пожалуйста, оз .Телецкое (демонстрируется Слайд№4 ) Телецкое озеро – что вы знаете о нём? (детям раздаются карточки приложение 3) - В реальной жизни каждый из вас может побывать в этих местах? - Каким образом можно попасть на озеро, есть к Телецкому озеру дорога? к горе Белуха? - Нужна особая подготовка, чтобы приехать на Телецкое озеро? - А чтобы попасть к Белухе? Что для этого нужно? - Найдём на карте реку Катунь. – Что вы знаете о Катуни? (Демонстрируется слайд №5, раздаются карточки приложение 4) - Найдите озеро Ая . (Демонстрируется слайд№6, раздаются карточки приложение 5) - Вот мы с вами и в Алтайском районе. - Приглашаю вас в виртуальное путешествие по окрестностям села Алтайское - Представьте, что из Санкт-Петербурга мы на самолёте долетели до Барнаула. Нам предстоит из Барнаула проехать до села Алтайского 200 километров. При помощи какого прибора мы можем с вами определить в каком направлении нам нужно ехать? - Что он показывает? Кто по компасу умеет определять стороны горизонта? - Нужно правильно сориентировать карту по сторонам горизонта. Я открою вам маленький секрет. Верхний край карты – это всегда север. (Помочь детям правильно положить карту) - Найдите на карте г. Барнаул. Посмотрите – в какую сторону нам нужно ехать из Барнаула, чтобы приехать в село Алтайское. - В поход туристы ходят группой это важно для обеспечения безопасности путешествия. И нам предстоит создать свою команду. - В начале занятия, вы ранжировали качества личности, помогающие достичь успеха – подняться на вершину, каждый из вас называет качество личности под №1, помогающее успешно преодолеть все трудности походной жизни. При этом вы наматываете ниточку на палец и передаёте клубок следующему человеку, разматывая его. (В конце все участники связаны между собой нитью.) - Вот так в походе мы будем «связаны» между собой нитью – связаны нитью маршрута, общим костром, котелком, в котором варится каша, палатками, где мы будем спать все вместе. Деятельностью, событиями, желаниями, поступками – связаны на весь период похода. - Каждый потяните ниточку на себя. - Видите, иногда нить может оборваться. Что случиться, если «нить» оборвётся в горах? - Мы все очень разные, но в команде очень важно уметь ладить друг с другом. Находить общий язык. Я называю это важное для работы в команде качество «коммуникабельность». Людям нужно уметь договариваться не только друг с другом, нужно научиться договариваться с природой, чтобы «нить не порвалась». (Демонстрируется слайд №7 Фото перевала.) - На перевалах часто стоят увешанные лентами деревья. По древнему алтайскому поверью это знаки договора людей со своею землею. - И так в поход. Присядем перед дорогой. (Демонстрируется видеоролик, приложение 6, продолжительность 33 секунды) - Маршрут выбрали, психологически настроились. Дорогу в тысячу миль определяет первый шаг. Чтобы получить больше впечатлений от похода, нужно быть очень внимательными к себе (здоровье, нагрузка), к товарищу (помощь), к окружающему миру. - Группа туристов в походе идёт колонной. Мы с вами пойдём двумя колоннами. Выстраиваемся. - Маршируем колонной, придерживаясь нитки маршрута (блокировка на конце завязан проводник и в нём карабин), на время движения в группе есть дежурный инструктор, или направляющий, который выбирает тропу, задаёт темп движения. Это не постоянная должность. Каждый день инструктор меняется. У нас с вами всего минутка и направляющий будет меняться через 5 шагов. Но при этом внимательно смотрим фильм, так, чтобы после пройденного маршрута, мы смогли поделиться впечатлениями от увиденного. Доброго нам пути. (Видеоролик в программеWindows Movie Maker под песню «Мама, я хочу домой» Ю. Визбора, фотографии с походов (оз. Чайник, Осипова сопка, г. Проходная, Макарьевские рудники ) продолжительность1м 10 сек) | Работа с картой, карточками Беседа Работа с картой, карточками Работа с компасом Работа с компасом и картой Игра «Клубок» Размышление детей Демонстрация слайда, видеоролика. Игра «Поход» Выполнение условий игры | Дети рассматривают карту, ищут географические объекты, изучают карточки. Каждый может. Дети находят дорогу к о. Телецкому. Дороги нет. Нет не нужна. Необходима особая подготовка Дети ищут на карте р. Катунь, оз. Ая, читают карточки. При помощи компаса, стороны горизонта. Предположительно, кто-то умеет и расскажет Дети ориентируют карту по сторонам горизонта, определяют направление на юг Дети слушают Дети называют качество личности, обматывают пальчик ниточкой и передают следующему. Тянут ниточку на себя, она натягивается, может порваться. Дети предполагают, что можно отстать от группы, заблудиться в горах, и даже погибнуть. Дети слушают Смотрят видеоролик Дети слушают Дети выстраиваются колонной, маршируют, считают шаги, направляющий меняется. При этом стараются внимательно смотреть видеоролик | |||
V. 1-рефлексия (3 мин 40 сек) | |||||
- Мы успешно прошли запланированный на сегодня участок пути. Привал. Поделимся впечатлениями? Беседа с детьми
- Несмотря на трудности, многие мальчишки и девчонки уже много раз ходили в походы, сейчас ждут моего возвращения, чтобы снова пойти в горы. Как вы думаете, с какой целью ребята идут в поход? Что их туда манит? - Вам понравилась природа окрестностей села Алтайского? | Беседа | Дети садятся на свои места. 3 Октябрь 30 Можем Тёплая Кабанов Берёза растёт из старого пня. Старый пень представляет собой запас питательных веществ для молодого дерева. Разные: радость, усталость Было Тяжелые рюкзаки, нужно долго идти пешком Природа, романтика | |||
VI. 2-позновательно-практическая часть (5 мин) | |||||
- Красота окружающего мира – это здорово, но не менее важно общение с природой. - В походе мы иногда встречаемся с животными, а иногда со следами их жизнедеятельности. В нашем районе мы можем увидеть вот такие следы животных. (Раздаются карточки со следами животных и фотографии самих животных) - Определим, какой зверь здесь прошагал? (Демонстрируются правильные ответы Слайд№14) - Если вы встретите такие следы на природе, сможете определить какое животное прошло? - Поздний вечер и пора ложиться спать. Посмотрите, какая туча заходит, сейчас дождь пойдёт. Ребята быстро под руководством дежурного инструктора (назвать по имени) укладываемся в спальниках в палатке. Какая палатка быстрей уложиться? (Подвести итог: молодцы, вы быстро. А вы тихо и без шума.) - Утро. Подъём. Как спали? | Игра «Кто тут прошёл» Коллективная работа сопоставление фотографий следов с фотографиями животных. Коллективная игра состязание «Кто вперёд ляжет спать» | Дети коллективно сопоставляют карточки. Сможем Дети разуваются, укладываются в спальные мешки в палатках Дети выбираются из палаток | |||
VII. 2-я познавательно-практическая часть (3 мин 50 сек) | |||||
- Туризм – не только походы, но и соревнования. Мы не будем стоять в стороне от спорта. Сегодня по плану у нас соревнования по технике туризма. - Вязка узлов – это один из этапов соревнования по технике туризма. (Каждому раздать репшнур, показать простой проводник, показать прямой узел с комментариями кто не завязал, раздать карточки приложение 7) Предложить потренироваться дома по карточке – схеме.) - Как вы думаете, знание узлов нужно только на соревнованиях? - Узлы просто необходимы в повседневной туристской жизни. От завязывания рюкзака (Демонстрируется узел на рюкзаке) до прохождения сложных этапов на маршруте. (Демонстрируется слайд №15 - спуск с пер. Надежда.) - А теперь посмотрим, какие же ещё этапы приходится преодолевать юным спортсменам? (Демонстрируются слайды с этапами соревнований: Слайд №16 - Этот этап называется переправа по бревну Слайд №17 - Это тоже переправа, но какая? Слайд №18 Установка и снятие палатки Слайд №19 - Как вы думаете, что делают спортсмены на этом этапе? Слайд №20 Преодоление болота при помощи жердей) | Практическая работа Беседа Просмотр слайдов с беседой | Дети слушают, смотрят, учатся вязать узлы. Нет. Смотрят слайд Дети смотрят слайды, участвуют в разговоре Навесная переправа Транспортировка пострадавшего | |||
VIII. Подведение итогов (6 мин) | |||||
- Как вы считаете, туристские соревнования – это чистый спорт для победы? Или они преследуют ещё какие-то цели? - Это способ подготовиться технически для прохождения более сложных походов. В которые тоже может пойти каждый. Но только после специальной подготовки. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы пойти в сложный поход. Сделать вывод. - Вернёмся к карточкам ещё раз. Проранжируйте качества личности в третьей колонке. Сравните результаты с вашим первоначальным мнением. Оно изменилось или вы утвердились в правоте своих мыслей? Коллегиально выберите из предложенных три качества личности и вывесите их на доску. Озвучить эти качества, подвести итог - А вы обладаете этими качествами. Если сейчас у вас нет каких-то качеств, вы можете в себе их развить? - Помните, как называется наше детское объединение? Вы молодцы мы сегодня уже сделали первые шаги к своей вершине? Чему вы сегодня научились? – Каждого похвалить. - Все люди разные. И если кто-то стремится в своей жизни подняться на Эверест (Демонстрируется Слайд №20), высотой почти 8 8049 метров над уровнем моря, то для другого подъём на гору. Бабырган (Демонстрируется слайд №23) высотой 1008 метров – настоящий подвиг. Помните, что поднимаясь на вершины гор, мы поднимаемся к вершинам души… Мы учимся преодолевать трудности, видеть красоту природы, красоту друзей. Трудности, которые мы преодолеваем – закаляют нас и делают совершенней. Совершенству нет предела. Я желаю вам подняться каждому на свою вершину - физическую, нравственную духовную. - Вы прекрасно прошли виртуальный поход. А хотите испытать свои силы в настоящем походе? Приглашаю вас в гости в наше детское объединение в с. Алтайское. Вы можете взять на память вот этот буклет, где указаны адреса и телефоны и передать классному руководителю или родителям, мы созвонимся договоримся и можем совместно сходить с вами в поход по окрестностям нашего села. Большое спасибо за участие. Общее время | Беседа Индивидуальная работа Коллективная работа Беседа | Преследуют другие цели Тренироваться, готовиться Заполняют карточки В коллективе выбирают три качества личности Обладаем Можем Твоя вершина Сделали Вязать узлы, определять стороны горизонта по компасу, сопоставлять следы животного с его фото Смотрят, слушают Хотим Если занятие понравилось, дети разбирают буклеты |
Приложение 1
Что поможет подняться к вершине
Качества личности | Порядок значимости – 1 | Порядок значимости 2 |
Красота | ||
Физическая сила | ||
Умение ладить с людьми | ||
Терпение | ||
Выносливость | ||
Целеустремлённость | ||
Хитрость |
Приложение 2
Гора Белуха находится в Усть-Коксинском районе Горного Алтая. Она является высшей точкой Катунского хребта и высшей точкой Сибири. У Белухи две вершины, в форме неправильных пирамид — Восточная (4506 м.) и Западная (4435 м.), между которыми находится понижение — «Седло Белухи», высотой 4000 м. На южном склоне с ледника Геблера берёт начало река Катунь.
Приложение 3
Телецкое озеро (Алтын Кол, золотое озеро) – расположено на юге Западной Сибири, в Республике Алтай.
Высота над уровнем моря – 436 м
Длина – 77,7 км
Ширина – 2,5 км
Площадь – 223 км2
Наибольшая глубина – 325 м
Средняя глубина – 175 м
Прозрачность – 15 м
Впадающие реки – около 70 рек, самая крупная – Чулышман
Вытекающие реки – Бия
Приложение 4
Катунь – река на Алтае, левая составляющая Оби.
Длина – 688 км
Площадь бассейна – 60 900 км2
Исток – ледник Геблера, южный склон горы Белуха
Устье – слияние с Бией, исток Оби
Приложение 5
Озеро Ая (Айское) – пресноводное озеро в Алтайском районе Алтайского края, расположенное в горной котловине левого берега Катуни. В переводе с алтайского «Ая» означает «Луна».
Высота над уровнем моря – 280 м
Длина 0, 409 км
Ширина – 0,19 км
Площадь – 0,09 км2
Длина береговой линии – 1,410 км
Наибольшая глубина – 21,7 м
Впадающие реки –
Вытекающие реки –
Приложение 6
В походе жизнь - как горная река
Бурлит, кипит, не зная остановки.
И кажется порою, что века
Проходят от ночевки до ночевки
-Внизу есть Я и ТЫ, но здесь, в горах
Есть только МЫ – и выше нет награды
Цепочкой, с рюкзаками на плечах
Идем вперед, минуя все преграды
- Здесь каждый миг для нас бывает значим
И проходя свой выбранный маршрут
На всех деля и беды, и удачи
Мы счастливы, ведь горы нас ведут
Приложение 7
Карточки. Узлы, техника вязки, назначение, краткая характеристика.
Прямой узел. Рифовый узел.
- узел легко вяжется;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- самопроизвольно развязывается — «ползёт»,
особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;
- используется для связывания веревок одинакового диаметра;
- использование без контрольных узлов недопустимо;
- при больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк);
- прямой узел с петлей называется рифовым узлом, который на практике используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой (например, для затяжки горловины рюкзака).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...
Программа эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"
Программа эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина" расчитанная на работу с разновозрастной группой умственно-отсталых детей в степени дебильности (наиболее легкая степень умственной отсталости)...
Вводное занятие по программе "Чудеса из ткани своими руками"
Дополнительная образовательная программа «Чудеса из ткани своими руками» художественно-эстетической направленности. Она включает в себя работу с тканью, изготовление мягких плоских и объемных иг...
"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).
Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...
методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»
Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...
«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано, развивают абстрактное мышление, творческую фантазию, эмоциональноге восп...
Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия
Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивн...