Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год
календарно-тематическое планирование (технология, 9 класс) по теме
Рабочие программы по технологии 8-9 классы (девочки): пояснительная записка, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl1ch.doc | 131 КБ |
poyasn.zapiska_8_kl.doc | 126 КБ |
9_klass_1ch.doc | 96 КБ |
poyas.zap_.1chas.9klass.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
Календарно-тематическое планирование
по технологии (8 класс, 1 час в неделю)
на 2012 – 2013 учебный год
№п\п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение (указать тему) | Практическая часть (указывается номер и тема практической работы) | Примечание (указывается корректировка в планировании) |
Кулинария (6 час.) | ||||||
Технология приготовления пищи (2 ч.) | ||||||
1 | 03.09-08.09 | 1 | Вводный инструктаж по правилам поведения, охране труда. Технология приготовления блюд из птицы. Виды домашней птицы и её кулинарное употребление. Правила безопасности и санитарно-гигиенические требования. | Инструкции по охране труда ИОТ №№41-43; 01-02. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. | Практическая работа №1 «Определение качества мяса птицы. Первичная обработка птицы». ИОТ №43. | Сокращено на 2 часа в связи с отсутствием условий для проведения практических работ. |
2 | 10.09-15.09 | 2 | Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Виды тепловой обработки птицы Оформление готовых блюд. | Инструкция по охране труда ИОТ №43. | Практическая работа №2 «Приготовление блюд из птицы. Разделка птицы и украшение блюда.» ИОТ №43. | |
Заготовка продуктов (2 ч.) | ||||||
3 | 17.09-22.09 | 3 | Заготовка продуктов. Способы консервирования фруктов и ягод. Правила безопасности и санитарно-гигиенические требования к консервириванию. | Способы заготовки продуктов. Виды первичной обработки продуктов. Виды и способы консервирования. | Практическая работа №3 «Первичная обработка фруктов и ягод для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования.» ИОТ №43 | |
4 | 24.09-29.09 | 4 | Условия сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов. | Практическая работа №4 «Приготовление компота. Составление рецепта.» ИОТ №43 | ||
Сервировка стола (1ч.+1ч.) | ||||||
5 | 01.10-06.10 | 1 | Сервировка стола. Правила поведения за столом и приёма гостей. | Контроль знаний №1 по теме «Кулинария» | Практическая работа №5 «Составление меню. Сервировка стола.» | Добавлен 1 час из темы «Сервировка стола» к творчес-кому проекту. |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (10 час.) | ||||||
Рукоделие. Художественные ремесла (10ч.) | ||||||
Вязание на спицах (8ч.) | ||||||
6 | 08.10-13.10 | 1 | Технология вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Правила безопасности при вязании на спицах. | Практическая работа №6 «Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Набор петель.» | Добавлено 2 часа из раздела «Кулинария» и 1 час из резервного времени. | |
7 | 15.10-20.10 | 2 | Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. | Правила безопасности при вязании на спицах. | Практическая работа №7 «Набор петель. Выполнение простых петель различными способами». | |
8 | 22.10-27.10 | 3 | Условные обозначения при вязании на спицах. | Практическая работа №8 «Убавление, прибавление и закрывание петель». | ||
9 | 06.11-10.11 | 4 | Рукоделие. Художественные ремесла. | Показ презентаций по художественным ремёслам Подмосковья, России. | ||
10 | 12.11-17.11 | 5 | Способы вязания на 2 и 5 спицах. | Правила безопасности при вязании на спицах. | Практическая работа №9 «Начало вязания на двух и пяти спицах». | |
11 | 19.11-24.11 | 6 | Ассортимент изделий, вязаных на спицах. | Практическая работа №10 «Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне». | ||
12 | 26.11-01.12 | 7 | Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах. | Практическая работа №11 «Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах». | ||
13 | 03.12-08.12 | 8 | Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах. | Практическая работа №11 «Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах». | ||
Художественная роспись ткани (2ч.) | ||||||
14 | 10.12-15.12 | 1 | Техника росписи ткани «холодный батик». | Практическая работа №12 «Выполнение эскиза». | ||
15 | 17.12-22.12 | 2 | Способы нанесения рисунка на ткань. | Контроль знаний №2 по разделу « Рукоделие». | Практическая работа №13 «Увеличение и перевод рисунка на ткань». | |
Творческое проектирование (4 час.+ 1 час) | ||||||
16 | 24.12-29.12 | 1 | Творческий проект «Организация семейного праздника». Поиск необходимой информации. | Этапы творческого проекта. | Практическая работа №14 «Выбор темы проекта, его обоснование». Практическая работа №15 «Поиск информации. Использование интернет - ресурсов.» | |
17 | 2 | Последовательность выполнения проекта. Семейные праздники. Правила приёма гостей и поведения в гостях. | Правила поведения за столом. | Практическая работа №16 «Определение последовательности и содержания выполнения проекта». | ||
18 | 3 | Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу. | Правила составления меню и сервировки стола. | Практическая работа №17 «Составление меню праздничного обеда или ужина. Сервировка стола по составленному меню». | Добавлен 1 час из раздела «Кулинария». | |
19 | 4 | Работа над творческим проектом (с использова-нием информационных технологий). | Практическая работа №18 «Выполнение экономической части проекта». | |||
20 | 5 | Защита проекта. | Практическая работа №19 «Защита проекта». | |||
Технология ведения дома (8 час.) | ||||||
Ремонт помещений (2 ч.) | ||||||
21 | 1 | Характеристика технологий ремонта и отделки жилых помещений. Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. | Интерьер жилых помещений. | Практическая работа №20 «Выполнение эскиза жилой комнаты». | ||
22 | 2 | Инструменты для ремонтно-отделочных работ. | Практическая работа №21 «Подбор строительно-отделочных материалов». | |||
Санитарно-технические работы (2 ч.) | ||||||
23 | 1 | Правила эксплуатации систем водоснабжения и канализации. | Практическая работа №22 «Подбор сантехники для ванной комнаты». | |||
24 | 2 | Способы ремонта. Правила предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. | Практическая работа №23 «Изучение причин подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях». | |||
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (4 ч.) | ||||||
25 | 1 | Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. | Практическая работа №24 «Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи». | |||
26 | 2 | Бюджет семьи. | Практическая работа №25 «Расчет минимальной стоимости потребительской корзины». | |||
27 | 3 | Анализ потребительских качеств товаров и услуг. | Практическая работа №26 «Выбор способа совершения покупки». | |||
28 | 4 | Права потребителя и их защита. | Контроль знаний №3 по разделу «Технология ведения дома» | Практическая работа №27 «Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета». | ||
Электротехнические работы(2час.) | ||||||
29 | 1 | Электротехнические устройства. Правила безопасности при выполнении электротехнических работ. | Практическая работа №28 «Подбор бытовых приборов по их мощности». | |||
30 | 2 | Схема квартирной электропроводки. Пути экономии электрической энергии. | Контроль знаний № 4 по теме «Электротехничес-кие работы». | Практическая работа №29 «Определение расхода и стоимости электроэнергии» | ||
Современное производство и профессиональное образование (4 час.) | ||||||
Сферы производства и разделение труда (2ч.) | ||||||
31 | 1 | Сферы и отрасли современного производства. Разделение труда. | Практическая работа №30 «Анализ структуры предприятия». | |||
32 | 2 | Понятие о профессии, специальности, квалификации работника. | Практическая работа №31 «Анализ профессиональ-ного деления работников предприятия». | |||
Пути получения профессионального образования (2ч.) | ||||||
33 | 1 | Роль профессии в жизни человека. | Контроль знаний №5 по разделу «Современное производство». | Практическая работа №32 «Диагностика склонностей и качеств личности». | ||
34 | 2 | Региональный рынок труда и его коньюктура. | Практическая работа №33 «Поиск информации о возможностях получения профессионального образования». | |||
35 | 1 | Резервное время | ||||
Итого количество часов | ||||||
По программе | 35 | 14 | 33 | |||
Выполнено |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №6»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/ «______» ______________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №6» _______________ / ______________/ «______» ______________ 2012 г. УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 2012 г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Технология »
для 8 класса
Составитель
Меркулова М.В., учитель технологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2012 год
Рабочая учебная программа
курса «Технология» для 8 класса.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки № 2885 от 27.12.2011
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по технологии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. ТехнологияПримерная программы по технологии. -М.:Дрофа, 2008).
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образо-вания школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Цели.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение технологии в 8 классе отводится 35часов в год (1ч. в неделю).
Резервное время 1 час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологи-ческая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни-ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В рабочую учебную программу внесены изменения:
на изучение раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» добавлено 2 часа из раздела «Кулинария» и 1 час из резервного времени.
Данная рабочая учебная программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Содержание тем учебного курса.
Кулинария (6 час.)
Технология приготовления пищи (4 ч.)
Блюда из птицы.
Основные теоретические сведения.
Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.
Практические работы.
Определение качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Изготовление папильоток.
Варианты объектов труда.
Блюдо из птицы.
Заготовка продуктов (2 ч.).
Основные теоретические сведения.
Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.
Практические работы.
Первичная обработка фруктов и ягод для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования. Приготовление сахарного сиропа. Бланширование фруктов перед консервированием. Стерилизация и укупорка банок с компотом.
Варианты объектов труда.
Компот из яблок и груш.
Сервировка стола (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.
Практические работы.
Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Аранжировка стола цветами. Складывание салфеток различными способами. Изготовление приглашения.
Варианты объектов труда
Приглашения к празднику. Меню. Расчет стоимости продуктов. Эскиз и сервировка стола.
Создание изделий из конструкционных, текстильных и поделочных материалов (10 час.)
Рукоделие. Художественные ремесла (10 ч.)
Художественные ремесла.
Основные теоретические сведения.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира.
Практическая работа.
Ознакомление с характерными особенностями различных видов народного творчества России
Вязание на спицах.
Основные теоретические сведения.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы.
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.
Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.
Художественная роспись ткани.
Основные теоретические сведения.
Техника росписи ткани «холодный батик». Инструменты, оборудование и материалы для «холодного батика». Роль резерва и способы нанесения его на ткань. Способы нанесения и закрепления краски.
Практические работы.
Выполнение эскиза росписи. Подбор резерва, красителей, инструментов. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань. Изготовление сувенира в технике «холодный батик». Закрепление рисунка.
Варианты объектов труда.
Салфетка, шарф, сумка, декоративное панно, подушка, шторы.
Технологии ведения дома (8 час.)
Ремонт помещений (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Практические работы.
Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Варианты объектов труда.
Учебные стенды, каталоги строительно-отделочных материалов, Интернет.
Санитарно-технические работы (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Правила эксплуатации систем водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Правила предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Практические работы.
Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе. Подбор по каталогам элементов сантехники для ванной комнаты и туалета.
Варианты объектов труда.
Каталоги санитарно-технического оборудования, справочники, рекламная информация, Интернет.
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.
Практические работы.
Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.
Варианты объектов труда.
Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ.
Электротехнические работы (2 час.)
Электротехнические устройства (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Принципы работы и использование типовых средств защиты. Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энергии.
Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических приборов на здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы.
Определение расхода и стоимости электрической энергии. Изучение схемы квартирной электропроводки. Подбор бытовых приборов по их мощности.
Варианты объектов труда.
Счетчик электроэнергии, электроустановочные изделия.
Современное производство и профессиональное образование (4 час.)
Сферы производства и разделение труда (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы.
Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия.
Варианты объектов труда.
Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.
Пути получения профессионального образования (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования.
Практические работы.
Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности.
Варианты объектов труда.
Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.
Творческие, проектные работы (5 час.)
Примерные темы.
Организация семейного праздника. Сервировка праздничного стола.
Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
Резерв учебного времени (1 час.)
Требования к уровню усвоения учебной образовательной программы.
Учащиеся должны знать /понимать:
- общие сведения из истории кулинарии;
- виды домашней птицы и их использование, признаки доброкачественности птицы ее первичной обработкой; видами тепловой обработки;
- виды бульонов, супов; технологию приготовления;
- виды холодных закусок, технологию приготовления и способы подачи;
- ассортимент сладких изделий из теста, с технологию приготовления на скорую руку; способы подачи готовых блюд к столу;
- правила пользования столовыми приборами, требования к качеству и оформлению готовых блюд и сервировке стола; правила поведения за столом и приема гостей, как дарить и принимать подарки и цветы;
- назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию заготовки продуктов без соли и сахара;
- виды ДПИ народов нашей страны, различные материалы и приспособления, возможности техник, применяемых в традиционных художественных ремеслах (вязание спицами и батик);
- условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;
- технологию вязания на двух и пяти спицах;
- способы ремонта вязаных изделий;
- общие правила ведения домашнего хозяйства; потребности семьи, иерархию человеческих потребностей; составляющие семейного бюджета, возможности рационального использования средств и пути их увеличения; основы бизнес - планирования;
- права потребителя и их защиту;
- инструменты для ремонтно-отделочных работ;
- понятие профессиональной деятельности; уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности, правила выбора профессии.
Учащиеся должны уметь:
- определять качество мяса птицы, проводить первичную и тепловую обработку мяса птицы;
- готовить блюда из мяса птицы и мясных полуфабрикатов;
- определять готовность блюд и подавать их к столу;
- готовить сладкие изделий из теста на скорую руку;
- оформлять готовые блюда и сервировать стол; соблюдать правила поведения за столом и приема гостей, как дарить и принимать подарки и цветы;
- проводить первичную обработку фруктов и ягод, делать из них заготовки без соли и сахара;
- подготавливать материалы к вязанию на спицах, подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;
- выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;
- вязать простые изделия на двух и пяти спицах;
- соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских;
- работать с журналами мод;
- анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы учащегося; анализировать рекламу; изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость продукции, разрабатывать бизнес-план;
- определять расход и стоимость электроэнергии;
- составлять меню на день;
- производить расчет минимальной стоимости потребительской корзины
- осуществлять самоанализ развития своей личности; соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен вопределенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы, или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3" или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 1 ставится, если учащийся не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Перечень рекомендуемой литературы.
Учебно-методический комплект
1. Сборник нормативных документов.Технология.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.М:Дрофа,2008.120с
2. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко.– М: Вентана-Граф, 2004 – 192 с.: ил.
3. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006.
Дополнительная литература для учителя
1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
2. Павлова М.Б.,Питт Дж,Гуревич, М.И.,Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образо-вании школьников. Пособие для учителя. Под ред.И.А.Сасовой –М:Вентана-Граф,2003–296с.:ил.
3. Силаева М.А. Пошив по индивидуальным заказам: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2002. – 528 с.
4. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5-8 кл.- М.:Просвещение, 2001.
5. Скопцева М.И. Технология. Обслуживающий труд 5-8 кл.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1997
6. Ляховская Л.П. Кулинарный календарь.- СПБ.: Полигон, 2002 .
7. Котова Н.И., Котова А.С. Русские традиции и обряды. Народная кукла.- СПБ,:Паритет, 2005 8. Захаржевская Р.В. История костюма.- М.:РИКОЛ классик, 2004.
9. Горичева В.С. Куклы.- Ярославль.: Академия развития, 1999.
10. Птушкина О.В., Дорофеев Ю.П. Русский праздничный костюм.- М.: Мозаика-стиль, 2005.
11. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутки.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
12. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
13. Петренко Н.В. Ландшафтное проектирование.- Донецк.: Сталкер, 2006.
14. Бабаян Л.В., Горобцов А.М. Благоустройство усадьбы.- М.: Сталкер, 2003.
15. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Жилище. Что умеют мастера.- СПБ.: СМИО-Пресс, 2004.
16. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2002.
17. Воронцов В.А. Мини-энциклопедия. Ландшафтный дизайн.- М.: АСТ, 2006.
18. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003. 19. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия под ред.Шангина И.И.-СПБ:Искусство,2004.
20. Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2005.
21. Белова Г.И. Кулинария. Примерное поурочное планирование 5-9 класс.- М.: Ижица,2003
22. Ермакова В.И. Кулинария. - М.: Просвещение, 1993
23. Лазарева Т.Ф.Технология.Тестовые задания. Кроссворды. Карточки-задания.-М:Ижица,2003.
24. Нагиль О.И. Индивидуальная рабочая программа «Лоскутное шитье».
Дополнительная литература для ученика
1. Тюрина Н.Е. Основы художественного ремесла. Чудо – кожа. Пособие-М:АСТ-Пресс,1999.
2. Лукашов Р.А.Основы художественного ремесла. Русское кружево.Пособие-М:АСТ-Пресс,1999
3. Федотов Г.Я. Основы художественного ремесла. Сухие травы. Пособие-М: АСТ-Пресс, 1999.
4. Конышева Н.М. Секреты мастерства.- М.: Московский учебник, 2000.
5. Адреев В. Современный этикет и русские традиции.- М.: Вече, 2005.
6. Ермакова В.И. Кулинария.- М.: Просвещение, 1993.
7. Горичева В.С. Куклы.- Ярославль.:Академия развития, 1999.
8. Ефимов Ф.П. 1600 полезных советов хозяевам дома.- Якутск.: Фарус, 1990.
9. Полянина А.Ю., Ларина О.В. Комнатные цветы. –М.: Дом Славянской книги, 2005.
10. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 5-8 кл.- М.:Просвещение, 2001.
11. Домашнее меню современной хозяйки. Кулинарный ежедневник (с электронным приложением). / М. Н. Пьяница. М.: Эксмо, 2008.
12. Шелковые картины в технике холодного батика. Т.О. Скребцова, Л.А. Дальниченко. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
Календарно-тематическое планирование
по технологии (9 класс, 1 час в неделю)
на 2012- 2013 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение | *Практическая часть | **Примечание |
Кулинария (7 час.) | ||||||
Технология приготовления пищи (4 ч.) | ||||||
1 | 03.09-08.09 | 1 | Инструктаж по охране труда (ОТ). Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса. | Инструкция по ОТ ИОТ №43. | Практическая работа №1 «Определение качества мяса органолептическим методом». | |
2 | 10.09-15.09 | 2 | Санитарные условия первичной обработки мяса. | Санитарно-гигиени-ческие требования к приготовлению пищи. | Практическая работа №2. «Приготовление натуральной рубленой массы из мяса». ИОТ №43. | |
3 | 17.09-22.09 | 3 | Особенности кулинарного использования субпродуктов. | Виды тепловой обработки. ИОТ №43. | Практическая работа №3 «Способы тепловой обработки мяса, субпродуктов». ИОТ №43. | |
4 | 24.09-29.09 | 4 | Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса. | ИОТ №43. | Практическая работа №4 «Приготовление блюд из мяса, субпродуктов». ИОТ №43. | |
Блюда национальной кухни (1 ч.) | ||||||
5 | 01.10-06.10 | 1 | Блюда национальной кухни. | Практическая работа №5 «Рецепты и особенности приготовления блюд национальной кухни». | ||
Заготовка продуктов (2 ч.) | ||||||
6 | 08.10-13.10 | 1 | Консервирование и маринование овощей. | Способы консервирования. Правила безопасности при консервировании. | Практическая работа №6 «Приготовление маринада для заливки овощей». ИОТ №43. | |
7 | 15.10-20.10 | 2 | Условия и сроки хранения консервированных овощей. | Санитарно-гигиени-ческие требования к консервированию. | Практическая работа №7 «Консервирование салата из овощей». ИОТ №43. | |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (8 час.) | ||||||
Рукоделие. Художественные ремесла(8 ч.) | ||||||
Аппликация. | ||||||
8 | 22.10-27.10 | 1 | Значение аппликации в старинной народной вышивке. | Контроль знаний №1 по теме «Кулинария». | Практическая работа №8 «Зарисовка аппликаций из журналов мод». | |
9 | 29.10-03.11 | 2 | Съемная аппликация. | Правила безопасности при выполнении ручных работ. ИОТ №№41-42. | Практическая работа №9 «Выполнение аппликаций из различных материалов». ИОТ №№41-42. | |
10 | 12.11-17.11 | 3 | Художественное оформление изделия различными материалами: кожей, мехом. | ИОТ №№41-42. | Практическая работа №10 «Обработка края рисунка у осыпающихся и неосыпаю- щихся тканей.» ИОТ№№41-42. | |
11 | 19.11-24.11 | 4 | Художественное оформление изделия различными материалами: вышивкой гладью, крестом. | Виды вышивки. ИОТ № 41. | Практическая работа №11 «Художественное оформление швейного изделия». ИОТ №41. | |
Ручное ткачество. | ||||||
12 | 26.11-01.12 | 5 | Особенности современного ручного ковроткачества.. Инструменты и приспособ-ления для ручного ткачества. | Правила безопасности при выполнении ручного ткачества. | Практическая работа №12 «Организация рабочего места для ручного ткачества». | |
13 | 03.12-08.12 | 6 | Цветовая гармония. | Теплые, холодные, хроматические и ахроматические цвета. | Практическая работа №13 «Подготовка станка, намотка основы, подбор пряжи». | |
14 | 10.12-15.12 | 7 | Принципы построения коврового узора. | Практическая работа №14 «Изготовление сувенира в технике ручного ткачества». | ||
15 | 17.12-22.12 | 8 | Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра. | Практическая работа №15 «Изготовление панно в технике ручного ткачества». | ||
Технология ведения дома (3 час.) | ||||||
Введение в предпринимательскую деятельность (3 ч.) | ||||||
16 | 24.12-29.12 | 1 | Культура экономических отношений в процессе производства и потребления. Производительность и оплата труда. | Контроль знаний №2 по теме «Художественные ремёсла». | Практическая работа №16 «Выбор возможного объекта для предпринимательской деятельности». | |
17 | 2 | Себестоимость товаров и услуг. Ценообразование. Виды налогов. | Бюджет семьи. | Практическая работа №17 «Составление бизнес-плана». | ||
18 | 3 | Маркетинг и менеджмент в деятельности предпринимателя. | Практическая работа №18 «Составление бизнес-плана». | |||
Электротехнические работы (3 час.) | ||||||
Простые электронные устройства (3 ч.) | ||||||
19 | 1 | Элементы электронных схем, их назначение и условное обозначение. | Правила безопасности при выполнении электротехнических работ. ИОТ №02. | Практическая работа №19 «Чтение простых электронных схем». | ||
20 | 2 | Простые электронные устройства. Перспективные направления развития электротехники и электроники. | Электротехнические устройства. | Практическая работа №20 «Проверка омметром исправности полупроводниковых диодов». | ||
21 | 3 | Влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и здоровье человека. | Контроль знаний №3 по темам «Введение в предпринимательс-кую деятельность», «Электротехнические работы». | Практическая работа №21 «Сборка по схеме простого электронного устройства». | ||
Черчение и графика (13 час.) | ||||||
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 ч.) | ||||||
22 | 1 | Правила оформления чертежей. | Правила пользования чертежными инструментами. | Практическая работа №22 «Оформление графической работы и основной надписи на формате А4». | ||
23 | 2 | Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. | Типы линий в системе ЕСКД. | Практическая работа №23 «Выполнение основных линий чертежа». | ||
Геометрические построения (1ч.) | ||||||
24 | 1 | Графические способы решения геометрических задач на плоскости. | Понятие о форме, симметрии и асимметрии. | Практическая работа №24 «Деление отрезка и окружности на равные части». | ||
Чтение и выполнение чертежей, эскизов, схем (4 ч.) | ||||||
25 | 1 | Чертежи геометрических тел. | Практическая работа №25 «Чтение чертежа детали и ее описание». | |||
26 | 2 | Расположение видов на чертеже. | Практическая работа №26 «Выбор главного вида и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертеже (эскизе).» | |||
27 | 3 | Особенности технического рисунка. | Практическая работа №27 «Выполнение технического рисунка по чертежу». | |||
28 | 4 | Эскизы, их назначение и правила выполнения. | Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. | Практическая работа №28 «Выполнение эскиза детали с натуры». | ||
Сборочные чертежи (2 ч.) | ||||||
29 | 1 | Основные сведения о сборочных чертежах изделий. | Условные графические изображения деталей на чертежах, схемах. | Практическая работа №29 «Чтение сборочного чертежа». | ||
30 | 2 | Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. | Практическая работа №30 «Выполнение несложного сборочного чертежа». | |||
Прикладная графика (4 ч.) | ||||||
31 | 1 | Графическое представление информации: графики, диаграммы. | Практическая работа №31 «Чтение информации, представленной графическими средствами». | |||
32 | 2 | Виды композиционного и цветового решения. | Практическая работа №32 «Построение графиков, диаграмм». | |||
33 | 3 | Товарный знак, логотип. | Контроль знаний №4 по теме «Черчение и графика». | Практическая работа №33 «Разработка эскиза логотипа или товарного знака» | ||
34 | 4 | Использование ПЭВМ для выполнения графических работ. | Практическая работа №34. «Использование прикладных пакетов программ для графических работ» | |||
Резерв учебного времени (1 ч.) | ||||||
35 | 1 | |||||
Итого, количество часов: | ||||||
по программе | 35 | 21 | 34 | |||
выполнено |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №6»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/_____________________/ «______» ______________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №6» _______________ / ______________/ «______» ______________ 2012 г. УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № ___ от «___» ________ 2012 г.
Директор МОУ ДППОС «ВНМЦ»
__________/Маскаева О.В./
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Технология »
для 9 класса
Составитель
Меркулова М.В., учитель технологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2012 год
Рабочая учебная программа курса «Технология»
для 9 класса
Пояснительная записка.
Статус документа.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки № 2885 от 27.12.2011
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по технологии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. «Сборник нормативных документов. Технология. Примерные программы по технологии». - М.:Дрофа, 2008).
Общая характеристика учебного предмета.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Цели.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа предусматривает 35 часов в год, 1 час в неделю.
Резервное время 1 час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание тем учебного курса.
Кулинария (7 час.).
Технология приготовления пищи (4 ч.).
Блюда из мяса, субпродуктов.
Основные теоретические сведения.
Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании.
Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.
Санитарные условия первичной обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.
Практические работы.
Определение качества мяса органолептическим методом. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из мяса, рубленой массы и субпродуктов.
Варианты объектов труда
Блюда из мяса и субпродуктов.
Блюда национальной кухни (1 ч.)
Заготовка продуктов (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Состав маринадной заливки. Правила безопасной работы с уксусной эссенцией. Время стерилизации (или пастеризации). Условия и сроки хранения консервированных овощей.
Практические работы.
Первичная обработка овощей и пряностей для консервирования. Приготовление маринада для заливки овощей. Приготовление смеси маринованных овощей (ассорти). Консервирование в маринаде огурцов, помидоров и др. Консервирование салата из овощей.
Варианты объектов труда.
Маринованные помидоры, перец, морковь.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (4 час.)
Рукоделие. Художественные ремесла (8 ч.)
Аппликация(4ч.)
Основные теоретические сведения.
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Художественное оформление изделия
различными материалами: бисером и блестками, кожей, мехом, пухом, шерстью, вышивкой гладью,
крестом и др. Съемная аппликация.
Практические работы.
Выполнение аппликаций из различных материалов. Зарисовка аппликаций из журналов мод.
Выполнение аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на сетке, на канве. Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей. Художественное оформление швейного
изделия.
Варианты объектов труда.
Эскиз художественного оформления швейного изделия. Диванная подушка. Художественная заплата.
Ручное ткачество (4ч.)
Основные теоретические сведения.
Традиции ручного ковроткачества в России. Особенности современного ручного ковроткачества. Виды ковров ручной работы. Значение ковра в эстетическом формировании интерьера. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства. Цветовая гармония.
Принципы построения коврового узора. Симметричное, раппортное и свободное расположение орнаментальных форм. Распределение цвета. Сочетание узоров в общей композиции рисунка ковра.
Конструкция простейшего ковроткацкого станка. Способы заправки станка основной нитью. Четные и нечетные нити основы. Уравнительная плетенка. Назначение ремизок. Инструменты и приспособления для ручного ткачества.
Выбор материалов для основы и утка. Использование отходов прядильного производства, вторичное использование пряжи при изготовлении ковров. Технология окраски шерстяной и хлопчатобумажной пряжи.
Практические работы.
Организация рабочего места для ручного ткачества. Подготовка станка, намотка основы, подбор или окраска пряжи, изготовление сувенира или панно в технике ручного ткачества.
Варианты объектов труда.
Панно, сувенир.
Технологии ведения дома (3 час.)
Введение в предпринимательскую деятельность.
Основные теоретические сведения.
Культура экономических отношений в процессе производства и потребления. Производительность и оплата труда. Себестоимость товаров и услуг, ценообразование. Виды налогов. Маркетинг и менеджмент в деятельности предпринимателя.
Практические работы.
Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения в потребительских товарах и конъюнктуры рынка. Составление бизнес-плана.
Варианты объектов труда.
Каталоги товаров и услуг, справочники по налогообложению, трудовому и хозяйственному законодательству.
Электротехнические работы (3 час.)
Простые электронные устройства.
Основные теоретические сведения..
Качественная характеристика полупроводниковых приборов, их виды, область применения, условные обозначения на схемах. Элементы электронных схем, их назначение и условные обозначения.
Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов (выпрямитель, стабилизатор напряжения, мультивибратор, однокаскадный усилитель).
Перспективные направления развития электротехники и электроники.
Влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы.
Чтение простых электронных схем. Проверка омметром исправности полупроводниковых диодов и транзисторов. Сборка по схеме простого электронного устройства из деталей конструктора.
Варианты объектов труда.
Полупроводниковые приборы. Простое электронное устройство.
Черчение и графика (13 час.)
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы.
Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линии чертежа.
Варианты объектов труда.
Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.
Геометрические построения (1 ч.)
Основные теоретические сведения.
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Варианты объектов труда.
Изображения различных вариантов геометрических построений.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.
Практические работы.
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры.
Варианты объектов труда.
Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей.
Сечения и разрезы.
Основные теоретические сведения.
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы.
Сборочные чертежи (2 ч.)
Основные теоретические сведения.
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
Практические работы.
Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей.
Варианты объектов труда
Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей.
Прикладная графика (4 ч.)
Основные теоретические сведения.
Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.
Практические работы.
Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ.[1]
Варианты объектов труда.
Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.
Резерв учебного времени – 1 час.
Требования к уровню усвоения учебной образовательной программы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам технологической подготовки.
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Знать/понимать
- виды традиционных народных промыслов; особенности современного ручного ковроткачества; принципы построения коврового узора.
Уметь.
- выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов.
Кулинария.
Знать/понимать
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Электротехнические работы.
Знать/понимать
назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Уметь
объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
Технологии ведения дома.
Знать/понимать
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.
Уметь
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Черчение и графика.
Знать/понимать
технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.
Уметь
выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Современное производство и профессиональное образование
Знать/понимать
сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь
находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка практических работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы, или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3" или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 1 ставится, если учащийся не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Перечень рекомендуемой литературы.
Учебно-методический комплект.
1. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008. – 120, [8] с.
2. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 192 с.: ил.
3. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006.
Дополнительная литература для учителя
- Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
- Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5-8 кл.- М.:Просвещение, 2001.
- Ляховская Л.П. Кулинарный календарь.- СПБ.: Полигон, 2002 .
- Котова Н.И., Котова А.С. Русские традиции и обряды. Народная кукла.- СПБ,:Паритет, 2005
- Захаржевская Р.В. История костюма.- М.:РИКОЛ классик, 2004.
- Горичева В.С. Куклы.- Ярославль.: Академия развития, 1999.
- Птушкина О.В., Дорофеев Ю.П. Русский праздничный костюм.- М.: Мозаика-стиль, 2005.
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутки.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
- Максимова М., Кузьмина М. Вышивка.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.
- Петренко Н.В. Ландшафтное проектирование.- Донецк.: Сталкер, 2006.
- Бабаян Л.В., Горобцов А.М. Благоустройство усадьбы.- М.: Сталкер, 2003.
- Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Жилище. Что умеют мастера.- СПБ.: СМИО-Пресс, 2004.
- Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2002.
- Воронцов В.А. Мини-энциклопедия. Ландшафтный дизайн.- М.: АСТ, 2006.
- 27. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.
- Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия под ред. Шангина И.И.- СПБ: Искусство – СПБ, 2004.
- Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2005.
- Белова Г.И. Кулинария. Примерное поурочное планирование 5-9 класс. – М.: Ижица, 2003.
- Ермакова В.И. Кулинария. -М.: Просвещение, 1993.
Дополнительная литература для ученика.
1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.- М: Дрофа, 2000.
2. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. 8-9 кл.- М: Просвещение, 2005.
3. Тюрина Н.Е. Основы художественного ремесла. Чудо–кожа. Пособие-М: АСТ-Пресс, 1999.
4. Лукашов Р.А. Основы художественного ремесла. Русское кружево. Пособие-М: АСТ-Пресс, 1999.
5. Федотов Г.Я. Основы художественного ремесла. Сухие травы. Пособие-М:АСТ-Пресс,1999.
6. Конышева Н.М. Секреты мастерства.- М: Московский учебник, 2000.
7. Рассказы о русской кухне. / Н. И. Ковалев.- М.: Московский рабочий, Камелопард, 1989.
8. Домашнее меню современной хозяйки. Кулинарный ежедневник (с электронным приложением). / М. Н. Пьяница. М.: Эксмо, 2008.
9. Шелковые картины в технике холодного батика/Т.О.Скребцова, Л.А.Дальниченко-Ростов на Дону, Феникс, 2007.
10. Труханова А.Т., Исаев В.В. Основы швейного производства. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1989.
11. Кивистик В. Мережки.- Таллинн: Валгус, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 2012-2013_2-4 Матвеева_5-9 Босова_10-11 Угринович
Рабочие программы на основе УМК Матвеевой Н.В. (2-4 кл), Босовой Л.Л. (5-9 кл), Угриновича Н.Д. (10-11 кл)...
рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
Рабочая программа+хронограф по астрономии...
Рабочая программа ЮИД на 2012-2013 год
Учебно-тематический план№ п/п Тема Теоретические занятияПрактические занятияВсего часов1Путешествие в историю ПДД 3472Дорога, что ты расскажешь о себе? 1233В гости к Св...
Рабочие программы по экономике 2012-2013 учебный год
Рабочие программы по экономике для учащихся 5-11 классов...
Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год
Рабочая учебная программа по технологии для 5 класса (совместное обучение): пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год
Рабочая программа по технологии для 7 класса (девочки): пояснительная записка, тематическое планирование....