Рабочая программа основного общего образования по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературе для 7го класса(2 часа в неделю,68 часов в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_lit.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Литература 2011-2012
Рабочая программа основного общего образования
по литературе
7 класс
2 часа в неделю
(всего 70 часов)
Составила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №6 города Пушкино
Виноградова Анастасия Андреевна
2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов).
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы.
- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Рабочая программа учебного курса «Литература 7 класс»Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
(1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Устное народное творчество
(4 час)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Из древнерусской литературы
(3 час)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
(2 часа)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
(29 часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
(21 час)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»
(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
(1 час)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
(9 часов)
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Л. Лиранднлло. Черепаха
Д.Олдридж Отец и сын.
Тебования к уровню подготовки учащихся.
Ученики, закончившие VII класс,
должны знать:
- Тексты художественных произведений, рекомендованные для обязательного чтения.
- Тексты художественных произведений, рекомендованные для самостоятельного чтения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-тематический план.
Содержание | Количество часов | |
1. | Литература как искусство слова. | 1 |
2. | Устное народное творчество | 4 |
3. | Древнерусская литература. | 3 |
4. | Литература 18 века. | 2 |
5. | Литература 19 века. | 29 |
6. | Литература 20 века. | 21 |
7. | Из литературы народов России.(1 час) | 1 |
8. | Зарубежная литература | 9 |
Итого: Уроки развития речи Уроки внеклассного чтения | 70 часов 4 4 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№ п/п | Наименование разделов, тем по программе и тем занятий | Кол. час. |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 |
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 |
3 | Былина как жанр фольклора. | 1 |
4 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович» | 1 |
5 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 |
6 | Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». «Поучение Владимира Мономаха». | 1 |
7 | «Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 |
8 Р/Р | Подготовка к письменной работе по УНТ на одну из тем:
| 1 |
9 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | 1 |
10 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | 1 |
11 | Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава»(отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII | 1 |
12 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. | 1 |
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 |
14 | А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре | 1 |
15 Вн/Ч | А. С. Пушкин «Повести Белкина» | 1 |
16 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. “Песня про купца Калашникова”. | 1 |
17 | Идейно-художественное своеобразие произведения. Фольклорные начала в «Песне…» | 1 |
18 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов | 1 |
19 | Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова. Тестирование по произведениям Лермонтова и Пушкина. | 1 |
20 | Н. В. Гоголь. Биография. Историческая и фольклорная основа повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
21 | Тарас и его сыновья. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 |
22 Р/Р | Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления Остапа и Андрия», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров». | 1 |
23 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | 1 |
24 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача» | 1 |
25 | Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. | 1 |
26 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 |
27 Вн/Ч | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт рыцарства и самовольства. | 1 |
28 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 |
29 Р/Р | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | 1 |
30 | Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. | 1 |
31 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство»(главы) | 1 |
32 | Главный герой повести «Детство». Его поступки, чувства, духовный мир. | 1 |
33 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 |
34 Вн/Ч | И. А. Бунин «Лапти» | 1 |
35 | А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 |
36 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 |
37 | Два лица России в рассказе «Злоумышленник» | 1 |
38 Вн/Ч | Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня» | 1 |
39 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | 1 |
40 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» главы из повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 1 |
41 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. | 1 |
42 | Обучение анализу эпизода из повести «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. | 1 |
43 | «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 |
44 | В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 |
45 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 |
46 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 |
47 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 |
48 | А. П. Платонов «Неизвестный цветок» | 1 |
49 Р/Р | Сочинение по теме: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (По произведениям писателей XX века) . | 1 |
50 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике поэта. | 1 |
51 | Письменный анализ эпизода или одного из стихотворений Пастернака. | 1 |
52 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие», «Июль-макушка лета»…Философские проблемы в лирике | 1 |
53 | Час мужества | 1 |
54 | Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади» | 1 |
55 | Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 |
56 | Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 |
57 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | 1 |
58 | Песни на слова русских поэтов 20 века. | 1 |
59 | Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная»(главы из книги) | 1 |
60 | М. М. Зощенко Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 |
61 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…»Особенности художественной образности дагестанского поэта. | 1 |
62 | Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления поэта о честности | 1 |
63 | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой…» | 1 |
64 | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 |
65 | О. Генри «Дары волхвов» | 1 |
66 | Р. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. | 1 |
67 | Л. Лиранднлло. Черепаха | 1 |
68 | Д.Олдридж Отец и сын. | 1 |
Список литературы
Основная литература:
- Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
- Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003
Дополнительная литература:
- Учителя:
- Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005
- Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007
- Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007
- Ученика:
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006
- Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
- Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
- Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
- Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
- Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
Средства обучения, интернет-ресурсы
Диски :
- 1С: Аудиокниги. Внеклассное чтение для средней школы.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 класс
- 1С: Хрестоматия по литературе 7 класс
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7- 8 класс
- 1С:А. П. Чехов. Рассказы;
- 1С:Русская литература от Нестора до Маяковского
- 1С: М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ САЙТОВ
http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm:
- http://pushkin.niv.ru/
- http://lermontov.niv.ru/
- http://krylov.lit-info.ru/
- http://chehov.niv.ru/
- http://grin.lit-info.ru/
- http://prishvin.lit-info.ru/
- http://nekrasov.niv.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС) литература 5-9 классы
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями освоения основнойобразовательной программы основного общего образования, представленной вФедеральном государственном образовательном стандар...
"Рабочая программа основного общего образования по литературе для 6 класса"
В соответствии с учебным планом школы курс «Литература» изучается в объёме 552 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений...
Рабочая программа основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы под ред. В.Я.Коровиной
Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО (прика...
Рабочая программа основного общего образования по литературе 6 класс
Рабочая программа основного общего образованияпо литературе МОУ СОШ с. Вадинск 6 класс...
Рабочая программа основного общего образования по литературе 7 класс
Рабочая программа основного общего образованияпо литературе МОУ СОШ с. Вадинск 7 класс...
Рабочая программа основного общего образования по литературе 8 класс
Рабочая программа основного общего образованияпо литературе МОУ СОШ с. Вадинск 8 класс...
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по литературе для учащихся с ОВЗ для 9 класса
При обучении детей с ОВЗ, следует учитывать их особенности:недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомл...