урок Движение животных в природе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Познакомиться с движением как одним из главных свойств живых организмов;сформировать представление о разнообразии способов движения одноклеточных и многоклеточных животных в водной среде;особенности передвижения позвоночных в наземной и воздушных средах;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_dvizhenie_zhivotnyh_v_prirode.rar | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Движение животных в различных средах обитания.
Цель:
- Образовательная: Познакомиться с движением как одним из главных свойств живых организмов;сформировать представление о разнообразии способов движения одноклеточных и многоклеточных животных в водной среде;особенности передвижения позвоночных в наземной и воздушных средах;
- Развивающие: продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, сопоставлять среду обитания организма с приспособлениями к движению; реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование:персональный компьютер,мультимедиапроектор,экран,презентация для урока,видеофрагменты,учебник.
Ход урока.
Слайд№1.
Давайте вспомним пройденную тему и ответим на вопрос:Какими свойствами обладают живые организмы?
Движение одно из главных свойств всего живого.Движение происходит на всех уровнях организации.
1.Клеточный-движение цитоплазмы в клетке.
2.Органный-сокращение сердца.
3.Организменный-полёт орла.
Слайд№2.
Учащиеся принимают участие в обсуждении поставленных вопросов.
Слайд№3
Записывают в тетрадях термин локомоция и определение к нему.
Слайд№4
Движения одноклеточных животных.Учащиеся заранее готовят сообщение о передвижении амёбы,инфузории-туфельки,эвглены и отвечают на вопросы.
Слайд№5
В/фрагмент :Передвижение одноклеточных.
Слайд№6
Вопрос:Как передвигаются многоклеточные?Сообщение ученика о передвижении дождевого червя.
Слайд№7
Вопрос:Какие животные передвигаются в водной среде?
1.Какие приспособления имеют рыбы для передвижения в воде?
2.Какие приспособления есть у тюленей и моржей?
3.Какой способ движения называют реактивным,для каких животных он характерен?
Сообщение ученика о передвижении гидры. Слайд№8
Слайд№9 В/фрагмент «Передвижение медузы»
Слайд№10 Вопрос:Почему у разных животных разные способы передвижения?
Слайд№11 В/фрагмент «Рыбы».
Слайд№12 Вопрос:Какие животные являются первыми настоящими наземными животными?
Животные способны к разнообразным движениям.Они:ходят,бегают,прыгают,ползают,лазают,плавают,летают.
Вопрос:В какой среде обитания живые организмы способны к разнообразным движениям?
Какие организмы способны к полёту?
Слайд№13 Вопрос:Что такое подъёмная сила крыла?
Какие приспособления имеют птицы к полёту?
Слайд№14 В/фрагмент «Птицы».
Слайд№15 Вопрос:Какие приспособления имеют водоплавающие птицы для плавания?
Слайд№16 Для того,чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку.
Воздух режут без усилья,
Как серпы,кривые крылья.
Промелькнёт-не разглядишь,
Так летает только….(стриж)
Слайд№17 Большинство животных живёт на суше-насекомые,рептилии,пресмыкающие,птицы,
Млекопитающие,которые обладают разнообразными движениями.Они передвигаются опираясь на ноги.У разных классов их разное количество.Различают несколько групп ходильных млекопитающих.
1.Стопоходящие. 2.Пальцеходящие. 3.Копытные.
Многие животные способны к быстрым движениям.Например:полёвки передвигаются со скоростью-7 км/ч,антилопы-80 км/ч,гепард-105-115 км/ч. Учебник стр.106-107.
Слайд№18
Слайд№19 В/фрагмент «Гепард»
Слайд№20 В/фрагмент «Дзерены»
Слайд№21 Вывод учащиеся записывают в тетрадях.
Слайд№22 Мы всё это время говорили о движениях животных,а как обстоит дело с растениями,ведь это тоже живые организмы.
Способность к активному движению организма или его частей в пространстве-это движение с затратой энергии,является свойством живых организмов.
Однако вплоть до 19 в. считалось,что растение не обладает ни чувствительностью,ни двигательной активностью.
Действительно,растения не имеют нервной системы и мышц,они являются прикреплёнными формами,новсётаки обладают способностью к движению.Эти движения обычно не удаётся увидеть,так как происходят очень медленно.Но если внимательно пронаблюдать,то можно их увидеть.
1.Поворот листовой пластинки к солнцу.
2.Поворот цветка к солнцу(подсолнух).
3.Раскрытие и закрытие цветка днём и вечером,перед дождём.
4.Складывание листьев,поникание их.
5.Ростовые движения(раскрытие почки,цветка).
Некоторые растения обладают движениями,которые по скорости схожи с движениями животных.
1.Захлопывание листа-ловушки у мухоловки.
2.Движение тычинок у василька и барбариса.
3.Движение одноклеточных растений(хламидомонада)
Всё это можно пронаблюдать при помощи покадровой съёмки с показом в ускоренном темпе.
Растения своими движениями могут предсказать погоду и время.Например:1.Перед дождём листья акации и клевера поникают. 2.Перед дождём на листьях монстеры появляются капельки. 3.Свои цветки шиповник раскрывает в 4 часа утра,а в 20 часов их закрывает.
Природа-великий учитель!Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё.И он у неё учился и учится,наблюдая за ней.Задолго до того,как были сформулированы многие научные законы и принципы строительства ,животные и растения с этим справились сами.Некоторые их решения подсказали людям направление поисков.
Например всем известна кажущаяся хрупкость паутины,однако материал из которого она сделана,прочнеестали,эластичнеерезины.Семена одуванчика очень напоминают парашюты десантников.
Очень многое человек изобрёл наблюдая за движениями животных.Например всем известно,что самолёт был изобретён наблюдая за полётом птицы.А вертолёт очень напоминает стрекозу только большого размера.Изучив строение медуз,человек изобрёл прибор для предупреждения шторма,т.к.медузы сами покидают место предстоящего шторма задолго до его начала.Т.о. этот прибор предупреждает за 12 часов до начала шторма,тогда как обычный барометр только за 2часа.И таких примеров очень много.Слайд№23 тесты»Закрепление»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Движение веществ в организме животного" 6 класс
Урок по теме "Движение веществ в организме животного" 6 класс, программа Н.И.Сонина, с описанием лабораторной работы....
Разработка урока: "Движение в живой природе".
План-конспект урока с применением структур сингапурской методики....
Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."
биология – 5 классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
Инновационный урок "Движение животных"
Пояснительная запискаДанный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен у...
Инновационный урок "Движение животных"
Пояснительная запискаДанный урок является естественным продолжением темы «Движение. Жизнедеятельность организмов», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведен у...
Урок «Значение животных в природе и жизни человека»
Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом....