Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу (4 класс).
методическая разработка по технологии по теме
Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу
(4 класс).
Пояснительная записка.
Настоящая программа предусматривает пропедевтический курс обучения учащихся 4 класса по профессии штукатур-маляр. Программа составлена на основе собственного опыта работы с учащимися школы VIII вида.
4 класс. 1 четверть.
Вводное занятие. Беседа о профессии штукатура маляра. Порядок работы в мастерской.
Теоретические сведения.
Виды одежды. Средства защиты штукатура-маляра. Правила ухода за спец. одеждой.
4 класс. 2 четверть.
Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения и работы в мастерской.
Работа с бумагой и картоном.
4 класс. 3 четверть.
Вводное занятие. Правила безопасности работы в мастерской. Рабочая одежда уход за одеждой.
Работа с тканью, нитками и иглой.
4 класс. 4 четверть.
Вводное занятие. План работы на четверть. Организация рабочего места.
Повторение ранее изученного материала.
Работа с бумагой, обоями, картоном.
ТАБЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_i_planirovanie_4_klass_propidevtika-1.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа образовательных учреждений VIII вида по штукатурно-малярному делу
(4 класс).
Пояснительная записка.
Настоящая программа предусматривает пропедевтический курс обучения учащихся 4 класса по профессии штукатур-маляр. Программа составлена на основе собственного опыта работы с учащимися школы VIII вида.
Содержание программы включает теоретический и практический материал и направлено на достижение следующих целей:
- развивать у учащихся обще трудовые умения и навыки;
- развивать речь учащихся на основе практической деятельности;
- корригировать их психофизическое состояние;
- воспитывать устойчивое положительное отношение к труду;
- формировать трудовую выносливость, ответственность, взаимопомощь и дисциплинированность.
В результате пропедевтического обучения учащиеся 4 класса должны овладеть первоначальным представлением о профессии штукатура-маляра, штукатурном растворе и его составных частях, малярных составах, их видах и свойствах, растворителях и их назначении, инструментах маляра и штукатура, о свойствах бумаги и картона, работе с тканью, иглой и нитками, контрольно-измерительных инструментах и их использовании, о средствах защиты штукатура-маляра и спец.одежде. Темы работ первого года обучения штукатурно-малярному делу подобраны так, чтобы вызвать интерес у учащихся к данному виду труда. Уроки тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, изобразительного искусства. В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или иной темы. Учитель, исходя из материально-технического обеспечения мастерской и уровня подготовленности учащихся, сам определяет продолжительность преподавания.
Результатами первого года изучения курса штукатурно-малярного дела является формирование следующих умений:
- уметь пользоваться контрольно-измерительными инструментами;
- уметь сгибать, разлиновывать и резать бумагу;
- уметь различать виды растворов и малярных составов по внешним признакам;
- уметь различать инструмент штукатура и маляра, использовать его по назначению;
- уметь зашить распоровшийся шов спец.одежды, пришить пуговицу, вешалку;
- уметь приготовить состав для побелки;
- уметь работать кистью;
- уметь содержать рабочее место и инструменты в порядке;
- соблюдать правила техники безопасности.
4 класс. 1 четверть.
Вводное занятие. Беседа о профессии штукатура маляра. Порядок работы в мастерской.
Теоретические сведения.
Виды одежды. Средства защиты штукатура-маляра. Правила ухода за спец. одеждой.
Штукатурные работы.
Теоретические сведения.
Виды штукатурного инструмента. Правила ухода за инструментом.
Штукатурные растворы.
Организация рабочего места.
Простейшие геометрические фигуры.
Контрольно-измерительный инструмент.
Умения.
Уметь ориентироваться в задании с помощью учителя, различать инструменты, виды растворов по внешним признакам. Уметь составлять орнамент и силуэт предмета (инструмент) из простейших геометрических фигур, пользоваться измерительным инструментом.
Практические упражнения.
Отрабатывать приёмы хватки инструмента, расположения его по отношению к поверхности, приготовления раствора и намазывания его на поверхность. Организовать рабочее место и содержать его в надлежащем порядке. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ. Ухаживать за инструментом.
Работа с природным материалом.
Теоретические сведения.
Знакомство с природным материалом.
Коллекция из природного материала. Композиция для мозаики.
Умения.
Уметь различать природный материал, составлять композицию по образцу, соблюдать последовательность выполнения операций.
Практические упражнения.
Отрабатывать приемы работы с клеем, кисточкой. Соблюдать правила техники безопасности. Организовать рабочее место и содержать его в надлежащем порядке.
Контрольная работа за четверть.
4 класс. 2 четверть.
Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения и работы в мастерской.
Работа с бумагой и картоном.
Теоретические сведения.
Краткие сведения из истории бумажной промышленности.
Инструменты и приспособления для работы с бумагой.
Виды бумаги и картона. Свойства. Знакомство с обоями.
Приёмы разметки и резания бумаги.
Техника безопасности при работе с режущим инструментом, клеем.
Плетение из бумаги. Аппликация из бумаги.
Сгибание и резание бумаги.
Умения.
Уметь выполнять работу по инструкционной карте, различать виды бумаги, картона, определять свойства бумаги, составлять орнамент аппликации из бумаги, использовать инструменты по назначению.
Практические упражнения.
Отрабатывать приёмы разметки, сгибания, резания бумаги, плетения из бумаги, изготовления игрушек из бумаги, выполнения изделия в технике аппликация из цветной бумаги.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении работы. Содержать рабочее место в надлежащем порядке.
Контрольная работа за четверть.
4 класс. 3 четверть.
Вводное занятие. Правила безопасности работы в мастерской. Рабочая одежда уход за одеждой.
Работа с тканью, нитками и иглой.
Теоретические сведения.
Краткие сведения о тканях и нитках. Их виды. Свойства. Назначение.
Приёмы работы с ниткой и иглой.
Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Виды швов. Пошив подушечки для игл.
Виды пуговиц. Способы пришивания.
Пошив вешалки для одежды.
Стачивание распоровшихся швов спец. одежды.
Аппликация из ткани.
Умения.
Уметь соблюдать последовательность выполнения операций, различать виды тканей, ниток, пуговиц, уметь определять свойства тканей и ниток, уметь работать иглой, определять распоровшийся шов, наметить место для пришивания вешалки и пуговицы, подбирать рисунок на ткани для аппликации.
Практические упражнения.
Отрабатывать приёмы отмеривания нитки, вдевания нитки в иголку, завязывания узелка на конце нити, выполнения отделочных стежков и строчек. Отрабатывать приёмы составления выкройки вешалки и раскроя заготовки для вешалки, стачивания деталей, пришивание вешалки и пуговиц к спец. одежде, изготовления изделия в технике аппликация из ткани.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении работы.
Содержать рабочее место в надлежащем порядке.
Контрольная работа за четверть.
4 класс. 4 четверть.
Вводное занятие. План работы на четверть. Организация рабочего места.
Повторение ранее изученного материала.
Работа с бумагой, обоями, картоном.
Теоретические сведения.
Виды бумаги и картона. Свойства.
Обои. Рисунок на обоях.
Инструменты и оборудование для работы с бумагой.
Техника безопасности при работе с режущим инструментом.
Разметка и резание бумаги. Виды аппликации.
Умения. Уметь выполнять работу по инструкционной карте, оценивать своё изделие.
Уметь различать виды картона, бумаги и обоев, аппликаций. Использовать инструменты по назначению.
Практические упражнения.
Отрабатывать приёмы разметки и резания бумаги, вырезания рисунка по шаблону и контуру, выполнения изделия в технике аппликация из бумаги и ткани. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Содержать рабочее место в надлежащем порядке.
Малярные работы.
Теоретические сведения.
Окрашивание изделий или поверхности.
Значение окрашивания. Техника безопасности при окрашивании.
Инструменты и приспособления для окрашивания. Уход за инструментом.
Виды красок. Растворители. Техника безопасности при работе.
Подготовка бордюров к побелке. Побелка бордюров.
Умения. Уметь ориентироваться в задании, выполнять работу с планированием ближайшей операции, составлять отчет о проделанной работе, различать виды поверхностей, подбирать инструменты для окрашивания и знать их устройство, отличать краски, растворители по внешним признакам, определять дефекты окрашенной и побеленной поверхностей.
Практические упражнения.
Отрабатывать приёмы подготовки краски к работе, погружения кисти в емкость с краской, отжима кисти, распределения краски на поверхности, очистки и обметания бордюров, побелки бордюров. Исправлять дефекты при окрашивании и побелки поверхности.
Соблюдать правила техники безопасности при окрашивании. Содержать рабочее место в надлежащем порядке. Ухаживать за инструментом.
Контрольная работа за четверть.
Контрольная работа за год.
ТАБЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ
| 4 класс. 1 четверть. Тема урока. | Кол-во часов. | Дата |
Штукатурные работы. | 20 | ||
1. | Вводное занятие. Беседа о профессии штукатур-маляр. Порядок работы в мастерской. | ||
2. | Виды одежды (домашняя, спортивная, рабочая). Спец. одежда. Средства защиты для работы штукатура-маляра. | ||
3. | Правила ухода за спец. одеждой. Хранение спец.одежды. | ||
4. | Виды штукатурного инструмента. Назначение инструмента. | ||
5. | Устройство инструмента. Требования к инструменту. Уход за инструментом. | ||
6. | Штукатурные растворы. Раствор из гипса. Раствор из цемента. | ||
7. | Организация рабочего места штукатура маляра. Уборка рабочего места. | ||
8. | Простейшие геометрические фигуры. Составление силуэта изделия (инструменты). | ||
9. | Контрольно-измерительный инструмент. Правила работы инструментом. | ||
Работа с природным материалом. | 12 | ||
10. | Знакомство с природным материалом. Заготовка природного материала. | ||
11. | Составление коллекции из природного материала. | ||
12. | Составление орнамента мозаики. | ||
13. | Оформление мозаики из песка. Техника безопасности при работе с клеем. | ||
14. | Контрольная работа за четверть. Штукатурные растворы. | ||
15. | Природный материал. Подведение итогов четверти. |
4 класс. 2 четверть. Тема урока. | Кол-во часов. | Дата | |
Работа с бумагой и картоном. | 32 | ||
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения и работы в мастерской. | ||
2. | Работа с бумагой и картоном. Краткие сведения из истории бумажной промышленности. Инструменты и приспособления для работы с бумагой. | ||
3. | Виды бумаги и картона. Свойства. Знакомство с обоями. | ||
4. | Инструменты и оборудование для работы с бумагой. Техника безопасности при работе. | ||
5. | Приёмы разметки и резания бумаги. Техника безопасности при работе. | ||
6. | Плетение из бумаги. Изготовление коврика. | ||
7. | Аппликация – орнамент. Аппликация – предметная. | ||
8. | Заготовка деталей по шаблону для аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. | ||
9. | Оформление предметной аппликации. Техника безопасности при работе с клеем. | ||
10. | Оформление аппликации – орнамент. Техника безопасности при работе с клеем. | ||
11. | Сгибание и резание бумаги. Изготовление снежинок. Техника безопасности при работе с ножницами. | ||
12. | Изготовление новогодних игрушек из бумаги. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. | ||
13. | Контрольная работа за четверть. Работа с бумагой. | ||
4 класс. 3 четверть. Тема урока. | Кол-во часов. | Дата | |
Работа с тканью, нитками и иглой. | 40 | ||
1. | Вводное занятие. Правила работы в мастерской. Рабочая одежда. Уход за одеждой. | ||
2. | Краткие сведения о тканях и нитках. Их виды. Назначение. Свойства. | ||
3. | Приёмы работы с иголкой и ниткой (отмеривание нитки, вдевание нитки, завязывание узелка). | ||
4. | Виды швов («вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельный»). Техника безопасности при работе с иголкой. | ||
5. | Отработка выполнения шва «вперед иголку», « назад иголку». Техника безопасности. | ||
6. | Отработка выполнения шва « через край », «петельный» Техника безопасности. | ||
7. | Заготовка ткани, ниток, наполнителя для пошива подушечки для игл. Раскрой подушечки. Техника безопасности. | ||
8. | Пошив подушечки для игл. Стачивание деталей подушечки, наполнение подушечки. Техника безопасности. | ||
9. | Украшение подушечки стежками. Техника безопасности. | ||
10. | Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц. | ||
11. | Отработка приёмов пришивания пуговиц. Техника безопасности. | ||
12. | Вешалка для одежды. Составление выкройки. Раскрой заготовки. | ||
13. | Пошив вешалки. Техника безопасности. | ||
14. | Стачивание распоровшихся швов спец.одежды. Техника безопасности. | ||
15. | Аппликация из ткани. Подбор рисунка, тканей. Заготовка деталей аппликации. | ||
16. | Оформление аппликации из ткани. Техника безопасности при работе. | ||
17. | Контрольная работа за четверть. Пришивание пуговиц. | ||
18. | Ремонт одежды. Подведение итогов четверти. |
4 класс 4 четверть. Тема урока. | Кол-во часов. | Дата. | |
Работа с бумагой, обоями, картоном. | 12 | ||
1. | Вводное занятие. План работы на четверть. Организация рабочего места | ||
2. | Виды бумаги и картона. Свойства. Обои. Рисунок на обоях. | ||
3. | Инструменты и оборудование для работы с бумагой. Техника безопасности при работе. | ||
4. | Разметка и резание бумаги. Вырезание рисунка обоев. Техника безопасности. | ||
5. | Виды аппликации. Заготовка деталей и материала для аппликации (бумага, обои, ткань). | ||
6. | Оформление аппликации из ткани и обоев. Техника безопасности при выполнении работы. | ||
Малярные работы. | 24 | ||
7. | Окрашивание изделий или поверхности. Значение окрашивания. Техника безопасности. | ||
8. | Инструменты и приспособления для окрашивания. Устройство. Уход за инструментом после окрашивания. | ||
9. | Виды красок. Отличия и сходства. | ||
10. | Растворители. Виды. Назначение. Техника безопасности при работе. | ||
11. | Подготовка бордюров к побелке. Инструменты и приспособления. | ||
12. | Приготовление состава для побелки. Инструменты для побелки бордюров. | ||
13. | Побелка бордюров. Техника безопасности при работе. | ||
14. | Контрольная работа за четверть. Окрашивание поверхности. | ||
15. | Инструменты для окрашивания. Подведение итогов четверти. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Штукатурно – малярное дело» для 9 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида по теме: «НАБИВКА ФРИЗА И БОРДЮРА С ПОМОЩЬЮ ТРАФАРЕТА»
Конспект открытого урока для 9 класса. Предназначен для учителей технологии по профилю штукатурно - малярное дело....
рабочая учебная программа "Швейное дело" специальных (адаптированных) образовательных учреждений VIII вида, 6-й класс
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе, предусматривающей подготовку учащихся специальных (адаптированных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному вы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Технология. Швейное дело 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
рабочая программа "Технология. Швейное дело" 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Методическая разработка "Рабочая тетрадь по столярному делу" (Для учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида)
Рабочая тетрадь по столярному делу составлена для учащихся 7-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Состоит из следующих разделов:Раздел I. Основы материаловедения.Раздел...