Конкурс «Дело мастера боится»
методическая разработка (технология) на тему

Представлен опыт учителя технологии Черепановой Елены Анатольевны по организации конкурса "Дело мастера боится". Конкурс может проходить в рамках недели технологии, к окончанию учебного года, к празднику 8 марта и т. д. Конкурс объявляется заранее. Девочки делятся на две команды для выполнения теоретической и практической части. Приглашается жюри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delo_mastera.rar32.3 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Ныробская СОШ»

Конкурс «Дело мастера боится»

Выполнила учитель технологии первой категории

Черепанова Елена Анатольевна

НЫРОБ 2012


Конкурс «Дело мастера боится»

Цели:

  1. Совершенствование навыков  приготовления салатов.
  2. Воспитание культуры  общения при работе в коллективе, коммуникабельности.
  3. Привитие интереса к предмету.

Конкурс может проходить в рамках недели технологии, к окончанию  учебного года, к празднику 8 марта и т. д.

Конкурс объявляется заранее. Девочки делятся на две команды. Приглашается жюри.

 Предварительная подготовка:

Придумать название команды, девиз и приветствие соперникам  (2- 3 мин)

Найти рецепт салата и принести необходимые для него  ингредиенты (заранее согласуется с учителем).

Приготовить заранее и принести сладкое к чаю (печенье, рулет, шарлотку и т.д.)

Подготовить для конкурсов:

 полотняный мешочек с орехами,  носитель с  органной музыкой и оркестровой, репродукция  картины Репина «Бурлаки на Волге», 2 кусочка зефира, 2 платка  для завязывания глаз, 2 чайные ложки, 2 непрозрачных контейнера; закрытый контейнер с ваткой с духами; приложения заданиями; эталоны ответов; технологические  карты по приготовлению салатов;  фартуки и косынки,  полотенце.

 Инвентарь и посуду для приготовления салата и чаепития по количеству участниц и гостей.

      Для салата: необходимые ингредиенты.

Ход урока:

 I.Организационная часть

  1.Представление  жюри и команд (6  - 8 минут)

  2.Кабинет «шести чувств». Справка о состоянии здоровья. (5минут)

         Приложение 1.

II. Разминка (2 - 3 минуты)

III. Теоретическая часть (20 -25 мин)

       1.  Узнай овощ

        2. Зашифрованные пословицы. Приложение 2.

        3. Ситуации (2 минуты)

         4.Кроссворд.  Приложение 3.

IV. Практическая часть (20 минут)

V. Дегустация (15 минут)

     Уборка кабинета (10 минут)

Ведущий (учитель):

 «Дело мастера боится» так называется наш конкурс, в ходе которого мы выясним, какая команда покажет лучшие теоретические  знания и практические умения, приобретённые на уроках технологии.

Оценки за выполненные задания будет выставлять жюри.

 В жюри входят… (представление  членов жюри).

 Разрешите всех поздравить с  предстоящим праздником 8 марта.

 Желаю жизни без кручин,

Не волноваться без причин,

Всегда иметь весёлый вид.

Вовек не знать где что болит!

Ни пуха, ни пера!

I.Организационная часть

1. Представление жюри и команд «Сластёны», «Изюминки».  

Название команд, девиз, приветствие соперникам.

2. Кабинет «шести чувств». Вы знаете, что у человека пять чувств: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение. Сейчас мы у вас их и проверим.

  1. Первые  участницы  из разных команд определяют с закрытыми глазами на вкус, что они попробовали и записывают на заранее подготовленной   справке о состоянии здоровья под цифрой 1.
  2. Вторые  девочки  от команды  должны  определить запах духов  и записать в справке под № 2, какой  запах,  они слышат.
  3. Следующее задание  девочки выполняют командами: слушают носитель с органной музыкой и определяют,  какой инструмент звучит. В справке  записать инструмент под  №3.
  4. Затем предлагается  участницам проверить зрение и определить художника,  который написал картину « Бурлаки на Волге». Фамилию записать в справке под № 4.
  5. Третьи участницы от команды должны определить на ощупь что  в полотняном мешочке  и вернувшись на место  записать в справке, что в мешочке под цифрой № 5.

Но,  у каждого человека,   есть ещё  и шестое чувство – интуиция. Давайте проверим её у вас.

Посмотрите внимательно  на первые буквы в вашей  справке  о состоянии здоровья   и определите,  какой буквы  не хватает под  цифрой  6, чтобы поставить  диагноз.  Какой буквы не хватает?

И ваш  диагноз – здоров!  Медосмотр вы успешно прошли и  приступаем к первому заданию – разминке.

II. Разминка:

Учитель по очереди задаёт вопросы командам. Соперницы имеют право дополнить ответ, за что получают дополнительные баллы.

1.Назовите овощи,  у которых едят клубни?

     (батат, картофель)

2.Назовите овощи, у которых едят корни?

     (морковь, свёкла, репа, редис, редька …)

      3. Назовите овощи,  у которых  используют в пищу семена?

          (горох, бобы, чечевица…)

4. Назовите овощи, у которых используют в пищу листья?

     (щавель, петрушка, укроп, зелёный лук…)

5. Назовите растения,  у которых едят цветы?

  (цветная капуста, одуванчики….)

6.В какую воду закладывают овощи, чтобы сохранить витамины?

 (кипящую).

III.Теоретическая часть

Узнай овощ

 1 команда

Родина Южная Америка, где  до сих во многих районах встречается в диком виде как сорное растение. Несколько сотен лет потребовалось … на завоевание человеческого призвания, чтобы превратиться из плодов крайне вредных «сводящих с ума тех, кто их поедает до овоща чрезвычайно полезного и приятного».  Во многих странах Западной Европы долгое время … выращивали в качестве декоративного и отчасти лекарственного растения (от чесотки, глазных болезней и желудочных заболеваний).  Относились к нему  недоверчиво, считали ядовитым и несъедобным. Первоначальное имя «золотое яблоко» было заменено на  поэтическое «любовное яблоко».          

2 команда

 Многие народы оспаривают друг у друга право называться  родиной…

 С итальянцами и греками,  соревнуются грузины.  До сих пор в  Колхидской  низменности Грузии встречается…  в диком виде. Его ценят за  высокие гастрономические качества.

Древние греки и римляне вообще придавали … огромное значение и считали  лекарством, излечивающим практически все болезни (головную боль, глухоту,  бессонницу  и различные внутренние заболевания).

Одним из первых русских источников,  в котором упоминается  этот овощ датируется 1073 годом. Огороды с … повсеместно окружали русские поселения. Изобилие … на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев.

Название овоща произошло  от древнего римского слова,  что в переводе на русский означает «голова».

 В следующем  задание «Зашифрованные пословицы» вам предстоит вспомнить и записать пословицы. На это задание вам даётся 5 минут. Приложение 2

Задание  «Ситуации».

Командам предлагается ответить на вопросы:

1 команде:

Вы пересоли  суп, что делать?

 (опустить очищенный картофель,  или вымытый рис  в мешочке)

2 команде:

Манная каша пригорела, что делать?

(переложить сразу  из кастрюли, кастрюлю густо засыпать солью и залить водой)

 Кроссворд «Виды тепловой обработки» Приложение 3

Разгадайте кроссворд. На выполнение этого задания вам даётся 5 минут.

По окончанию  каждого конкурса  слово предоставляется жюри, которое подводит итоги и называет  количество баллов, заработанное командами  за конкурсы.

IV. Практическая часть.

(Звучит оркестровая музыка)

 В ходе работы участницы готовят салаты по технологическим  картам. Жюри наблюдает за соблюдением техники безопасности при работе, украшением  и  подачей салата, уборкой рабочих мест.

Жюри подводит окончательные итоги конкурса и всех приглашают к столу на дегустацию и чаепитие.

V.  Дегустация и уборка  кабинета.

 


Приложение 1.  Кабинет «шести чувств»  1 команда   (2 команда)

Справка о состоянии здоровья

1

2

3

4

5

6

Приложение 2. «Зашифрованные пословицы» 1 команда   (2 команда)

п/п

Основные слова

Пословица

1

Кататься - возить

2

Труд - пруд

3

Делу - потеха

4

Труд – перетрут

5

Отмерь - отрежь

Приложение 3.   Кроссворд «Виды тепловой обработки» 1 команда   (2 команда)

                                                         1

2

                   3

4

5

По горизонтали:

       2.    Погружение продукта в горячую воду несколько секунд

       4.    Обжаривание овощей до золотистой корочки

       5.    Большое количество жира

По вертикали:

      1.     Варка в небольшом количестве воды

 3.     Один из основных способов тепловой обработки.


Эталоны ответов

Приложение 1.  Кабинет «шести чувств» 

Справка о состоянии  здоровья

1 Зефир

2 Духи

3 Орган

4 Репин

5 Орехи

6 В

Узнай овощ

  1. Помидор        2.  Капуста.

Приложение 2.   «Зашифрованные пословицы»

п/п

Основные слова

Пословица

1

Кататься - возить

Любишь кататься,  люби и саночки возить

2

Труд - пруд

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

3

Делу - потеха

Делу время - потехе час

4

Труд – перетрут

Терпенье и труд всё перетрут

5

Отмерь - отрежь

Семь раз отмерь - один раз отрежь

Приложение 3.  Кроссворд «Виды тепловой обработки

                                                         1

П

2

Р

Б

Л

А

Н

Ш

И

Р

О

В

А

Н

И

Е

П

У

                   3

В

4

П

А

С

С

Е

Р

О

В

А

Н

И

Е

К

Р

А

К

Н

А

5

Ф

Р

И

Т

Ю

Р

Е


Приложение 4. 

   Оценка результатов деятельности команды «Сластёна» («Изюминка»)

Максимальная оценка за каждый конкурс 5 баллов

Этапы

задания

Содержание

работы

Оценка

Примечание

Представление команд

1. Название, девиз

2. Приветствие соперникам

Кабинет «шести чувств»

Справка о состоянии здоровья

Разминка

1. Вопросы

2. Дополнительные баллы

Узнай овощ

Описание овоща

Зашифрованные пословицы

 Составить пословицу

Ситуации

Вопросы

Кроссворд

«Тепловая обработка»

Решить кроссворд

Практическая работа Приготовление салата

Соблюдение ТБ

Приготовление салата

Оформление салата 

Итоги конкурса

                                                        …        место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнование в 5 классе. «Дело мастера боится»

Внеклассное мероприятие   по технологии в 5 классе     Обобщение и закрепление знаний учащихся  по всем разделам программы за весь 5 класс.   ...

"Дело мастера боится"

Методическая разработка внеклассного мероприятияЦели:Формировние готовности к творчеству;Развитие логического мышления, пространственного воображения, фантазию, эрудицию;Воспитание положительног...

Игра-конкурс для учащихся 5-8 классов "Дело мастера боится"

Цель: в рамках недели технологии выявить уровень знаний и умений, учащихся по образовательной области «Технология», а именно:название профессий, область применения данной профессии;название пред...

Внеклассное мероприятие по швейному делу "Дело мастера боится" 7 класс.

Тема: викторина «Дело мастера боится» Цель: развитие познавательной активности, закрепление пройденного материала по предмету. Задачи: Образовательные: - закрепить знан...

Веселые переменки для обучающихся 5 класса в рамках проведения Декады по профильному направлению «Технология» на тему: «Дело мастера боится. Загадки, ребусы, головоломки по штукатурно-малярному делу»

Метод стимулирования и мотивации для вовлечения в интересную деятельность, развивающую интеллект. Занимательные задания побуждают работать мысль обучающегося....