Методика организации уроков коллективного творчества
статья (технология) по теме
Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими возможностями обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения. За основу в своей работе я взяла систематизацию видов коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_kol._tvor.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации уроков коллективного творчества
Учитель ИЗО и технологии Лышко Наталья Геннадьевна
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Время неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства • музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии - обращенных к душе и сердцу ребенка.
В связи с повышенным вниманием к предметам эстетического цикла особое значение приобрела проблема - включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-творческих способностей личности.
Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности.
Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развития творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.
Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем более и более увеличивается мера посильного ему напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координации ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способностей.
Способности - это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений.
Правильно положение о том, что люди не равны по своим способностям. Это особенно важно в оценке способностей детей, что имеет большое значение для индивидуального подхода в обучении и воспитании. Нельзя быть способным «вообще», способным ко всему. Способности большей частью «специализированы», т. е. имеют определенную направленность. В структуру способностей входят различные по значению свойства, одни из которых являются ведущими, другие опорными, а третьи составляют определенный фон, необходимый для плодотворной деятельности. Сама структура способностей достаточно подвижна, состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройке способностей. Касаясь творческой деятельности, следует установить, что ведущим качеством является развитое эстетическое отношение человека к действительности. Эстетическое - это значит связанное с чувственным восприятием.
Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.
Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими возможностями обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.
За основу в своей работе я взяла систематизацию видов
коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная, совместно - взаимодействующая.
Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывание идеи) и на заключительном этапе (суммирование результата).
В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:
- продумать композицию, цвет, размер;
- выбрать единый материал и технику выполнения;
- определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
- определить технику сборки; - назначить помощников для ведения работы по монтажу.
Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организованна работа над коллективными панно следующей тематике: «Весенний пейзаж» (7 класс), «Моя Хакасия» (8 класс), «Бабочки» (5 класс) и др.
Два последующих принципа организации - принцип фриза и мозаики - предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности. По этим принципам организована работа над коллективными панно следующей тематике: «В осеннем лесу» (6 класс), «Зимние забавы» (7 класс), «Знаки зодиака» (5 класс) и др.
Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.
Совместно-последовательная деятельность как форма организации коллективного творчества учащихся представляет собой работу по принципу конвейера (эстафеты), т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого. Я использую этот вид деятельности крайне редко.
Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых деталей или изделий, например, большое количество одинаковых деталей для изделия, пригласительные билеты, открытки, елочные украшения,
Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества. Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт творчества есть результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.
Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.
Процесс широкого сотрудничества учащихся на уроке организовать очень сложно, поэтому данная форма приемлема для уроков в старших классах. В рамках совместно - взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно - индивидуальной, так и совместно-последовательной ее организации.
Сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразия в методику ее организации. Кроме того, комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее в ходе выполнения коллективной композиции внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.
Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, я пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Для этого необходимо учитывать:
1. Возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;
2. Посильность задания и доступность задания.
3. Коллективная деятельность должна быть доступна каждому из его участников, для этого необходимо:
- знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;
- индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся
- с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность.
- по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.
В отличие от младших школьников у подростков интерес к самостоятельной творческой деятельности значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки своих способностей, неудовлетворенность низкими результатами творческой деятельности.
Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличие от индивидуального коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.
Использование на практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М 1981.
2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -
М. 2002.
3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998
4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации коллективного дела как инструмент формирования позитивного образа выпускника
Воспитание, формирование и развитие личности осуществляется в коллективе. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего развития, при условии, что этот к...
Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному тв...
Презентация "Методика организации уроков коллективного творчества"
Содержит виды и формы коллективной деятельности на уроках ИЗО и внеурочной деятельности....
Методика организации и проведения коллективного творческого дела
Методика организации и проведения коллективного творческого дела...
Методика организации уроков мужества
Материал может быть использован в воспитательной работе...
Методика организации уроков физической культуры
При проведении уроков физической культуры нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Все уроки должны при...
Уроки коллективного творчества на уроках технологии
Коллективная работа на уроке...
Комментарии
Спасибо!Очень ценный
Спасибо!Очень ценный методический материал!Анна Ивановна.