Методика организации уроков физической культуры
методическая разработка по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
1. При проведении уроков физической культуры нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.
Прежде всего, каждый педагог должен постоянно помнить, что на уроке мало лишь физически нагрузить учащихся согласно учебной программе. Все уроки должны приносить детям наслаждение от различных физических упражнений, эмоциональной их подачи, способствовать физическому совершенствованию. Необходимо найти такие методы и средства обучения, которые вызвали бы наибольшую активность и заинтересованность школьников. Особенно это важно в занятиях с детьми, только что переступившими порог школы. В то же время в каждом классе начальной школы учащиеся должны освоить определенный объем знаний, приобрести конкретные умения и навыки, улучшить свою физическую подготовленность. В младших классах нужно стремиться так, подбирать физические упражнения, чтобы они не только были направлены на обучение двигательным действиям, но и активно содействовали укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию детей, развивали необходимые двигательные качества, способствовали формированию правильной осанки, становлению школы движений.
На каждом уроке необходимо обеспечивать постоянную занятость и активность учащихся. Для этого, прежде всего надо выбирать такой способ организации учебной деятельности, которая позволяет наилучшим образом выполнять намеченные задачи урока. Например, изучая несложные упражнения, можно использовать фронтальный метод. Преимущество его очевидно: максимальный охват учащихся двигательной деятельностью и, соответственно, большая моторная плотность урока. Примером здесь могут быть прыжки в длину, метание в цель.
При высокой плотности урока иногда бывает, что дети утомляются, особенно первоклассники. В этом случае надо быстро переключиться на другие упражнения со значительно меньшей нагрузкой. Активизации внимания содействуют строевые упражнения с простейшими перестроениями, а также выполнение различных движений под музыкальное сопровождение.
Учитывая психологические особенности младших школьников, уроки физической культуры необходимо строить на фоне положительных эмоций. В связи с этим наравне с другими методами проведения упражнений нужно чаще использовать игровой метод. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Особенно интенсивно игровой метод следует использовать в процессе закрепления и совершенствования программного материала.
2.Урок физической культуры, особенно в 1 классе, должен быть занимательным. Занимательность на уроке физической культуры является одним из способов приблизить содержание учебного материала к возрастным возможностям детей, обеспечить преемственность дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения.
Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь и усилить внимание детей, активизировать двигательную активность учащихся. Ребятам надоедает скучный схематизм стандартных уроков, шаблонное проведение упражнений. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы игрового настроения, делает урок эмоциональным и насыщенным.
В связи с этим заслуживает внимания проведение физических упражнений под стихотворные тексты учителя. Каждое упражнение носит сюжетный характер, а дети самостоятельно имитируют движения. В данном случае упражнения приобретают форму игры. Такой прием развивает у детей любознательность, воображение, стимулирует образность движений.
3.В работе с младшими школьниками используются упражнения подражательного характера. Подражая действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растениям, различным видам транспорта. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильное зрительное представление о нем, сравнивать собственное выполнение с заданным образом. Это способствует повышению сознательности детей в процессе обучения.
4.Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с младшими школьниками имеют подвижные игры. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества.
Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного запоминания (в частности, в игре), чем произвольного.
У детей наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки).
Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками.
Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры- перебежки, например, «Октябрята», «Волк во рву», «Два мороза», в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочередным участием играющих в движении, как, например, «К своим флажкам», «Заяц без логова», «Пустое место».
Учитывая, что мышцы и связки у детей этого возраста еще недостаточно окрепли, нельзя давать игры с большими силовыми напряжениями.
Внимание детей в младшем школьном возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается тем, что в данный момент ему кажется более интересным. В связи с этим подвижные игры не должны требовать от них долгого сосредоточенного внимания. В противном случае дети перестают соблюдать правила, ход игры нарушается и у них пропадает интерес к игре.
Воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснение игры. Объяснять надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях все изложенное учителем. Часто не дослушав объяснение игры до конца, предлагают свои услуги на ту или другую роль в игре.
В связи с этим используются игры с небольшим количеством правил (2-3). Правила можно давать не сразу все, а постепенно, по мере усвоения их учащимися.
Мышление у детей младшего школьного возраста (особенно у учащихся 1-2 классов) в основном образное, предметное. В связи с этим в первые два года обучения в школе большое место занимают игры сюжетные, с элементарными правилами и простой структурой, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумки и творчества. Примером сюжетных игр могут быть «Совушка», «Волк во рву», «Гуси-лебеди».
Соблюдая принцип преемственности, а также с целью ознакомления с игровым запасом детей и их умением играть, необходимо в 1 классе, особенно в первые месяцы, проводить игры, в которые дети играли в детском саду. Среди игр детского сада есть много таких, которые являются подводящими к играм, предусмотренным программой школы («Лягушка и цапля» «Медвежата и пчелы», «Волк и овцы»).
Для 1 - класса программой предусматриваются преимущественно такие подвижные игры, где нет деления на группы, команды («Совушка», «Два Мороза», «Ребята – октябрята», «Гуси-лебеди» и др.) Здесь многие игры имеют определенный сюжет и включают подражательные движения. Это в значительной степени облегчает понимание содержания и правил игры.
В дальнейшем следует подразделять детей на несколько групп или команд и проводить игры с элементами соревнований, готовящие детей к простейшим командным играм («Гонка мячей», «Передача мячей», «Мяч среднему», «К своим флажкам»), и игры - эстафеты.
В 3 классе проводятся более сложные игры: с водящим «Караси и щука», «Невод»; с делением на команды («День и ночь», «Охотники и утки»).
Характерны для детей младшего школьного возраста и игры с элементами таинственности, неожиданности («Жмурки», «Отгадай, чей голосок»).
На уроках в 1-2 классах проводится обычно 1-2 игры, в 3-4- одна игра. Игры проводятся в любой части урока. В подготовительной части урока игра проводится для организации детей, «разогревания» организма, совершенствования построений - «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». В основной части - для совершенствования двигательных умений и навыков - «Передача мячей», «Вызов номеров», «Гонка мячей», «Не дай мяч водящему». В заключительной части проводятся спокойные игры - для приведения организма в относительно спокойное состояние («Угадай, кто», «Что изменилось»); игры на внимание – «Летает - не летает», «Запрещенное движение», «Класс, смирно».
Дети также любят игры, в которых хором произносят отдельные слова, фразы, игры с речитативом, как, например, «Два мороза», «Октябрята», «Космонавты». Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к действию на последнем слове речитатива. Такая сигнализация в играх 7-9-летних школьников значительно эффективнее коротких сигналов свистком. Быстрый сигнал свистком иногда вызывает у детей торможение, и реакция на соответствующее действие по ходу игры замедляется. Сигналы свистком, короткой командой, взмахом и т.п. начинают использоваться постепенно с развитием у детей быстроты реакции.
Наконец, в этом возрасте увлекают детей такие игры, в которых они могут проявить свою ловкость, быстроту и точность движения, координацию и меткость. Содержание таких игр ограничивается только точным выполнением определенного движения. К таким играм относятся: игра «В классы», разнообразные прыжки с короткой скакалкой, игра «В школу мяча».
Дети 1-3 классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классах надо назначать водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до условного числа. Водящим можно назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его этим за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности оценивать свои силы и силы товарищей.
Желательно сменять водящего чаще, чтобы удовлетворить потребность детей в активности, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки.
Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если же игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго.
К нарушениям поведения в игре, несоблюдению правил учитель должен относиться терпимо, помня, что нарушения происходят в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.
Подвижные игры на уроках в 1-3 классах используются для воспитания активного и сознательного поведения учащихся в коллективе: бегать, не мешая, друг другу, действовать быстро, по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиняться авторитету водящего, видеть границы площадки.
Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами, чтобы установить, насколько, учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать, самостоятельно проводить их.
5.Для проведения большинства игр в 1-3 классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь. Важно, чтобы инвентарь соответствовал физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему. Это разноцветные скакалки, мячи, кегли.
Большое внимание в работе следует уделять предметным ориентирам, которые создают реальные условия для выполнения упражнений. Известно, что дети охотно выполняют упражнения, связанные с определенным результатом: достать, перепрыгнуть, перебросить, влезть, попасть в цель. Например, чтобы бросить мяч под определенным углом, протягивают на нужной высоте веревку (ориентир при бросании), а при броске мяча в заданной плоскости ставят высокие узкие цели; чтобы при беге шаги были определенной длины и дети бежали по прямой, беговую дорожку размечают линиями; чтобы при прыжке в длину был выше взлет, поперек ямы протягивают веревочку и т.д. Подобные ориентиры способствуют овладению техникой движения. Урок проходит интереснее и эмоциональнее.
6.В младших классах особенно необходимо строго придерживаться дифференцированного подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. Это достигается соответствующим дозированием нагрузки, подбором упражнений, постоянным наблюдением за проявлением признаков утомления. Повышенного внимания требуют ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также пропустившие несколько уроков по болезни. Вот почему грамотное, соответствующее конкретному состоянию учащихся дозирование физической нагрузки должно стать обязательным условием каждого урока.
7.Необходимо использовать в работе с младшими школьниками и домашнее задание. В качестве домашних заданий предусматриваются ОРУ на развитие гибкости, быстроты, ловкости, координации движений, чувства равновесия, исправления неправильной осанки. По мере воспитания у детей самостоятельности применяются и простейшие упражнения на освоение навыков и умений.
При сообщении домашних заданий детям объясняется значение каждого упражнения. После объяснения упражнения учителем оно обязательно повторяется на уроке, уточняются отдельные движения и только после этого рекомендуется учащимся.
Домашние задания по физической культуре должны не только содействовать закреплению пройденного материала, но и активизировать двигательный режим ученика. Приход ребенка в школу почти вдвое сокращает двигательную активность по сравнению с дошкольным периодом. Уроки физической культуры в школе не компенсируют этот недостаток. И поэтому нужно привлечь детей к систематическим занятиям физическими упражнениями не только в школе, но и дома.
Домашние задания по физической культуре имеют и воспитательное значение: при систематическом выполнении упражнений у учащихся воспитывается активность, уверенность в своих силах, внутренняя собранность, аккуратность, дисциплинированность.
8.Немыслим современный урок и без сообщения учащимся необходимых теоретических сведений. При этом не следует опасаться, что младшие школьники не в силах освоить их. Уже в младшем школьном возрасте дети успешно воспринимают довольно сложные знания и способны переносить их на практическую деятельность. В ходе уроков по мере прохождения учебного материала необходимо объяснять учащимся практическую значимость и технику выполнения конкретных упражнений, их воздействие на организм, возможность их применения самими учащимися. Как правило, теоретические сведения сообщаются на кратких беседах в течение 2-3 мин. Или в виде интересных, с образными сравнениями сообщений по ходу урока.
9.Специфические особенности урока ф.к. создают благоприятные возможности для воспитания нравственных, морально – волевых качеств, культуры поведения. Использовать эти возможности нужно с первого же урока в 1 классе. Но при этом надо обязательно учитывать, что для формирования образцового морально – нравственного поведения только лишь знаний о том, что «можно» и что «нельзя», недостаточно. Как показывает опыт, нередко дети теоретически знают, как надо себя вести, а в жизни этих правил не придерживаются. Поэтому задача состоит в такой организации занятий, с помощью которой обеспечивалось бы эффективное воспитание у школьников морально – нравственных качеств в процессе коллективных действий, где эти качества необходимо все время проявлять. Коллективные занятия ф.к. дают возможность детям практически реализовать правила морально – нравственного поведения в ходе совместных действий класса, группы, команды. Именно здесь учащиеся на личном опыте убеждаются, что успех общего дела зависит от организованности, дисциплинированности, взаимопомощи, от морально – волевых усилий, проявленных каждым членом коллектива.
В младших классах начинается путь наших детей в мир знаний, в мир постоянного физического совершенствования. И чем четче будет проложен этот путь школьными педагогами, тем быстрее и успешнее учащиеся достигнут поставленных целей. Значительную лепту в это исключительно важное дело должны внести учителя физической культуры, которых по праву называют учителями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Статья представляет собой педагогический проект по внедрению СОТ...
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Педагогический эксперимент по освоению и внедрению СОТ на уроках физической культуры....
Методики проведения уроков физической культуры
Особенности построения, содержания уроков физической культуры...
Совершенствование игровой методики на уроках физической культуры в начальной школе.
Оптимизация двигательного режима младших школьников на основе разработок и научно-обоснованных методик использования подвижных игр и игровых упражнений в различных физкультурно-оздоровительных формах ...
Применение современных методик на уроках физической культуры
Данные методики можно использовать в разминочной части урока....