План-конспект занятия «Волшебница Осень!»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Надежда Владимировна Бородина

 

План-конспект занятия   «Волшебница Осень!» Продолжительность: 2*45 минут.
Возраст обучающихся: 8-14 лет.
Тема:  Вводное занятие. Изготовление сувенира «Плетень».
Цель:  Содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, ценностных отношений обучающихся к традициям, обычаям и ремёслам русского народа на примере изготовления сувенира «Плетень». Стимулирование интереса к народной культуре, приобретение детьми практических знаний, умений и навыков. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volsh_osendonskoy_suvenir-1_plan-konspekt_zaniatia.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

        

План-конспект занятия  

 «Волшебница Осень!»

Продолжительность: 2*45 минут.

Возраст обучающихся: 8-14 лет.

Тема:  Вводное занятие. Изготовление сувенира «Плетень».

Цель:  Содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, ценностных отношений обучающихся к традициям, обычаям и ремёслам русского народа на примере изготовления сувенира «Плетень». Стимулирование интереса к народной культуре, приобретение детьми практических знаний, умений и навыков.

 Задачи:

•        Дать первоначальное представление о старинном ремесле – плетении из природного материала.

•        Пробудить интерес и желание детей заниматься в творческом объединении «Волшебный краснотал».

•         Создать атмосферу увлекательного эстетического познания.

•        Организовать взаимодействие обучающихся между собой.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, работа с текстами, с субъективным опытом учащихся, акцентирования деталей, создание интриги, провокационного вопроса.

Оформление: кабинет для занятия украшен осенними листьями, оформлена  выставка изделий обучающихся.

Оборудование: Мультимедийный проектор, дидактические карточки.

Инструменты и материалы: столярные инструменты, чистая бумага для ответов, карандаши, ручки, природный материал для поделок.

Предварительная подготовка к занятию. Подготовить деревянные спилы, просверлить отверстия D= 4-6мм для установки прутьев основы. Установить в каждое отверстие отрезок прута D= 4-6мм. Подготовить природный материал, изделия из солёного теста  для оформления сувенира.

Структура занятия:

I.        Подготовительный блок

Организационный момент – приветствие, позитивная установка на занятие.

Создание интриги.         Обоснование цели занятия.

II.        Основной блок

Подготовительный этап. Демонстрация презентации.

Практическая работа.         Творческое задание.  Игра.

Обобщение и систематизация знаний.

III.        Итоговый  блок

Анализ и оценка успешности достижения поставленной цели.

Рефлексия: самооценка детьми своего психологического состояния. Анкета для обучающихся.

Ход занятия.

Педагог включает музыкальный видеофильм,  приглашает  детей  зайти в кабинет,  не предлагая им сесть. Затем включает презентацию.

Слайд № 1 Сегодня у нас в гостях Волшебница Осень! Встречайте!

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…             (Н. Ивенсен)

Знакомство

Здравствуйте, девочки и мальчики! Меня зовут Надежда Владимировна. Я очень рада встрече с вами.

Да, закончились каникулы, незаметно пришла Осень! А лето оставило столько воспоминаний! Посмотрите вокруг. Сколько красивых поделок! А вы хотите научиться делать такие же?

Я приглашаю вас в чудесную страну, которая называется «Волшебный краснотал» и хочу подарить вам радость от общения с этим материалом. Любой из вас тоже может стать волшебником и не на 45 минут, а на всю жизнь! Может быть,  кто-то знает, почему именно осенью я пригласила вас в гости? Да, именно осенью начинается заготовка однолетних прутьев (лозы) для таких прекрасных поделок!

А начнём мы наше волшебство  с игры: в старину был такой обряд. Когда малыш делал самые первые шаги, родители разрезали ему «путы». Просто брали ножницы и перед ребёнком крест - на крест «резали» несуществующую верёвку. Тем самым  давали ему своё благословение, пожелание доброго пути в самостоятельную жизнь.  

Сегодня мы с вами вступаем в мир «Волшебного краснотала». И чтобы вы были уверены в себе, давайте проведём этот обряд.  Ребята,  встанем в круг. Я символически  «опутаю» вас (обучающиеся берут в руки ленту). А  вот этим волшебным инструментом (показываю свои руки) разрежу «путы» неуверенности, дам вам пожелание доброго пути в новый для вас вид деятельности. Я уверена, что на этом пути нам будет сопутствовать удача!  

Я приглашаю вас занять места за столами, где мы уже сегодня научимся творить чудеса в стране «Волшебного краснотала».

Дети рассаживаются по местам.

Слайд № 2  Объявляется тема занятия.  Педагог вместе с детьми формулирует цель и задачи урока.

 Слайд № 3  Актуализация знаний  учащихся

Пришла осень… За окном дождь. А давайте совершим небольшое путешествие во времени!

Вы замечали весной, в Вербное Воскресенье, на улицах людей с букетиками   ивы?  Вот такая веточка ивы с пушистыми шариками (показывает ветку вербы) стала на Руси главным символом возрождения. Как вы думаете, почему?   (Ива просыпается к новой жизни после зимы одной из первых). Сейчас осень, а я вам показываю весеннюю веточку. Видите, какая я волшебница! Чудеса уже начинаются!

Слайд № 4

Люди с очень давних времен заметили замечательную особенность ивы. Она гибкая, податливая, прочная. Доисторические люди умели плести снасти для добывания пищи, плели стены и кровлю жилища. Даже лодки были плетеные и не пропускали воду!  Плетёные корзины запечатлены на  древних фресках.

Слайд № 5, 6

Притяжение плетёных изделий люди ощущали на себе с давних времён. Об этом свидетельствуют живописные полотна великих мастеров!

Слайд № 7  

Но и в наши дни из лозы плетут мастера замечательные вещи!

Слайд № 8

Знаменитый врач  Ибн – Сина ещё более 10 веков назад знал о чудодейственных свойствах ивы и лечил ею воспалительные заболевания. Салициловая кислота, всем известный аспирин, получила своё название от латинского Salix (ива).

 Пообщавшись с таким удивительным растением, вы заметите, что улучшится самочувствие, появится  ощущение бодрости, прилив сил. Я верю, что наше занятие принесет вам радость творчества, научит жить в гармонии с природой и по ее законам и, возможно, станет делом всей вашей жизни.

К концу занятия, я думаю, вы получите  первоначальные навыки плетения, которые в дальнейшем помогут вам научиться делать вот такие замечательные вещи для себя и своих близких.

Слайд № 9, 10, 11. Экспозиция детских работ

Ива  любит воду, может своими корнями достать её с очень большой глубины. Люди заметили это свойство ивы и сажали её для укрепления берегов. Ребята, где мы чаще всего можем видеть иву, ракиту, вербу? Ответы детей  (по берегам рек). КРАСНОТАЛ  также  растёт в изобилии по берегам наших рек. Это растение относится к виду ивовых.

Я уже говорила, что краснотал любит воду.  Прутики для плетения нужно положить в тёплую воду. Они станут   гибкими и  послушными в работе. У нас есть 10-15 минут.

Слайд №12  Игра «Краснотал».  Сейчас  я взмахну волшебной веточкой  и мы поиграем.

Используется игровой прием.  Задание для детей записано  на слайде.

Вам нужно  разделиться на две команды. Выберите листик по вашему настроению.

(раздаю листики краснотала желтого и зеленого цвета). Педагог делит детей на две группы по цвету листиков: жёлтые и зелёные.

 Предлагаю вам слово «Краснотал». Однолетняя лоза краснотала – основное сырьё в нашей работе! Ваша задача: придумать за одну минуту слова, состоящие из букв, входящих в это слово.

Лидер получает лист бумаги с надписью «КРАСНОТАЛ», карандаш. Лидер команды выполняет задание, остальные помогают.

Примерный набор слов:

Кора        Лак        Накал        Атлас        Сорт        Стол  Кран        Оса        Тоска        Сан        Коса        Салат

Крот        Тон        Рана        Салон        Стон        Танк   Нос        Кот        Кара        Соната  Сало        Раскат

Сон        Атас        Нора        Раса        Сок        Сотка Нота        Рот        Окрас        Рост        Талон        Латка

Лот        Рота        Тара        Сор        Арка        Краса  Красота         Рак        Ласка        Слон        Ток        Кол

Какой замечательный материал, даже слово замечательное. Столько слов можно составить!

Материал готов. Теперь можно приступить к работе.  

Перед началом работы хочу вам сказать: - Не бойтесь ошибиться, не сдавайтесь, если сразу не получается, улыбнитесь, и за работу! А я вам помогу!

Постановка задачи.

Теперь вернёмся в лето. Давайте вместе попробуем сделать вот такой замечательный                    сувенир!

(Педагог демонстрирует детям образцы изделия). 

Ребята, давайте запомним  Правила ТБ. Посмотрите, пожалуйста,  какими инструментами будем сегодня пользоваться.  Что это за инструмент, кто знает?  Это бокорезы.  Запомните,  что бокорезы – это опасный инструмент, пользоваться им нужно осторожно, не размахивать ими, держать на столе с сомкнутыми концами.

Слайд № 13  Дидактическая карточка. Первый этап:

Прут перед плетением промять руками, т.е. снять «напряжение», чтобы материал стал гибким.

Слайд № 14  Второй этап:

Заложить прутик между первой и второй стойкой, простым плетением через одну стойку плести изделие «слева направо». Алгоритм плетения: заводим каждый раз  прут «перед правой стойкой, за соседнюю правую стойку».

Слайд № 15 Внимание!

Прутик нужно проплести весь,  до конца. Прут  всегда должен выходить в следующий промежуток между соседними стойками.

Слайд № 16 Совет мастера:

Что делать, если прут закончился? Положить новый поверх закончившегося прута, оставив небольшой напуск.

Ребята! От качества плетения будет зависеть красота и прочность изделия.

Слайд № 17 Третий этап:

Берём  бокорезы и подрезаем выступающие концы прутьев.  

 Слайд № 18, 19 Самостоятельная работа. Украсить плетень.  Сейчас вы будете работать с клеем.  Будьте осторожны, пользуйтесь влажной салфеткой!

Слайд № 20, Наш сувенир «Плетень» готов. Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось?

Какие мы все молодцы! Все прекрасно справились с заданием! Давайте полюбуемся нашей работой.

(Дети демонстрируют свои работы).

Слайд №  21.  Давайте подведём итог работы.

 Ребята! Я очень рада знакомству с вами и дарю вам на память эти сувениры. Надеюсь, что вам понравилось у меня в гостях,  и вы захотите научиться «Волшебному» ремеслу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

План-конспект ОД <<Волшебный сундучок Осени>>

« Волшебный сундучок Осени» Цель: Развитие ритмических навыков через все виды музыкальной деятельности путем приобщения детей к игре на музыкальных инструментах.Задачи:-  закрепи...

План- конспект открытого занятия. Картина "Осенний дуб"

Научить изготовлению картин в технике" рваная аппликация"  с использованием нетрадиционного способа  рисования....

План-конспект группового занятия «Тема осени в Музыке, Поэзии и Живописи»

Цели занятия:развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей....

План -конспект занятия по теме: «Осень»

коррекционное занятие по курсу  «Развитие осязания и мелкой моторики»...