План-конспект группового занятия «Тема осени в Музыке, Поэзии и Живописи»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Смирнова Александра Константиновна

Цели занятия:

развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2016.docx25.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное административный округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа № 887"

(ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «КУНЦЕВО»)

«Тема осени в Музыке, Поэзии и Живописи»

План-конспект  группового занятия

Студии «Фортепиано»

для учащихся от 9 до 14 лет

Разработала: Смирнова А.К.

Категория: высшая

Москва

2016год


Тема: «Тема осени в Музыке, Поэзии и живописи»

Цели занятия: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Образовательные:

-познакомить с произведениями русского композитора П.И. Чайковского, русского художника-пейзажиста И. Левитана, поэта А.С. Пушкина.

-учить слушать музыку эмоционально осмысливая,  анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию, вокально-хоровые навыки.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, интерес к осознанному слушанию музыки, нравственные чувства – любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного в жизни, прививать любовь к музыке композиторов-классиков.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.(2мин.)
  2. Повторение.(5мин.)
  3. Проведение теста и разгадывание кроссворда.(10мин.)
  4. Введение в тему занятия.(5мин.)
  5. Исполнение детьми произведений,  просмотр слайдов.(15мин.)
  6. Обсуждение в форме диалога.(5мин.)
  7. Подведение итогов занятия.(3мин.)

Оборудование:

- презентация к занятию;

- портреты  композиторов -  П.И. Чайковского, художника И. Левитана; поэта А С Пушкина в презентации к занятию.

- иллюстрации картин И. Левитана;

- ДВД;

- компьютер;

-фортепиано;

- тесты и кроссворды для детей.

Аудио, видео, музыкальный материал:

- Видео-клип «Октябрь»  П.И. Чайковского;

- фонограмма песен


Ход занятия

Вопросы, ответы детей.

Добрый день, ребята!

Тема нашего занятия – «Тема осени в Музыке, Поэзии и живописи».

Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним, повторим самые главные музыкальные термины, которые нам будут сегодня  нужны.

Тест письменный. (подчеркнуть правильный ответ) (карточки с тестами)

(1-3 слайды)

1.Настроение мелодии. ( темп,  динамика, лад)

2. Скорость движения мелодии. ( темп, тембр, мажор)

3. Громкость звучания мелодии. ( лад, темп, динамика)

4. Веселый лад в музыке. ( мажор, минор, темп)

5. Окраска звука. (темп, тембр, динамика)

6. Грустный лад в музыке. (минор, мажор, темп).

Кроссворд.(4-11 слайды)

1

м

а

ж

о

р

2

т

е

м

п

3

с

о

л

ь

м

и

н

о

р

5

л

а

д

6

д

и

н

а

м

и

к

а

7

р

о

я

л

ь

1.Веселый лад

2.Скорость движения мелодии.

3.Нота.

4. Грустный лад.

5. Настроение мелодии.

6. Громкость звучания мелодии.

7. Разновидность фортепиано, в переводе «королевский».

Молодцы, хорошо справились с заданием.

И так, продолжаем наше занятие.

Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года». Среди них русский композитор – П.И. Чайковский, художник И. Левитан, поэт А.С. Пушкин,  и многие другие.(12 слайд)

Какая тема всего дороже для каждого человека? Это тема Родины, любовь к родной природе. Красота природы вдохновляла многих композиторов, художников на создание произведений искусства. Композиторы писали музыку о природе, художники – картины, поэты – стихи. Большое место в творчестве людей искусства занимала тема осени.

Осень!.. Прекрасное время года. Об осени поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, художники рисовали картины.  Всех людей затрагивает осень своей волнующей красотой опадающей листвы, золотыми кронами деревьев, чистым воздухом. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин из всех времён года любил осень, называл её золотой.

Сегодня нас ждет встреча с образами родной природы, которые запечатлели художники разных поколений, используя разные виды искусства – Музыку, Поэзию и Живопись.

 П.И. Чайковского называют «певцом родной природы». У композитора природа «живет» удивительной таинственной жизнью. Произведения Чайковского помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть в каждом времени года, будь то поздняя осень или ранняя весна. Сегодня мы с вами послушаем  произведение Чайковского из альбома «Времена года»  - «Октябрь». «Времена года» Чайковского – это альбом из 12 пьес. (13 слайд)

Почему в альбоме 12 пьес, а не меньше и не больше?  -  (потому, что 12 месяцев в году».

Пьеса имеет второе название «Осенняя песнь» и раскрыть суть произведения нам поможет поэзия.(14 слайд)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.  (15 слайд)

- Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку? (16 слайд). (Ответ  - «Желтые, коричневые, темноватые»)

– У какого времени года есть такие краски?( Ответ – «У осени»)

– Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку?( Ответ – «Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато»)

– Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский? ( ответ –« Тишину осени, задумчивость природы, грусть человека»)

Музыка умеет передавать настроение радости или печали. Предлагаю игру «Словарик эмоций».

Если слово подходит к музыке «Октябрь» вы должны повторить его, а если нет, сидите тихо, без движений. (17 слайд)

Игра. « Я думаю, я считаю»

Я считаю, что эта музыка

После игры один из учеников подводит итоги анализа музыки.

Какой лад в пьесе, темп, настроение? (18-20 слайды)

(Ответ – лад минорный, темп медленный, настроение грустное, печальное, задумчивое)

Созвучно ли произведению «Октябрь» стихотворение поэта  А.С. Пушкина «Унылая пора…»?

Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Золотая осень»?

( Ответ – «Не совсем, «Октябрь» Чайковского  рисует позднюю осень, а у Левитана – ранняя золотая осень»)

 Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Осень»?

(Ответ – да, созвучна, и музыка и картина рисуют позднюю осень)

Левитан – самый известный художник-пейзажист в России. Он очень любил природу родного края и в своих полотнах отобразил всю ее  красоту. Самая известная картина Левитана – это «Золотая осень»

Мы с вами послушали музыку, которая рисует осенние пейзажи, познакомились с произведениями художника Левитана,  произведениями  композитора П.И, Чайковского, читали стихи об осени поэта А.С. Пушкина.

Что же общего между искусствами музыки, поэзии  и живописи?(21 слайд)

(Ответ – «Музыка, поэзия и живопись могут рисовать образы родной природы»)

Для чего нужны произведения искусства?(22 слайд)

(Ответ – «Чтобы лучше видеть  красоту окружающего мира. Чтобы воспитывать  доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе.)

Если человек чувствует и понимает музыку, живопись, если любит стихи, любит петь, это значит, что человек любит окружающий мир и  не может быть грубым, черствым  и безжалостным.

Как можно назвать наше занятие по другому? («Осенняя музыка», «Музыка природы», «Осеннее  настроение», «Осенняя  природа»)

Что больше всего понравилось?

Что удивило?


Список литературы:

  1. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М. 1997.
  2. Перфильева И. А. Через игру на уроке музыки - к познанию эстетической сущности человека (педагогика искусства в творческих поисках). - Москва-Самара. 1996.
  3. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на занятиях по музыке. М. 2003.
  4. Нотный сборник П.И. Чайковского.
  5. Интернет материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

Природа в музыке, поэзии, живописи

Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Природа в музыке, поэзии и живописи

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Природа в музыке, поэзии и живописи"​. Это мероприятие вызывает интерес учащихся к литературе, помогает лучшему усвоению программно...

Урок по музыке в 5 классе на тему "Весна в живописи, музыке, поэзии"

laquo;Весна в живописи, музыке, поэзии»Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема «Осень». Постановка звука С. Подготовительный этап....