ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №1»
ПЕРВЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Доклад на тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
автор: учитель
английского языка
Гашеева Екатерина
Анатольевна
Соликамск, 2010
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование к изучению английского языка.
Одной из таких технологий и является проектная методика.
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Идея проектов, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Поскольку проекты помогают лучше овладеть иностранным языком, а в наше время изучение иностранных языков очень актуально, так как современная жизнь невозможна без его знания. Английский язык уже давно стал главным международным языком общения. Многие лингвисты, опираясь на существующие тенденции, приходят к выводу, что меньше чем через сто лет языковой барьер практически перестанет существовать, и люди будут использовать для общения исключительно английский язык. Радоваться такому будущему или огорчаться – судить тяжело, однако уже сегодня английский язык имеет все предпосылки для того, чтобы стать обязательным языком к изучению.
Проблема использования проектного метода на уроках английского языка изучалась многими ведущими методистами современности такими как: Г.Драгунова, В. Кузовлев, М. Биболетова и др. Проанализировав учебно-методическую, психолого-педагогическую литературу, я разработала и использую методику проектного обучения на уроках английского языка.
В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?
Таким образом, применительно к уроку английского языка мы можем сказать, что
проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности английскому языку.
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.
1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.
2. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.
3. Для того чтобы школьник учился с удовольствием, необходимо использовать проектную методику. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Но эта методика с успехом применяется не только в профильных группах, но и на базовом уровне.
В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, ток шоу или театрализованные представления.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Я работаю над проектом по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы) . Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия». Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Таким образом учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. при внедрении 4-х проектов в течение года уровень подготовки учащихся по чтению повысился .Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.
Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами английского языка.
ЛИТЕРАТУРА
· Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
· Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.
· Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997
· Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995
· Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003
· Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002
· Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002
· Ramon Ribe Project work
· Nuria Vidal Step by Step
· Hutchinson T. Project English – 1 Oxford, 1996
· Некоторые статьи из журналов «Иностранные языки в школе»
· ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»
· ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. « Проект на уроках немецкого языка»
· ИЯШ, 1997, №3 Барменкова О.И. «О работе над проектом по учебнику Happy English 2»
· ИЯШ, 1999, №4 Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка»
· ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
· ИЯШ, 2002, №3 Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку»
А также:
· Журнал «Сибирский учитель» , 2004 №1 Синенко В.Я. « Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования»
· Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии»
· Журнал «Сибирский учитель» , 2004 №2 Гаргай В.Е. Опыт педагогического проектирования на западе и в России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"
В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....
программа саморазвития по теме "Проектный метод на уроках английского языка"
программа саморазвития педагога по теме "Проектный метод"...
Дифференцированный и индивидуальный подход при использовании проектного метода на уроках английского языка.
данная работа обобщает опыт по использованию индивидуального и дифференцорованного подхода в проектной методтке на уроках английского языка....
Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.
В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именн...
Выступление по теме "Использование драматического метода на уроках английского языка" на МО учителей иностранного языка.
Выступление подготовлено для учителей английского языка школы. Сообщение по теме расскрывает большие возможности драматического метода для развития творческих способностей обучающихся....
Статья "Использование проектного метода на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы общественного питания"
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования профессиональной подготовки специалистов сферы общественного питания в системе среднего профессионального образования. В данной статье ра...
Использование технологии проектного метода на уроках английского языка (методический материал)
Приведённый ниже методический материал представляет собой разработку четырёх уроков по творчеству Льюиса Кэрролла, целью которых является разыгрывание учащимися сценки из книги "Приключения Алисы...