Программа по технологии (обслуживающий труд). 8 класс.
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему
Программа по технологии для девочек, 8 класс. Составлена по учебнику "Технология 8 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва. Вентана-Граф. 2004 год."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других, направлениях деятельности человека. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужила Программа общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2008 г.
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Семейная экономика», «Художественная вышивка», «Электротехнические работы», «Творческий проект».
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 часов в 8-х классах.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Тематический план
№ п/п | № урока | Содержание | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме |
Введение | 1 | |||
1 | 1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и поведения в кабинете. | 1 | |
Семейная экономика | 9 | |||
2 | 2 | Семья как экономическая ячейка общества. | 1 | |
3 | 3 | Предпринимательство в семье. | 1 | |
4 | 4 | Потребности семьи. | 1 | |
5 | 5 | Информация о товарах. | 1 | |
6 | 6 | Торговые символы, этикетки и штрих-код. | 1 | |
7 | 7 | Бюджет семьи. | 1 | |
8 | 8 | Расходы на питание. | 1 | |
9 | 9 | Сбережения. Личный бюджет. | 1 | |
10 | 10 | Экономика приусадебного участка. | 1 | |
Художественная обработка материалов | 10 | |||
11 | 11 | Художественное творчество. Художественная вышивка. | 1 | |
12 | 12 | Вышивка гладью. | 1 | |
13 | 13 | Техника владимирского шитья. | 1 | |
14 | 14 | Белая гладь. | 1 | |
15 | 15 | Атласная и штриховая гладь. | 1 | |
16 | 16 | Швы узелки и рококо. | 1 | |
17 | 17 | Двусторонняя гладь. Художественная гладь. | 1 | |
18 | 18 | Вышивание натюрморта. | 1 | |
19 | 19 | Вышивание пейзажа. | 1 | |
20 | 20 | Домашний компьютер в вышивке. | 1 | |
Электротехнические работы | 6 | |||
21 | 21 | Электрическая энергия-основа современного технического прогресса. | 1 | |
22 | 22 | Параметры источника электроэнергии. |
| 1 |
23 | 23 | Электроосветительные приборы. | 1 | |
24 | 24 | Бытовые электронагревательные приборы. | 1 | |
25 | 25 | Электробытовые приборы, облегчающие домашний труд. |
| 1 |
26 | 26 | Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. |
| 1 |
Творческий проект | 8 | |||
27 | 27 | Проектирование. Последовательность проектирования. | 1 | |
28 | 28 | Требования к пояснительной записке. | 1 | |
29 | 29 | Выбор темы творческого проекта. | 1 | |
30 | 30 | Выбор материалов. | 1 | |
31 | 31 | Планирование процесса изготовления изделия. | 1 | |
32 | 32 | Оценка стоимости готового изделия. | 1 | |
33 | 33 | Работа над творческим проектом. | 1 | |
34 | 34 | Защита творческого проекта. | 1 |
Содержание программы
Введение (1 ч.)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология». Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно - гигиенические требования, правила техники безопасности и поведения при работе в школьных мастерских.
Семейная экономика (9 ч.)
Этот раздел состоит из двух больших частей: «Элементы домашней экономики» и «Основы предпринимательства».
Как известно, первоначальные понятия о домашней экономики учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде при выполнении проектов. Семья — это общество в миниатюре она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.
Изучение раздела преследует следующие цели:
вооружить учащихся знаниями о домашней экономике,
сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя гражданина;
сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.
Изучение раздела решает следующие задачи:
познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом источниками дохода, рациональным расходованием средств;
развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;
подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;
раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве.
сформировать первоначальные умения участия в предпринимательской деятельности;
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Следует иметь в виду, что сплав знаний и умений по основам предпринимательства, а также по обработке различных материалов и оказанию услуг будет способствовать формированию настоящих российских предпринимателей. Поэтому одна из важных задач раздела — научить учащихся честно производить и реализовать товары и услуги, осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различные этапы предпринимательской деятельности и производственные ситуации.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАННИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
возможность рационального использования средств и пути их увеличения;
экономические связи семьи с рыночными структурами общества;
элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета; экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
Учащиеся должны уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
выдвигать деловые идеи.
Содержание раздела
Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.
Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.
Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
Художественная обработка материалов
Художественная вышивка (10 ч.)
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьника играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материал требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и вносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно по этому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту.
Содержание раздела
Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История и современность народных художественных промыслов: мастерская вышивка; торжокское золотое шитье; александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, двусторонней глади без настила, художественной глади, швов «узелки» и «рококо».
Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.
Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторонней гладью без настила, художественной гладью, швами «узелки» и «рококо».
Варианты объектов труда. Образцы вышивки гладью. Панно. Блузка. Наволочка. Шторы. Салфетки.
Электротехнические работы (6 ч.)
Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых нагревательных приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи, для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими проблемами. Раздел «Электронные технологии» является составной частью образовательной области «Технология».
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАННИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
понятие электрический ток;
область применения электрической энергии;
источники электрической энергии;
правила электробезопасности;
технологию изготовления светильников, электрических элементов;
типы электроизмерительных приборов и область их применения;
принцип действия бытовых электронагревательных приборов;
Учащиеся должны уметь:
производить измерения электроизмерительными приборами;
рационально использовать электроприборы, обеспечивая экономию электроэнергии.
Содержание курса
Теоретические сведения. Виды энергии. Правила электробезопасности. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии.
Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов.
Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, ее мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение. Конструкция люминесцентной и неоновой ламп. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.
Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Приборы для приготовления и подогрева пищи: электроплиты, жарочные шкафы, электрокастрюли, электрочайники, электрокофеварка, приборы инфракрасного нагрева, бытовые сверхвысокочастотные печи, электроутюги, обогреватели,. Электробытовые приборы, облегчающие домашний труд: кухонные машины, уборочные машины, домашний холодильник Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Практические работы.
Начертить планировку квартиры, показать на ней расположение светильников и определить достаточно ли освещены все зоны.
Изучить устройство лампового патрона.
Определить каким способом передается тепло от нагревателя к продукту в разных электроприборах для приготовления пищи.
Составить список блюд, которые можно приготовить в гриле, электросковороде.
Придумать и нарисовать холодильник нового дизайна.
Разработать плакаты по электробезопасности при пользовании электробытовой техникой.
Творческий проект (8 ч.)
Теоритические сведения. Понятие о проекте. Виды проектов. Основные этапы проектирования. Оформление пояснительной записки, требования к ней. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: разработка плаката по электробезопасности; панно в технике вышивки гладью; набор игрушек «Магнитные чудеса» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд), 5 класс.
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд для 6-х классов
Основным предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовых и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений ...
Рабочая программа по технологии(обслуживающий труд),5 класс
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд с разделами с/труда) 8 класс
Рабочая программа по предмету «Технология» в 8 классе разработана на основе программы основного общего образовании по технологии по направлению «Технология. Обслуживающий труд», под...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд класс: 5 (девочки)
Данная программа разработана в рамках "Обслуживающий труд". В программе нет раздела кулинарии, т. к. в школе нет оборудованных классов по кулинарии. В 1 и 4 четверти девочки и мальчики занимаются совм...
Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса.
Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд)для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII видапо индивидуальному учебному плану для 5 класса....