Конспект урока "Вязание по кругу"
план-конспект урока технологии (7 класс) по теме
Конспект урока из раздела "рукоделие" - 7 класс.
урок – конкурс «Волшебные кружева». На уроке мы
обобщим все те знания, которые получили на предыдущих занятиях по вязанию крючком. Замечателен этот урок будет тем, что он построен на историческом материале. У нас будет возможность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_37-38_7_klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 КЛАСС
УРОК № 37 – 38
ТЕМА: ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ.
АЖУРНОЕ ВЯЗАНИЕ ПО КРУГУ.
Волшебные кружева.
Урок – конкурс.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: воспитание трудолюбия, потребности в творческом труде;
формирование специальных знаний и умений по технологии изготовления вязаных изделий;
знакомство с историей развития кружев.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: крючки, нитки, ножницы.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Рассказ, беседа, практическая работа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Ажурное вязание крючком по кругу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя
Сегодня мы проведем урок – конкурс «Волшебные кружева». На уроке мы
обобщим все те знания, которые получили на предыдущих занятиях по вязанию крючком. Замечателен этот урок будет тем, что он построен на историческом материале. У нас будет возможность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры.
- Сообщение учащихся (из истории вязания крючком).
Сегодня мы приглашаем вас в сказку. В сказку не обычную: созданную не с помощью слов, она связана при помощи вот этого маленького стального крючка и обыкновенной белой нитки. В сказку, которая могла родиться, наверное, только зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице…Сказка начинается! (Звучит вальс).
Итак, сказка наша называется кружевной. Поверьте, это одна из самых интересных и фантастических сказок, созданных людьми, только донесли ее до нас не уста сказителей, а волшебные руки мастериц.
Когда люди научились творить эту сказку? В Европе, говорят, с ХV века… Кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники создавали для кружевных воротников, манжет, платьев и шляп. В кружева ко контуру вплетали конский волос – и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные, невероятные истории! По кружевам буквально сходили с ума, за них садились в долговую тюрьму, за них даже отрубали головы… Стоит ли удивляться, что добрый испанский король в ХVII веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет, в котором определялось, кому какие носить кружева. Но ничего не помогло. А тут еще отток золота увеличился… Огромные богатства шли в страну, которая производила самые тонкие, изящные и легкие кружева в мире, называлась она Фландрия. О, счастливица! Влажный климат страны, создаваемый ветрами с Северного моря, позволяла выращивать прекрасный лен – тонкий и длинный… Его везли в Брюссель, где в сырых, холодных подвалах (в них получались особенно тонкие нити) трудились девочки 8 – 14 лет, своими тонкими пальчиками они сучили нити. Кружева из таких нитей получались красивые, легкие, просто – сказка!
О нашем русском кружеве – разговор особый: ведь наши бабушки, прабабушки умели плести не хуже иноземных мастериц, только не ставили они свой труд на поток, а занимались этим делом издавна и часто в свое удовольствие! Ведь в старину надо было и о приданном подумать: Вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей…
(звучит фонограмма русской песни, на экране экспозиция с кружевами)
- Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может, это все приснилось?
Все эти чудесные вещи связаны нашими мастерицами: иные – совсем недавно, но есть вещи старинные, связанные вашими бабушками и прабабушками.
Плести кружева умели в каждой русской деревне.
Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины. Попоют, попляшут и снова за работу.
Вологодское кружево кажется, что сплетено не из ниток, а из белой паутины – так нежен узор. На фоне тончайшего узора вьется – извивается белая ажурная дорожка. Вот по этому извитому контуру и узнаются изделия вологодских кружевниц.
(на экране вологодские кружева)
Как же удается создать такую красоту? Что помогает в этом? Волшебная палочка? Так и есть! Только не одна, а 6, или даже 12 пар деревянных палочек мелькают в руках мастериц, создающих вологодское кружево.
Кто скажет, как называются эти «волшебные палочки»? Подсказать?
Первое слово – повар на флоте
Знает толк и в борщах и компоте.
Слово второе найдешь ты в хоккее.
Шайбу забить без него не сумеешь.
Эти два слова составь воедино,
Буковку выброси из середины…
Ну-ка, кто первый понял подсказку:
Чем кружевницы плетут эту сказку? (коклюшка).
Ну, как, понравилась вам наша сказка о кружеве?
Есть у этой сказки одна удивительная особенность – эта сказка без конца. Потому что кружевницы не перевелись в нашей стране, по-прежнему плетут они свои белоснежные кружева, радуя наш глаз.
- Опрос учащихся по пройденному материалу (тест).
- В каком году был изобретен вязальный станок?
а) 1589 б) 1689 в) 1588
2. Что означает номер крючка?
а) толщину б) длину
3. Способы вязания по кругу.
а) по спирали б) кругами в) зигзагом
4. Что получится, если при вязании по кругу не делать прибавок?
а) объемная форма б) плоская форма
5. Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных.
а) фантазийная б) блестящая в) фасонная
5. Практическая работа
1. Вводный инструктаж.
2. Самостоятельная работа учащихся: «Ажурное вязание по кругу».
3. Текущий инструктаж.
3. Заключительный инструктаж.
6. Закрепление материала
*Как нужно держать крючок в руке?
*Что такое проба на плотность и как ее выполняют?
*Какие три основные способа вывязывания петли вы знаете?
*Как закрепить нить после окончания вязания?
*Как называется подвесная кайма : украшенье, опушка или оборка одежды , утвари в русской светелке?
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"
Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...
Конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга"
Материал содержит конспект урока по математике для 6 класса по теме "Длина окружности и площадь круга". Автор: Гончарова Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева....
ПЛАН - КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ «КРУГ»
КРУГ – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе. Это занятие поднимает эмоциональный фон в группе, даёт эмоциональную подпитку каждому ребёнку. Участвуя...
Конспект урока по теме"Круг. Площадь круга"
Данный урок является 2 уроком по данной теме и имеет ряд прикладных задач для закрепления материала....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Знакомство с геометрическими фигурами кругом и квадратом. Обводка по точкам круга и квадрата».
Работа о различении геометрических фигур круга и квадрата....
Конспект урока ИЗО «Круг, треугольник, квадрат (прямоугольник) – что мы можем увидеть в каждой из этих фигур и в их сочетании». 1 класс
Урок разработан на основе авторской программы Е.С.Медковой "Утро художника", допущенной Министерством образования и науки РФ. Содержание программы основывается на реалиях то...
Конспект занятия "Письмо кругов разного размера"
Занятие направлено на развитие графо-моторных навыков и формирования представлений о кругах разного размера для обучающихся младшего школьного возраста по АООП (вариант 2)...