программа кружка Столяров - конструкторов
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа кружка «Столяров – конструкторов» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.
По времени реализации программа рассчитана на два года. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:
- для учреждений дополнительного образования под редакцией С.К. Никулина;
- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;
- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова,
а также личный опыт педагога.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение.
Цель программы - овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_stolyarov_-_konstruktorov.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по образованию Администрации Серафимовичского
муниципального района Волгоградской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Серафимовичский Детский центр
Утверждена методическим советом
Протокол №___ от «___» _______20___г.
Директор ________________ Л.В. Найман
«Кружок столяров – конструкторов»
Образовательная программа дополнительного образования детей
10-15 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Рогожин Михаил Викторович,
учитель физики и технологии
высшей квалификационной категории
г. Серафимович
2009 год
Пояснительная записка.
Актуальность
В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно- практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ именно технического и технологического характера.
В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому организация кружка «Столяров – конструкторов» очень актуальна в рамках дополнительного образования детей.
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа кружка «Столяров – конструкторов» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.
По времени реализации программа рассчитана на два года. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:
- для учреждений дополнительного образования под редакцией С.К. Никулина;
- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;
- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова,
а также личный опыт педагога.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение.
Цель программы - овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.
Основные задачи:
Образовательные:
- Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
- Обучить практическим навыкам обработки древесины;
- Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, творческих способностей обучающихся;
- Развивать художественный вкус, ориентированный на качество готового изделия;
- Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
- Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и взаимовыручки.
Занятия кружка проводятся три раза в неделю по два часа в виде групповых или индивидуальных занятий для детей 10-15лет.
Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия.
В программе можно выделить несколько этапов:
- правила организации занятий и правила техники безопасности;
- знакомство с оборудованием, материалами и инструментами;
- изучение способов подготовки деталей к работе;
- изготовление деталей из древесины;
- художественная обработка древесины;
- способы сборки и отделки изделий.
Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждый обучающийся будет знать:
- Общие сведения о древесных материалах;
- Назначение и применение инструментов и оборудования;
- Правила техники безопасности при работе;
- Основные способы столярной и токарной обработки древесины;
- Способ художественной обработки;
- Способы сборки и отделки изделия.
Будет уметь:
- С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и станочное оборудование;
- Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом;
- Применять различные виды сборки и отделки изделий;
- Рационально организовывать свою работу.
Сможет решать задачи:
- Применять на практике полученные знания и умения;
- Адаптироваться в условиях современной жизни;
- Самостоятельно находить решения жизненных ситуаций.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение в программу | 2 | 2 | - |
2. | Древесные материалы | 8 | 2 | 6 |
3. | Клеи | 4 | 2 | 2 |
4. | Инструменты, приспособления, станки | 12 | 2 | 10 |
5. | Изготовление деталей из древесины | 36 | 4 | 32 |
6. | Сборка изделий | 26 | 4 | 22 |
7. | Художественная обработка древесины | 20 | 2 | 18 |
8. | Отделка изделий | 20 | 2 | 18 |
9. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
10. | Резервный фонд – в т.ч.: - защита авторских работ - выставка работ - экскурсии | 14 3 8 3 | 4 1 2 1 | 10 2 6 2 |
Итого: | 144 | 26 | 118 |
Методическое обеспечение программы.
- Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:
- учебного кабинета;
- необходимого деревообрабатывающего инструмента и приспособлений;
- необходимого станочного оборудования
- переносного электроинструмента;
- оборудования и принадлежностей для окончательной обработки и отделки
деталей и изделий;
- необходимого дидактического и раздаточного материалов.
- Для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые инструменты и приспособления для обработки древесины; приобрести резцы, стамески, сверла различного диаметра и конфигурации; закупить необходимое количество расходного материала
(фанера, ДВП, ДСП, МДФ), а также учебные пособия по декоративно-прикладному искусству.
Информационное обеспечение программы.
Литература.
- Основная литература:
- А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины.
- О.Н. Маркелова. Декоративно-прикладное творчество.
- С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования.
- Рекомендуемая литература:
- Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии
- А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе.
- Г.Я. Федотов. Волшебный мир дерева.
- А.В. Березнев. Резьба по дереву.
- А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой
- А.М. Шепелев. Как построить сельский дом.
- Х.И. Махмутова. Роспись по дереву
- Материалы журналов: «Юный техник»,
«Школа и производство»,
«Сделай сам»,
«Советы домашнему мастеру».
- Мультимедийные презентации и материалы интернет-сайтов по
данной тематике.
Содержание программы. 1 год обучения.
№ п/п | тема | Содержание занятия | Форма проведения | Знания. Умения. Навыки. | Материалы и оборудование | |||||||||
1. | Введение в программу | Теория: знакомство с правилами работы и расписанием кружка, планом на год, с правилами техники безопасности. Практика: заполнение анкеты, демонстрация работ учащихся. | Рассказ, беседа, выставка. | Знания: правила поведения на занятиях, правила техники безопасности | Образцы готовых изделий, инструкции | |||||||||
2. | Древесные материалы | Теория: виды древесных и пиломатериалов, композиционные материалы на основе древесины. Свойства древесины и материалов, области их применения. Практика: ознакомление с видами и свойствами материалов(Л-ПР работы), правила подбора и подготовки заготовок для работы. | Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные работы, практические работы | Знания: виды и свойства материалов, современные материалы, правила подбора и подготовки заготовок для работы. Умения: по внешнему виду определять вид древесины и материала, правила подбора и подготовки заготовок для работы с заданными параметрами | Образцы древесных и пиломатериалов, плакаты, инструкционные карты. | |||||||||
3. | Клеи | Теория: виды клеев, клеевых мастик, грунтовок и области их применения Практика: подготовка клея и поверхности материала для работы | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: названия и обозначения клеев, правила безопасной работы с ними. Умения: подготовить клей и заготовку, выполнить склеивание или грунтовку (заделку трещин и сколов) | Компоненты для приготовления клеев и клеевых мастик, инстркц. карты заготовки | |||||||||
4. | Инструменты, приспособления, станки | Теория: виды, назначение, правила работы и правила т/б при работе. Практика: правила использования и приемы работы с оборудованием | Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные работы, практические работы | Знания: устройство и правила работы на станках: СТД-120, НС-12; с электродрелью; с ручным д/о инструментом Умения: уметь пользоваться оборудованием с соблюдением правил т/б и электробезопасности. | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, инструкц. карты операционные карты, заготовки | |||||||||
5. | Изготовление деталей из древесины | Теория: виды и способы обработки древесины правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены. Практика: разметка деталей; пиление и строгание древесины; выпиливание лобзиком. Токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: правила разметки и изготовления деталей и изделий с применением инструментов и оборудования; с соблюдением правил пожарной, электробезопасности и т/б. Умения: разметка деталей, пиление и строгание древесины, выпиливание лобзиком, токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование. Навыки: применять операционные и инструкционные карты | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, инструкц. карты операционные карты, заготовки | |||||||||
6. | Сборка изделий | Теория: виды и способы сборки деталей из древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности Практика: сборка деталей на гвоздях, шурупах (болтах или винтах), не клею; применение шиповых соединений | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: виды и способы сборки, разметка и подготовка деталей, последовательность сборки, правила техники безопасности, пожарной безопасности. Умения: применять различные способы сборки деталей, размечать и готовить детали к сборке. Навыки: применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование
| Инструменты, приспособления, станки, плакаты, инструкц. карты операционные карты, заготовки | |||||||||
7. | Художественная обработка древесины | Теория: виды и способы художественной обработки древесины, правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены (выжигание, тонирование, контурная и геометрическая резьба). Практика: обработка и отделка деталей выжиганием, окрашиванием, лакированием, различного вида резьбой, комбинированными способами | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: виды и способы художественной обработки инструменты и приспособления для худ. обработки, правила безопасной работы с ними. Умения: произвести обработку детали (изделия) выбранным способом. Навыки: готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б | Инструменты, приспособления, плакаты, инструкционные карты, операционные карты, заготовки, изделия. | |||||||||
8. | Отделка изделий | Теория: виды и способы отделки изделий древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены. Практика: прозрачная и непрозрачные способы отделки, способы окрашивания, лакирования, декорирования | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: правила подготовки и отделки поверхности. Умения: произвести отделку детали (изделия) выбранным способом. Навыки: готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б | Инструменты, приспособления, плакаты, инструкционные карты, операционные карты, заготовки, изделия. | |||||||||
9. | Защита авторских работ | Теория: подготовка изделия и его описания к защите, порядок защиты, призы и награждение победителей | Демонстрация своих авторских работ членами кружка | Знания: технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия. Умения: связно построить свой рассказ. | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, операционные карты, необходимые для защиты. | |||||||||
10. | Выставка работ | Теория: подготовка изделий к выставке, порядок демонстрации, условия оценки качества изделий, призы и награждение победителей | Демонстрация своих работ членами кружка | Знания: технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия. | Изделия учащихся членов кружка | |||||||||
11. | Экскурсия | Теория: промышленное производство изделий из древесины. «Встреча с увлечениями». Практика: познакомиться с методами современного д/о производства. | Рассказ, беседа, демонстрация | Знания: технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия.
| Изделия | |||||||||
12. | Итоговое занятие | Теория: обсуждение результатов работы. Советы и рекомендации обучающимся. Перспективные работы кружка. Практика: награждение самых активных участников и победителей выставок, презентаций, конкурсов. | Рассказ, беседа, демонстрация своих работ членами кружка | Умения: самостоятельно анализировать свою работу и делать выводы. Навыки: взаимодействия в коллективе. | Изделия учащихся членов кружка | |||||||||
13. | Резервный фонд. | Подготовка к конкурсам, защите, выставкам. Проведение выставок и презентаций лучших работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный столяр"
Рабочая программа кружка предназначена для учащихся 6-8 классов....
разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Изготовление лекал. Пиление лобзиком фанеры"
Тема занятия: Изготовление лекал. Пиление лобзиком фанеры. Цели урока: обучающая – ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и инструментом для его выполнения; воспитательная – воспитание сознател...
разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Резьба геометрическая"
Тема занятия «Резьба геометрическая» Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической...
разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Приемы работы при пилении и фуговании""
Тема занятия «Приемы работы при пилении и фуговании» Цель образовательная: Создать условия для ознакомления учеников с процессом строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов, спосо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"
Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ "СТОЛЯР РУБАНКИН"
Программа кружка...