разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Резьба геометрическая"
методическая разработка по теме
Тема занятия «Резьба геометрическая» Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической резьбы. Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся. Оборудование: заготовка размером 200х50х10, линейка, карандаш, циркуль, стенд:”Виды художественной резьбы по дереву”, образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву ,видеоклип «Резьба по дереву». ХОД ЗАНЯТИЯ 1.Организационная часть -проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской. –объяснение учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на занятии, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы. 2. Актуализация знаний Подбор материала» является частью общей темы «Резьба по дереву». Слайд 1,2 Вопросы для повторения: - назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой; - каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?; - назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву; - назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву. 3. Сообщение темы и цели занятия. 4. Объяснение нового материала Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям: к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3 Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания, не требующая больших усилий. Все это и делает ее доступной для изучения в школе. (обращаем внимание, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву, рассматриваем изображение готовых изделий с различными конструкциями и орнаментами. Демонстрация примеров изделий, которые дети впоследствии будут изготовлять – доску разделочную. Слайд 4,5,6,7,8) Изучение чертежа геометрической резьбы. Последовательность работы. Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6. Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19. По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции: а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12. б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14. в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11. г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18. д) окончательная отделка изделия. Слайд 13. По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей. Физкультминутка Объяснение особенностей выполнения каждого этапа работы: а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук; б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки. Слайд 13,19,21. в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17. Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы. Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15. Приемы работы резцами: В начале, в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17. Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы. Правила техники безопасности .Слайд 9. 1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности. 2. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом. 3. Работать следует только хорошо заточенным инструментом. 4. Запрещается проверять остроту ножа пальцем. 5. Не класть нож в карманы. 6. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки. Рассмотрение и исключение возможных ошибок, которые могут возникнуть при работе. 1. Получение неровной грани при подрезке резцом. 2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза. 3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы. 4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе. Перерыв 4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. Слайд 21. На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе. Проверяю правильность выполнения этой операции. В ходе практической работы – физкультминутка для глаз 5. Закрепление пройденного материала. I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке: а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы; б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе; в) какова последовательность выполнения резьбы; г) с какими новыми словами вы познакомились. Ответы на вопросы: а) нож-косяк б) правила ТБ в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора. г) опорные слова. 6. Итог занятия Оценивание работы учащихся (взаимооценивание), разбор ошибок и их причин. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выделяю наиболее удавшиеся работы. 7. Рефлексия Поставьте себе оценку – оценку своей работе, своему настроению. 8. Уборка рабочих мест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezba_geometricheskaya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Резьба геометрическая»
Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической резьбы.
Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.
Оборудование: заготовка размером 200х50х10, линейка, карандаш, циркуль, стенд:”Виды художественной резьбы по дереву”, образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву ,видеоклип «Резьба по дереву».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационная часть
-проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской. –объяснение учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на занятии, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.
2. Актуализация знаний
Подбор материала» является частью общей темы «Резьба по дереву». Слайд 1,2
Вопросы для повторения:
- назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой;
- каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?;
- назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву;
- назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву.
3. Сообщение темы и цели занятия.
4. Объяснение нового материала
Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям: к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания, не требующая больших усилий. Все это и делает ее доступной для изучения в школе.
(обращаем внимание, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву, рассматриваем изображение готовых изделий с различными конструкциями и орнаментами. Демонстрация примеров изделий, которые дети впоследствии будут изготовлять – доску разделочную. Слайд 4,5,6,7,8)
Изучение чертежа геометрической резьбы. Последовательность работы.
Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6.
Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.
По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:
а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.
б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.
в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.
г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18.
д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.
По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.
Физкультминутка
Объяснение особенностей выполнения каждого этапа работы:
а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;
б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.
Слайд 13,19,21.
в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.
Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.
Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.
Приемы работы резцами:
В начале, в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17.
Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.
Правила техники безопасности .Слайд 9.
1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.
- При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.
- Работать следует только хорошо заточенным инструментом.
- Запрещается проверять остроту ножа пальцем.
5. Не класть нож в карманы.
- При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.
Рассмотрение и исключение возможных ошибок, которые могут возникнуть при работе.
- Получение неровной грани при подрезке резцом.
- Получение неровной, вмятой грани на месте среза.
- Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.
- Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.
Перерыв
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,
Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. Слайд 21.
На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.
Проверяю правильность выполнения этой операции.
В ходе практической работы – физкультминутка для глаз
5. Закрепление пройденного материала.
I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:
а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;
б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;
в) какова последовательность выполнения резьбы;
г) с какими новыми словами вы познакомились.
Ответы на вопросы:
а) нож-косяк
б) правила ТБ
в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.
г) опорные слова.
6. Итог занятия
Оценивание работы учащихся (взаимооценивание), разбор ошибок и их причин. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выделяю наиболее удавшиеся работы.
7. Рефлексия
Поставьте себе оценку – оценку своей работе, своему настроению.
8. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ТО по теме "Геометрические задачи (разрезания)"
Материал содержит конспект и презентацию занятия ТО "В царстве смекалки" по теме "Геометрические задачи (разрезания)"...
Внеурочное занятие по теме:"Танграм - геометрическая головоломка"
Разработка внеурочного занятия по математике. Тема :"Танграм-геометрическая головоломка"...
Методическая разработка занятия по теме: «Создание орнамента из геометрических фигур и объектов программы CorelDRAW»
Конспект и презентация к занятию знакомит учащихся с видами орнамента, выразительными средствами, законами и этапами выполнения орнаментальной композиции, и позволяет применить полученные знания на пр...
Методическая разработка занятия по теме: "Геометрическая оптика"
Данная разработка закрепляет знания, умения и навыки учащихся по оптике, помогает разобраться при решении задач. Лабораторная работа закрепляет основы теории по данной теме. В методичке разобрвн...
Разработка урока на тему: "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией, знаменателем геометрической прогрессии, с форм...
Методическая разработка занятия на тему: «Решение простых арифметических задач на сложение и вычитание. Геометрический материал. Логические задачи.»
(Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми)...
Методическая разработка занятия 2 "Вклады. Сложные проценты и геометрическая прогрессия"
Уроки разработаны в рамках рабочей программы «Основы финансовой математики". Учебный предмет – математика. Уроки возможно интегрировать в рабочую программу по математике в 9 классе по...