разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Приемы работы при пилении и фуговании""
методическая разработка на тему

Тема занятия «Приемы работы при пилении и фуговании» Цель образовательная: Создать условия для ознакомления учеников с процессом строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе рубанком. развивающая: Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно - измерительным и разметочным инструментом, расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем, основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы), способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук). воспитательная: Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской,формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к работающему человеку. Ход занятия: 1. Организационный момент - проверка явки учащихся; 2. Актуализация знаний учащихся. - Какую тему изучали на прошлом уроке? 1. Беседа по вопросам: - Какое пиление называют поперечным, а какое продольным? - Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении? 2. Дать определение понятиям: стусло, шаблон 3. «Есть ли у тебя вопрос…» 3. Сообщение темы и цели занятия 4. Изучение нового материала Строгание древесины- обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей, с помощью различных стругов Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебе¬ли, рубанки и фуганки (демонстрация инструментов, работа с наглядностью) Этими инструментами с дере¬вянных заготовок сострагивают стружки. Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная. Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком — окончательное, чистовое. «Шерхебель» — слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания». Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также состра¬гивания заготовки в нужный размер. Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными. Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности. Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива¬ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки. Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. (Инструкционная карта №1)У правильно установленного ножа лезвие расположе¬но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка. Физкультминутка (для глаз) Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны. Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце — на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой. Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны. Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. (Инструкционная карта №3) Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет. Правила техники безопасности при строгании. 1. Надежно закреплять заготовку на верстаке. 2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. 3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности. 4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. 5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя. Перерыв 5. Закрепление знаний учащихся. Вопросы для закрепления полученных знаний: 1. Что такое строгание древесины? 2.Какие инструменты применяют при строгании? 3. Какие меры безопасности следует соблюдать при строгании? 6. Практическая работа Вводный инструктаж Демонстрация приёмов разметки, крепления заготовок и приёмов работы рубанком. «Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом» (работа по технологической карте) Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов. Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. Физкультминутка Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ. 7. Подведение итогов урока. • Что вы узнали нового? • Чему смогли научиться? • Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома? 8. Рефлексия Как вы оцениваете работу на уроке  а) свою,  б) группы в целом,  в) учителя. 9. Уборка рабочих мест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_pri_pilenii_i_fugovanii.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Приемы работы при пилении и фуговании»

Цель

образовательная:

Создать условия для ознакомления учеников с процессом строгания древесины, устройством рубанка и видами стругов, способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы, способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе рубанком.

развивающая:

Способствовать развитию умений и навыков пользования  контрольно  - измерительным и разметочным инструментом, расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем, основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  ставить и решать проблемы), способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие  моторики рук).

воспитательная:

Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности, воспитанию бережного  отношения к инструментам и оборудованию мастерской,формированию и развитию самостоятельности учащихся, уважение к работающему человеку.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- проверка явки учащихся;

2. Актуализация знаний учащихся.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

1. Беседа по вопросам:

- Какое пиление называют поперечным, а какое продольным?

- Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пилении?

2. Дать определение понятиям: стусло,  шаблон

3. «Есть ли у тебя вопрос…»      

3. Сообщение темы и цели занятия

4. Изучение нового материала

Строгание древесины- обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей, с помощью различных стругов

Строгание  осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки (демонстрация инструментов, работа с наглядностью)

Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная.

Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком — окончательное, чистовое. «Шерхебель» — слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания».

Рубанок состоит из колодки, ножа, клина, ручки. Предназначен рубанок для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также сострагивания заготовки в нужный размер.

Колодки стругов могут быть деревянными, металлическими или комбинированными.

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении  образуют острую  режущую  кромку.  Эта  режущая  кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. (Инструкционная карта №1)У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1 ...0,3 мм у рубанка.

Физкультминутка (для глаз)

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце — на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской.

 При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. (Инструкционная карта №3)

Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

 Правила техники безопасности при строгании.

1.  Надежно закреплять заготовку на верстаке.

2.  Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

3.  Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

4.  Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

5.   Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.

Перерыв

5. Закрепление знаний учащихся.

Вопросы для закрепления полученных знаний:

1. Что такое строгание древесины?

2.Какие инструменты применяют при строгании?

3. Какие меры безопасности следует соблюдать при строгании?

   6. Практическая работа

Вводный инструктаж

Демонстрация приёмов разметки, крепления заготовок и приёмов работы рубанком.

«Изготовление деталей цилиндрической формы ручным инструментом» (работа по технологической карте)

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Физкультминутка

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.

7. Подведение итогов урока.

  • Что вы узнали нового?
  •  Чему смогли научиться?
  •  Смогли бы вы теперь самостоятельно выполнить такую работу дома?

 8. Рефлексия

Как вы оцениваете  работу на уроке

  • а) свою,
  • б) группы в целом,
  • в) учителя.

9. Уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия кружка "Столяр - конструктор" по теме "Изготовление лекал. Пиление лобзиком фанеры"

Тема занятия: Изготовление лекал. Пиление лобзиком фанеры. Цели урока: обучающая – ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и инструментом для его выполнения; воспитательная – воспитание сознател...

Методическая разработка занятия " «Моя творческая работа (авторский эскиз-проект парка, сквера, зоны отдыха), работа в материале»."для дистанционного обучения.

Разработка предназначена для дистанцирнного обучения. Содержит праетическую часть,работу в материале над эскиз- проектом паркового ландшафта....

Мультимедийная разработка учебного занятия. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц

Мультимедийная разработка учебного занятия. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методическая разработка занятия (мероприятия) в рамках работы с активом обучающихся

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, знакомство ребят с шефской работой в школе, мотивация на внеклассную работу ...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...