VI раздел. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
методическая разработка по технологии на тему
Краткое описание помещаемого материала:
Эффективность процесса обучения зависит от условий его протекания (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.
Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.
Предстоящий урок в большой степени зависит от того места, которое он будет занимать в ряду уже проведённых занятий.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
И ПОДГОТОВКА К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение цели задач урока на основе учебной программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование деятельности учителя и учащихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (основной дополнительной литературы, наглядных пособий, технических средств обучения, инструментов и оборудования).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
Урок 1. «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ»
Тема: Конструирование изделия. Планирование работы по его изготовлению
Цель. Формировать конструкторские умения, развивать техническое мышление учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе.
Объект работы. Кормушка для птиц.
Оснащение занятия. Образцы кормушек для птиц; заготовки для кормушки (обрезки доски, фанера, бруски, жесть, проволока); киянки; чертежные принадлежности.
Методические рекомендации
В ходе занятий по разделу школьники должны закрепить полученные в течение учебного года знания и умения и научиться использовать их при изготовлении конкретного изделия. Общая цель раздела определяет тематику отдельных занятий, их структуру, а также выбор изделия для изготовления. Основное время на занятиях отводится практической работе, в процессе которой сообщают школьникам теоретические сведения. Некоторые новые знания и умения учащиеся приобретают самостоятельно при решении технических задач, поиске ответа на поставленные вопросы и т. д. Такая структура занятий позволяет не только пополнять знания школьников, но и способствует развитию их творческих способностей.
Первое занятие организую по такому плану:
ü вступительная беседа;
ü обсуждение конструкции образцов различных кормушек для птиц;
ü разработка конструкции кормушки по заданным условиям;
ü выбор оптимальных габаритных размеров кормушки;
ü определение основных размеров деталей;
ü разработка последовательности изготовления;
ü подбор и подготовка материалов для изготовления деталей;
ü подведение итогов занятия.
Во время вступительной беседы школьникам рассказываю о необходимости подкармливать птиц зимой, об использовании для этой цели специально изготовленных кормушек, показываю образцы кормушек, сделанных пятиклассниками в предыдущие годы. Затем приступаем к обсуждению их конструкций. Вначале выявляю требования, которым должна отвечать кормушка. Очень важно, чтобы школьники поняли значение этого этапа, как начального этапа конструирования, и стремились изготовить изделие, максимально отвечающее предъявленным требованиям.
Основные требования к кормушке для птиц:
ü обеспечение сохранности корма (предохранение его от снега, обледенения, ветра и т. д.);
ü доступность корма для скармливания птицам;
ü возможность установки кормушки вблизи места обитания птиц;
ü простота изготовления;
ü долговечность;
ü возможность использования дешевых материалов, отходов от производства и т. д.;
ü хороший внешний вид.
Сформировав требования к кормушке, приступаем к обсуждению конструкции имеющихся образцов. Сравнивая их, выбираем лучшую конструкцию, которую можно принять за образец для изготовления. Но это в известной мере сковывает творческие возможности учащихся. Можно поступить по-другому: выбрав кормушку, которая в наибольшей мере удовлетворяет выдвинутым требованиям, создать на её основе собственную конструкцию, изменив, если нужно, размеры, форму, способы крепления деталей и т. д. Способ выбора конструкции зависит от подготовленности класса, наличия образцов изделия и т. д.
В результате решения ряда технических задач школьники приходят к созданию оптимальной конструкции кормушки для птиц (рис. 1).
После разработки конструкции кормушки устанавливают её габаритные размеры. При этом нужно учитывать требования, предъявляемые к изделию, и стремиться к экономному расходованию материалов. Оптимальные габаритные размеры кормушки можно принять такими: ширина 160, длина 220 и высота 180 мм. Основные размеры деталей кормушки определяют исходя из габаритных: так, основание должно иметь размеры 200 × 140 × 15 мм, крыша — 220 × 175 мм, боковые стенки — 200 × 40 мм, бруски для порогов — 140 × 15 × 10 мм; стойки выполняют из проволоки диаметром 2— 3 мм и длиной 540 мм. Последовательность изготовления кормушки для птиц разрабатывают коллективно. Учитель выслушивает предложения школьников, объясняет, почему одни из них нужно принять, а другие следует признать нерациональными.
При этом не нужно отвергать без обсуждения даже неприемлемые предложения учащихся, так как это может отрицательно сказаться на их инициативе.
Разработав последовательность изготовления изделия, оформляют в тетради технологическую карту. Следует учесть, что детали кормушки нужно изготавливать и в столярной и в слесарной мастерской; целесообразно вначале изготовить детали из древесины, а затем из жести и проволоки. В конце урока дежурные раздают заготовки для изготовления деталей кормушки, школьники определяют их пригодность, подготавливают к разметке. Учитель сообщает, что на следующем уроке нужно будет составить эскизы и рабочие чертежи, подводит итог проведенного занятия, отмечая учащихся, наиболее активно участвующих в работе.
Рис. 1. Кормушка для птиц.
Лабораторно-практическая работа
«Изготовление деталей изделия из древесины»
Цель. Совершенствовать умения по обработке древесины; приучать школьников экономно расходовать древесину.
Объект работы. Кормушка для птиц.
Оснащение занятия. Столярные инструменты (рубанок, ножовка, угольник, лобзик); заготовки для основания кормушки, боковой стенки и порогов; чертежные принадлежности.
Методические рекомендации
Занятие можно провести по следующему плану:
Ø повторение и закрепление необходимых для проведения занятия знаний;
Ø составление эскизов и рабочих чертежей деталей из древесины;
Ø изготовление основания кормушки;
Ø изготовление боковых стенок;
Ø изготовление порогов, предохраняющих корм от рассыпания;
Ø подведение итогов работы.
В начале занятия провожу беседу, в процессе которой учащиеся вспоминают элементы графической грамоты, основные приёмы обработки древесины, правила безопасности при работе со столярным инструментом. Так, в ходе беседы нужно, например, выяснить, чем отличается эскиз от рабочего чертежа, в каких случаях используют эскиз, технический рисунок и чертёж, какую линию при разметке называют базовой и пр.
Особое внимание следует обратить на вопросы безопасности при обработке древесины, напомнив учащимся правила пиления древесины ножовкой, последовательность закрепления заготовки в верстаке, порядок налаживания рубанка и т. д.
После беседы приступают к составлению технической документации на изготовление деталей из древесины. Учитель предлагает, пользуясь рисунком сконструированной на предыдущем занятии кормушки, определить, какие детали должны изготавливаться из древесины. При этом учащиеся вспоминают особенности конструкции кормушки, требования, которым она должна отвечать. Затем выполняют рабочий чертеж основания кормушки (рис. 2); технический рисунок порога (рис. 3) и эскиз боковой стенки (рис. 4).
Важным этапом урока является разметка заготовок. Ее нельзя организовывать «под диктовку», так как в этом случае выполненные в тетрадях чертежи оказываются ненужными.
ОКОНСТРУИРОВАНИИИЗДЕЛИЯ
Создание любого изделия осуществляется в несколько этапов: конструирование, разработка технологии, изготовление.
Конструирование включает в себя выбор материала, определение формы изделия, количества деталей, их размеров и способа соединения, вида отделки. Конструирование завершается разработкой рабочих чертежей.
Многие из изделий для изготовления в мастерских вы можете сконструировать сами.
Прежде всего, вы должны чётко представлять себе назначение изделия, условия, в которых оно будет использоваться, общее количество одинаковых изделий, которое надо сделать.
Приступая к работе над изделием, надо вначале изучить конструкцию других подобных изделий, затем выбрать нужный материал, определить форму отдельных деталей и изделия в целом. При этом следует стремиться обеспечивать простоту изготовления и экономное расходование материалов. Для более тщательной проработки конструкции можно изготавливать макеты из бумаги и других материалов.
Рис. 2. Чертёж основания кормушки.
Весь процесс должен заканчиваться подготовкой графической и другой документации на изготовление изделия.
В своей работе вы столкнетесь с выбором способов соединения деталей. С некоторыми из них вы уже знакомы. При конструировании изделий старайтесь использовать эти способы соединения деталей.
Рис. 3. Технический рисунок «Порог кормушки»
Рис. 4. Эскиз боковой стенки кормушки.
Следует стремиться к тому, чтобы школьники поняли необходимость технической документации, а это возможно только в том случае, если они будут пользоваться чертежами, эскизами, техническими рисунками, технологическими картами. Например, при разметке основания учитель ставит перед школьниками задачу: «Рассмотрите чертёж и определите, как произвести: разметку основания кормушки, чтобы рационально использовать материал». Решая такие задачи, шестиклассники учатся по проекциям чертежа «видеть» деталь, т. е. развивают пространственное представление, определяют последовательность её обработки, припуск и др. Учащиеся должны усвоить, что техническая документация является основой создания, эксплуатации и совершенствования техники.
При изготовлении деталей кормушки нужно обратить особое внимание на правильность выполнения операций по обработке древесины, использование инструментов по назначению. Опыт показывает, что ко времени выполнения специализированных работ возникает необходимость напомнить учащимся некоторые приёмы обработки древесины, например строгания её рубанком, пиления фанеры лобзиком и др., показать, как обрабатывать рубанком боковые стенки кормушки, чтобы не повредить их углы при строгании. Пятиклассники должны усвоить, как обрабатывают рубанком фанеру, торцовую кромку доски, какие инструменты используют при обработке криволинейных кромок фанеры и др.
В конце занятия учитель оценивает качество изготовленных деталей, указывает на характерные ошибки, допущенные в работе, показывает на конкретных примерах, к каким погрешностям приводят неправильные приёмы работы. Например, некоторые школьники при строгании в конце заготовки перемещают рубанок не по прямой линии, а опускают вниз, что приводит к закруглению углов заготовки. Учитель показывает детали, изготовленные школьниками, которые допустили такую ошибку. Наглядные примеры помогают избежать ошибок в работе.
Урок 2. Практическая работа
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ»
Технические сведения
Изделия одинакового назначения могут иметь различные конструкции. При выборе наиболее подходящей из них исходят из требований:
1. Простота конструкции (наименьшее количество деталей, простая форма, наименьший расход материалов).
2. Возможность изготовления в данных условиях: наличие материалов, инструментов, оборудования.
3. Красивый внешний вид.
Рассмотрим, например, конструкцию укладочного ящика с перегородками для хранения образцов различных пород древесины.
Технические условия на конструкцию ящика: Ящик должен иметь 4 отделения для хранения образцов сечением 10Х10X180 мм. Одно из отделений должно быть общим для всех образцов (15 шт.). В три других отделения помещается по 5 образцов.
Исходя из условий, возможны конструкции, показанные на рисунке. И хотя оба варианта ящика отвечают техническим требованиям, конструкция, изображенная на рисунке, имеет меньшие габаритные размеры и, следовательно, на ее изготовление будет затрачено меньше материалов — она более экономична. На рис. 5 показан сборочный чертеж этого ящика.
4 | Перегородки | 2 | Фанера |
3 | Основание | 1 | Фанера |
2 | Торцевыестенки и перегородки | 3 | Сосна |
1 | Боковыестенки | 2 | Сосна |
№ | Наименование | K-вo | Материал |
Укладочныйящик |
Рис. 5. Сборочный чертёж укладочного ящика
Практическая работа
«Изготовление боковых стенок ящика»
Инструменты и материалы: рубанок, фуганок, угольник, линейка, рейсмус, шкурка, брусок, заготовка размером 15×40×620 мм.
300 220
Рис. 6. Чертёж боковых стенок ящика
Рис. 7. Сборочный чертёж укладочного ящика
Рис. 8. Рисунокзаготовки
Технологическая карта на изготовление боковых стенок ящика
для образцов пород древесины
Порядок выполнения работы:
1. Проверить размеры заготовки
2. Выстрогать контрольнуюпласть
3. Выстрогать контрольную кромку
4. Разметить толщину детали (10 мм) и выстрогать вторую пласть
5. Разметить ширину детали (оставить припуск в 5 мм для последующей обработки). Выстрогать вторую кромку
6. Разметить длину детали
7. Отрезать детали по линии разметки
8. Зачистить шкуркой поверхности деталей
Инструменты:рубанок, фуганок, линейка, угольник, карандаш.
Рейсмус. Ножовка. Мелкозернистая шкурка.
Контрольные вопросы
1. Каким требованиям должна отвечать лучшая конструкция?
2. На рис. 1 и 2 показаны два варианта конструкции ящика для хранения образцов древесины. В чём преимущество конструкции, показанной на рис. 2?
3. Из скольких деталей состоит укладочный ящик, показанный на рис. 3? Из какого материала изготовлена каждая деталь?
Эскиз операций
Рис. 9. Эскиз операций
Технологическая карта на изготовление донышка
и двух перегородок ящика
S3-5 S3 - 5
Донышко ящика Перегородкиящика
Рис. 10 Чертёж донышка и перегородки ящика.
Эскиз операций
Рис. 11. Эскиз операций
Порядок выполнения работы:
1. Подобрать заготовку и проверить её размеры
2. Разметить заготовку:
а) провести базовую линию
б) отложить ширину донышка 220 мм
в) провести вторую базовую линию
г) отложить длину 300 + 30 + 30 мм, оставив припуск 4 мм на разрезание ножовкой
3. Вырезать прямоугольник размером 220×364 мм
4. Разрезать прямоугольник на две перегородки ящика и донышко (220X300 мм)
5. Проверить правильность отрезанных деталей
Инструменты: линейка, циркуль, карандаш, угольник. Столярная мелкозубая ножовка.
Урок 3. Практическая работа
«Изготовление деталей ящика»
Порядок выполнения работы
Нарисовать в тетради форму технологической карты на изготовление торцевых стенок ящика (рис. 9), самостоятельно нарисовать эскизы операций и записать инструменты, необходимые для выполнения указанных операций:
1. Проверить размеры заготовки.
2. Выстрогать контрольную пласть.
3. Выстрогать контрольную кромку.
4. Разметить толщину детали и выстрогать вторую пласть.
5. Разметить ширину детали (оставить припуск в 5 мм для последующей обработки).
Рис. 12. Чертёж стенки ящика
6. Разметить длину детали.
7. Отрезать детали по линии разметки, используя стусло с упором.
8. Зачистить шкуркой поверхности деталей.
9. Установить в приспособлении для строгания заготовки деталей станок ящика и прострогать их до ограничителя, установленного на 30 мм.
10. Просверлить отверстия в боковых стенках ящика с помощью кондуктора.
Инструменты и материалы: рубанок, рейсмус, угольник, линейка, приспособление для строгания, 2 заготовки боковых стенок ящика размером 10×35×300, доска размером 15×40×620 для изготовления торцевых стенок ящика, фанерные перегородки размером 30×220.
Сборка изделия. Отделка водными красителями
Технические сведения
Последовательность сборки деталей в изделие, так же как и выполнение других операций, указывается в технологических картах.
Одним из распространенных способов прозрачной отделки древесины является крашение водными растворами красок (морилок). Для этого пигмент (красящее вещество) растворяют в воде. Готовое изделие (или деталь) опускается в раствор и после этого высушивается.
Практическая работа
Сборка и отделка ящика
Инструменты и материалы: линейка, угольник, отвертка, шило, молоток, гвозди, шурупы, сверло, дрель, мелкозернистая шкурка, водный раствор красителя, детали изделия: боковые стенки ящика (2 шт.), торцевые стенки ящика и
Рис. 13. Сборка ящика
перегородка (3 шт.), фанерные перегородки (2 шт.), дно ящика.
Рис. 14. Сборочный чертёж ящика
Технологическая карта сборки укладочного ящика
Порядок выполнения работы
1. Поставить на каждой детали цифры, указанные на рисунке
2. Разметить прорези на деталях 4 и 6. Пропилить ножовкой прорези глубиной 3 мм
3. Закрепить боковую стенку ящика (деталь 5) в зажимной коробке верстака. Наложить сверху донышко ящика (деталь 1) и прибить её тремя гвоздями
4. Закрепить в зажимной коробке верстака торцевую стенку ящика (деталь 4). Проследить, чтобы прорези на детали были направлены в середину ящика. Наложить сверху собранный узел (из двух деталей 1 и 5) и прибить три гвоздя
5. Положить на крышку верстака торцевую стенку ящика (деталь 2), наложить на неё сверху собранный узел (из трех деталей 1, 4, 5) и соединить детали 1 и 2 тремя гвоздями
6. Положить на крышку верстака боковую стенку ящика (деталь 3) и наложить на неё сверху собранный узел (из четырех деталей /, 2, 4, 5) и соединить детали 1 и 3 тремя гвоздями
Рис. 15. Технология сборки ящика
7. Через отверстия в боковых стенках (детали 3 и 5) наколоть шилом отверстия в торцевых стенках (детали 2 и 4) для установки шурупов и ввернуть шурупы
8. Разметить линии для установки перегородки 8. Нанести линии на лицевой стороне боковых стенок (детали 3 и 5). Наметить места установки шурупов
9. Ручной дрелью просверлить по 2 отверстия в боковых стенках (детали 3 и 5). Наколоть шилом места установки шурупов и укрепить перегородку шурупами
10. Подогнать по длине фанерные перегородки (детали 6 и 7). Для этогонеобходимо предварительно измерить расстояние 1.
11. Зачистить кромки перегородки ящика мелкозернистой шкуркой. Окрасить ящик водным раствором красителя
12. Поставить изделие на просушку
Инструменты:карандаш, линейка, угольник, ножовка,молоток, гвозди (длиной до 10 мм). Шило, шурупы (8шт.), отвертка, стусло.
Мелкозернистая шкурка, сосуд с раствором красителя.
Контрольные вопросы:
1. Что называется приспособлением, и какие преимущества даёт их применение?
2. С помощью какого приспособления можно точно отрезать заготовку?
3. Почему при строгании деталей с помощью приспособлений их поверхности получаются без завалов и перекосов?
4. Каковы преимущества сверления с помощью кондуктора?
Эскиз операций
Рис. 16. Эскиз операций по сборке ящика
VII раздел.
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Концепция дизайна
Основой новой образовательной области «Технология» является изучение процесса дизайна.
Процесс дизайна — процесс улучшения технологии. Состоит из проектирования и изготовления.
• Определение потребностей.
• Краткая формулировка задачи.
• Исследование.
• Дизайн-спецификация.
• Выработка первоначальных идей.
• Выбор и проработка одной идеи.
• Планирование и изготовление.
• Проверки и самооценка.
Краткая формулировка задачи. Проектирование и изготовление должны быть направлены на улучшение качества жизни людей. Технология должна быть гуманистична в своей основе. Человек стоит в центре всего процесса дизайна.
Краткая формулировка задачи — это задание разработать и изготовить изделие, записанное в краткой форме. Изделие может быть очень простым, например бутерброд или передник, или более сложным — машина или программа для компьютера. Но и в том, и в другом случае формулировка задачи определяет широкие параметры для деятельности учащихся.
Разработать и изготовить простую игрушку для ребенка 2—5 лет. Она должна иметь движущиеся части, чтобы быть более интересной, быть безопасна в использовании, долговечна и сделана из доступных материалов.
Разработать и приготовить обед для встречи Нового года. Принять во внимание возраст и характерные особенности гостей, которые будут на празднике, их пожелания, доступность ингредиентов, наличие у вас времени в тот день, общую стоимость.
Формулировка задачи должна включать:
• что за изделие;
• для чего оно предназначено (его функции): какие потребности человека будут удовлетворены;
• кто будет его использовать (конечный пользователь или сектор рынка).
Исследование и анализ
Для написания дизайн-спецификации необходимо провести исследование.
Цель исследования — получить информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы. Учащиеся могут исследовать:
• потребности конечного пользователя, включая все, что относится к человеческому фактору (антропометрические данные, где необходимо);
• потребности покупателя (если эта группа отличается от группы пользователей). Пример — изделия для детей;
• как дизайнеры решали сходные проблемы в прошлом;
• изделия, имеющиеся на рынке в настоящий момент (дизайн-анализ);
• соответствующие способы изготовления в промышленности;
• способы производства, возможные в школе;
• наличие материалов и оборудования;
• насколько подходят те или иные материалы.
Результаты исследования должны быть отражены на дизайн-листах. Эти записи могут включать результаты опроса, картинки, вырезанные из журналов и прокомментированные учащимися, запись каких-либо наблюдений, информация из книг о свойствах материалов (например, учебники по физике или химии) и т. п.
Исследование не может быть представлено только в виде собранного материала. Важны комментарии учащихся, выводы, к которым они пришли. Полученная информация должна быть проанализирована. Только на этой базе учащиеся смогут написать хорошую дизайн-спецификацию.
При переходе из класса в класс исследование и анализ становятся более глубокими и проводятся более самостоятельно. В 5 классе учащиеся задают вопросы всего нескольким потенциальным пользователям; узнают то, что они считают важным для разработки данного изделия; делают несколько записей. В 9 классе учащиеся составляют вопросник и дают его заполнить как минимум 10 человекам, проводят статистический анализ результатов.
Проведение исследования
• Дизайн-анализ существующих изделий по теме проекта.
• Уточнение краткой формулировки задачи.
• Исследование рынка — проведение опросов.
• Исследование свойств материалов.
• Исследование способов изготовления.
Дизайн-спецификация
Спецификация — это конкретный перечень того, каким критериям должно удовлетворять разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.
Если было проведено достаточно хорошее исследование, то спецификация будет очевидна. Она может включать в себя все или некоторые из следующих заголовков:
• Что за изделие.
• Конечный потребитель (покупатель, группа, рынок).
• Какая потребность будет удовлетворена.
• Функциональное назначение — что это изделие должно делать.
• Допустимые пределы стоимости.
• Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип).
• Человеческий фактор — рассмотрение пользователя
— эргономика в целом;
— психологические факторы;
— физиологические факторы (включая антропометрические);
— рассмотрение того, где объект будет использоваться;
— размер частей (деталей) изделия (например, ручки, кармашки).
• Материалы — соответствие заданным функциям;
— доступность;
— стоимость;
— легкость в обработке;
— материалы для частей (компонентов) (например, клей, нитки, застежки).
— вопросы, связанные с окружающей средой.
• Способ производства — какое оборудование есть в школе;
— как изделие может быть изготовлено в промышленности.
• Техника безопасности — по отношению:
— к месту,
— к конечному пользователю,
— используемым материалам
— государственные и международные
стандарты, другие правовые документы;
• Внешний вид — по отношению к группе потребителей
(и покупателей, и конечных пользователей);
— стиль;
— цвет;
— отделка.
• Моральные ценности — влияние на окружающую среду;
— не наносит ли вред данная технология
обществу, в котором это изделие будет
изготовлено и будет использоваться;
— каково будет соотношение выгоды
(убытка) для общества в результате
изготовления этого изделия.
Самооценка. Самооценка является важной составляющей всего дизайн-процесса.
• Учащиеся оценивают различные показатели до написания краткой формулировки задачи.
• Они оценивают всевозможные изделия при проведении дизайн-анализа изделий.
• Перед написанием дизайн-спецификации они анализируют и оценивают свое исследование.
• После того как предложен ряд первоначальных идей (в виде эскизов), учащиеся оценивают их, чтобы решить, какая идея будет прорабатываться детально.
• После изготовления изделия учащиеся проводят испытания и оценивают его.
• В конце проекта они оценивают, насколько успешен был дизайн-процесс.
Оценка изделия. С помощью следующих вопросов учитель может помочь учащимся провести самооценку изготовленного изделия:
1) Обращаясь назад к определённой потребности: почему вы начали разрабатывать и изготавливать что-то? Удовлетворяет ли ваше изделие эту потребность? Опишите в целом.
2) Обращаясь к спецификации: соответствует ли ей полученное изделие? Используйте критерии вашей спецификации и напишите свои комментарии под каждым из них.
3) Комментарии пользователей или посторонних людей. Результаты испытаний (как изделие работает на практике).
4) Как его улучшить и (или) направления для дальнейшего исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок на тему "Конструирование программного продукта в электронных таблицах" 8 класс
содержит конспект урока, презентацию и раздаточный материал, подходит для урока-проверки умений учащихся работать в электронных таблицах...
Презентация к уроку по теме: "Конструирование юбок" 6 класс
Презентация к уроку по теме: "Конструирование юбок" 6 класс...
Методическая разработка урока по теме « Конструирование базисной сетки изделия»
Разработка урока производственного обучения...
Конспект урока по теме "Конструирование в графическом редакторе"
Разработка урока предназначена для учащихся 5-7 классов....
Презентация: «Мода от Веры Вонг» к уроку по теме: «Конструирование легкого платья» 7 класс.
Презентация для 7 класса...
Урок на тему "Конструирование фартука"
Урок технологии, 5 класс...
Конспект урока по теме:Конструирование из счетных палочек.
Конспект урока по теме:Конструирование из счетных палочек....