Мастер-класс
методическая разработка (технология, 9 класс) по теме

Шевелева Лидия Терентьевна

 

МОЗАИКА ИЗ СРЕЗОВ ТОНКИХ ВЕТВЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx814.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

МОЗАИКА ИЗ СРЕЗОВ ТОНКИХ ВЕТВЕЙ

       Среди мозаичных работ по дереву этот набор занимает промежуточное место между аппликацией и мозаикой из древесных спилов. Разработал его технологию и ввел в практику занятий с детьми ученный – педагог из г.Хабаровска В.П.Строганов. Школьники Дальневосточного региона с увлечением выклеивают свои мозаичные композиции. Хочется познакомить с этим видом работ учителей технологии и педагогов дополнительного образования других территорий России, поскольку для выполнения таких мозаичных композиций не требуется дорогостоящих материалов и инструментов. Детям младшего школьного возраста посильны небольшие мозаичные картины. Старшеклассникам можно давать сложные задания – склеить шкатулку и заполнить ее плоскости мозаичными изображениями из древесных срезов.

МАТЕРИАЛЫ

        В дело идут веточки диаметром от 1,5 мм до 5 – 6 мм любых древесных и кустарниковых пород: березы и ели, клена и сосны, можжевельника и рябины, вишни и смородины, яблони и сливы, груши и боярышника и многих других. Используются как свежесрезанные веточки, так и сухие. Их очищают от листьев и разрезают косым ножом на тонкие пластинки одинаковой толщины в виде кружочков или эллипсов.

       Срезы веточек разных пород деревьев отличаются по цвету и текстуре: кленовые светлее березовых, фруктовые - светло-коричневые, хвойные – желтовато-охристые с различными годичными кольцами и т.д.

      Если кору с веточки счистить полностью нарезанными из нее пластинками можно заполнять однотонно окрашенные плоскости, например фон. Если на ней оставить тонкую пленку от коры, то контур каждой пластинки будет, как бы отчерчен более темным цветом. Если кора остается полностью,  срезы имеют четкие темные очертания и в мозаике уложенные рядом друг с другом пластинки сплетаются в выразительную чешую или кольчугу.

       Если хотите, чтобы кора на срезах осталась, то пластинки (кружочки или эллипсы) нужно заготавливать из свежесрезанных прутьев. Сушить заготовленные пластинки нужно на ровной поверхности, распределив их в один слой. Сверху их следует накрыть фанерой или плотным картоном, то есть положить под небольшой груз. Сушить вдали от отопительных приборов. Правильное высушивание дает ровные пластинки с которыми легко работать.

ИНСТРУМЕНТЫ

  Канцелярский нож для нарезки кружков и эллипсов из ветвей деревьев.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

          Сначала выполняется контурный рисунок будущей мозаики. Весьма выразительными получаются изображения всевозможных животных, рыб, пресмыкающихся, насекомых, птиц (см. работу). Мелкими пластинками в форме эллипсов и кружков прекрасно передается фактура перьев, рыбьей чешуи, прозрачных крыльев стрекозы, панциря черепахи и т.д. Из пластинок можно выклеить также крепостные стены и черепицу старинных построек, кроны деревьев, кустарников и цветов. На стадии рисунка определяют, из каких пластинок будет выполнена каждая деталь изображения.

         Учитывая размеры рисунка, выпиливают основу. Края обрабатывают напильником, наждачной бумагой. В зависимости от задуманной композиции основу тонируют, покрывают черной тушью или оставляют ее естественный цвет. Красиво выглядит мозаика на оргалите с ламинированным покрытием, на котором имитирована древесная текстура. На основу переводят рисунок через копирку или выдавливая его контуры шариковой ручкой без пасты. Обводятся эти линии карандашом, а по ним выжигают прибором.

          Отбирают подходящие веточки и с помощью ножа нарезают элементы мозаики разных форм и размеров, подложив лист фанеры, оргалита или плотного картона, чтобы не повредить поверхность стола и не затупить нож.

         Для того чтобы элемент мозаики поместить на основу, делают так. На кусочек картона кладут 1-2 капли клея, накалывают пластинку заточенным гвоздем длиной 50-70 мм, касаются нижней ее плоскостью клея, накладывают на основу и с помощью тонкой заостренной палочки (ручки от засохшей кисточки для клея) диаметром 5-6 мм и длиной 140-150 мм прижимаются к основе и вынимают гвоздь. Острие гвоздя не полируют, чтобы элемент мозаики не соскальзывал. После этого шляпкой гвоздя плотнее прижимают пластинку к основе. Фон можно покрасить или оставить свободным, кружочки и эллипсы хорошо окрашиваются гуашью. Созданную картину можно полностью покрыть лаком.

         Первая работа в технике мозаика должна быть небольшой по размеру, приблизительно 100х100 мм, и обязательно с черным фоном, чтобы подчеркнуть яркость и эмоциональность светлых элементов на черном фоне. И как бы не затягивался организационный этап, постарайтесь, чтобы на первом же занятии учащиеся начали набирать мозаику и наложили на основу хотя бы несколько пластинок.

          Чтобы мозаика выглядела опрятнее, проследите, чтобы дети не погружали полностью пластинки в клей, а лишь слегка касались его нижней плоскостью. Незавершенные работы нельзя складывать стопочкой – они склеятся.

        Далее приводятся работы, выполненные учащимися МКОУ СОШ №10 п.Лебединый.

       Настоящий мастер – класс был проведен Шевелевой Л.Т. для участников  IV-ой  республиканской научно-практической конференции «Научно-концептуальные основы развития технологического образования молодежи», проходившей в марте 2012 года в г. Якутск.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...