Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
рабочая программа по технологии на тему
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, презентацию слушателем разработанного практического занятия с интерактивными методами ведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_master-klassa.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер»
для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации ФКОТиЗ ПМЦ ПК и ППРО
Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Разработчик: Габделганиева Марсиля Фазылзяновна, учитель технологии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №146 Ново-Савиновского района г. Казани РТ
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основными направлениями развития личности являются:
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- сформированность эдентичности гражданина России на основе принятии учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
- бережное отношение к жизни человека, забота о младших и старших.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.
«В присвоении обучающимися базовых ценностей все большую роль начинают играть социальные практики, предусматривающие участие школьников в решении актуальных социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем социума.» (Из Послания Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008г. Д.А.Медведева)
Я, учитель с 25 летним стажем, представляю успешный опыт, как показывает практика, привлечения ребят к осуществлению проектов, которые имеют социальную направленность.
Социальное проектирование – это очередной шаг в совершенствовании проектной деятельности, который раскрывает творческие способности ученика, вырабатывает устойчивые интересы, потребность в творческом поиске, повышает продуктивность обучения, его практическую направленность.
Важным воспитательным моментом таких проектов является личностный рост учащихся, понимание высоких общественных целей и задач. Различные виды деятельности в процессе организации и выполнении проектов, взаимодействие с социальными партнерами способствуют профессиональному самоопределению, развивают лидерские качества учеников, являются положительным примером для детей и взрослых. Бескорыстная благотворительная работа, эмоционально окрашенная, привлекательная своей конкретностью и необходимостью, помогает школьникам понять смысл и ценность социальной деятельности.
Я являюсь руководителем кружка «Волшебный наперсток», где учащиеся во внеурочное время творят, фантазируют, декорируют, шьют, вяжут - создают свои маленькие шедевры. Именно на кружке ученики в полной мере раскрывают и реализуют свои идеи, проявляют индивидуальность, находятся в среде единомышленников, в среде творческих людей. В рамках деятельности кружка были созданы практико-ориентированные проекты:
- «Татарские сценические костюмы»;
- «Русские костюмы для школьной сцены»;
- «Костюмы для спектакля «Золушка»;
- «Костюмы для Новогоднего спектакля»;
- проект настенного ковра «Развиваемся, играя» для детей-инвалидов Реабилитационного Центра, кстати, этот проект имеет продолжение – ученики школы №146 являются организаторами и участниками праздников для этих детей.
Наши проекты имеют ярко выраженный творческий характер, потому что являются основной целью поддержания устойчивого интереса и мотивации к предмету. Работа в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность исполнения.
К знаменательным датам налажен выпуск сувенирной продукции учащимися нашей школы. Выбор изделия, подготовка инструментов и материалов, разработка технологического процесса идут с бурным обсуждением, интересом и положительным эмоциональным настроем на работу. Только в прошлом учебном году было изготовлено 200 украшений – розочек из капроновых тканей к районному празднику, посвященному Дню пожилых людей, детям инвалидам – обереги из ниток, мамам – игольницы из ткани, учителям – украшения из помпонов, броши «сжатки», «мартенички». Уже более 10 лет учащиеся нашей школы занимаются благотворительностью, являясь волонтерами по уборке территорий детских медицинских учреждений, организаторами и участниками благотворительных мероприятий, концертов, акций и ярмарок для стариков, детей и инвалидов. Наши изделия декоративно-прикладного творчества продавались на благотворительной ярмарке «Доброта – лучший подарок», посвященный 70-летию Дню Победы, а для Дома ребенка, участвуя на ярмарке-продаже в школьном «Олимпе» - мероприятии, посвященном окончанию учебного года, собрали около 9 тысяч рублей, которые передали представителю этого учреждения тут же на празднике.
На примере этих работ хочу отметить важность и необходимость социальной направленности проектной деятельности учащихся. При выполнении этих проектных работ идет становление духовно-нравственной личности учащихся, развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность при их активной жизненной позиции.
Целью для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ – учителей технологии является вовлечение, приобщение к социально значимым проектам, благотворительным мероприятиям и акциям.
Задачами курса являются:
- овладение формами, приемами ведения занятий в этом направлении с использованием современных технологий креативного решения проблем;
- овладение формами, приемами ведения занятий с использованием детских мастер-классов;
- ознакомление слушателей с видами декоративно-прикладных изделий для благотворительных акций и ярмарок;
- изучение технологических карт и схем по видам поделок.
В результате изучения данного курса слушатели должны знать:
- сведения о социально значимых проектах, о благотворительности и милосердии;
- теоретические и практические основы возможных вариантов ведения занятий по обогащенной программе;
- организацию детских мастер-классов;
- выбор проектных работ для этих целей;
- подбор основных материалов и инструментов;
- разработку технологических карт и схем для выполнения таких работ;
- выгодную презентацию - продажу изделий на благотворительных ярмарках;
уметь:
- вовлечь детей к таким видам бескорыстной помощи и деятельности;
- проводить занятия в этом направлении с использованием интерактивных методик;
- выбрать, разработать и изготовить социальные проектные изделия;
- презентовать свои изделия.
Методические рекомендации
Социально значимые проекты могут выполнять учащиеся 5 – 11 классов в урочное и внеурочное время.
Для занятий данного курса учителю необходимо иметь образцы готовых изделий, папку с разработанными технологическими картами и схемами, шаблоны, выкройки, а слушателям для выполнения предложенных работ необходимо иметь инструменты и материалы: ножницы, нитки, ткани, синтепон, шнуры, ленты, бусинки, бисер, пайетки, картон, канву, мулине.
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, презентацию слушателем разработанного практического занятия с интерактивными методами ведения.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса.
Выделение проблемы → объединение в группы для решения проблемы→ актуализация знаний в данной проблемной плоскости → работа с материалом → представление результатов работы → обсуждение и корректировка результатов работ.
Использование при обучении педагогов игровой деятельности и характерных для нее механизмов межличностного взаимодействия позволит сделать обучение более эффективным, поэтому во время проведения мастер-класса будут применяться интерактивные методики: участники будут принимать участие в ролевых играх, работать в командах.
Реализация программы по заявленному направлению предполагает расширение методик и форм проведения занятий со слушателями, а также освоение новых видов социальных проектов и изделий декоративно- прикладного творчества.
Учебно-тематический план
№ п.п | Содержание | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Мастер-класс по заявленной теме с использованием современных технологий креативного решения проблем | 0,5 | 1,5 | 2 |
2. | Сувенирная продукция в технике макраме | 0,25 | 0,75 | 1 |
3. | Сувенирная продукция из лоскута в технике «жатка» | 0,25 | 0,75 | 1 |
4. | Мягкая игрушка | 0,25 | 0,75 | 1 |
5. | Практическое занятие слушателя курса | 0,25 | 0,75 | 1 |
Итого | 1,5 | 4,5 | 6 |
Содержание занятий
Тема 1. Мастер-класс по заявленной теме с использованием современных технологий креативного решения проблем. Демонстрация интерактивных методов проведения занятий, занятий с включением детских мастер-классов - фото, видеоматериал, презентации в Power Point. Ролевая игра.
Тема 2. Сувенирная продукция в технике макраме. Инструменты, приспособления и материалы. Приемы вязания узлов. Вязание браслета.
Тема 3. Сувенирная продукция из лоскута в технике «жатка» Инструменты, приспособления и материалы. Приемы выполнения «жатки». Изготовление броши.
Тема 4. Мягкая игрушка. Инструменты, приспособления и материалы. Подготовка выкройки. Раскрой. Изготовление мягкой игрушки. Декорирование.
Тема 5. Практическое занятие слушателя курса. Презентация слушателем практического занятия с использованием современных технологий креативного решения проблем.
Литература
1.Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии/ О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева.- Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.- 37с.
2.Технология. Технология ведения дома, 5,6 класс, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко- М.: Вентана-Граф, 2012.
3.Технология, 5,6,7,8 класс, Симоненко В.Д., Москва, Вентана-Граф, 2002г.
4.Содержание и структура образовательных программ образовательных учреждений, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ А.Ю.Закиева- ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань. 2013. – 40с.
5.Социализация личности в контексте модернизации образования: Рекомендации по реализации методической проблемы в образовательных учреждениях. Афонская В.А., Галеева И.Ш.- ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань. 2005. – 42с.
6.Энциклопедия «Всё о рукоделии» под редакцией Е.Борисова, С.Коверьянова, Москва, Изд. «Внешсигма» 2000г. - 203с.
7.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Портфолио слушателя курсов повышения квалификации учителей
Структура, цели, рекомендации для собственного роста,поиск и создание "идеального решения",резюме....
презентация"Портфолио слушателя курсов повышения квалификации учителей математики"
электронное портфолио...
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
Проект по работе с детьми с ОВЗ...
"Вкусное и красивое лакомство для неожиданных гостей" мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации НОУ ДПО "Центр социально-гумманитарного образования"
Мастер-класс проводился на Республиканском семинаре-практикуме "Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ОО"...
Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)
Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...