открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.
план-конспект урока технологии (8 класс) по теме

Портянко Виктория Петровна

 

Рукоделие и труд 
В жизни рядышком идут

«Путешествие в страну рукоделия»

Открытый урок в 8 В классе

Цели урока

  • в доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;
  • развитие познавательной активности учащихся,
  • повышение интереса к учебному предмету “Технология”;
  • развитие творческих и актерских способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukodelie_i_trud.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рукоделие и труд 
В жизни рядышком идут

«Путешествие в страну рукоделия»

Открытый урок в 8 В классе

Цели урока

  1. в доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;
  2. развитие познавательной активности учащихся,
  3. повышение интереса к учебному предмету “Технология”;
  4. развитие творческих и актерских способностей учащихся

ХОД урока

учитель

Приглашаю в мир чудес
Где шумит высокий лес.
В том лесу стоит дворец,
Во дворце открыт ларец.
В нем вещицы дорогие,
А на взгляд, совсем простые:
Спицы, ножницы, крючки,
Нитки, ткани и клубки.
Стоит спицы в руки взять,
Сразу хочется вязать.
Вяжем варежки и кофты,
Шапки, шарфики, носки.
Если ткани в руки брать,
Можно много наметать.
Сшить передник и прихватку
Платье сшить и безрукавку
А крючок такой проворный
Успевает все связать:
И салфетку, и скатерку
И ещё поукрашать.

Посещая все уроки,
Многому  вы научились:
Шить, кроить, лепить, вязать
И проекты создавать.

А совсем недавно у нас приключилась  такая история:

Учитель:

Так случилось, нашу Веру,
Пригласили на свиданье, 
Вечером в кафе пришла
И подружек привела.
Друг пришел и посмотрел –
Веру , он не разглядел.
Все девчонки за столом –
Одинаковы во всём!!!
В джинсах, куртках и очках –
Не найти её никак.
Вера друга ждать устала,
SMS-ку написала.
Что случилось? В чем причина?
Почему мне не сказал?
Почему среди подружек
Ты меня не отыскал?

Отвечает Вере друг:

Как найти среди подруг? 
В одинаковых вещах! 
Не найти тебя никак!

Наша Вера не глупа,
К бабушке своей пошла,
Ведь бабуля, у Веруши –
Первой модницей была!

Вера:

Как, скажи тебе бабуля,
Удаётся модной быть?
Подскажи и мне, бабуля,
Как свой имидж изменить!

 Бабушка:

Расскажу тебе секрет,
Как быть модной много лет,
Много образов найти,
И свой имидж обрести!

Рукоделия страна,
Всем известная ОНА!
Всем доступна и нужна,
Но не все идут туда.
В той стране ты не ленись,
Хорошенечко учись.
Будешь ты всегда красива
И всегда неповторима!
Вот тебе клубок волшебный,
Он укажет нужный путь,
По стране пойдешь чудесной,
Что увидишь, не забудь!

Учитель:

 Говорит клубочек Вале:

Я тебе всё покажу, 
И о разных рукодельях
Всё подробно расскажу.

Вот идёт она с клубочком
И встречает на пути,
Дом портнихи всем известный.

Юля:

В дом скорее заходи!
Раз пришла ко мне ты в гости,
Научу тебя я шить,
И всю модную одежду
Сможешь в жизнь ты воплотить!
Вот и ткань, иголка, нитка,
Выкройка тебе нужна,
Тут ещё тебе поможет
И машинка швейная.

Учитель:

За минутою минута,
За стежком идёт стежок,
И готовую тунику
Уже гладит утюжок!

Вот пришли они с клубком
Во второй красивый дом,
Где хозяйка не скучала –
Спицами она вязала.

Даша:

Проходи скорей, Веруша,
Научу тебя вязать,
И различные задумки
Сможешь в жизнь ты воплощать.

За петлёй идет петля,
Звонко спицами звеня,
И уже в твоих руках,
Модный вязаный наряд!
И связала наша Вера,
Болеро неповторимо,
Выглядит оригинально
И по ценам оптимально!

Клубок:

Заходи в соседний дом,
Будут рады в доме том,
Там, Веруша  тоже вяжут,
Но не спицами – крючком!

Инна:

Проходи, садись, Веруша.
Вот тебе крючков набор,
И из разных ниток сможешь
Ты связать любой узор.
Сможешь, ты связать берет,
Замечательный жилет,
Свитер, шапку и шарфы –
Всё, чего захочешь ты!

Учитель:

Наша Вера  не ленясь,
За работу принялась,
И она себе связала,
То о чем она мечтала!

Клубок:

А в четвертом доме, Вера,
Сможешь навык обрести,
И любое украшенье
Сможешь бисером плести!

Инна :

Бисер ты возьми в ладошку,
На него ты посмотри,
Словно маленькие крошки
По-отдельности они.
К телефону украшенье
Или новенький браслет, 
Всё что хочешь за мгновенье
Ты сплетёшь, сомненья нет!

Учител: Говорит клубочек Вале:

Видишь домик на пути,
Там умело вышивают,
Мимо дома не пройди!

Маргарита:

Вышивать ты не устанешь,
Перед выбором лишь станешь
Либо гладью вышивать,
Либо крестиком начать,
Или можешь, если хочешь,
Ленточками вышивать,
А упорство и терпенье
В этом будут помогать!

Учитель:

Нам домой идти пора, 
Рукоделия страна
Будет ждать тебя опять,
Чтоб о многом рассказать!

Вера:

Посмотри, что получилось:
От подруг я отличилась.
За науку вам спасибо,
Буду выглядеть красиво!!!

Учитель: Вот такая история приключилась !

Девочки какой вывод можно сделать!

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,…..

1 остановка загадки :

ЗАГАДКИ

Маленького роста я 
Тонкая и острая. 
Носом путь себе ищу, 
За собою хвост тащу. 
(игла)

Инструмент бывалый, не большой ,

 не малый. У него полно забот – он

и режет и стрижет. (Ножницы.)

Тонка, длинна, одноуха, остра,
Всему миру красна.
(игла)

Желтенький жучок,
На кончике червячок.
(булавка)

Два братца, одно сердце.
(ножницы)

Барыня - княгиня 
Весь мир нарядила, 
А сама нагая ходит. 
(игла)

На одной яме сто ям с ямой. 
(наперсток)

С хвостиком, а не мышь. 
(клубок ниток)

Конь стальной, хвост льняной.
(игла с ниткой)

То назад, то вперед
Ходит пароход.
Остановишь - горе.
Продырявит море.
(утюг)

= ПАНТОМИМА.

1 задание. "Включить утюг, когда он нагреется, послюнявить палец и потрогать утюг.

Если нагрелся, то утюжите изделие. Обожгли палец или руку. Делаете вид, что больно".

2 задание. "Взять катушку ниток, отмотать нить, обрезать ножницами, вставить в иглу.

Приготовленную иглу воткнуть в свою блузку на грудь. Отрезать кусочек ткани, затем взять приготовленную иглу и шить, укололи палец. Делаете вид, что больно.

Знайте, дети, не ленитесь! 
Труд всегда приносит плод: 
Будешь смолоду трудиться –
Встретишь старость без забот!

.

= ЗАМОРОЧКИ

Даны ключевые слова, нужно вспомнить и назвать с этими словами пословицы или поговорки о труде. Например: охота - работа

" Без охоты - нет работы"

Дело - потеха

"Делу время - потехе час"

дело - безделье

"Маленькое дело лучше большого безделья"

труд - перетрут

"Терпенье и труд все перетрут"

пряха - рубаха

"Какова пряха, такова и рубаха"

труд - лень

"Труд кормит, а лень портит"

Труд - пруд

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"

дело - умело

"Каждое дело делай умело"

кататься - возить

"Любишь кататься, люби и саночки возить"

нитка - швея

"Длинная нитка, ленивая швея"

дело - мастер

"Дело мастера боится", "Каков мастер, таково и дело"

(из истории)

Угадать о каком предмете идет речь.

Изобретателем этого предмета был в начале 15 века парижский рабочий - проволочник Таранжо. Как всякая новинка, предмет ценился очень дорого. Его ближайшая родственница - обыкновенная булавка тоже ценилась довольно дорого и приносила своему изобретателю колоссальную сумму: 3 миллиона долларов. Изготовляется этот предмет по номерам.

(игла)

Как элемент костюма появился довольно поздно. Ни у древних греков, ни у римлян

Его не было. В Европе во второй половине 16 века. Этот элемент костюма стал важнейшим. Изобретение его приписывают некой знатной испанке, которая таким образом скрывала свой физический недостаток. В Европе этот элемент нередко стоил дороже всего костюма . И в наше время он - объект моды. Отошло в прошлое его великолепие, но, став скромным элементом одежды, он по-прежнему определяет ее стиль.

(воротник)

Современная, удобная, домашняя одежда для мужчин и женщин. В 18 и 19 веках

Она имела несколько различных названий: неглиже, дезабилье и т.д.

Мужские : сохраняют классический покрой, шьются из шерсти или шерстяной фланели и имеют длину до голени. Надеваются во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака. Женские : бывают длинными и прикрывают длинную ночную сорочку, а в современную эпоху - также полудлинными и короткими. Шьются из самых различных материалов.

(халат)

Это изделие появляется в эпоху позднего средневековья; до этого времени спали

Нагими или в той одежде, в которой ходили днем. Впервые о нем (изделии)

Упомянули в 1492 году. Самые первые изделия были очень больших размеров, их носили только богатые люди. В повседневной носке появляется только в 19 веке, в

Некоторых странах еще позднее.

(ночная сорочка)

Во времена, когда все в доме делалось своими руками, первейшей обязанностью женщины было шить одежду для всех членов семьи. Но шитье начиналось не с раскроя ткани, как сейчас, а с выращивания льна, конопли и других волокнистых растений. Почему? Ответ на этот вопрос и дадут команды.

1. Когда девочка впервые встречалась с веретеном?

Правильный ответ: При рождении девочке пуповину перерезали на веретене, чтобы магически привязать ее к рукоделию.

2. Какие традиции связаны с первой ниткой, спряденной девочкой?

Правильный ответ: мать хранила ее до свадьбы девушки, а потом обвязывала дочь этой ниткой, так как это считалось мощным оберегом.

3. Когда мужчина впервые встречался со льном?

Правильный ответ: При посеве. По традиции это делал только мужчина.

4. С чего начиналась женская забота о льне?

Правильный ответ: С прополки.

5. Какой первый подарок делал жених невесте?

Правильный ответ: Красиво украшенная резьбой или росписью прялка, сделанная им самим.

6. Что значит “зарить” холсты?

Правильный ответ: Отбеливать, оставляя их на траве на всю ночь.

7. Когда мужчина во второй раз встречался со льном?

Правильный ответ: Когда надевал рубашку.

“Путешествие в русскую сказку”.

Ведущий: Женщина-хозяйка была уважаема за трудолюбие, умение выполнить любую работу. Именно поэтому во многих русских сказках героини справляются с самым тяжелым и хитроумным делом. Чтобы доказать это, мы совершим путешествие в русскую сказку.

Команды угадывают сказки, фрагменты которых зачитывает ведущий.

За каждый правильный ответ – 5 баллов.

1. Когда я завтра уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье постирай, да поди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано – а не то съем тебя. После такого наказу Баба Яга захрапела. А Василиса вытянула куколку из кармана и говорит: “На, куколка, покушай, моего горя послушай”.

(“Василиса Прекрасная”)

2. Изготовила она ковер всем на диво: на нем все королевство было вышито и с городами, и с деревнями, и с реками, и с озерами. На утро отдает его своему мужу-стрельцу и говорит: “Продай купцам, да смотри – своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери”.

(“Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”)

3. Царевич улегся спать, а Василиса Премудрая вышла на крыльцо и закричала громовым голосом: “Эй, вы, пчелы работящие! Сколько вас на белом свете ни есть – все летите сюда и слепите из чистого воску церковь, чтоб к утру готова была”.

(“Морской царь и Василиса Премудрая”)

4. Красная девица, покончив с хозяйственными работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть. Прядет – из кудели нитка тянется, нитка не простая, а из чистого золота.

(“Перышко Финиста Ясного Сокола”)

5. Отломила она прутик от веника, подает отцу и наказывает: “Пойди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который сделал бы из этого прутика кросны, чтоб было на чем из одной нитки полотенце ткать”.

(“Мудрая дева”)

6. Дошла очередь танцевать. Она тотчас подхватила Ивана-Царевича и пошла: уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и озера, махнула левой – стали летать разные птицы. Отплясала – ничего не стало.

(“Царевна-Лягушка”)

В О П Р О С Ы :

  1. Что определяет мерка - полуобхват груди? (размер изделия)
  2. Из чего получают нити? (волокно)
  3. Из каких исходных продуктов изготавливают синтетические волокна: капрон, нитрон, лавсан? (каменный уголь, газ, нефть)
  4. Как называется деталь швейной машины, которая прижимает ткань? (лапка)
  5. Как называется устройство для наматывания ниток на шпульку? (моталка)
  6. Как называются нити, идущие вдоль кромки ткани? (основа, долевая)
  7. Как называется срез изделия для втачивания рукава? (пройма)
  8. Как называется срез изделия для втачивания воротника? (горловина)
  9. . Что означает гигроскопичность? (Это способность волокон поглощать влагу из окружающей среды). 
  10. У какого волокна и ткани самая высокая температура утюжки? (Лён).

Человека творческого всегда переполняют чувства, эмоции, и я прошу вас выразить ваши эмоции и чувства в синквейне. В опорном конспекте найдите определение слова «синквейн» и посмотрите, как он строится.

1 строчка – существительное – грибок.
2 строчка – два прилагательных – красивый, большой.
3 строчка – три глагола – ищу, нахожу, радуюсь.
4 строчка – 1 предложение из 4-5 слов – наслаждаюсь сбором грибов и природой.
5 строчка – 1 существительное, которое показывает ваше отношение ко всему процессу – удовольствие.

Попробуйте сами написать это японское стихотворение, в котором вы должны выразить ваши чувства к сегодняшнему творческому процессу.

(Работа по написанию синквейна)

– А теперь попрошу вас прочитать то, что у вас получилось.

IV. Рефлексия (2 минуты).

У меня на столе лежат сердца 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе сердце красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных сердец можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому поля могут выткать цветы, 
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтоб стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу
И немножко фантазии и волшебства – 
И сошью я такое, это вам и не снится 
Только чтоб жила на земле красота!
В этом платье и Золушка станет принцессой
Та, к которой принцы бегут со всех ног.
Так давайте трудиться подобно Гефесту
Чтоб о каждом сказали: “В работе он – Бог!”

Спасибо за сотрудничество! До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок на закрепление 5 класс

урок на закрепление пройденного материала для 5-го класса "Ручные стежки и строчки"....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"

Урок предназначен для детей  7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...

Презентация Открытый урок класс баяна

Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих  навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...

Открытый урок на закрепление употребления времен Present Simple и Present Continuous на материале темы "Домашние обязанности" ( по учебнику Комаровой для 5 класса)

В этом уроке происходит закрепление употребления времен  Present Simple  и Present Continuous   на материале  темы "Домашние обязанности" ( по учебнику Ком...