Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"
статья (технология) по теме
Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто саморазрушающую направленность. Отличие состоит в том, что для подлинного творчества удовольствие заключается в самом процессе поиска, в то время как для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат – удовольствие. Как развить творческое начало у трудных подростков на уроках технологии в специальной школе вы найдете в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kreativnost.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пронина Р.В.
Развитие креативности у подростков с девиантным поведением
на уроках технологии
О какой креативности может идти речь у подростков с девиантным поведением, спросите вы? Ведь креативность подразумевает плодотворность (по Э. Фрому), а «девиантники», зачастую склонны разрушать, губить, приспосабливаться к той или иной ситуации без созидания. Парадокс заключается в том, что девиантное поведение может иметь сходные черты с идеальным. Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто саморазрушающую направленность. Отличие состоит в том, что для подлинного творчества удовольствие заключается в самом процессе поиска, в то время как для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат – удовольствие.
По мнению В. А. Петровского [4], человека можно считать творческим и идеальным, если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное». Типичный представитель нормативного поведения стремится максимально избежать риска, а девиант, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности. Люди с таким типом личности могут либо достигать высокой степени креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение. Поэтому одной из важных задач в воспитании подростков девиантного поведения является развитие креативности, направленной на положительные результаты, которые повлияют на такое важное событие в жизни выпускников, как их поступления после окончания школы в профессиональные образовательные учреждения или на работу.
Анализ прошлых лет показал, что далеко не все выпускники могут трудоустроиться и достойно существовать в социуме, найти себя как профессионала. Освоить процедуры их профессионального самоопределения может помочь выполнение творческого проекта по технологии на тему «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Работая над творческим проектом, перед школьниками встают проблемы, с которыми им нужно справиться: обоснование выбора специальности, выявление своих интересов и способностей к данной профессии, выбор учебного заведения, рассмотрение вариантов в случае непоступления. Для этого необходимо научиться видеть и осознавать эти проблемы, найти свои, оптимальные способы их решения. Поисковая деятельность вместе с учителем и конкретные показатели креативности позволяют учащимся успешнее справиться с проектом, защитить его осмысленно, не формально, применить полученные знания и умения в дальнейшей жизни. Чтобы ученик научился методам поиска, изобретательства, учителю необходимо помочь ему их осваивать, тренировать память, развивать творческое воображение [5].
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью». Несомненно, творчество – это решение творческих задач. Творческая задача должна создавать проблемную ситуацию, сущность которой должна быть понятна школьникам и вызывать их интерес [2]. Уроки технологии решают творческие задачи на каждом этапе, постепенно усложняя их к завершению курса. Процесс творчества осуществляется поэтапно и включает такие процедуры как: осознание противоречия, создание и обоснование идеи, техническая разработка задания, практическая работа над ним.
Для успеха в выполнении проекта, необходимо развивать такие качества как творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные. Для этого вначале предлагаются задания шуточные, небольшие по объему, ярко представленные, индивидуальные, с правом выбора вариантов. Учащиеся с удовольствием самостоятельно изображают фантазийных животных, состоящих из геометрических фигур, рисуют «геометрические» сады, лепят из пластилина машины будущего, дорисовывают картинки и придумывают им названия. У многих необычайно развито умение видеть образы несуществующих предметов. Как раз это можно удачно применить при использовании метода мозговой атаки при выборе своей будущей специальности. На дальнейших уроках нужно использовать нестандартные задания. Например, о влияние на творчество красоты. Пусть учащиеся увидят красоту в скомканной бумаге. Вместо бумаги можно вообразить цветы. Или предложить учащимся следующие необычные для них задания: раскладывать на стол салфетки, сворачивая их в причудливые формы; придумать хотя бы пять способов использования старых лазерных дисков. При повторении техники безопасности не читать инструкции, а разыгрывать нестандартные ситуации. Давать такие задания, чтобы при работе учащиеся одинаково могли владеть обеими руками. Почаще удовлетворять их любопытство, предлагать использовать справочники при заинтересованности чем-либо. Поддержка ребенка на каждом этапе творчества мотивирует их на новые открытия. Нужно нацеливать их на смелость в любом деле, предлагать разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки, рисовать, даже если у них это не очень красиво получается. Посещать с ними новые места, быть готовыми всегда прийти им на помощь.
Постепенно у учащихся развивается логика, воображение, выстраивается реальная «дорожка» их самостоятельных жизненных шагов после школы: учеба, карьера, семья. Во время защиты проекта появляется гордость за себя, свои успехи. Со временем после таких уроков наблюдаются изменения, происходящие в поведении девианта. Они выливаются в виде личностного роста и развития креативности. Бывшие выпускники, приходят в школу, благодарят за помощь, рассказывают о своих успехах в освоении профессии, предлагают свои услуги и гордятся, что их активность направлена на пользу себе, школе, обществу. И это доказательство слов, что креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным качеством, «печатью гения» [1].
Литература
- Грецов А.Г. Тренинг креативности. М., 2007.
- Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. М., 1998.
- Матяш Н.В. Технология профессионального самоопределения и карьеры. М., 2004.
- Петровский В.А. К психологии активной личности. Вопросы психологии, №3, М., 1995.
5. Технология / Под редакцией В.Д. Симоненко. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением
статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...
Социализация подростков с девиантным поведением.
Социализации личности подростков с девиантным поведением Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...
Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде
За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением
Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....
Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс
Сдерживание вовлечения подростков в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования...