Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде
статья по теме
За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie_lopatina_shk.no36.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель английского языка
II категории
Лопатина Светлана Николаевна
МОУ СОШ №36 г.Тамбов
«Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде»
За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура: а) психолого- педагогические и медико- социальные центры, б) школьные службы сопровождения, в) центры психолого-педагогического консультирования, г) психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое основывается не только на обученности обучающихся, но и связывается с воспитанием, которое включает следующие моменты: здоровье, социальное благополучие, защищённость.
Важной задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений;
- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.
К этой группе следует отнести подростков с девиантным поведением. Психолого-педагогическое сопровождение таких подростков может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического сопровождения подростка асоциального поведения в общеобразовательной среде является обеспечение нормального развития этого подростка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- содействие подростку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетенции учащихся, родителей, педагогов.
Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению:
а) профилактика;
б) диагностика;
в) консультирование;
г) развивающая работа;
д) коррекционная работа;
е) психологическое просвещение и образование.
Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с подростками девиантного поведения, но выступает как комплексная поддержка и помощь подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы девиантного поведения детей подросткового возраста.
Что такое девиантное поведение? Оно имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами.
Выделяется четыре типа подростков: активный, замкнутый, взрывной, зависимый. Также установлена взаимосвязь между показателями физического и психического развития детей и подростков с девиантным поведением, проявляющимися в гипер- и гипоактивности, невротических реакциях, нарушениях поведения по шизоидному и эпилептоидному типам.
Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряжённого физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений , игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватному возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.
Последние исследования учёных показывают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребёнок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
Проведя исследование поведения подростков 6 В класса и их адаптацию в среднем звене после начальной школы №36 г.Тамбова, я сделала следующие выводы: из общего количества обучающихся 15 мальчиков и 12 девочек; детей из неполных семей – 50%; детей, где не родной отец, или мать – 20%; детей из полных семей – 30%. В классе 2 отличника, дети, которые учатся на «4» и «5» - 10 человек, дети, которые учатся на «3» - 15 человек.В классном коллективе есть подростки асоциального поведения, т.е.на уроке ведут себя импульсивно, могут позволить себе побеседовать с соседом по парте, на замечания проявляют недовольство. Долго не могут усидеть на месте, часто отказываются на вопросы учителя. На переменах подростки девиантного поведения разделяются на группы и общаются друг с другом. Поведение их демонстративное, они кричат, обзывают других подростков, бывают небольшие стычки и угрозы в адрес одноклассников. Из собеседования с подростками мною было выявлено, что большая часть обучающихся посещают секции и кружки. С подростками 6 класса В я регулярно провожу классные часы и в частности на такие темы как: «Адекватное поведение учащихся на уроках и на переменах», «Уважение и терпимое отношение к взрослым людям», и т.д. За 2008-2009 учебный год проведённые в классном коллективе следующие мероприятия благотворно повлияли на развитие кругозора и сплочённости подростков асоциального поведения: игра «Здравствуй, осень!», музыкальная композиция «Новый год!», викторина «Папа, мама, я- дружная семья!», беседа к Дню Победы. Также были организованы экскурсии , культпоходы и конкурсы как школьные, так и городские. Многие ребята были награждены дипломами и сертификатами участников. Таким образом созданная благоприятная среда направила все эмоции и энергию подростков на положительные результаты.Ну а когда учащиеся заняли II место из 5-ти во время спортивных состязаний, проведённых в рамках Дня Здоровья, чувство победы переполнило радость ребят. Такие ситуации воодушевляют детей и помогают ставить новые цели, особенно когда ребёнок сам выбирает полезное занятие.
В ходе экспериментального изучения девиантного поведения подростков я определила показатели по агрессивности и враждебности: индекс агрессии в норме у 18 человек; индекс агрессии выше нормы у 5 человек; индекс агрессии ниже нормы у 4 человек; индекс враждебности в норме у 8 человек; индекс враждебности выше нормы у 11 человек; индекс враждебности ниже нормы у 8 человек. Таким образом, у подростков преобладает индекс враждебности, это обусловлено неблагоприятными социальными условиями.
При создании конфликтных ситуаций в классе, подростки из разных групп вели себя так: агрессивные и враждебные сами создавали конфликтные ситуации и демонстрировали вербальную агрессию и физическую; подростки не агрессивные, но враждебные не создавали конфликтных ситуаций, но при нападении на них давали отпор; подростки не конфликтные и не агрессивные, сами не создавали агрессивные ситуации и не давали отпор в физической форме.
При благоприятных условиях в классе подростки не ведут себя агрессивно , но , если ситуация изменится, то: сделано замечание учителя на их поведение или плохую успеваемость, то у подростков девиантного поведения проявляются негативные ситуации.
Поэтому я считаю, что агрессия и враждебность связаны с социальным окружением и неблагоприятными условиями. Чем сильнее получен стимул извне, тем сильнее проявления враждебности и агрессии в данном коллективе.
Социальная адаптация предполагает не подчинение обстоятельствам, потерю себя, а жизненную устойчивость в стремлении достичь целей, реализовать свою индивидуальность. Способность к изменению и подвижность составляют сферу возможностей развития личности в любых обстоятельствах и умение адаптироваться в них. Социальная адаптация связана с развитием способности реально воспринимать и изменять обстоятельства. У подростка с агрессией несформированы ценности, не поставлены жизненные цели, затруднено реальное восприятие жизни. В связи с этим им трудно найти своё место в коллективе и в какой-либо деятельности. Поэтому основной моей задачей как педагога и психолога в работе с подростками с девиантным поведением является формирование и совершенствование вышеназванных позиций.
Литература.
1.Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция». – Минск, - 1996г. – 216с.
2.Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия» . Перевод с англ.- М., -2000г. – 508с.
3.Вульфов Б.З. «Семь парадоксов воспитания». – М.: Новая школа, -1994г. – 78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением
Выступление на областном семинаре (+приложение)...
Психолого-педагогические условия формирования и развития личности в инновационной образовательной среде
Условия для развития личности ребенка....
Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.
Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире....
Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"
Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»
Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся. ...
Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении
Девиантное поведение старших подростков является педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, со...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы...