Дополнительная образовательная программа "Художественное конструирование и оформление одежды"
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме
Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_konstruirovanie_i_oformlenie_odezhdy.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Арьёвская средняя общеобразовательная школа
Уренского района Нижегородской области
Принята решением Утверждена приказом
Педагогического совета директора школы
От «31» августа 2010 г. от «01» сентября 2010 г.
Протокол № 01 № 103
дополнительная образовательная программа
Художественное конструирование и
оформление одежды
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года
автор составитель:
Сироткина С.М.
учитель технологии
I квалификационной
категории
р.п.Арья
2010 год
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 5
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 6
4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ 9
5. ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСАХ, В КОТОРЫХ МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ УЧАЩИЕСЯ 10
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11
6.1. ПЕРВЫЙГОД ОБУЧЕНИЯ. 11
6.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 13
6.3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 15
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 17
7.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 17
7.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 21
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 27
8.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. 30
8.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 37
8.3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 44
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИЗАЙН-ПАПКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА 49
10. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 54
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА. 55
12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. 57
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Привитие детям чувства прекрасного является актуальной проблемой и задачей воспитательной работы со школьниками, поэтому важнейшими целями работы кружка «Художественное конструирование и оформление одежды» является развитие художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, воспитание целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи.
На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Во время занятий учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих изделий, дети работают просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Основные задачи процесса обучения конструированию и оформлению одежды – эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков, технологического мастерства, развитию у них эстетического вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Занимаясь в кружке, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды и предметов быта, приобретённые на уроках технологии в школе. Данная программа приобретает особую актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
В кружке занимаются девочки 5-8 класса, программа обучения рассчитана на три года занятий по 68 часов, с расчётом на самостоятельную работу девочек. При этом учащиеся V-VI классов занимаются по программе 1-го года обучения, учащиеся VI-VII классов занимаются по программе 2-го года обучения, учащиеся VII-VIII классов занимаются по программе 3-го года обучения. Состав групп постоянный – 15 человек, набор детей свободный. Занятия проводятся по 2 часа в неделю с перерывом 10 минут.
Структура курса состоит из:
- Теоретического блока (занятия – изучение нового материала)
- Блока решения практических задач (занятия - практикумы)
- Блока решения творческих задач (лабораторно-практические занятия)
- Защиты и представления творческих проектов
- Аналитического блока (анкетирование, тестирование, итоговые занятия)
Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: занятие – изучение нового материала, занятие – презентация, занятие – игра, занятие –практикум, занятие – защита проектов, занятие – выставка.
Большинство занятий предполагает такой вид художественного творчества как рисование: выполнение эскизов моделей, рисунков вышивки и декоративной отделки, поиск гармоничных сочетаний цветов, составление орнаментов и т.п. Это способствует развитию художественных способностей, графических навыков, пространственного воображения, глазомера, чувства цвета.
Различные виды декорирования изделий (вышивка, мережка, украшение бисером) совершенствуют мелкую моторику рук, развивают двигательную ловкость, координацию движений.
Используются следующие средства обучения:
- учебно-материальные: образцы тканей и волокон, швейное оборудование, инструменты и приспособления для выполнения ручных и машинных швейных работ, компьютер, проектор, книги, ТСО;
- дидактико - методические: дидактический материал - технологические и инструкционные карты, альбомы с образцами работ, эскизы;
- психолого-педагогические: познавательные задания, проблемные ситуации.
Особенностью программы «Художественное конструирование и оформление одежды» является интеграция с рядом учебных предметов: ИЗО, черчение, история, экономика, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
- Создание условий для раскрытия творческих способностей и эстетического вкуса учащихся в процессе художественного конструирования.
- Освоение учащимися технологических знаний проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта.
- Овладение практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомление с историей стиля и одежды.
- Формирование знаний, умений и навыков проектирования, моделирования и конструирования швейных изделий и предметов быта.
- Обучение практическим приемам изготовления и декорирования изделий.
Воспитательные:
- Воспитание способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия.
- Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность.
- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развивающие:
- Развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
- Формирование интереса к различным видам декоративной отделки и побуждение желания совершенствования в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся первого года обучения должны знать:
- правила безопасности труда при работе с инструментами и на универсальной швейной машине;
- классификацию текстильных волокон;
- виды рисунков тканей;
- терминологию и технологию выполнения ручных работ;
- терминологию и технологию выполнения машинных швов;
- устройство и регуляторы универсальной швейной машины;
- виды ручной вышивки и аппликации;
- расчёт и построение чертежа юбки;
- правила подготовки ткани и выкройки к раскрою;
- технологическую последовательность и поузловую обработку поясного изделия;
- содержание профессии вышивальщицы;
- компоненты творческого проекта.
Учащиеся первого года обучения должны уметь:
- осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани;
- выполнять простые эскизы изделий и отделки;
- определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
- запускать швейную машину, регулировать её работу и выполнять машинные строчки;
- строить симметричный узор, орнамент;
- подбирать размер и место узора в изделии;
- подбирать нитки;
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки;
- снимать измерения фигуры;
- читать и строить чертёж юбки;
- выполнять техническое моделирование юбки;
- подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
- выполнять раскрой изделия;
- проводить примерку;
- обрабатывать детали кроя;
- выполнять окончательную отделку изделия;
- оформлять дизайн-папку;
Учащиеся второго года обучения должны знать:
- исторические и современные стили одежды;
- основные силуэтные формы;
- технологические свойства современных текстильных материалов;
- законы композиции костюма;
- содержание профессии дизайнера;
- единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
- построение чертежа плечевого изделия с модельными особенностями;
- построение чертежа втачного рукава и техническое моделирование;
- экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, ворсом;
- правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
- способы отделки и влажно-тепловой обработки;
- технологическую последовательность и поузловую обработку плечевого изделия;
- способы ремонта одежды.
Учащиеся второго года обучения должны уметь:
- определять стиль и силуэт в одежде;
- разрабатывать выполнять эскизы моделей;
- работать с журналами мод;
- снимать и записывать мерки;
- читать и строить чертёж плечевого изделия;
- выполнять техническое моделирование;
- выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, ворсом;
- проводить примерку и устранять дефекты;
- обрабатывать основные узлы плечевого изделия;
- выполнять декоративные заплаты, штопку, аппликацию на трикотажных и других изделиях;
Учащиеся третьего года обучения должны знать:
- виды самоклеящихся декоративных материалов;
- традиционная художественная вышивка Нижегородского края;
- гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
- современное направление моды;
- моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
- особенности работы со сложными тканями (шифон, бархат, органза…);
- требования к качеству готового изделия;
Учащиеся третьего года обучения должны уметь:
- выполнять декорирование с использованием современных материалов;
- выполнять декорирование с использованием техники вышивки Нижегородского края;
- выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды;
- осуществлять поиск необходимой информации в области моделирования, работать с журналами мод;
- вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии;
- выполнять раскрой изделия из сложных тканей;
- самостоятельно устранять дефекты после проведения примерки;
- использовать современные способы технологической обработки изделия;
- определять качество готового изделия.
4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
1год обучения.
- Занятия- выставки.
- Защита творческих проектов.
- Презентации.
- Устный опрос по ходу занятий.
- Комбинированная проверка по курсу (анкета, тест, кроссворд, творческие задания)
2 год обучения.
1. Выставка - презентация.
2. Ролевая игра «Модельное агентство»
3. Защита творческих проектов.
4. Комбинированная проверка по курсу (анкета, тест, кроссворд, творческие задания)
3 год обучения.
- Выставка - презентация.
- Конкурсная программа «Мой стиль»
- Защита творческих проектов.
- Комбинированная проверка по курсу (анкета, тест, кроссворд, творческие задания)
Учащиеся каждого года обучения выполняют творческий проект.
Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа с целью:
- систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
- формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
- применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
- развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности;
Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений данного курса и по сопутствующим предметам.
ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСАХ, В КОТОРЫХ МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ УЧАЩИЕСЯ
- Конкурс декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность» - номинации: «Лоскутное шитьё», «Вышивка»,
«Изготовление костюма»;
- Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» раздел «Проектные работы» - «Художественная обработка материалов»;
- Районный конкурс «Умелые руки»;
- Районная олимпиада по технологии;
- Школьный конкурс творческих проектных работ на предметной неделе технологии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ПЕРВЫЙГОД ОБУЧЕНИЯ.
Разделы и темы. | Общее количество часов | в том числе | |
Теорети- ческие | Практи-ческие | ||
3.1. Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные, шёлковые ткани. 3.2. Синтетические ткани. 3.3. Орнаментация ткани. 3.4. История украшения тканей.
4.1. Строчки прямых, косых, крестообразных стежков.
Поведение итогов. | 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 12 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 4 2 24 2 2 4 2 2 10 2 | 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 | 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 4 1 2 4 1 2 10 |
Итого: | 68 | 17 | 51 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Разделы и темы. | Общее количество часов | в том числе | |
Теорети- ческие | Практи-ческие | ||
1. Вводное занятие.
Защита проекта.
Подведение итогов. | 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 20 2 4 4 4 4 2 | 2 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 | 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 4 4 4 4 2 |
Итого: | 68 | 15 | 53 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Разделы и темы | Общее количество часов | в том числе | |
Теорети- ческие | Практи-ческие | ||
1. Вводное занятие.
3.2. Образцы декоративной отделки по народным мотивам.
| 2 6 2 4 6 2 4 22 2 2 2 4 2 8 2 32 2 2 4 4 2 2 14 2 | 2 2 2 2 2 1 | 2 4 4 2 2 4 2 8 2 2 4 2 1 2 14 2 |
Итого: | 68 | 12 | 56 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Вводное занятие.
План и задачи работы кружка. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Правила поведения в кружке. Организационные вопросы.
- Беседа о истории одежды .
Основные характеристики модных направлений одежды разных исторических эпох. Этапы изготовления одежды.
- Материаловедение.
3.1. Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные, шёлковые ткани.
Природа и свойства волокон, из которых вырабатываются ткани. Производство и применение этих тканей, основные свойства. Окраска и рисунок тканей. Ассортимент тканей. Дефекты тканей.
Практические занятия. Работа с образцами тканей ( по группам) Определение технологических свойств, волокнистого состава, нити основы и утка, лицевой и изнаночной сторон, направления рисунка, подбор образцов ткани к эскизам моделей
3.2. Синтетические ткани.
Основные свойства натурального и искусственного шелков и синтетических тканей.
Природа и свойства волокон, характер расцветок и отделки. Ассортимент тканей.
Практические занятия: Работа с образцами тканей (определение натурального и искусственного шелков, синтетических тканей, их технологических свойств, лицевой и изнаночной сторон, подбор образцов ткани к эскизам моделей)
3.3. Орнаментация ткани.
Роль орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Основные группы рисунков ткани. Рисунки, созданные ткацким способом и набивные, способы изображения орнаментальных мотивов.
Практические занятия: Работа с образцами тканей, журналами. Определение направления рисунка, стиля, раппорта, подбор образцов ткани к эскизам моделей.
3.4. История украшения тканей.
Краткий обзор истории украшения тканей (древние ткани Индии, Вавилона, Египта, Греции, ткани в Европе: Италия XIII-XVI вв., Франция XVII-XVIII вв.
- Виды ручных работ.
Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. (Презентация)
4.1 Строчки прямых, косых, крестообразных стежков.
Практические занятия: Изучение строения и выполнение ручных строчек прямых, косых и крестообразных стежков с напёрстком.
- Стежки петлеобразные, петельные и специальные для отделочных работ.
Практические занятия: Изучение строения и выполнение ручных строчек прямых, петлеобразных и петельных стежков с напёрстком.
- Швейная машина и машинные работы.
- Устройство и эксплуатация швейной машины.
История швейной машины, устройство, подготовка её к работе; правила начала и окончания работы на машине. Правила безопасности труда.
Практические занятия: Упражнения в работе на бытовой швейной машине с электроприводом. Заправка верхней и нижней ниток, наматывание ниток на шпульку. Регулировка величины стежка и натяжения нити.
- Машинные швы.
Терминология машинных работ, виды швов и технические требования на их выполнение.
Практические занятия: Выполнение образца машинных строчек на ткани (прямая и зигзагообразная строчки с разной величиной стежков, обмётывание зигзагообразной строчкой открытых срезов, выполнение прорезной петли.)
- Виды декоративной отделки и оформления изделий.
- Счётные вышивки.
Материалы и приспособления для работы. Техника выполнения вышивки «крест», «полукрест», «набор», косая стёжка.
Практические занятия: Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение образцов узора вышивки.
- Строчевые вышивки.
Простейшая форма строчевой вышивки – мережка. Материалы и приспособления для выполнения мережки. Мережка «кисточка», «столбик», раскол», «снопик». «паучок».
Практические занятия: Отработка техники выполнения мережки (выдёргивание нитей основы или утка, закрепление рабочей нити, заделка края мережки). Выполнение образцов мережки .
- Гладевые швы.
Виды гладевых швов, их применение в народных художественных вышивках. Способы выполнения глади, необходимые материалы.
Практические занятия: Выполнение образцов вышивки гладью различными приёмами, простыми и декоративными швами, цветной и белой гладью, стежками верхошова.
- Декоративные машинные строчки.
Организация рабочего места. Подбор ниток.
Практические занятия: Выполнение различных видов зигзагообразной строчки на машине. Изготовление образцов.
- Аппликация.
Способы выполнения аппликации, материалы и применяемая фурнитура.
Практические занятия: Выполнение образцов аппликации в различной технике (ручным способом, машинным, клеевым)
- Профессия вышивальщицы. Экскурсия на производственное предприятие «Работница»
- Сувенир из лоскутков.
- История сувенира, его назначение.
Беседа о сувенире, его появлении. Сувенир в повседневной жизни.
- Выполнение эскизов сувенира (по выбору: салфетка, прихватка, грелка на чайник, сумочка для телефона…).
Практические занятия: Постановка проблемы, изучение потребности. Создание банка идей, дизайн-анализ, выбор лучшего варианта.
- Проработка технологии выполнения изделия.
Практические занятия: Рекомендации по подбору тканей, декоративной отделки и техники выполнения. Экспериментирование с материалами, изготовление выкройки изделия, расчёт количества необходимых материалов.
- Изготовление изделия.
Практические занятия: Раскрой изделия, поузловая обработка, декорирование, окончательная отделка.
- Просмотр и оценка качества работ.
Выставка готовых изделий.
- Юбка усложнённого фасона.
- Зрительные иллюзии в одежде.
Основы зрительного восприятия. Приёмы использования зрительных иллюзий в проектировании одежды.
Практические занятия: Работа с журналами мод и готовыми эскизами моделей.
- Выполнение эскизов изделия.
Практические занятия: Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт), обсуждение его. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм юбок, декоративных деталей.
- Конструирование изделия.
Практические занятия: Измерения фигуры, расчёт и построение чертежа конструкции.
- Техническое моделирование.
Практические занятия: Способы моделирования юбок усложнённых фасонов
- Раскрой изделия.
Практические занятия: Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки юбки на ткани, перевод меловых линий.
- Пошив изделия.
Практические занятия: Подготовка и проведение примерки, поузловая обработка, декоративная и окончательная отделка изделия.
- Просмотр и оценка качества работ.
Защита проектов. Выставка готовых изделий, награждение кружковцев
Поведение итогов.
7.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие.
Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 2-го года обучения. Принадлежности, необходимые для работы в кружке. Организационные моменты. Правила безопасности труда.
- История стиля.
Исторические стили в одежде и архитектуре.
- Моделирование.
- Силуэт и стиль в современной одежде.
Стили: классический, романтический, спортивный, фольклорный в современной одежде. Определение силуэта, классификация по степени прилегания
Практические занятия: Прорисовка различных силуэтных форм.
- Материал и форма. Современные текстильные материалы.
Понятие структуры, фактуры ткани. Взаимосвязь формы одежды и материала.
Практические занятия: Работа с образцами ткани. Подбор модели в соответствии со свойствами и структурой ткани.
- Законы композиции костюма.
Компоненты композиции, композиционные средства, приёмы композиции.
Практические занятия: Работа с журналами мод, эскизами. Определение закона построения композиции в модели.
- Цвет.
Физические основы цвета, эмоционально-психологические и символические свойства, цветовой круг, принцип его построения.
Практические занятия: Работа с образцами ткани, получение гармоничных сочетаний.
- Ритм.
Виды ритма: простой метрический, пропорционально-последовательный, радиально-лучевой. Ритмическое построение.
Практические занятия: Зарисовка моделей с различной ритмической структурой.
- Дизайнер. Пути получения профессии.
Экскурсия в ателье.
- Ансамбль из двух предметов
- Ансамбль и комплект в одежде.
Стилевое единство в ансамбле, элементы ансамбля. Комплект, элементы комплекта.
- Конструирование плечевых изделий (по выбору: жакет, жилет и юбка)
Практические занятия: Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с модой. Нормы расхода ткани. Измерения фигуры.
- Чертеж основы.
Практические занятия: Выбор прибавок на свободное облегание. Расчёт и построение чертежей основы в масштабе.
- Чертеж втачного рукава.
Практические занятия: Расчёт и построение чертежа втачного рукава в масштабе
- Техническое моделирование рукавов.
Практические занятия: Построение модельных особенностей рукава путём технического моделирования.
- Чертёжи воротников.
Практические занятия: Построение чертежей воротников к жакету: апаш, шалевый, отложной, стойка. Построение чертежа капюшона.
- Выполнение эскизов изделия.
Практические занятия: Зарисовка и обсуждение эскизов.
- Раскрой изделия.
Практические занятия: Изготовление выкройки в натуральную величину. Подготовка ткани. Выполнение раскладки, раскрой изделия.
- Пошив изделия.
Практические занятия: Подготовка к примерке и проведение примерки. Устранение дефектов. Поузловая обработка изделия и декоративная отделка.
- Просмотр и оценка качества работ.
Защита проектов. Выставка работ.
- Декорирование готовых изделий.
- Разработка моделей обновляемой одежды.
Практические занятия: Зарисовка вариантов декоративного ремонта для обновляемой одежды. Выполнение образцов декоративных заплат, аппликаций.
- Оформление трикотажных изделий.
Практические занятия: Ремонт и обновление свитеров, шапочек, др. изделий.
- Оформление джинсовой одежды.
Практические занятия: Ремонт и обновление джинсовой одежды.
- Оформление детской одежды.
Практические занятия: Выполнение вышивки, аппликаций, декоративных заплат на детских изделиях.
- Оформление предметов быта.
Практические занятия: Салфетки, отделанные мережкой; диванная подушка с вышивкой; чехол для очков, вышитый бисером (по выбору).
- Просмотр и оценка качества работ.
Подведение итогов.
7.3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Вводное занятие.
Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами 3-го года обучения. Принадлежности, необходимые для работы в кружке. Организационные моменты. Правила безопасности труда.
- Современные способы декоративной отделки изделий.
- Материалы.
Самоклеящиеся стразы, аппликации; декоративная фурнитура; пайэтки.
Практические занятия: Зарисовка эскизов отделки современными материалами.
- Приёмы выполнения отделки.
Приёмы и техника применения современных материалов в отделке изделий.
Практические занятия: Экспериментирование с материалами, изготовление образцов отделки по эскизам.
- Народные мотивы в декоративной отделке изделий.
- Народный костюм как источник творчества.
Русское народное творчество и народный костюм. Многообразие форм, декоративных отделок композиционных решений русского народного костюма.
- Образцы декоративной отделки по народным мотивам
Практические занятия: Выполнение образцов вязаного кружева, вышивки, кистей.
- Аксессуары одежды.
- Роль аксессуаров в композиции костюма.
Стилевое единство аксессуаров с другими предметами гардероба, цветовая гармония и контраст.
- Проектирование изделий (по выбору: сумка, перчатки, кепи…)
Практические занятия: Подбор тканей, выполнение эскизов изделия с учётом формы, кроя и места расположения отделки, знакомство с лоскутной техникой.
- Конструктивное моделирование.
Размер и форма, конструктивные элементы, эргономичность изделия.
Практические занятия: Построение чертежа конструкции в соответствии с эскизом.
- Выбор отделки.
Гармоничное сочетание цвета, фактуры и структуры материала и декоративной отделки.
Практические занятия: Экспериментирование с материалами. Изготовление образцов отделки. Выбор лучшего варианта.
- Раскрой изделия.
Экономичность раскладки, величина припусков на обработку, в зависимости от свойств материала.
Практические занятия: Подготовка материалов к раскрою, раскладка выкроек на ткани, раскрой.
- Изготовление изделия.
Последовательность и приёмы технологической обработки изделия.
Практические занятия: Поузловая обработка изделия, декоративная отделка.
- Просмотр и оценка качества работ.
Выставка и обсуждение изделий.
- Итоговая работа. Нарядная модель одежды.
- Изучение направления моды.
Практические занятия: Работа с журналами мод, поиск информации.
- Эскизы изделий (по выбору: вечернее платье, костюм, комплект…)
Практические занятия: Выполнение эскизов изделий с учётом направления моды, декорирования.
- Образцы декоративных отделок для нарядной одежды.
Практические занятия: Экспериментирование с материалами, подбор декора с учётом свойств ткани и композиции модели.
- Конструирование.
Практические занятия: Снятие мерок, выполнение расчётов. Построение чертежа основы, фасонных линий.
- Техническое моделирование.
Практические занятия: Построение модельных особенностей (драпировок, складок, подрезов…) путём технического моделирования. Изготовление выкроек.
- Раскрой.
Практические занятия: Подготовка ткани к раскрою, выполнение экономной раскладки, подготовка деталей кроя к обработке.
- Изготовление изделия.
Практические занятия: Проведение примерки, устранение дефектов, поузловая обработка изделия, декорирование, окончательная отделка и влажно-тепловая обработка.
- Защита проектов.
Итоговая выставка. Подведение итогов.
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Помещение и оборудование.
Работа кружка проводится в кабинете технологии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и приспособлений.
Учебно-наглядные пособия.
Для проведения занятий используются наглядные пособия: готовые изделия, альбомы с образцами узоров и деталей к ним, журналы мод, схемы и инструкционные карты, электронные презентации по отдельным темам. Это помогает детям в выполнении заданий.
Материалы, инструменты и приспособления.
Ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами. Так же кружковцы должны иметь личный, необходимый для работы инструмент:
- линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
- лекало закройщика, для раскроя изделий;
- сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
- булавки портновские;
- ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
- напёрсток для предохранения пальца от укола;
- пяльцы для выполнения вышивок;
- колышек металлический, для образования отверстий в ткани;
- игла швейная для выполнения швейных работ;
- канва – это специальная ткань для вышивки крестом, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.
- игла для вышивки с удлиненным ушком;
- калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
- миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе, составления орнаментов.
- тетради для записей.
У руководителя имеется запасной инструмент.
Методика проведения занятий.
Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети увлечены работой, поэтому необходимо правильно организовать работу и методику проведения занятий.
В организации занятий целесообразно выделить следующие этапы работы:
- Организационная часть.
- Повторение пройденного.
- Изложение нового материала.
- Подготовка к практической работе.
- Практическое выполнение задания.
- Заключительная беседа. Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест.
Большая часть работы в кружке - практические занятия с учётом домашней самостоятельной работы.
В теоретической части занятия проводятся в форме бесед на эстетические, морально-этические, профессиональные темы, расширяющие кругозор учащихся; а так же в форме исследований, изучения новых способов действий.
Основное внимание на практических занятиях обращается на совершенствование навыков техники и качества выполнения изделий.
Использование метода проектов позволяет более полно раскрыть творческий потенциал учащихся. Одна из главных целей метода – развитие критического мышления, познавательных навыков, самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Результаты проектной деятельности при выполнении изделия кружковцы поэтапно фиксируют в виде дизайн – папки.
Подведение итогов проводится в форме защиты проектов, выставки и обсуждения лучших работ.
8.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ | Тема | Форма занятия | методы | Приёмы | Дидактический материал | Форма проведения итогов |
1 | Вводное занятие | Занятие - знакомство | Объяснительно-иллюстративный, практический, | Рассказ –вступление, беседа, сообщение, демонстрация, инструктаж, показ действий | Инструкционные карты | Устный опрос, анкетирование |
2 | Беседа об истории одежды. | Заочная экскурсия, занятие - игра | объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, игровые | Рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, объяснение, показ действий, оздоровительные приёмы, создание ситуации занимательности, практическая работа. | Инструкционные карты ИКТ (слайдовая презентация) | Коллективное обсуждение работ |
3 | Материаловедение | |||||
3.1 | Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. | Занятие -практикум | объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические, репродуктивные | объяснение, практическая работа. | Образцы тканей и волокон, рисунки –образцы, эскизы моделей | Устный опрос, анализ и самоанализ проведённой работы |
3.2 | Шёлковые и синтетические ткани. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | объяснение, практическая работа. | Образцы тканей и волокон, рисунки –образцы, эскизы моделей | Устный опрос, анализ и самоанализ проведённой работы |
3.3 | Орнаментация ткани. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | объяснение, практическая работа. | Образцы тканей, рисунки –образцы, эскизы моделей | Устный опрос, анализ и самоанализ проведённой работы |
3.4 | История украшения тканей. | Занятие - путешествие | Словесно-иллюстративный | Рассказ, беседа, сообщение, демонстрация | Иллюстрации, образцы тканей | обсуждение |
4 | Виды ручных работ. | |||||
4.1 | Строчки прямых, косых, крестообразных стежков. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | демонстрация, инструктаж, показ действий, практическая работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы | Устный опрос, анализ и самоанализ проведённой работы |
4.2 | Стежки петлеобразные, петельные и специальные для отделочных работ. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | демонстрация, инструктаж, показ действий, практическая работа | Схемы, инструкционные карты, образцы | Устный опрос, анализ и самоанализ проведённой работы |
5 | Швейная машина и машинные работы. | |||||
5.1 | Регуляторы швейной машины. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | демонстрация, инструктаж, показ действий | схемы | Устный опрос |
5.2 | Машинные швы. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | инструктаж, показ действий, практическая работа | Схемы, инструкционные карты, образцы | Устный опрос, анализ и самоанализ проведённой работы |
6 | Виды декоративной отделки и оформления изделий. | |||||
6.1 | Счётные вышивки. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, объяснение с использованием наглядности, инструктаж, показ действий, оздоровительные приёмы, практическая работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы, рисунки вышивки, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
6.2 | Строчевые вышивки. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, объяснение с использованием наглядности, инструктаж, показ действий, оздоровительные приёмы, практическая работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы, рисунки вышивки, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
6.3 | Гладевые швы. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, объяснение с использованием наглядности, инструктаж, показ действий, оздоровительные приёмы, практическая работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы, рисунки вышивки, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
6.4 | Декоративные машинные сточки. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | объяснение с использованием наглядности, инструктаж, показ действий, оздоровительные приёмы, индивидуальная работа, практическая работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
6.5 | Аппликация. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, объяснение с использованием наглядности, инструктаж, показ действий, оздоровительные приёмы, практическая работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы, рисунки аппликаций, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
6.6 | Профессия вышивальщицы. Экскурсия на производственное предприятие «Работница» | Беседа, экскурсия | словесные, наглядные | Рассказ, беседа | обсуждение | |
7 | Сувенир из лоскутков. | |||||
7.1 | История сувенира, его назначение. | Заочное путешествие | Игровой, словесный | Рассказ –повествование, демонстрация | Иллюстрации, готовые изделия | Устный опрос, обсуждение |
7.2 | Выполнение эскизов сувенира (по выбору: салфетка, прихватка, грелка на чайник, сумочка для телефона…). | Занятие -практикум | Частично-поисковый, репродуктивный, практический | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы
| рисунки аппликаций и вышивок, эскизы | анализ и самоанализ работ |
7.3 | Проработка технологии выполнения. | Занятие -практикум | Частично-поисковый, репродуктивный, практический | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Технологические и инструкционные карты | анализ и самоанализ работ |
7.4 | Изготовление изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | Инструктаж, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
7.5 | Просмотр и оценка качества работ. | Праздник -выставка | Игровой, словесно- иллюстративный | Обсуждение, комментарии | Работы кружковцев, музыкальное сопровождение | анализ и самоанализ работ |
8 | Юбка усложнённого фасона. | |||||
8.1 | Зрительные иллюзии в одежде. | Изучение нового материала, практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, объяснение, демонстрация, инструктаж, показ действий, практическая работа | Схемы, рисунки, эскизы, журналы мод | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
8.2 | Выполнение эскизов изделия. | Занятие -практикум | Частично-поисковый, репродуктивный, практический | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | рисунки, эскизы | анализ и самоанализ, обсуждение эскизов |
8.3 | Конструирование изделия. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | объяснение, практическая работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
8.4 | Техническое моделирование. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | объяснение, практическая работа, индивидуальная работа. | инструкционные карты, журналы мод | Текущий контроль, самоконтроль |
8.5 | Раскрой изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, инструктаж, показ действий, практическая работа | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
8.6 | Пошив изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | Инструктаж, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
8.7 | Просмотр и оценка качества работ. Поведение итогов. | Защита проектов | Игровой, словесно- иллюстративный | Беседа с элементами анализа, комментарии и оценка. | Работы и дизайн -папки кружковцев, музыкальное сопровождение | Результаты конкурса, мини-выставка |
8.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ | Тема | Форма занятия | методы | Приёмы | Дидактический материал | Форма проведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Занятие - знакомство | Словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, эвристический | Рассказ –вступление, беседа, сообщение, демонстрация, инструктаж, показ действий | Инструкционные карты, карточки - задания | Анализ работ, устный опрос |
2 | История стиля. | Занятие - путешествие | объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, игровые | Рассказ –повествование, демонстрация , игра | Иллюстрации, ИКТ (слайдовая презентация | Устный опрос |
Моделирование. | ||||||
3.1. | Силуэт и стиль в современной одежде. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, демонстрация, инструктаж, объяснение, оздоровительные приёмы, практическая работа. | Эскизы, иллюстрации, журналы мод, альбомы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
3.2 | Материал и форма. Современные текстильные материалы. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, демонстрация, инструктаж, объяснение, показ действий, оздоровительные приёмы, практическая работа . | инструкционные карты, образцы, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
3.3 | Законы композиции костюма. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, показ действий, оздоровительные приёмы, практическая работа. | Эскизы, иллюстрации, журналы мод, альбомы | анализ и самоанализ работ |
3.4. | Цвет. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа. | Эскизы, иллюстрации, журналы мод, альбомы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
3.5. | Ритм. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, демонстрация, инструктаж, объяснение практическая работа. | Эскизы, иллюстрации, журналы мод, альбомы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
3.6. | Дизайнер. Пути получения профессии. | Занятие – знакомство с профессией | Объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный | Рассказ, беседа, объяснение. | Профессиограмма, формула профессии | Устный опрос |
3.7. | Экскурсия в ателье. | Экскурсия | Словесный, наглядный | Рассказ, беседа, обсуждение | обсуждение | |
4. | Ансамбль из двух предметов | |||||
4.1. | Ансамбль и комплект в одежде. | Занятие –изучение нового материала | объяснительно – иллюстративный, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый | Рассказ - сообщение, беседа, демонстрация, инструктаж, показ действий | Журналы мод, иллюстрации, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
4.2. | Конструирование плечевых изделий (по выбору: жакет, жилет и юбка) | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Схемы, технологические и инструкционные карты, эскизы | Устный опрос, самоанализ работ |
4.3 | Чертеж основы | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Схемы, инструкционные карты, эскизы | Устный опрос, анализ работ |
4.4. | Чертеж втачного рукава. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Схемы, инструкционные карты, эскизы | Устный опрос, анализ работ |
4.5 | Техническое моделирование рукавов. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | ИКТ (слайдовая презентация, инструкционные карты, образцы, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
4.6. | Чертёжи воротников. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
4.7. | Выполнение эскизов изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический, проблемно -поисковый | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Устный опрос, анализ работ |
4.8. | Раскрой изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
4.9. | Пошив изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
4.10. | Просмотр и оценка качества работ. Защита проекта. | Занятие - презентация | Словесный, игровой | Работы и дизайн -папки кружковцев, музыкальное сопровождение | Защита проектов, обсуждение работ, награждение кружковцев | |
5. | Декорирование готовых изделий. | |||||
5.1. | Разработка моделей обновляемой одежды | Занятие –изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, беседа, сообщение, демонстрация, практическая работа | Иллюстрации, эскизы | Устный опрос, анализ работ |
5.2. | Оформление трикотажных изделий. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы
| Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Текущий контроль, самоконтроль |
5.3. | Оформление джинсовой одежды. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы
| Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Текущий контроль, самоконтроль |
5.4. | Оформление детской одежды. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы
| Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Текущий контроль, самоконтроль |
5.5. | Оформление предметов быта. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Схемы, инструкционные карты, образцы, эскизы | Текущий контроль, самоконтроль |
5.6. | Просмотр и оценка качества работ. Подведение итогов. | Занятие - выставка | Словесный, иллюстративный, игровой | Беседа с элементами анализа, комментарии и оценка. | Работы, музыкальное сопровождение | обсуждение работ, награждение кружковцев |
8.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№ | Тема | Форма занятия | методы | Приёмы | Дидактический материал | Форма проведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Занятие - игра | Объяснительно-иллюстративный, практический, игровой | Рассказ – вступление, беседа, сообщение, демонстрация, инструктаж, показ действий, ролевая игра, упражнения. | Инструкционные карты, эскизы изделий | Обсуждение, анализ коллективной работы. |
2. | Современные способы декоративной отделки изделий. | |||||
2.1. | Материалы. | Занятие –изучение нового материала, практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный | Рассказ, беседа, сообщение, демонстрация, практическая работа | альбомы, эскизы, инструкционные карты, материалы | устный опрос, анализ работ, |
2.2. | Приёмы выполнения декоративной отделки. | Занятие -практикум | объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
3. | Народные мотивы в декоративной отделке изделий. | |||||
3.1. | Народный костюм как источник творчества. | Занятие –изучение нового материала | объяснительно – иллюстративный, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый | Рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, создание ситуации занимательности, практическая работа. | Книги по истории костюма, иллюстрации, инструкционные карты | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
3.2. | Образцы декоративной отделки по народным мотивам. | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы
| альбомы, эскизы, инструкционные карты | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
4. | Аксессуары одежды. | |||||
4.1. | Роль аксессуаров в композиции костюма. | Занятие –изучение нового материала | Словесный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический, | Рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, создание ситуации занимательности, практическая работа. | Иллюстрации, альбомы, журналы мод | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
4.2. | Проектирование изделий (по выбору: сумка, перчатки, кепи…) | Занятие -практикум | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
4.3. | Конструктивное моделирование. | Занятие -практикум | объяснительно – иллюстративный, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
4.4. | Выбор отделки. Раскрой изделия | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
4.5. | Изготовление изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
4.6. | Просмотр и оценка качества работ. | Занятие - выставка | Словесный, иллюстративный, игровой | Беседа с элементами анализа, комментарии и оценка. | Работы кружковцев, музыкальное сопровождение | обсуждение и анализ работ |
5. | Итоговая работа. Нарядная модель одежды | |||||
5.1. | Изучение направления моды. | Занятие -практикум | словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Журналы мод, альбомы, эскизы | Устный опрос, анализ и самоанализ работ |
5.2. | Эскизы изделий (по выбору: вечернее платье, костюм, комплект…) | Занятие -практикум | словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Журналы мод, альбомы, эскизы | анализ и самоанализ работ |
5.3. | Образцы декоративных отделок для нарядной одежды. | Занятие -практикум | объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, практический | поиск информации, показ действий, практическая работа, индивидуальная работа, оздоровительные приёмы | Технологические и инструкционные карты, альбомы, эскизы | Текущий контроль, самоконтроль |
5.4. | Конструирование. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
5.6. | Техническое моделирование. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
5.7. | Раскрой. Изготовление изделия. | Занятие -практикум | репродуктивный, практический | объяснение, демонстрация, практическая работа, индивидуальная работа. | Технологические и инструкционные карты | Текущий контроль, самоконтроль |
5.8. | Просмотр работ. Итоговая выставка. Подведение итогов. | Занятие – защита проектов | Словесный, иллюстративный, игровой | Беседа с элементами анализа, комментарии и оценка. | Работы и дизайн -папки кружковцев, музыкальное сопровождение | Защита проектов, обсуждение работ, награждение кружковцев |
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИЗАЙН-ПАПКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
На протяжении учебного года учащиеся подбирают соответствующий своей теме материал для выполнения творческого проекта.
Творческий проект представляет собой пояснительную записку – дизайн-папку, содержащую расчетные данные и готовое изделие. Пояснительная записка выполняется в папке текстовых документов формата А4. Структура дизайн-папки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:
1. Титульный лист.
2. Оглавление (содержание).
3. Введение.
4. Главы основной части.
- Осознание проблемной области;
- Краткая формулировка задачи;
- Дизайн-спецификация;
- Изучение истории, традиций;
- Звёздочка обдумывания;
- Выработка идей;
- Анализ идей, выбор лучшей идеи;
- Выбор материалов;
- Выбор инструмента, оборудования;
- Организация рабочего места, техника безопасности;
- Технологическая часть;
- Экологическое и экономическое обоснование;
- Испытание и коррекция;
- Рекламный проспект;
- Самооценка
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Приложения.
Основная часть
Содержание основной части проекта должно отвечать теме проекта.
- Определение потребности и краткая формулировка зада чи.
Необходимо с самого начала определить, для кого данное изде лие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей.
- Набор первоначальных идей.
Эти идеи представляют собой размышления о том, какого рода изделие предполагается изго товить. Чаше всего для изделий, выполненных из ткани, кожи других текстильных материалов первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.
- Проработка одной или нескольких идей.
Нужно оценить первона чальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем (одно классниками) ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом опреде ленных критериев.
Пример:
Анализ идей ( 5- базовый балл)
Критерии оценки № идеи | Идея №1 | Идея №2 | Идея №3 | Идея №4 | Идея №5 | Идея №6 |
оригинальность | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 |
стоимость | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
технологичность | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 |
материалоёмкость | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 |
ИТОГО: | 25 | 23 | 24 | 29 | 27 | 24 |
- Изготовление изделия.
На этой стадии можно изменить дизайн, если во вре мя работы встречаются серьезные трудности. Часто бывает так, что приходится упрощать первоначальный вари ант. В технологической части проекта необходимо разработать по следовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту:
1 вариант оформления:
№п/п | Описание операции | Графическое изображение | Оборудование, инструменты, приспособления |
2 вариант оформления:
№п/п | Название операции | Эскиз | Описание операции | Инструменты, приспособления |
- Экономическое и экологическое обоснование
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. Необходимо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты.
Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из них отходов, «утиля», обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.
В данном разделе необходимо дать:
- обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;
- определение себестоимости изготавливаемого изделия;
- определение цены изделия, предполагаемой прибыли.
Пример расчёта себестоимости изделия.
Цена на материалы (Ц1)
№ | наименование | цена за единицу | необх. кол-во | расчёт |
1 | Ткань | Использовались остатки ткани | - | |
2 | Нитки | 7руб/кат | 2кат | 14 руб |
3 | Косая бейка | 4,5 руб/м | 4м | 18 руб |
4 | Бисер | 10 руб/пак | 0,5 | 5 руб |
5 | Застёжка-«молния» | 7руб/шт | 1 | 7руб |
Итого: | 44руб |
Расчёт электроэнергии (Ц2):
Работа на швейной машине «Чайка»: Т1=2 часа;
Работа на оверлоке: Т2=0,5 часа;
ВТО: Т3=0,5 часа;
Т= Т1+Т2+Т3=3часа
Цена 1 кВт составляет 2руб 40 коп
Ц2=3*2,4=7,2 руб.
М= Ц1+Ц2= 44 + 7,2= 51,2 руб.
Общие затраты, без учёта оплаты труда и амортизации, составят 51,2 руб.
В экологическом обосновании необходимо спланировать использование отходов (например, остатки ткани можно использовать для изготовления прихватки и т.п.), также необходимо уделить внимание обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
- Рекламный проспект изделия
Рекламный проспект включает в себя:
- Товарный знак (логотип) фирмы (производителя).
- Наименование изделия, его назначение.
- Несколько рекламных фраз.
Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов, рисунков или их комбинации. Буквы могут быть начальными буквами фамилии и имени. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово – наименование продукции.
Название изделия может отражать его назначение и область применения, а, может быть, и не связано с ним. Описание использования товара должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты. Ориентировочно не более 20-30 слов.
Рекламные фразы должны привлекать внимание и выражать основное назначение изделия.
- Испытание и оценка изделия.
Изделие может быть испытано в реальной ситуации, насколько оно соответствует тем требованиям, которые были обозначены в дизайн-спецификации. Самооценка может включать предложения по улучшению качества изделия. Кроме того, важно оценить свою деятельность во время выполнения проекта, можно ли работать более эффективно в следующий раз.
- Защита проекта.
После поведённой самооценки, проект представляется на суд жюри в составе учителя и учащихся.
10. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Закон об образовании.
- Программы кружков для внешкольных учреждений и образовательных школ –М., 1972
- Концепция развития образования Нижегородской области до 2010 года.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования на 2002 -2005 годы.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22 февраля 1997 года. М.: Просвещение 1997 год.
- Программы образовательных учреждений Технология 5-11 кл. М.: Просвещение 2006 год.
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
- Братчик И.М. «Конструирование женской легкой одежды» В: Высш. школа 1989г. Конспект лекций
- Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. «Проектирование детской одежды», 2000 г. Москва.
- Гуревич Н.И. Сборник проектов 6 кл Ниж-ий гуманит. центр2001
- Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.
- Дудник Г.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Зарецкая Т.И."Азбука шитья" издательство ЭКСМО-ПРЕСС 2000г.
- Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.:Институт практической психологии,1998
- Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004 год.
- Коблакова Е.Б и др. «Конструирование одежды с элементами САПР».
- Крапивина Н.Ю. Рабочая тетрадь. «Технология» 7кл. Вариант для девочек. 2 часть. Саратов «Лицей» 2005
- Морозова Л.Н. Проектная деятельность учащихся 5-11 кл Волгоград «Учитель» 2008
- Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь. «Технология» 5кл. Вариант для девочек. 2 часть. Саратов «Лицей» 2008
- Межуева Ю.В.Рабочая тетрадь. «Технология» 6 кл. Вариант для девочек. 2 часть. Саратов «Лицей» 2009
- Маркуцкая С. Э. Технология. Обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл Экзамен (Москва) 2006
- Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
- Найденская Р.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. «Человек, образ, стиль», 2002 г., Москва. 365 с.
- Павлова М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников Вентана-Граф (Москва) 2003
- Фиалко Татьяна «Учимся кроить и шить». Минск. Полымя. 1996 (одежда для женщин и детей)
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. М.: Академия 2000 год.
- Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.
- Вышивка // Модный журнал – 2006. № 45, с. 4 – 10.
- Вышивка крестом // Валентина – 1995. № 7, с.17.
- Узоры вышивок // Узоры вышивок – 2006. №12, с. 11.
- Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/сост. А.Г.Лазарева.- М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.-296с
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ/под ред. Т.С.Комаровой. 2-е изд, дораб.-М.: Просвещение, 1985.-271с., ил.
- Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Немного об истории костюма http://la-gatta-ciara.livejournal.com/22043.html
- Юбки http://tvoiubki.ru/category/yubka-ukorochennaya-s-relefnymi-liniyami-ot-bokovogo-shva-i-podreznymi-karmanami/
- Катюшенька Ру - мир шитья http://katushenka.ru/2010/11/11/shem-sami-krasivyj-fartuk-dlya-kuxni-svoimi-rukami-poshiv-i-modeli-fartukov/
- Учимся кроить и шить http://www.liveinternet.ru/users/3714977/rubric/1387847/
12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2003. 256 с.
- В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2001. 240 с.
- Михейшина М.Уроки рисования.- Минск, изд.В.М.Скакун, 1999г.
- 1000 узоров для вышивания//Мария Келли//ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006
- «Карина» журнал мод детской одежды.
- Технология шитья http://www.osinka.ru/Sewing/Techniques/Guide/
- Ткани http://www.narodko.ru/article/cloth/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
Дополнительная образовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"
Данная программа расчитанна для детей 9-15 лет....
Образовательная программа дополнительного образования детей конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ»
Образовательная программа дополнительного образования детей конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ». Автор составитель Гайдукова Людмила Алексеевна...
Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) "Конструирование и моделирование одежды" объединения "Золотая игла". Предназначена для учащ...
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "Радиотехническое конструирование"
Программа позволяет решить комплексный подход как к изучению основ радиотехники и радиопеленгации, так и в применение на практических занятиях по радиотехническому конструированию и радиоп...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование одежды»
Цель образовательной программы: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. Задачи:- приобретени...
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование
Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...