Дополнительная образовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"
рабочая программа (5 класс) по теме

Накия Вазиховна Галиева

Данная программа расчитанна для детей 9-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_i_modelirovanie_odezhdy.docx56.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа по «Конструированию и моделированию одежды»

для детей 9-15 лет.

   Аватор:

педагог дополнительного образования Дома детского творчества

 пгт. Кильмезь Кировской области

Пояснительная записка.

Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью,обучение конструированию и моделированию одежды,  изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками на занятиях по «Конструированию и моделированию».   На занятиях учащиеся получают  основные знания, которые способствуют расширению их кругозора.

  У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:

-об основных законах цветоведения;

-о  простейших ручных швах;

-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их  по эскизам (на основе имеющихся);

-об основных приемах работы с тканью;

-о приемах работы с мехом;

-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;

-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;

- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

Актуальность проблемы.
Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей "Конструирование и моделирование"заключается в приобщении современного ребенка к народной истории  через изготовление самодельной игрушки и пошив одежды своими руками. 

Искусство пошива одежды и изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна своеобразие изготовления одежды и игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек и фасон одежды подсказывала сама жизнь.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления одежды и игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров. Мастерство передавалось из поколения к поколению.

Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.Смелыми авторскими решениями отличаются наряды современного человека.

Цели и задачи программы.

 Цель –развитие личности воспитанников в творческой деятельности посредством овладения искусством конструирования и моделирования одежды.

 Задачи :

Обучающие:

-научить основам цветоведения ;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками;

-научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать коллективно, анализировать результаты работы;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Развивающие:

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-развивать познавательные интересы.

Отличительные особенности программы.

У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя  с разных сторон. Игрушки, выполненные их руками, становятся забавными, живыми.  И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале.

Возраст обучающихся.  Срок реализации данной программы.

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 9-15 лет и рассчитана на два года обучения. Оптимальное количество обучающихся в группе – 12 человек. Программа кружка рассчитана на 288 учебных часов.

Формы и режим занятий.

 Учитывая особенности возраста детей применяются различные формы организации работы воспитанников:

- коллективные

- групповые

- парные

- индивидуальные,

Это способствует формированию у детей дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, эмпатии, способствует развитию коммуникативных качеств личности, сплочению детского коллектива.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и  изготовление игрушек, пошив одежды.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы  проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия (часть занятия). Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценитьработу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как

-текущая оценка достигнутого самим ребенком;

-оценка законченной работы;

- участие в выставках, конкурсах и т.д.

-реализация творческих идей.

Учебно-тематический план

первого года обучения

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Развитие и классификация одежды, история развития  игрушки.

1

1

3.

Основные ручные работы

1

11

12

4.

Цветоведение. Основные цвета. Сочетание цветов.

1

2

3

5.

Швейная машина и машинные швы.

2

13

15

6.

Сувениры из лоскутков

2

57

59

7.

Проработка композиций лоскутного пейзажа

3

50

53

Итого:

11

133

144

Содержание программы первого года обучения

.

Тема 1. Вводное занятие.1 ч.

Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.

Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности на занятиях «Конструирования и моделирования».

Тема 2. Развитие и классификация одежды, история развития игрушки. 1ч.

Краткая история развития одежды, игрушки. История развития русского костюма. Определение понятий: одежда, костюм, платье, мягкая игрушка, композиция. Основные требования предъявляемые к одежде: эстетические, гигиенические. Классификация одежды по целевому назначению; по способу использования, в зависимости от сезона и материала; по половозрастным признакам; по размеру, росту, полноте.

Тема 3.

 Основные ручные работы. 12ч.

 Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

Способы закрепления  нити.   Различия  между  

способамизакрепления нитей и их использование в процессе выполненияигрушек.

  1. Практическая работа: выполнение отделочных ручных швов, навесных и прорезных петель, закрепление нити несколькими способами.

Тема 4.

. Цветоведение. 3 ч.

  1. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
  2. Сочетание цветов.   Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
  1. Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.

Тема 5.

Швейная машина и машинные швы. 15ч.

.Назначение швейной машины.

 Машинные швы: соединительные швы: в разутюжку, в заутюжку, на ребро. Накладные швы: с открытым срезом, с закрытым срезом. Застрачивающая строчка, двойной шов, краевые швы и т.д.

  1. Практическая работа: подготовка машины к работе, заправка верхней и нижней ниток. Наматывание ниток на шпульку. Неисправность строчек и их устранение.

Тема 6.

Сувениры из лоскутков. 59ч.

Прихватки, грелка на чайник, сумочки, кошельки, натабуретницы. Мешочки для трав, для второй обуви. Рекомендации по выбору ткани, отделки и технологии выполнения сувенира.

  1. Практическая работа: выбор сувенира, выполнение эскиза, подбор тканей и других материалов, декоративной отделки. Раскрой деталей по заданной форме, изготовление сувениров.

Тема 7.

Проработка композиции лоскутного пейзажа. 53ч.

Рекомендации по выбору рисунка, (работа с журналами), тканей (цвет, структура ткани, рисунок), декоративной отделки. Правила выполнения шаблона. Раскрой деталей по заданному формату.

Ожидаемые результатык концу первого года обучения

 Вся работа в объединении направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

-знать историю развития одежды;

-знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с тканью и мехом;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Учебно-тематический план

второго года обучения 144ч

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Основы композиции костюма

3

6

9

3.

Работа с выкройками из журналов мод, перевод выкроек на конкретную фигуру

2

7

9

4.

Устройство и заправка оверлока (обмёточная швейная машинка), работа на нем

1

3

4

5.

Сувениры

4

12

16

6.

Объёмная игрушка

2

10

12

7.

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

14

26

40

8.

Летнее платье

12

40

52

Итого:

40

104

144

Содержание программы второго года обучения

Тема 1. Вводное занятие.2 ч.

Знакомство с программой, анкетирование, правила поведения воспитанников на занятиях, оборудование кабинета, организация рабочего места. Правила техники безопасности на занятиях «Конструирования и моделирования».

Тема 2.Основы композиции костюма 9ч.

Понятие о стиле, моде. Силуэт в одежде: прямой, овальный, приталенный, трапеция. Линии в изделии: силуэтные, конструктивные, декоративные. Пропорции в одежде. Зрительные иллюзии. Природа и свойства цвета в одежде. Цветовая гармония, цветовые сочетания.

  1. Практические занятия: определение силуэта, стиля в одежде, работа с цветовым кругом, составление своего эскиза модели(указать стиль, силуэт, цвет, цветовые сочетания.)

Тема 3.Работа с выкройками из журналов мод, перевод выкроек на конкретную фигуру 9ч.

Определение размера выкройки по собственным измерениям, изучение характеристики необходимых данных выбранной модели: лист №, цветовое оформление, условные обозначения контура выкройки, количество необходимых деталей, оформление внутренних линий, отметок, контрольных знаков.

  1. Практические занятия: выбор модели, перевод выкройки.

Тема 4.Устройство и заправка оверлока (обмёточная швейная машинка), работа на нем.  4ч.

        Правила безопасности, основные части и узлы оверлока. Правила заправки трёх нитей оверлока, условия работы.

  1. Практические занятия: заправка трёх нитей оверлока, работа на оверлоке.

Тема 5. Сувениры 16ч.

Изготовление сувениров: диванные подушки, подушки-игрушки, комплекты для кухни, картины. Применение таких видов декоративно-прикладного творчества, как аппликация. Технология. Рекомендации по подбору ткани (цвет, рисунок, фактура) эскиза, формы, декоративной отделки и технологии выполнения. Просмотр готовых изделий, оценка качества.

  1. Практические задания: выбор сувениров, выполнение эскиза, подбор ткани и других материалов, декоративной отделки. Раскрой детали по заданной форме, изготовление сувениров.

Тема 6.Объёмнаяигрушка12ч.Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей. Внешнее оформление игрушки: глаза, нос, мордочка, усы, банты и т.д.

  1. Практические занятия: раскрой ткани, меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя. 

Тема 7. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки 40 ч.

Правила измерения фигуры для построения чертежа юбки. Построение чертежа юбок в М 1:4 (прямая, в круговую одностороннюю складку, с клиньями.Способы моделирования юбок с кокетками, складками, оборками. Эскиз модели. Его обсуждение. Рекомендации по выбору ткани, моделей юбок, декоративных деталей. Нормы расхода ткани на юбку. Раскладка выкройки юбки на ткани. Последовательность и приемы технологической обработки (по узлам). Просмотр готового изделия. Оценка качества работы.

  1. Практические занятия: работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа одной из юбок в натуральную величину (по выбору). Моделирование юбок в соответствии с эскизом. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка, раскрой. Технологическая обработка юбки (с поузловой ВТО), подготовка юбки к примерке (копирование линий, прокладывание линий, сметывание, примерка, внесение исправлений, стачивание кокеток, вытачек, складок и т.д.), обработка накладных карманов, приметывание и притачивание их к юбке, стачивание всех швов юбки. Обработка застежки тесьмой-молнией, обработка верхнего среза юбки поясом, обтачкой, резинкой; обработка низа юбки, окончательная ВТО и чистка юбки, пришивание пуговиц, выметывание петель.

 Тема 8. Летнее платье.  52ч.

Рекомендации по выбору ткани и фасонов в соответствии с модой. Обсуждение эскиза, нормы расхода ткани на платье. Моделирование платья(цельнокроеного, отрезного с прямой или расширенной юбкой и юбкой из клиньев). Моделирование горловины с вырезами «каре», круглым, углом, «лодочкой» и т.д. Моделирование рукавов: расширенного к низу со сборкой в головке рукава и зауженного к низу, «фонарик», «крылышко» и др.. Последовательность технологической обработки платья. Просмотр готового изделия, оценка качества платья.

  1. Практические занятия: работа с журналами мод(зарисовка и выполнение эскиза платья, определение нормы расхода платья, построение выкройки, моделирование платья, соответственно эскизу, подготовка ткани, раскладка лекал на ткани, обмеловка и раскрой. Подготовка платья к первой примерке, проведение первой примерки, внесение исправлений. Стачивание всех швов и вытачек, складок, кокеток, рельефов, обработка карманов, выполнение отделки; обработка застёжки, обработка воротника и вмётывание его в горловину или обработка горловины подкройной обтачкой, кантом; обработка рукавов и вмётывание их в проймы, замётывание низа юбки, примётывание лифа платья к юбке. Вторая примерка. Внесение исправлений после неё. Втачивание воротника и рукавов, обработка срезов пройм, притачивание лифа платья к юбке, обработка низа платья, вымётывание петель, окончательная ВТО, чистка платья, пришивание пуговиц и других отделочных деталей (по модели)

Умения и навыки к концу второго года обучения

- определить стиль, силуэт в одежде, правильно подбирать цветовую гамму;

 - умение работать с выкройками из журналов мод;

 - умение заправки оверлока и работа на нем;

- выполнять выкройки по схемам;

 - уметь уменьшать и увеличивать выкройки;

- раскрой и пошив изделий на себя

Методическое обеспечение программы.


Формы и методы проведения занятий.

Формы:

  1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;
  2. Беседы
  3. Экскурсии
  4. Творческая мастерская
  5. Игровые программы
  6. Праздники
  7. Викторины
  8. Выставки
  9. Общественно-полезные акции


Способы усвоения содержания:
- занимательный способ
- репродуктивный способ (« делай как я»)
- креативный способ (поисково-исследовательский)


Методы:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия
2. Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.
3. Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.
4. Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

Условия реализации программы.

  1. Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
  2. Наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек.
  3. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.

Материально-техническое  обеспечение.

На  занятиях  используются  наглядные  пособия, схемы, таблицы, образцы,  чертежи  игрушек,  инструкционные  и  технологические карты.  Возможно      использование      интернет      технологий, презентаций. На   занятиях   по   данной   программе   потребуются   следующие материалы и инструменты.

-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

-ткани, мех;

-нитки катушечные разных цветов;

-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

-картон;

-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;

-ножницы, иголки, наперсток;

-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

-щетка для расчесывания меха;

-электрический утюг;

-спецодежда.

Методические рекомендации.

. История народной игрушки. Матрешка. Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образы и художественные средства выразительности.

     Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних городов –Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются 10-15 вв.

     Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая – поменьше, в той – еще меньше и так до самой маленькой. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров доходило до виртуозности. В начале 20 века было изготовлено  100-местное яйцо. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Выточил их в ручную мастер игрушечник В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин. Наряжены первые куклы в русский сарафан и платочек. Всем пришлась по душе русская матрешка.

 На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика.Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка  заготавливаются комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.

Правила раскроя,  соединения  и  оформления деталей игрушек.

Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.

В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а  затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят    карандашом     или     мелом.     При     размещении     на материале  парных деталей  нужно  следить  за тем,  чтобы  они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру.    В первую очередь   на   материале   надо   располагать   наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав   по фактуре   и    направлению  ворса,   нитей.

Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

Детали  игрушек  из   сукна,  драпа,   войлока раскраиваются  без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.

Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительнымприбавлением на швы—0,3—0,5 см.

Соединение деталейРазличные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.

Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.

Затем   их   выворачивают   на   лицевую   сторону   и   набивают синтепоном.

Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

Набивка деталейДля набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти  всегда  остаются  от раскроя  игрушек.   Набивать   формыследует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носаГлаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

Техника безопасности трудa.

На    занятиях    учащиеся    постоянно    пользуются    ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно  соблюдать  правила безопасности труда и пожарной безопасности.

  1. При работе  ножницами, иголками, булавками:

-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобыне уколоться об их острые концы.

- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо

прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, встол или в случайные предметы.оИх надо вкалывать в специальнуюподушечку.

-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

-  Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной
подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

-   Сломанную иглу следует отдать руководителю.
При работе электроутюгом:

-При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.

-Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги.При падений может возникнуть короткое замыкание.

-Не   отвлекаться   во   время   работы с  утюгом,   не   оставлять   еговключенным в сеть без присмотра.

-Диск терморегулятора должен  быть правильно установлен по отношению к виду ткани.

-Следить  за тем,  чтобы  во  время работы  подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что  может привести к излому провода и короткому замыканию.

-Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

-По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

Требования к уровню подготовленности учащихся.

Знать – правила ТБ

  1. санитарно-гигиенические требования,
  2. особенность материалов и приспособлений,
  3. экономичные способы расходов материалов,
  4. процесс изготовления поделок,
  5. особенности национального декоративного искусства.

Иметь представления о декоративно-прикладном искусстве

Уметь –

  1. раскраивать, шить и оформлять модель,
  2. работать с иглой, ножницами,
  3. соблюдать правила ТБ
  4. художественно конструировать игрушку (дизайн)

Список литератур

Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.

Еременко Т.И. Иголка-волшебница Москва «Прсвещение»1987.

Егорова Р.И. Учись шить Москва «Прсвещение»1989.

Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.

Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол КлассикКочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик

Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.

Фролова  Т.О.   Мягкая   игрушка.   Подарок
своими руками.АСТ-Сталкер 2003.

Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды

Москва «Прсвещение» 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ»

Образовательная программа дополнительного образования детей  конструирование и моделирование одежды «Фантазия и образ». Автор составитель Гайдукова Людмила Алексеевна...

Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) "Конструирование и моделирование одежды" объединения "Золотая игла". Предназначена для учащ...

Дополнительная образовательная программа "Язык что одежда" 5 класс

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Однако в последние годы и педагоги, и родительская...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

Программа «Моделирование и конструирование одежды» дает учащимся предпрофессиональные знания в области моделирования и конструирования одежды. Особый упор сделан на техническую сторону это...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование одежды»

Цель образовательной программы: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. Задачи:-  приобретени...

Дополнительная образовательная программа «Математическое моделирование»

Цель программы – придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности обучающихся,  укрепить в них математические знания.Задачи программы: Привитие интереса к мат...