Чайная церемония
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Панченко Алла Васильевна

Данный урок рассказывает об истории появления чая, его распространении на территории земного шара, культуре пития чая, традициях чаепития разных страран. Но наибольшее внимание уделяется русским традициям. Имеются приложения к уроку и инструкционная карта для заваривания чая. Урок дополнен красочной презентацией, содержащей наряду с фотографиями картины, написанные художниками. Кроме того ресурс имеет ещё одну презентацию, полностью посвящённую самоварам. Красочные фото самоваров разных форм, самовары из частной коллекции М. Борщова, памятники самовару в разных странах будет интересно посмотреть и ученикам и учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Chay_.zip1.95 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ лицей №59

Разработка урока по технологии

на тему:

Чайная церемония.

Учитель технологии 1 категории

Панченко Алла Васильевна

г. Сочи

2008г.

Тема урока: Чайная церемония.

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая.
  2. Познакомить с правилами приема гостей.
  3. Познакомить с традициями чаепития разных стран.
  4. Рассказать об особенностях сервировки стола к чаю.
  5. Объяснить правила общения и угощения во время чаепития.
  6. Воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Методическое обеспечение урока:

  1. Материально-техническая база:

   -кабинет трудового обучения;

   - чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;

   - чай, сахар, блины и др.

  1. Дидактическое обеспечение:

    -компьютерная презентация;

    -рабочая тетрадь;

    -инструкционные карты.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Нетрадиционный.

Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма урока: Бригадная с разделением труда.

На классной доске написано:

“Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”. (Экзюпери)

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент:

-приветствие;

-проверка явки учащихся.

2.Изложение и одновременно закрепление нового материала.

(изложение нового материала проходит в форме диалога учитель-ученик, а также в форме игры).

Учитель:  На прошлом уроке мы с вами говорили  о посуде и сервировке стола к чаю. А сегодня поговорим о чае и традициях чаепития.

В наш быт всё чаще входит приглашение на чашку чая или кофе. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей.

Но прежде чем начать работу по этой теме, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:

 желтый - спокойствие;
красный - возбуждение, активность;
синий - безразличие, ни то, ни се;
черный - совсем плохое, скука.

У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не веселое; не активное - к концу урока, я думаю, у всех оно будет замечательным.

Человек вообще чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сём.

Не зря на доске вы видите слова Экзюпери, которые и будут девизом нашего урока.

И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе. Вот и наш урок сегодня будет в форме беседы.

Презентация 1 (о чае)

Чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая - это сказать слишком мало.

Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия. Не боится  тропической жары и хорошо переносит морозы. Чайные листы не имеют болезней. Плодоносить куст начинает рано, но наибольший сбор листа начинается только через 8-10 лет, растёт до 100 лет. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда. Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.

Сорта чая

Высший - (байховый) – перевод с китайского “бай хоа” - “белая ресничка”. Так китайцы называют типсы, т.е. почки, которые иногда бывают в чайных флешах; чем больше типсов в сухом чае, тем он ароматнее, вкуснее и ценнее. Это флеши с типсами.

Первый - это флеши без типсов (т.е. молодые побеги, состоящие не более чем из трех листочков), сорванные вскоре после появления огрубевших листьев, их количество не должно превышать 3,8%.

Второй - это следующие за флешами листья. Чайное сырье может состоять из разных частей куста, вплоть до огрубевших листьев (8 %). Такие группы принято называть фракциями.

Третий - или кирпичный чай, наиболее популярный. Он состоит из взрослого огрубевшего листа.

Типы чая

Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.

Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.

Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.

Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристозеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.

Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственною активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Ароматизированный. Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.

Разновидности чая.

Листовой – это дорогой и более высокого сорта  мелколистовой чай; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.

Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым чаем.

Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.

В зависимости от страны выращивания бывают разные виды чая.

Учитель: Ребята, а какая страна является родиной чая? (На экране  карта мира).

Ответы учеников.

     Правильно, Китай. Хотя советские ученые выдвинули версию, что первый чай появился во Вьетнаме. Это был дикий крупнолистовой чай, иногда достигающий огромных размеров. И из Вьетнама он распространился на южные районы Китая.

     Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.

       Когда-то (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Учитель:  А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию? Ответ «да» прозвучал только от тех учеников, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об этом. Так давайте же их послушаем.

Ученик 1:  Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1635 году. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий, состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем в 1679 году о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого и распространялся только среди дворянской знати.

 Ученик 2:Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Учитель:  Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития. Чаепитие как-то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были замечательные!  Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его.

В народном творчестве по этому поводу много пословиц, поговорок и загадок. Это было одним из домашних заданий, так давайте их послушаем.

Приложение1и 2.

Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

Презентация 2 (самовары)

Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы - русской чайной машиной. Русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для этого на внутреннюю трубу ставили Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом. У самовара масса достоинств:

и экономичность;
и малый расход топлива;
и удобство эксплуатации;
и вместительность.

Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников  к  написанию полотен. Вот некоторые из них.

Учитель: Посмотрев эти картины, вы можете увидеть, что же подавали к чаю раньше? А что подают к чаю сейчас?

Ответы учеников. 

К чайному столу подаются сладкие блюда: суфле, кремы, пирожное, торт. А также печенье, кексы, ягоды, варенье, фрукты, конфеты.

Сколько народов, столько и форм чаепития. Ребята, а вы знаете, как пьют чай в других странах?

 (рассказывают о традиции чаепития в разных странах).

3.Практическая работа.

 Учитель: Что подают к чаю, вы уже знаете, а  вот как сервируют стол к чаепитию, мы сейчас вспомним.

Дети выполняют сервировку стола в виде  игры “Сервировка стола”.

Учитель вызывает по очереди ребят из разных бригад.  В руки даёт предмет чайной посуды: ложку, чашку, блюдце, чайник, вилку сахарницу и т. д. Ребята должны сказать СТАВЯТ или КЛАДУТ они этот предмет на стол и правильно поместить его на столе. Например, чайник. “Я ставлю чайник на стол. Чайник стоит на столе”. Или ложка. “Я кладу ложку на стол. Ложка лежит на столе”.

Учитель: Молодцы справились.

Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?

Приложение 3 (заваривание чая)

 Учитель: Но прежде чем приступить к завариванию чая, нам необходимо повторить правила техники безопасности. У вас на столах лежат инструкции по ПБТ. Озвучьте эти правила. А теперь по инструкционным картам завариваем чай.

(Хозяйка стола каждой бригады идёт заваривать чай.)

 Учитель: Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее, из рук в руки, стоящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие найдете слова для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит приглашение.

Все садятся за столы: сначала садится хозяйка стола справа от самовара, она всем разливает чай.

4.Уборка рабочих мест.

Дежурные с каждой бригады убирают и моют посуду.

5.Подведение итогов урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше чаепитие. Что нового вы узнали на уроке, как вы усвоили новый материал, и что вам больше всего понравилось?

Ответы учеников.

Учитель: Отлично. Вы сегодня все работали на высоте. Так какое же теперь у вас настроение? Поднимите, пожалуйста, тот цвет кружка, который соответствует вашему настроению. Мне кажется, что у вас настроение стало намного лучше. И это благодаря нашему общению. Поэтому не зря девизом нашего урока были слова Экзюпери. Ведь общение – это жизнь.

Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня нового, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.

Ну а напоследок я полезный дать хочу совет:


Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться
Чай всех снадобий полезней,

Чай в жару нас освежает,
И в морозы  согревает,

И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!

Приложение 1 (поговорки и пословицы).

Кто в гости не ездит, к себе не зовёт, тот недобрым слывёт.

Гостя вслед не употчевать.

Соловья баснями не кормят.

ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.

САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ

ЧАЙ ПИТЬ – НЕ ДРОВА РУБИТЬ.

ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.

ЗА ЧАЕМ – НЕ СКУЧАЕМ.

Приложение 2 (загадки).

Снизу дыра,

Сверху дыра,

А посередине

Огонь да вода. (Самовар)

Бел, как снег,

В чести у всех,

И нравлюсь вам,

Но вред зубам. (Сахар)

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри -
Угощение внутри! (Сахарница)
 

Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться. (Самовар)

Черненько, горяченько,
а все любят
. (Чай)

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
 

Приложение 3 (заваривание чая)

 Заваривать чай следует свеже вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть - такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т. е. закипит белым ключом.  Если заваривать чай вторично вскипяченной водой, он буде невкусен. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают крышкой. Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый - 5-8 мин., затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

Инструкционная карта.

Последовательность этапов правильной заварки чая.

1.  На один стакан воды нужно взять 1 чайную ложку сухого чая плюс 1 чайная ложка чая, при условии, что в процессе чаепития чайник будет доливаться водой. В чайник емкостью 1 л  (4-5 стаканов) следует положить 4 чайные ложки сухого чая и еще одну чайную ложку дополнительно.

2. Пустой чайник для заварки согреть, ополоснув 1-2 раза кипятком.

3.  В чайник положить порцию сухого чая и залить кипятком, как только вода закипит "белым ключом, т.е. начнут подниматься пузырьки и она побелеет.

4.  Сначала заливают воду только до половины чайника, а если чай зеленый, то до одной четверти.

5. Чайник сразу же закрывают крышкой, затем льняной салфеткой так, чтобы она покрывала отверстия в крышке и носике чайника. (Ткань задерживает летучие ароматические масла.)

6. Чай настаивают от 3 до 15 минут в зависимости от сорта. Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый - 5-8 мин.

7.  Когда чай настоится, долить его кипятком, но не доверху.
Если на чае появляется пена, значит, он заварен правильно, если пены нет, было допущено какое-то нарушение. Пену снимать не следует, чай размешивают ложечкой. Можно также налить чай в чистую чашку и вылить его снова в чайник, чтобы весь чай хорошо перемешался.

8.  Чай разливают по чашкам, не разбавляя дополнительно кипятком. Пьют его в течение часа после заваривания.

 В одной восточной пословиц говорится: Свежий чай подобен бальзаму, чай, оставленный на ночь, подобен змее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК "Чайная церемония"

Урок МХК "Чайная церемония" в 8 классе посвящен японскому традиционному ритуалу. Полную версию с презентацией см.http://ifolder.ru/26149630...

Русская чайная церемония

Материал подготовлен в рамках проекта "Национальные особенности чайной церемонии" и может быть использован как на занятиях по МХК, так и во внеклассной работе....

Урок английского языка в 9-м кл."Чайная церемония"

Урок обощение по теме обычаи и традиции Великобритании....

Внеклассное мероприятие "Чайные церемонии"

Мероприятие посвящено чайным церемониям в различных странах:Китай, Япония, Англия, Росссия. Мероприятие предназначено для учащихся 10 классов, рассчитано на 45 минут. Мероприятие развивает межкультурн...

Дух чайной церемонии

Праздник чая. Информационно-игровая программа....

Внеклассное мероприятие "Чайная церемония".В рамках проект "Великий чайный путь"

Внеклассное мероприятие "Чайная церемония" призвано способствовать формированию и расширению знаний учащихся о традициях и обычаях народов, прививать уважение к национальным культурам....


 

Комментарии

Спасибо ВАМ огромное за такой насыщенный и богатый материал, много интересного не только для детей, но и для взрослых!
Ермилова Елена Владимировна

Спасибо за интересный урок. Цели урока соответствуют содержанию. Используя Вашу разработку, учитель успешно реализует воспитательные возможности урока.
Быковская Анна Борисовна

Спасибо за Ваш интересный урок. Хотя я являюсь преподавателем кулинарии в ПТЛ НПО и обучаю более взрослых учеников, но ваш материал будет интересен и моим взрослым учащимся. Познакомилась с вашей разработкой с огромным удовольствием.
Кузнецов Григорий Александрович

забытые традиции необходимо воскрешать.молодцы так держать