Урок МХК "Чайная церемония"
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему
Урок МХК "Чайная церемония" в 8 классе посвящен японскому традиционному ритуалу. Полную версию с презентацией см.http://ifolder.ru/26149630
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по МХК в 8 классе
по теме “ Ритуалы. Японская чайная церемония.»
Тема года: « Художественная культура Древнего мира, средних веков и Возрождения »
Тема раздела: « Художественная культура Востока. Япония »
Цель: формирование толерантного отношения к традициям разных народов
Задачи:
Образовательные: обеспечение усвоения знаний об особенностях традиций буддизма, философии дзен, синто, их характерных ритуалов и идей.
Воспитательные: воспитание коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, воспитание чувства товарищества, умения слышать оппонента.
Развивающие: развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков работы с художественным и научным текстом, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей
Тип урока: урок расширения и углубления темы
Технологии: методы критического мышления через чтение и письмо, мозгового штурма.
Оборудование:
1. Чайный сад: камни, цветы, сакура.
2. Чайный дом: татами – 3шт; 1 чайный столики; сакура; декорация чайного домика; набор посуды для чая (чайники, блюдца, ситечко, бамбуковый венчик); зеленый чай; ароматизированные свечи с подставками – 2шт. 3кимоно,3 веера
3. Оборудование для работы: раздаточные тексты, белые листы (формат А4), цветная бумага, наборы для икебаны (искусственные цветы, зелень, березовые ветки без коры, вазы).
4. Компьютер, презентация.
Ход урока
№ п/п | время | Раздел урока | задача | содержание | материал | Деятельность учащихся |
1 | 1 мин. | Организационный этап | Мобилизация деятельности | Приветствие. Распределение по командам. Сообщение темы урока.( презентация на экране) | Название темы на экране (презентация, слайд1) Эпиграф: «Чужих меж нами нет Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету» Исса | Распределение по командам.Учащиеся записывают темы урока |
2. | 2мин./3 | Завязка | Введение в проблематику урока К.Получение новых знаний | Слово учителя: Сегодня, мы приглашаем вас на Тя-но-ю, что в переводе с Японского обозначает “Чайная церемония”, история которой насчитывает около 800 лет.
| Презентация | Прослушивание вступительного слова учителя, просмотр слайдов |
3. | 2мин./5 | Подготовка к основному этапу. 1 минута | Ознакомления с заданием, постановка проблемы | Учитель: Как европейцу понять японца? Мы знаем о них, до обидного мало, в сравнении с той ролью, какую играет Япония в современном мире: марки «Тойота», «Сони», «Панасоник», каратэ, кимоно, покемоны – все это на слуху.Английский путешественник Петри Ватсон писал: «Если вы пробыли в Японии шесть недель, то вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены». Действительно, входя в дом, мы снимаем шапку – японцы ботинки. Русская мать обычно пугает ребенка: «Смотри из дома больше не выйдешь!», а японская говорит: «Смотри, в дом не войдешь», мы ведем рубанок от себя, а японцы к себе; объяснившись в любви, мы бросаемся друг другу в объятия, а японцы поворачиваются спиной. Свои обычаи, свои ритуалы. С одним из них мы сегодня познакомимся. По принадлежностям на этом столе вы, наверное догадались, что нам сегодня предстоит японская чайная церемония. Поэт Догену, живший в XIII веке, писал: Цветы – весной, Попытаться понять эти строки – попытаться понять душу японцев. | Слайд-шоу | |
4 | 15мин./20 | Основной этап | Развитие ассоциативно-го мышления, умения фиксировать собственные ощущения, формулировать основную мысль, умение делать выводы, умения работать в группе, слушать собеседника, оппонировать анализ материала | Мы сегодня постараемся проникнуть в философскую сущность японской чайной церемонии. Для этого мы будем работать в группах Каждая группа, определенная в жеребьевке при помощи предметов- символов выполнит , пользуясь предложенными информационными и художественными текстами, задание, соответствующее определенному этапу чайной церемонии: 1-я группа изучит и организует пространство церемонии, смоделировав его из имеющихся слайдов и предметов, 2-я расскажет о предметном мире чайной церемонии и подберет набор принадлежностей и оденет своих двух гостей и мастера чая, 3-я изучит и покажет последовательность церемонии и научит гостей правильно общаться во время нее. А 4-я группа философов сделает выводы о том, какой сакральный смысл заключен в этих действиях и как ритуал связан с религией японцев, к какому типу ритуалов его можно отнести и каково его значение для нас, европейцев. Работа в группах | Раздаточный материал, Неструктури-рованнная презентация | Ознакомление с пакетом заданий, прослушивание и осмысление задания, работа в группах |
5. | 15 мин./35 | Обобщение результа-тов поиска | Предварительное подведение итогов урока, синтез полученных знаний | Озвучивание выводов учащимися: 1 группа «Пространство» рассказывает о японской саде, чайном домике, оформлении ниши токонома, искусствах каллиграфии и икебана, оформляющих нишу 2 группа «Одежда, посуда и принадлежности» составляет рассказ о утвари и принадлежностях, иллюстрируя рассказ слайдами и фрагментами японской поэзии, соответствующей стилям чашек. 3 группа «Последовательность церемонии» режиссирует последовательность проведения чайной церемонии, составив ее краткий сценарий. 4 группа «Философия» делает выводы о связи чайной церемонии с дзен-буддизмом, синтоизмом и особом типе экологического мышления японцев, актуального для современного человека и являющегося способом гармонизации человека и среды его пребывания. Она же делает вывод и о типе данного ритуала как положительного, т.е. приобщающего человека и миру сакрального. По ходу развертывания чайной церемонии на экране возникают слайды пространства, в котором происходит действо. Церемония сопровождается чтением японских хокку и танку. | Материал для оформления токонома, чайная посуда и принадлежности, презентация, тексты художественные и искусствоведческие | |
8. | 4мин./39 | Рефлек-сия | Итог урока Формирование оценочных категорий, в Освоение ценностной ориентации | Все собираются в круг и говорят о наиболее запомнившемся ощущении, возникшем в чайной церемонии | ||
9 | 1мин. /40 | Развязка | Подготовка домашнего задания | Чайная церемонии завершает наше знакомство со страной восходящего солнца. Хочется, чтобы каждый на память взял один из свитков с японскими хайку. | Свитки с хайку | |
9а | Постановка домаш-него задания | Последействие-дополнитель-ное развитие образно-символического мышления. | Учитель: Домашнее задание будет таким: попробовать написать хайку на тему «Созерцание Красоты» | - | Индивидуальная работа дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чайная церемония
Данный урок рассказывает об истории появления чая, его распространении на территории земного шара, культуре пития чая, традициях чаепития разных страран. Но наибольшее внимание уделяется русским тради...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56175.jpg)
Русская чайная церемония
Материал подготовлен в рамках проекта "Национальные особенности чайной церемонии" и может быть использован как на занятиях по МХК, так и во внеклассной работе....
Урок английского языка в 9-м кл."Чайная церемония"
Урок обощение по теме обычаи и традиции Великобритании....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-214420-1368792871.jpg)
Внеклассное мероприятие "Чайные церемонии"
Мероприятие посвящено чайным церемониям в различных странах:Китай, Япония, Англия, Росссия. Мероприятие предназначено для учащихся 10 классов, рассчитано на 45 минут. Мероприятие развивает межкультурн...
Японская чайная церемония школы Урасэнкэ с комментариями на русском языке. Видео для фрагмента урока по обществоведению ("Массовая, народная, элитарная культура") с заданиями.
Демонстрация японской чайной церемонии («путь чая», «искусство чая») в исполнении дочери главы школы Урасэнкэ Макико Сэн (с ее комментариями на японском и переводом на русский язык), организованная Го...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/02/picture-1044818-1530505570.jpg)
Внеклассное мероприятие "Чайная церемония".В рамках проект "Великий чайный путь"
Внеклассное мероприятие "Чайная церемония" призвано способствовать формированию и расширению знаний учащихся о традициях и обычаях народов, прививать уважение к национальным культурам....