Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .
статья по технологии по теме

Лазовская Ольга Алексеевна

Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_tehnologii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала  одаренных детей .

Одной из приоритетных в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания одаренных детей. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.     Федеральная целевая программа “Одаренные дети” и региональная программа “Дети Белгородчины” ставят своей целью развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение социального статуса творческой личности, воспитание одаренного ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу. Достижению этой цели способствуют олимпиады и конкурсы по предметам. Одним из которых является технология.

Основные цели и задачи олимпиады: повышение уровня и престижности технологического образования, развитие метода проектов как средства раскрытия творческого потенциала детей; привлечение школьников к выполнению социально значимых проектов; выявление и поощрение талантливых и способных учащихся.

 Проблема творческой самореализации личности одаренных детей в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающейся личности одаренного ребенка, способного к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала одаренных детей.

Ученые РАО Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков. Утверждают, что мозг человека с его способностью к творчеству - это величайший дар природы, тогда “одаренность” предстает перед нами уже не  как исключительность, а как “потенциал”, “дар”, имеющийся у каждого.

Поэтому работа с одаренными детьми интересна как фундамент для дальнейшей разработки целей, принципов, содержания, форм и методов обучения всех детей.

Работа с одаренными детьми по предмету «Технология» имеет свои определенные особенности.

Согласно  теории Дж. Рензулли., одного из известных специалистов в области изучения одаренных детей, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости, а также в дополнение к этому  знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Кроме этого я бы добавила огромную работоспособность и трудолюбие. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта (изготовление швейного изделия, изделий декоративно-прикладного искусства, подготовка праздника и т.д.) или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание.

Именно поэтому при выявлении одаренных детей по моему предмету я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь для того, чтобы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах по предмету ученице необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, используемые креативным образом при создании изделия, которое всегда требует огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля и критической самооценки.

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Достижению этой цели  на моем предмете способствуют следующие задачи:

- активизация творческой деятельности одаренных детей;

- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающегося к предмету;

- развитие способности и стремления к самообразованию;

- сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;

- обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия одаренного ребенка.

          - формирование у учащихся системы технологических знаний и умений и навыков, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда;

При  обучении и воспитании одаренных детей  я ориентируюсь на следующие дидактические принципы:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- принцип творчества  и успеха;

- принцип доверия и поддержки;

Методы и приемы обучения стараюсь подбирать так, чтобы они соответствовали таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития одаренного ребенка;

- предоставление ему необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание,  проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы,  предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.

Методы контроля: тестирование,  дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины.

Результаты моей работы с одаренными детьми представлены в таблице:

Учеб

ный год

Ф. И. учащегося

Где участвовал

Результат

2005

Сафонова Ольга 9 кл.

Городская олимпиада по технологии

12 место

2006

Положышник Наталья     9 кл.

Городская олимпиада по технологии

2 место

2007

Положышник Наталья     9 кл.

Областная олимпиада по технологии

1 место

Положышник Наталья     9 кл.

Всероссийская олимпиада по технологии

2 место

Положышник Наталья    10 кл.

Городская олимпиада по технологии

1 место

Хорошилова Ксения      7 кл

Городская олимпиада по технологии

4 место

2008

Положышник Наталья    10 кл.

Всероссийская олимпиада по технологии

3 место

Положышник Наталья    10 кл.

Международный конкурс портных любителей и профессионалов «Серебряная нить»

Лауреат

Хорошилова Ксения      8 кл

Городская олимпиада по технологии

2 место

Иконникова Дарья

6 кл.

Городская выставка декоративно-прикладного искусства «Рукотворная краса Белогорья»

1 место в номин. вышивка

Лавошник Валерия

8 кл.

Городская выставка декоративно-прикладного искусства «Рукотворная краса Белогорья»

1 место в номин. витраж

2009

Положышник Наталья    11 кл.

Всероссийская олимпиада по технологии

2 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы урока как средство раскрытия творческих способностей обучающихся

Иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование ...

"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...

«Раскрытие творческих способностей детей в образовательном пространстве школы».

Использование инновационного опыта работы учителя и педагога дополнительного образования...

"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

Педагогический проект «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осущест...

Авторская программа внеурочной деятельности «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осу...