Внеклассное мероприятие "Научите свое сердце добру"
классный час (6 класс) по теме

Данный мастер-класс представляет собой урок нравственности с элементами  этической беседы  «Научите свое сердце добру». На современном этапе данная тема и форма работы достаточно актуальны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchite_svoe_serdtse_dobru_.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Данный мастер-класс представляет собой урок нравственности с элементами  этической беседы  «Научите свое сердце добру». На современном этапе данная тема и форма работы достаточно актуальны.

Воспитание – всегда большой труд для педагога. Но воспитание только  тради-

 ционными методами ведет к тому, что дети становятся лишь пассивными слушателями, они привыкают к тому, что знания им дают в готовом виде, да ещё объясненные учителем. В дальнейшей жизни они ждут подсказки и боятся принимать собственные решения. Сейчас главной задачей школы является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их для решения разнообразных возникающих проблем. Для этого ученик должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным участником учебной деятельности. Желательно, чтобы ученик умел творчески мыслить, был способным принимать нестандартные решения в любой области деятельности. Такие люди всегда ценились и были востребованы. Поэтому ученик не должен оставаться объектом, пассивным слушателем монолога классного руководителя. Необходима организация  коллективной или групповой  деятельности, основанной на учёте закономерностей общения между детьми. Перед ребенком нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придется столкнуться и принимать решения. Вовлекать в мероприятия, призванные воспитывать определенные качества, необходимые для ощущения успешности в жизни. Классный руководитель должен направлять воспитывающий процесс в нужное русло и применять активные формы и методы работы.

    Один из самых сложных видов труда педагога – нравственное воспитание. Это труд, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства. От учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связь различных сторон жизни учащихся с моральными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Можно сколько угодно говорить о морали, о её значении и красоте, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработаются способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы называем нравственным обликом личности.

    Проблема нравственного воспитания очень актуальна, ведь от воспитания ребенка зависит дальнейшая его жизнь, и, возможно, судьбы других людей. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему чужда подлинная человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия.

    Задачей нравственного воспитания можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств личности.

     Однако знание ребенком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивом поведения каждого маленького человечка, чтобы в той или иной ситуации ребенок без колебаний принимал правильное решение, соответствующее этическим

   нормам,  правилам поведения. Важно пробудить у детей желание замечать, что                                                                                           можно сделать, чтобы жизнь стала лучше.

     Приобретению нравственных знаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности способствуют этические беседы, уроки нравственности. Их особенность состоит в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках, средство формирования моральных представлений и понятий.

     Я  являюсь классным руководителем 6 класса, работаю с детьми второй год. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации. Им интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение. Участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Вместе с тем, этому возрасту свойственны несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Порой у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество, так как у них нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний и опыта.

    Для решения поставленных вопросов в план воспитательной  работы  были включены этические беседы, классные часы, уроки нравственности, в которых закладывается основа воспитания личностных качеств ребенка.

Тематика классных часов:

«Спешите делать добро»                 «Качества человека»

«Умей быть благодарным»              «Можно ли победить жестокость»

«Отчего бывает одиноко»                 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

«Дружба начинается  с улыбки»      «О матерях можно говорить бесконечно»

      Такие занятия помогают подросткам воспитывать свои личные качества. Они направлены на воспитание чувства ответственности, навыков самооценки, формирование устойчивой системы нравственных ценностей. Увеличиваются умственные способности ребенка, расширяется кругозор и постепенно ребенок начинает чувствовать себя самостоятельно мыслящим и действующим. В процессе беседы ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами приходят к определенным выводам, учатся отстаивать своё личное мнение.

       Два года подобных занятий с классом показали, что после проведения таких мероприятий учащиеся стали считаться с правилами поведения, более ответственно относиться к своим поступкам, вести себя более культурно, доброжелательнее относиться к окружающим.

     

     При подготовке и проведении данного внеклассного мероприятия были реализованы следующие принципы.

  1. Принцип сотрудничества учителя и учащегося, что предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с уважением личности каждого ребенка, его мнения, точки зрения.
  2. Принцип действенного подхода к воспитанию, при котором ребенок становится субъектом воспитательной деятельности. Ученик сам осуществляет поиск ответа на поставленные вопросы, в результате чего активизируется его мыслительная деятельность.
  3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное объяснение учащимися своего мнения на поставленную проблему.

4.  Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка за счет введения в воспитательный процесс разнообразных приемов.

 

       При отборе материала предусматривалось

  • введение дополнительных понятий, определений, высказываний;
  • расширение объёма работы с понятиями, терминами;
  • включение в содержание вопросов, направленных на поисковую деятельность, сообразительность ребенка, умение высказывать свое мнение, умение анализировать и делать выводы.

      При подготовке к классному часу была подготовлена презентация. Компьютерная технология позволяет решить целый ряд проблем, возникающих при организации классного часа. Она выступает как средство визуализации содержания отдельных этапов классного часа, минимизирует временные затраты на демонстрацию высказываний, портретов, афоризмов и т. д. Обеспечивает усвоение учащимися готовой информации на основе фактических сведений, раскрывает понятия и закономерности при использовании наглядного материала (схемы, фотографии, изображения и т. д.)

    Важно создать в классе комфортный микроклимат, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, сделать выводы.        

Цели:

   

  1. Формирование у учащихся доброжелательного отношения к окружающим.
  2. Вызвать у учащихся стремление развивать положительные качества.

 Задачи:

   

  1. Показать значимость доброты.
  2. Способствовать развитию у детей доброты и отзывчивости.
  3. Выявить правильные и ошибочные представления о доброте и  добрых делах.
  4. Способствовать расширению кругозора учащихся.
  5. Способствовать процессам самопознания и самосозидания личности учащихся.
  6. Развивать культуру речи и умение формулировать свой ответ на поставленный вопрос.

 

Форма:

Урок нравственности с элементами этической беседы.

Применяемые методики, технологии:

   Технология самовыражения, самореализации  интеллектуальных        

    качеств.

    Компьютерная ( информационная ) технология.

   

Оборудование.

  • Презентация на электронных носителях ( идет фоном к рассказу учителя и ведущих).
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Магнитофон.
  • Плакаты.
  • Раздаточный материал: у каждого ученика по 2 листочка для

        записей, ручка, лист с дерева.

Оформление.

Плакат с изображением яркого солнца со словами В. Гюго                             « Во внутреннем мире человека доброта- это солнце »;

Плакат с изображением дерева с ветками без листьев.

Плакат с эпиграфом:

 «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель,                             а для того, чтобы быть хорошими людьми».     Аристотель.        

                     

Рисунки с генеалогическими древами учащихся.

Фрагменты сочинений  учащихся на тему добра.              

  Высказывания о доброте:

  • «Самое трудное – познать самого себя» (Фалес)
  • «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро»
  • (Б. Паскаль)
  • «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»  (Л. Толстой)
  • «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Апостол      
  • Павел).

Подготовительная работа:

1. Определение темы разговора с учащимися.

2. Формирование целей и задач классного часа.

3. Подбор материала по теме классного часа.

4.  Подготовка презентации к классному часу. 

5.  Сочинения – рассуждения учащихся о добре и зле.

6. Составление генеалогических древ. 

 

План:

1.Вступительное слово учителя. Чтение эпиграфа.

2.Основная часть.

  • Определение понятий «доброта» и «вежливость"
  • Высказывания философов о добре.
  • Чтение сочинений детей.
  • Разбор пословиц.
  • Чтение и анализ басни.
  • Анализ поступков самих детей.
  • Работа с генеалогическими древами учащихся.
  • Выполнение заданий.
  • Эвристическая беседа о доброте.

3.Подведение итогов. Вывод. Обобщение.


Ход мероприятия.

 Звучит песня « Если добрый ты»

(муз. Савельева Б.,  сл. Пляцковского М.)

Учитель.      Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от него, его сердца. Именно человек, его душа являются источником добра и зла.

Если в человеке есть чуткость, понимание, доброжелательность и милосердие, он как человек состоялся.

Сегодня мы постараемся выделить с вами качества, которые необходимы человеку, без которых не может быть жизни на Земле.

Ребята, а как вы думаете, какие это качества?

Учащиеся.    Доброта. Благородство. Честность. Любовь.

                        Дружба. Забота. Справедливость. Искренность. И т.д.

Учитель.   Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье».

Эту мысль продолжил уже в 1 в. н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

Вы назвали много положительных качеств, необходимых человеку. И всё же на первое место мы ставим доброту.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

 

Прочтите выражение: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Попробуем  объяснить значение этих двух замечательных слов.

Что значит доброта, добрый человек?

Учащиеся.  – Когда человек очень хорошо относится к другим.

                     - Добрый человек обо всех заботится и никого не обижает.  

                     - Добрый, значит, вежливый, заботливый, не жадный. И т.д.

Учитель.   Мне нравятся ваши ответы.

                    Воспользуемся толковым словарем Ожегова.

Ведущий 1.    Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям,

                        стремление делать доброе….  

                        Добрый  - соответственно, несущий доброту своим ближним,

                        отзывчивый человек…  

Ведущий 2.    Можно найти много словосочетаний на эту тему:

                        Добрая душа.   Добрые глаза.     Он добр ко мне.

                     

                        А ещё говорят:   добрая традиция, доброе старое время, добрый

                        молодец,  оставить добрую память.

Учитель.  Ребята! Припомните формы вежливого обращения со словом доброта.

Учащиеся.     Будьте добры  -  форма вежливого обращения с просьбой.              

                        Доброго вам здоровья! – приветствие с пожеланием благополучия.

                        В добрый час! – пожелание удачи.

        В добрый путь! – пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

               Доброе утро!   Добрый день! И т. д.

Учитель.  Замечательные пожелания удачи, успеха, благополучия и добра.

Чтец.                     Я желаю вам добра, но совсем не серебра.

Я добра желаю всем, но не золота совсем.

Я желаю вам добра. Доброй ночи до утра.

Всем желаю добрых снов. Добрых дел и добрых слов.

Уведет ли вас дорога от любимого порога

Пусть вам скажет кто-нибудь

В добрый час и в добрый путь.

Я желаю вам в дороге друга доброго найти

Чтобы вместе сквозь тревоги и опасности пройти.

Чтобы врач не хмурил брови

Чтоб спокоен был за вас

Чтобы доброго здоровья был у вас большой запас.

Я желаю, чтобы с вами людям было веселей

Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей.

Чтобы были справедливы,

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы

Люди будут к вам добры!

Учитель.  Философы разных эпох размышляли на «вечные» темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, о ее ценностях, в том числе и о доброте.

Ведущий 1.   « В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться…- это гениальность и доброта сердечная» (В. Гюго)

Ведущий 2.  « Прекраснейшая музыка души – это доброта» (Р. Роллан)

Ведущий 1.   « Доброта – она превыше всех благ»  (М. Горький)

Ведущий 2.   « Доброта – язык, на котором и немые могут говорить и который и глухие могут слышать».   ( Бови )

Учитель. Какие глубокие мысли скрыты в простых словах.

                  Готовясь к нашему разговору, я просила вас также поразмышлять на

                  тему доброты, добра и зла.   Поделитесь своими  мыслями.

  (Ребята зачитывают выдержки, основные идеи из своих сочинений)

                Очень хорошие мысли, правильные.

                А вот что гласит о доброте народная мудрость.

Пословицы и поговорки.

Добро делать спешить надобно.

Добро не горит, не тонет.        

Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

Доброе дело без награды не останется.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добро не лихо – бродит тихо.

Учитель.   Чему учат эти пословицы?

                    Как вы понимаете последнюю пословицу? Прокомментируйте её.

                     ( ответы учащихся )

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Поговорим теперь о таком важном  качестве, как вежливость.

Ведущий 2.  Вежливый  – значит, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

Ведущий 1. Можно часто слышать словосочетания:  

         Вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить…

Ведущий 2.  Самый  известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику 18 – королю Франции…Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

Ведущий 1.  А восточная пословица гласит:

                      «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные      замки людских сердец».

  Ведущий 2.  « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Это выражение мы знаем с детских лет, но сами не так часто следим за собой, что мы произносим и каким тоном.

А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем и наоборот – испортить человеку настроение.

Учитель.   Так как же стать вежливым человеком?  ( Ответы учеников).

                   А еще  для этого нужно пользоваться теми словами, от  

                     которых становится теплее, радостнее на душе. Давайте повторим их

                     все вместе.

                 Спасибо.                                Извините.                

                 Будьте добры.        Будьте любезны.

                 Здравствуйте.                         Благодарю.        

                  Доброе утро.                         Добрый день.

                  Пожалуйста.                          До свидания.

                  Добрый вечер.                       Спокойной ночи.

 Учитель.   Конечно, мы часто говорим эти слова друг другу. И это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По- настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. В этих словах выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.    Дело не только в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души, то есть быть добросердечным человеком.

        Ах, как нам добрые слова нужны!

                                 Не раз мы  в этом убеждались сами,

         А может, не слова- дела важны?

                                 Дела - делами, а слова - словами.

                                 Они живут у каждого из нас.

                                  На дне души до времени хранимы,

                                Чтоб их произнести в тот самый час,

                                  Когда они другим необходимы.

     Учитель.   Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы.

                                        Солнце и ветер

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

-Я докажу, что я сильнее,  - воскликнул ветер.- Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в 16 в. до н.э., тем не менее те истины относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Добродушный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

Вопросы :  О чём говорится в басне? Каков смысл басни?

                    Считаете ли вы себя добросердечным человеком? В чем это проявляется? Приведите примеры добрых поступков, которые вы совершили.

  2007 год – год благотворительности в Республике Татарстан.

   Какое участие приняли в этом мы с вами?      ( ответы учащихся )

                                 Не стой в стороне равнодушно,

                                 Когда у кого-то беда.

                                 Рвануться на выручку нужно

                                 В любую минуту, всегда.

                                 И если кому-то поможет

                                  Твоя доброта и дружба твоя,

                                  Ты счастлив, что день не

                                  Напрасно был прожит

                                  На свете живешь ты не зря !          

 

 Учитель.  А теперь переведем наш разговор в иное русло. Я хочу вас спросить:

                     где мы получаем первые уроки доброты , искренности, уважения?

                     Кто учит нас честности, уважительности, вежливости?

 

 Учащиеся.  В своей семье. Учат родители: мама, папа, бабушка, дедушка.

                       

    Ведущий 1.    Из всех человеческих отношений семья- самое древнее и самое великое. Основные законы его- верность, любовь, воспитание детей- служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.

Ведущий 2.  Семья-  самое главное в жизни. Это близкие и родные люди. Люди , без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится.

Ведущий 1. С чего начинается семья? С понимания, доброты и заботы. А чтобы лучше понимать друг друга, нужно больше знать друг о друге.

Учитель.    Издавна считалось, что человек будет счастлив, если знает свою семью до 7 колена. К сожалению, сейчас редко кто может похвастаться своими знаниями о своей семье, а ведь семейная связь- это тайные нити, которые связывают сегодня со вчера, с позавчера.

   

Каждый из вас составил свое генеалогическое древо. Конечно, на них не 5000 имен, как в родословной Пушкина. У кого-то на дереве 16-20 листочков. Но самое роскошное древо получилось у …  ( Ф.И.О. уч-ся )

Пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями. Это были просто хорошие, достойные уважения люди. Кем бы вы могли гордиться в своей семье? О ком вам хочется рассказать?  ( выступления уч-ся). / Выступления должны быть в формате кл. часа, о семейных связях, о людях, с которых хочется брать пример, кто сделал много хорошего, был добрый, справедливый и т. д./

 

Учитель.  У всякого рода свое древо жизни, его корни. И надобно нравственно трудиться, духовно питаться, чтобы крепок и силен был род, множился он и не истощался. 

Вы возобновили в своих семьях традицию составлять генеалогическое древо. Вы – первые летописцы своей семьи. А вам, ребята, хочется пожелать, чтобы вы хранили ваши папки для своей семьи, продолжили работу над своей родословной и оставили бы её своим детям и внукам.

 Учитель.  Мы говорили с вами о некоторых положительных качествах человека. Но мы знаем также, что в каждом человеке, наряду с положительными качествами, существуют и отрицательные. Один ученый назвал их нашими «драконами».

«Драконы» мешают нам в жизни, общении с людьми, достижении намеченной цели. Чтобы «приручить своих драконов» , надо хорошо знать себя, видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера.

 

Давайте распределим чувства на добрые и злые.

       

 

     

 Добрые  чувства.                                           Злые чувства.    

любовь                                               безразличие                        

дружба                                                равнодушие  

доверие                 непонимание        

симпатия                тревожность

радость                                  горе

внимание          страдание

уверенность          досада

защищенность          недоверие

забота           антипатия

наслаждение          вражда

счастье          ненависть

понимание          злоба

Ведущий 2.  Мы должны воспитывать в себе добрые человеческие чувства и прежде всего доброту, душевную отзывчивость, готовность прийти на выручку.

Учитель.   Выполните следующие задания.

Задание 1. Напишите 1-2 отрицательных качества своего характера, которые вам мешают ( ваши «драконы»)

Задание 2. Напишите 1-2 качества, которые вы хотите приобрести для того, чтобы они помогали вам в дальнейшей жизни.

 ( ребята обдумывают свои ответы, записывают их на листочках, делятся своими мыслями, объясняют почему они записали те или иные качества. Затем листочки с отрицательными качествами сжигаются с пожеланиями, чтобы эти качества улетучились, как дым.)

Ведущий 1.  Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Но добро делать не так уж просто. Все люди разные, у каждого свой характер. А если тебе с утра кто-то нагрубил, да соседский чёрный кот под ноги попался. Не всякий человек способен вынести такое. И вот добрые люди порой вдруг становятся несдержанными, раздражительными, злыми и обидчивыми.

Ведущий 2.  Да, добрым быть совсем не просто…Один из поэтов сказал об этом так.

      Чтец.                  Добрым быть совсем не просто                   

                            Доброта не зависит от роста,

         Не зависит доброта от цвета

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем - совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

 Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить

Нужно и добрым и вежливым быть.

Учитель.  Наш классный час подходит к концу. Что полезного вы извлекли из нашей беседы? Чему научил вас наш классный час?  ( высказывания ребят)

Каким  делает человека доброта?

(Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах).

Какой человек может быть добрым?

(Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей).

Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

( любить людей- знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких людей.)

Можно ли научиться доброте, добросердечности?  Как это сделать?

 

Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:

…Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым.

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.

Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:

-простить обиду;

-поделиться последним с другом;

-уступить слабому;

-пожертвовать незнакомому человеку;

-заботиться о стариках;

-помочь;

-утешить;

-пожертвовать.

Надеюсь, каждый из вас задумался: а все ли у меня так хорошо? А обладаю ли я этими качествами?

Оцените, как вы воспитаны и прикрепите на изображение дерева листок в то место, которое соответствует уровню вашей воспитанности.

( учитель делает общие выводы )

Учитель.  «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми». ( Аристотель)

Мне кажется, если каждый из нас от души будет делать добро незнакомому человеку или животному,- это уже оправдание званию человека.

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,  

Делай доброе дело-

Тем живём на Земле.

                                 

Помните: доброта-спасительница всего живого на Земле.

Звучит песня «Твори добро».

На память ребята получают памятки с высказываниями , пословицами, афоризмами о доброте.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети должны знать: что такое доброта, вежливость;

                                  афоризмы, пословицы, поговорки о доброте,

                                   понимать их смысл.

   

2.Дети должны уметь: 

  • отличать добро от зла;
  • быть доброжелательными, склонными не к конфликтам, а к сотрудничеству;
  • давать правильную оценку поступкам, делам;
  • уважительно относиться к членам своей семьи;
  • уметь принимать участие в дискуссиях, высказывать свое мнение;
  • давать себе объективную самооценку, стремиться к саморазвитию, самовоспитанию.

Презентация к классному часу.

 Слайд 1.   Тема классного часа.

                  «Научите свое сердце добру».

Слайд 2.  « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым

                     быть».

Слайд 3.   Определение доброты.

                  Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к

                   людям, стремление делать доброе.

Слайд 4.   Портрет В. Гюго и его высказывание.

Слайд 5.   Портрет Р. Роллана и его высказывание.

Слайд 6.   Портрет М. Горького и его высказывание.

Слайд 7.   Портрет  Бови и его высказывание.

Слайд 8.   Фон для рассказа детей по их сочинениям.(фотографии природы, животных, людей и т.д.)

Слайд 9.   Пословицы и поговорки о доброте.

Слайд 10.  Определение понятия «вежливый»

                   Вежливый – значит, соблюдающий правила приличия,

                    воспитанный, учтивый.  

Слайд 11.  Портрет Людовика 18 и афоризм:

                    « Точность – это вежливость королей».

Слайд 12.  Восточная пословица

                   «Приветливость – это золотой ключ, который открывает

                    железные замки людских сердец».

Слайд 13.  Вежливые слова.

Слайд 14.  Портрет Эзопа.

Слайд 15.  Семейные фотографии учащихся, тех людей, о которых они

                    рассказывают.

Слайд 16.  Распределение чувств на добрые и злые.

Слайд 17.  Фотография улыбающегося человека.

Слайд 18.  Портрет Л.Н. Толстого и его письмо мальчику.

Слайд 19.  Доброта – спасительница всего живого на Земле.

                   

Сочинение « Одно из чудес света»

Рыбакова Анна   ученица 6 Б класса.

Я считаю, что доброта это одно из лучших качеств человека. Когда человек добрый, с ним интересно общаться. С ним можно долго дружить, учиться на его примерах.

Очень приятно делать добрые дела. Добрые дела это не только кому-то дать деньги или оказать спонсорскую помощь, но это и моральная поддержка. Например, помочь бабушке вымыть пол, оказать какую-то помощь или перевести слепого через дорогу, даже помочь подруге в изучении новой темы.

Сколько я книг не читала, все книги заканчиваются добром, все сказки и рассказы, все истории и мультики заканчиваются добром.

Я считаю, что добро должно входить в семерку чудес света. Это настолько приятное дело! Если б не было добра, мир не был бы так весел и прекрасен!

        

Сочинение « Люди такие разные»

Сарапкина Маша      ученица 6 Б класса.

Люди бывают разными. Бывают добрыми и злыми. Не все люди добрые, даже самый добрый человек может быть и злым. И даже злой человек бывает добрым. И в сказках бывает зло и добро. Но всегда побеждает, конечно же, добро. Как в мультике про хорошего  доброго кота Леопольда. Он все время говорил маленьким мышкам:

- Ребята, давайте жить дружно! А значит, давайте быть добрыми.

Но почему побеждает всегда добро, а не зло? Да потому, что добро это хорошее, в нем заключены дружба, победа, любовь к людям, к природе, уважение. А зло это плохое, во зле много ссор, плохих поступков, неуважения, нет любви к природе. Зло - это тьма. Зло отрицательно, а добро – положительно. Если бы на Земле не знали, что такое добро, то было бы на земле скучно, невесело, все бы не уважали друг друга, не было бы дружбы и любви. Добрыми и злыми бывают не только люди, но и животные.

Нельзя считать человеком того, в ком нет добра.

Во всех мультиках учат быть добрыми. С детства детей учат только добру, но не все родители этому учат. А потом уже трудно приучить к добру.

Всегда запоминается больше добрых и хороших слов, чем плохих, злых.

Что было бы на Земле без добра?  

Сочинение « Что такое добро и что такое зло?»

Романова Анна      ученица 6 Б класса.

Каждый человек задумывается над вопросом: что же такое добро и что такое зло? Ответить на этот вопрос не так уж  и легко. Нужно хорошо все продумать, вдуматься в вопрос. Даже самый маленький ребенок различает добро и зло, он это чувствует. Когда подрастет, то начинает понимать, что есть зло, а что есть добро. Его учат родители.

Даже самый добрый человек может быть чуточку злым. Например, добрый человек сделал доброе дело другому доброму человеку и подумал: я сделал доброе дело и он отплатит мне тем же. Но не тут было. Другой человек использовал его в своих корыстных целях. Как говорится «от добра добра  не ищут».

Я же понимаю добро так: человек занимается благотворительностью, добрыми делами. Протягивает руку помощи нищим, поддерживает людей , попавших в трудную жизненную ситуацию. Добрый человек может накормить голодного, напоить страждущего, посетить больного.

Если кто-то может дать пользу людям, пусть её дает. От этого всем будет приятно и хорошо. Человек делает добро и от этого всем становится светло на душе.

Доброму человеку легко со всеми общаться, у него не возникает конфликтов с другими людьми.

Зло – это плохое качество человека. Оно заставляет его грубить, делать пакости. Злые люди унижают других людей, могут предать своего близкого. От этого в нашем мире многим людям очень плохо и больно.

Мне кажется, что в злом человеке есть капелька добра и в душе он добрый человек. Просто он не может показать свою хорошую сторону, потому что люди видят в нем только плохое. Чтобы заставить их поверить, что он может быть добрым, надо приложить усилия.

Не нужно осуждать злых людей, а исправлять их в хорошую сторону.

Добро – это хорошо. Вся жизнь дана на добрые дела.  

Сочинение - стихотворение

Рожина Анна      ученица 6 Б класса.

Что значит зло, а что добро                                     Чтобы всем людям жилось хорошо

Понять спешили мы всегда.                                     Надо благотворительность делать еще.

И как вести себя тогда        Чтоб сироты не страдали

Когда случится с кем беда?                Горестей и бед не знали.

Быть добрым, значит помогать        Каждый добрый человек,        

И никого не обзывать.        Делая добро,

Прийти на помощь в трудную минуту        Проживет хоть целый век

И протянуть друг другу руку.        Не думая про зло.

 

Любить природу, защищать,                               Что же зло? Обида, злость,

И водоём не засорять,          Наркотики и ссоры.

Не разжигать в лесу пожаров         От алкоголя, сигарет

Сгорают сотни там гектаров.        Гибнет людей море.

У добряков полно друзей,        Каким же быть? – Решайте сами

Они ведь любят помогать,         Быть добрым или злым.

И каждый день они гостей        Ну, а мы сейчас с друзьями

Любят приглашать.        Добрыми быть хотим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Научите свое сердце добру"

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего; сформировать в сознаниии детей понятие "доброта"; расширить з...

Открытый классный час "Открой свое сердце добру"

Открытый классный час "Открой свое сердце добру"...

Программа деятельности классного руководителя "Научите свое сердце добру"

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентирован...

Литературно - музыкальная композиция : "Научи свое сердце добру".

Воспитание в детях доброты, умение видеть в окружающих людях доброту, нести добро людям - наша основная воспитательная задача....

Урок знаний "Открой свое сердце добру"

Урок знаний "Открой свое сердце добру"...

Разработка тематического классного часа "Научи свое сердце добру"

Материал содержит разработку из опыта  воспитательной работы учителя, тематический классный час...

научи свое сердце добру

классный час  (час общения) в 9 классе  "Научи свое сердце добру"...