День славянской письменности (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
методическая разработка на тему
История создания письменности на Руси. Методическая разработка с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_pismennosti.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
1150 летие создания славянской культуры и письменности
Цель:
Формирование и воспитание уважительного отношения школьников к прошлому славян, Кириллу и Мефодию, создавших первую славянскую азбуку.
Развитие воображения, внимания, любви к слову как самому ценному явлению отечественной культуры
Задачи:
1.Познакомить детей с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия.
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.
3.Воспитывать потребность совершать добрые поступки.
Слайд 1. Дни славянской письменности и культуры в нашей стране начали отмечать с 1987 года. Но это не новый праздник. Сто лет назад в русских школах этот день отмечался особенно торжественно, так как заканчивался очередной учебный год.
Слайд 2. 24 мая Церковь празднует день памяти солунских братьев Кирилла и Мефодия - покровителей народного образования. Более тысячи лет назад они составили славянский алфавит, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг, способствовали введению и распространению славянского богослужения.
Слайд 3. Письменность зародилась еще в древности.
«В начале было слово…»
Когда появилось слово?
На каких языках говорили наши предки.
Слайд 4.
«На всей земле был один язык и одно наречие. Люди решили построить город, а в нём башню высотой до небес и тем прославить себя. Но Бог, разгневавшись на людей за их непомерную гордыню, смешал язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И тогда строители уже не могли договориться о совместной работе».
Славянские люди так же обретали свою письменность. Слайд 5. Они тоже писали, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которые потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти «библиотеки» в лёгких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «верёвочные» книжки оказывались недолговечными - клубки могли разматываться, верёвки рваться, слова-узелки легко забываться. Однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: узелок на память, путаные мысли, бессвязная речь.
Письмо в виде рисунков называется пиктографией. Слайд 6. Который появился еще в Палиолите. Этим письмом в настоящее время еще пользуются некоторые племена на земле.
Соединение отдельных рисунков вместе называется идеографией. Слайд 7. Это выражение мысли, которое фиксируется и передается от человека к человеку, например: приказ царей своему народу.
В дальнейшем рисунки в идеографии заменили символами, их называют иероглифами. Слайд 8. Первые иероглифы датируются 4-им 3-им тысячелетиям до нашей эры в Древнем Египте и Древнем Китае. Слайд 9.
В качестве материалов для письма использовался камень, глина, дерево, Слайд 10. Потом люди стал применять пальмовые листья, восковые таблички и папирус. Слайд 11. В качестве которого использовались растения, шкуры и берёзовая кора. Слайд 12. Из которых в последствии появились первые прообразы современных книг. Слайд 13.
Древние люди писали каламом — письменная принадлежность, применявшаяся в древности изготовлялась из соломинки или бамбука, остро отточенная тростинка для письма по берёсте или пальмовым листьям, а позже чернилами по бумаге. Стилем - бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное. В России он назывался писалом. Слайд 14.
Современная писменность не возможна без бумаги. Слайд 15. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли, бумага появилась не сразу. Пожалуй, что можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. Основным материалом для изготовления папируса были трехгранные стебли тростника, достигавшие 5-ти метровой высоты. Впрочем, для приготовления папируса применяли только нижнюю часть стебля длиной около 60 сантиметров. Ее освобождали от наружного зеленого слоя, а сердцевину белого цвета извлекали и разрезали на тонкие полоски ножом. После этого полученные полоски 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления растворимых веществ. Далее размягченные полоски прокатывали деревянной скалкой по доске и помещали в воду на сутки, опять прокатывали и снова клали в воду. В результате этих операций полоски приобретали кремовый оттенок и становились полупрозрачными. Далее полоски укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, сушили (опять же под прессом) и разглаживали камнем.
Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше. Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии.
Дальнейшее развитие письменности связано с появлением алфавита. Финикийского, слайд 16, Греческого, слайд 17, и распространенного на Руси Кириллицы, слайд 18.
Основными носителями и основателями которого являлись братья Кирилл и Мефодий, слайд 19. Были родом из македонского города Солуни. Слай 20. Теперь это город Салоники. Он находится на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а Константин - младшим. Имя Кирилл он получил при пострижении в монахи уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с детских лет обнаружил необычайные умственные способности. И тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Слайд 21. Константин изучал античную литературу, постигал философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Его ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но Константин предпочёл удалиться в монастырь на гору Олимп к брату своему Мефодию, чтобы беспрестанно молиться и заниматься благочестивыми размышлениями. Однако Константину не удавалось подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. В 863 году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. С этого события и ведёт своё начало славянская письменность.
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Так братья- проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она глаголица, а создали её братья на основе трех христианских символов –креста, круга и треугольника, независимо от других азбук.
Позднее в Болгарии ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую, и главную, славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина (в монашестве Кирилла). Каждая буква кириллицы была особенной. Слайд 22. Она имела имя: А - аз, Б - буки, В - веди, Г- глаголь, Д - добро, Е -есте, Ж - живете, 3 -зело, земля, И – иже, Л -люди, М - мыслите.
Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Им поставлен памятник, слайд 23.
Современные системы письма построены на славяно-кирилловской основе. Только литовский, латышский и эстонский алфавиты имеют латинский шрифт, а грузинский и армянский - свою форму письменных знаков.Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на 60 языках.
Об этом хорошо сказал Лев Николаевич Толстой. Слайд 24. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».
История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех изобретений, о которых мы сегодня говорили - без букв и книг, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...
1150-летие создания славянской письменности (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
Презентация знакомит с историей создания славянской письменности....
Методические материалы к занятию по теме "Холокост" (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
Разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию...
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
Занятие по теме" Морское путешествие" (с воспитанниками 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья группы продленного дня)
Конспект занятия по оригами для детей младшего школьного возраста....
Конспект занятия по теме "Букет для мамы" (с воспитанниками 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья группы продленного дня)
Занятие для детей младшего школьного возраста по созданию композиции из готовых деталей....
Конспект игры «Путешествие с капитаном Врунгелем» для детей среднего и старшего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья
Игра предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ( интеллектуальные нарушения).Цель:Создание условий для развития у детей ин...