День славянской письменности (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
методическая разработка на тему

Пояркова Галина Видикоевна

История создания письменности на Руси. Методическая разработка с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_slavyanskoy_pismennosti.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

1150 летие создания славянской культуры и письменности

Цель:

Формирование и воспитание  уважительного отношения школьников к прошлому славян, Кириллу и Мефодию, создавших первую славянскую азбуку.

Развитие воображения, внимания, любви к слову как самому ценному явлению отечественной культуры

Задачи:

1.Познакомить детей с деятельностью просветителей  Кирилла и Мефодия.

2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.

3.Воспитывать потребность совершать добрые  поступки.

Слайд 1. Дни славянской письменности и культуры в нашей стране начали отмечать с 1987 года. Но это не новый праздник. Сто лет назад в русских школах этот день отмечался особенно торжественно, так как заканчивался очередной учебный год.

Слайд 2. 24 мая Церковь празднует день памяти солунских братьев Кирилла и Мефодия - покровителей народного образования. Более тысячи лет назад они составили славянский алфавит, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг, способствовали введению и распространению славянского богослужения.

Слайд 3. Письменность зародилась еще в древности.

«В начале было слово…»

Когда появилось слово?

На каких языках говорили наши предки.

Слайд 4.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Люди решили построить город, а в нём башню высотой до небес и тем прославить себя. Но Бог, разгневавшись на людей за их непомерную гордыню, смешал язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И тогда строители уже не могли договориться о совместной работе».

Славянские люди так же обретали свою письменность. Слайд 5. Они тоже писали, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которые потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти «библиотеки» в лёгких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «верёвочные» книжки оказывались недолговечными - клубки могли разматываться, верёвки рваться, слова-узелки легко забываться. Однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: узелок на память, путаные мысли, бессвязная речь.

Письмо в виде рисунков называется пиктографией. Слайд 6. Который появился еще в Палиолите. Этим письмом в настоящее время еще пользуются некоторые племена на земле.

Соединение отдельных рисунков вместе называется идеографией. Слайд 7. Это выражение мысли, которое фиксируется и передается от человека к человеку, например: приказ царей своему народу.

В дальнейшем рисунки в идеографии заменили символами, их называют иероглифами. Слайд 8. Первые иероглифы датируются 4-им 3-им тысячелетиям до нашей эры в Древнем Египте и Древнем Китае. Слайд 9.

В качестве материалов для письма использовался камень, глина, дерево, Слайд 10. Потом люди стал применять пальмовые листья, восковые таблички и папирус. Слайд 11. В качестве которого использовались растения, шкуры и берёзовая кора. Слайд 12. Из которых в последствии появились первые прообразы современных книг. Слайд 13.

Древние люди писали каламом — письменная принадлежность, применявшаяся в древности изготовлялась из соломинки или бамбука, остро отточенная тростинка для письма по берёсте или пальмовым листьям, а позже чернилами по бумаге. Стилем - бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное. В России он назывался писалом. Слайд 14.

Современная писменность не возможна без бумаги. Слайд 15. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли, бумага появилась не сразу. Пожалуй, что можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. Основным материалом для изготовления папируса были трехгранные стебли тростника, достигавшие 5-ти метровой высоты. Впрочем, для приготовления папируса применяли только нижнюю часть стебля длиной около 60 сантиметров. Ее освобождали от наружного зеленого слоя, а сердцевину белого цвета извлекали и разрезали на тонкие полоски ножом. После этого полученные полоски 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления растворимых веществ. Далее размягченные полоски прокатывали деревянной скалкой по доске и помещали в воду на сутки, опять прокатывали и снова клали в воду. В результате этих операций полоски приобретали кремовый оттенок и становились полупрозрачными. Далее полоски укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, сушили (опять же под прессом) и разглаживали камнем. 

Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше. Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии.

Дальнейшее развитие письменности связано с появлением алфавита. Финикийского, слайд 16, Греческого, слайд 17, и распространенного на Руси Кириллицы, слайд 18.  

Основными носителями и основателями которого являлись братья Кирилл и Мефодий, слайд 19. Были родом из македонского города Солуни. Слай 20. Теперь это город Салоники. Он находится на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а Константин - младшим. Имя Кирилл он получил при пострижении в монахи уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с детских лет обнаружил необычайные умственные способности. И тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Слайд 21. Константин изучал античную литературу, постигал философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Его ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но Константин предпочёл удалиться в монастырь на гору Олимп к брату своему Мефодию, чтобы беспрестанно молиться и заниматься благочестивыми размышлениями. Однако Константину не удавалось подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах.         В 863 году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. С этого события и ведёт своё начало славянская письменность.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Так братья- проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она глаголица, а создали её братья на основе трех христианских символов –креста, круга и треугольника, независимо от других азбук.

Позднее в Болгарии ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую, и главную, славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина (в монашестве Кирилла). Каждая буква кириллицы была особенной. Слайд 22.  Она имела имя: А - аз, Б - буки, В - веди, Г- глаголь, Д - добро, Е -есте, Ж - живете, 3 -зело, земля, И – иже, Л -люди, М - мыслите.

Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Им поставлен памятник, слайд 23.

Современные системы письма построены на славяно-кирилловской основе. Только литовский, латышский и эстонский алфавиты имеют латинский шрифт, а грузинский и армянский - свою форму письменных знаков.Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на 60 языках.

Об этом хорошо сказал Лев Николаевич Толстой. Слайд 24. «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

История культуры продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех изобретений, о которых мы сегодня говорили - без букв и книг, с помощью которых человечество обменивается творческим опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Конспект занятия по теме "Букет для мамы" (с воспитанниками 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья группы продленного дня)

Занятие для детей младшего школьного возраста по созданию композиции из готовых деталей....

Конспект игры «Путешествие с капитаном Врунгелем» для детей среднего и старшего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья

Игра  предназначена  для детей среднего и старшего школьного  возраста с ограниченными возможностями здоровья ( интеллектуальные нарушения).Цель:Создание условий для развития у детей ин...