Мост Дружбы
материал (9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Игра-вертушка «Мост дружбы»
Пояснительная записка
Тип: комплексная игра.
Форма проведения: игра - путешествие.
Продолжительность: 80 мин.
Цель: развитие межкультурного диалога в молодёжной среде.
Задачи:
- способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям других народов;
- активизировать познавательную активность обучающихся, развивать творческие способности.
Участники игры: обучающиеся 9 – 11-ых классов Многопрофильного лицея-интерната. Всего 8 команд по 9 человек, организаторы – 6 человек.
Организаторы игры: команда «Келшымаш».
Место и время проведения: кабинеты, рекреации учебного корпуса и столовая Многопрофильного лицея-интерната, в «06» октября 2023 года.
Предварительная работа: подготовка оборудования, кабинетов для проведения игры, изучение и оформление материала для станций.
Оборудование: мультимедийная установка (экран, проектор, ноутбук, микшерский пульт, микрофоны, колонки); кисти; краски – жёлтый, красный; непроливайка; ёлочная игрушка; бисер – красный (7 штук на каждую кисточку, всего 6 кисточек); бусины - 6 штук; тесьма декоративная с узором - 40 см; нейлоновые нитки; пайетки; иголки; иллюстрации музыкальных инструментов; три бумажные куколки и к ним три разных комплекта одежды: (марийский национальный костюм (Марий Эл), народный костюм Московской губернии (Московская область), уральский национальный костюм (Свердловская область)), путеводные листы (Приложение 1), таблички станций (Приложение 2), бейджики с орнаментом для участников, для жеребьёвки (Приложение 9)
Ход игры:
Ведущий 1: Поро кече, йолташ-влак! Добрый день, дорогие друзья!
Мы команда «Келшымаш». Наша команда принимает участие в проекте «Мост дружбы». Данный проект направлен на развитие межкультурного диалога в молодёжной среде.
Ведущий 2: Почему «Келшымаш»? «Келшымаш» в переводе с марийского – «Дружба». Лицейская дружба, дружба между народами – это важная и неотъемлемая часть жизни каждого лицеиста.
Ведущий 1: В нашем учебном заведении в единой дружной семье живут русские, мари, татары, удмурты, чуваши и каждый готов протянуть руку помощи друг другу.
Ведущий 2: Организаторами проекта «Мы вместе: Разные. Смелые. Молодые» является Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи «Содружество». Российский Союз Молодежи - самая массовая молодежная неполитическая некоммерческая организация Российской Федерации.
Ведущий 1: Проект реализуется при поддержке Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Ведущий 2: Давайте же поближе познакомимся с проектом. Внимание на экран.
НА ЭКРАНЕ ТРАНСЛИРУЕТСЯ ВИДЕОРОЛИК «МОСТ ДРУЖБЫ» (после просмотра ролика на экране заставка проекта «Разные. Смелые. Молодые»)
Ведущий 1: В рамках 4 задания онлайн-конкурса «Мост дружбы» наша команда работала совместно с двумя командами из других регионов: команда «Единство Урала» и «Шум» Московской области.
Ведущий 2: Совместно с ребятами из других команд мы подготовили для вас мероприятие, которое поможет вам узнать больше новых и интересных фактов про коренные народы и историю наших регионов.
Ведущий 1: Дорогие друзья, при входе в зал вы получили бейджики с изображением национального орнамента (знаки – тамга)(Приложение 9). Это знак вашей команды. У командиров команд в руках карточки с вашим знаком (командиры поднимают свои знаки), командирам предлагаем собрать свою команду.
Ведущий 2: Мы очень рады, что команды сформировались. С обратной стороны ваших карточек с орнаментом маршрутные листы. У каждой команды своя последовательность, станции проходим строго по маршруту.
Ведущий 1: На выполнении задания дается 10 мин., со звонком переходим на следующий этап. Всего вас ждёт 8 станций с заданиями на разные темы. Желаем вам удачи!
(Все расходятся по станциям, там их встречают ведущие)
Завершение игры.
(После прохождения всех станций участники встречаются в рекреации III этажа).
Ведущий 1: Дорогие лицеисты, вот и подошла наша игра к концу. Мы благодарим вас за активное участие, неравнодушие к нашим общелицейским мероприятиям, за поддержку.
Ведущий 2. Надеемся, что игра вам понравилась, и вы расширили свои знания о культуре, истории народов России. А сейчас мы вас просим высказаться об игре «Мост-дружбы» (высказывания лицеистов).
Ведущий 1: На экране вы видите QR-код, просим вас навести на него камеру ваших телефонов и оценить нашу игру. (Оценивание игры) Спасибо!
Ведущий 2. Мы предлагаем вам посмотреть еще один ролик про проект Российского Союза Молодёжи «Разные. Смелые. Молодые» ()
Ведущий 1: До новых встреч, друзья, чеверын! Приглашаем вас на общую фотографию. (Ученики фотографируются)
Станция «_Народное ателье_»
(Национальные костюмы народов России)
Ведущий: Салам лийже! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на станции «Народное ателье».
Все мы знаем русскую народную пословицу: "По одежке встречают, по уму провожают". Объясните значение данной пословицы? (Объяснение ребят) Вы правы, первое впечатление о человеке, его профессиональной принадлежности, положении дает его одежда. Современная наша одежда отличается от той, которую носили наши прабабушки, для которых одежда прежде всего служила оберегом.
Национальный костюм у каждого народа по своему внешнему облику уникален.
Сегодня вы продемонстрируете свои знания о национальной одежде трех этнических групп: марийский, русский, уральский
Мы предлагаем вашему вниманию 3 костюма. Ваша задача одеть куклу в национальный костюм и определить, к какой этнической группе они относятся? (Приложение 3)
(На стол выкладывают трёх бумажных кукол и к ним три разных комплекта одежды, предварительно перемешанных. Команда должна собрать все комплекты правильно).
Марийский национальный костюм (Марий Эл)
Национальный костюм народа мари состоял из белой холщовой туникообразной рубахи, кафтана, передника без грудки. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый фон богатая вышивка.
В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.
Народный костюм Московской губернии (Московская область)
Основой русского женского народного костюма являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали сарафан, поневу, запону или нагрудник. Чаще всего рубахи шили из ткани красного цвета, а также из синей, жёлтой, зелёной и белой материи. Сарафан был прямым, с бретельками, за пределами Московской губернии его называли «московским».
По головному убору можно было судить о семейном положении женщины. Девушки украшали косу цветными лентами и бусами, на голову надевали обручи или венцы так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. И женщины, и девушки носили кокошники, которые отделывались золотом. У девушек кокошник был похож на венец, а у замужних кокошник был закрытый, с донышком. Поверх кокошника надевали большой платок, концы которого закалывали под подбородком или обвязывали вокруг шеи.
В XVIII в. кожаную обувь носили только городские жительницы, в деревнях были лапти, а сапоги стали частью праздничного костюма.
Уральский национальный костюм (Свердловская область)
Основным типом женской одежды на Урале являлся комплекс с сарафаном. В комплекс одежды с сарафаном входила рубаха, пояс, иногда запон (фартук) или душегрея, головной убор - шамшура, кокошник или сорока. Сарафаны шили из ситца, кашемирника, гарусника, китайника, куманника. Украшением служили кружева на манжетах и горловине. Поверх рубах надевались минимум три нижние юбки и одна верхняя. А уже поверх юбок надевался сарафан. Поверх сарафана надевался высокий фартук-запон. Завершал комплекс головной убор. Для незамужних девушек — это повязка, с открытой теменной частью, позатыльником и выпускавшейся косой. Головные уборы изготавливались из пазумента и картонно-тканевой основы, вышивались жемчугом, бусом и ювелирным стеклом. Бус в XIX веке являлся довольно редким украшением и поэтому иногда ценился выше жемчуга.
Ведущий: Молодцы! Сегодня вы научились различать национальные костюмы разных регионов. Мы надеемся, что вам понравилось, и кто-то из вас заинтересуется костюмами других народов.
Станция «_Поедем – поедим_»
(Национальные блюда народов России)
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие ребята! Поро кече! Мы рады приветствовать вас на станции «_Поедем – поедим_».
Ведущий 2. Велика наша Россия, обширна и самобытна кухня народов. Сегодня мы с вами отправимся в гастрономический тур по России.
Первая наша остановка – Марий Эл. Гордостью кулинарного искусства марийцев являются кравец (закрытый мясной пирог с многослойной начинкой) и подкогыльо с разной начинкой, они официально признаны региональным брендом. Обилие лесов, озер, болот способствовало созданию своеобразных и вкусных блюд из даров леса (холодные блюда, блюда из грибов, квасы из клюквы и брусники). Сегодня вы попробуете любимый напиток и взрослых и детей «клюквенный квас».
Ведущий 1. Следующей остановкой у нас будет Московская область. В традиционной кухне русского народа блюда меняются в зависимости от географического положения. Блюда готовились из мучных, молочных, мясных и растительных припасов. «Щи да каша — пища наша» - говорили наши предки, лишь во время праздников готовили любимое лакомство – блины, одно из самых почитаемых блюд, как во времена древней Руси, так и сейчас. Они занимали достойное место на столе каждой хозяйки.
Ведущий 2. Сейчас нам придется преодолеть большое расстояние по трассе М-5 «Урал», чтобы узнать, чем они смогут нас угостить.
Климат на Урале суровый, поэтому и традиционная пища здесь особо калорийная, что называется, «тяжёлая». Супы такие густые, что ложка стоит. Они могут быть как горячими, так и холодными в зависимости от времени года.
Много в Свердловской области пекут пирогов с разными начинками – кулебяки, шаньги, курники (на Урале они отличаются лишь начинкой). Варят компоты и кисели из калины, черёмухи, черноплодной рябины. На десерт подают особенное варенье из кедровых и сосновых шишек.
Ведущий 1. Прежде чем сесть за стол и попробовать наши национальные блюда, вы должны ответить на вопросы.
(Ребята отвечают на вопросы викторины)
#1041;ез какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
#1053;азовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)
#1053;а Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)
#1063;то такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)
#1050;акое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)
#1050;акое блюдо называют «трехэтажными» блинами? (Команмелна)
#1063;то такое - подкогыльо (Вареники с начинкой из мяса или творога)
8. Как марийцы называют творожные сырники? (Туара)
9. Дети очень любят «ÿяча». Назовите лакомство детей. (Колобки с медом)
10. Продукт, который очень широко используются на Урале, ее можно назвать черной ягодой. Из нее делают муку, которая является основной для очень вкусных и сладких пирожков. (Черемуха)
Ведущий 2. Как гласит пословица "Гостя баснями не кормят", нужно гостей и за стол посадить. Попробуйте блинчики с вареньем из сосновых шишек, запейте клюквенным квасом.
(Команды угощаются блинами, вареньем из сосновых шишек и клюквенным квасом)
Ведущий 1: Ребята, понравилась ли вам национальные блюда? (Ответы детей) Сегодня вы немножко узнали о национальных блюдах народов России. Мы желаем вам удачи! Совершайте путешествия по нашей прекрасной стране, узнавайте много нового и интересного.
Станция «Исторический гид»
(Исторические места и достопримечательности регионов России)
Ведущий: Добрый день, друзья. Рады приветствовать вас на станции «Исторический гид».
Россия - огромная страна со своей уникальной историей и культурой. У каждого российского города, села своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности. И сейчас вашему вниманию будут представлены достопримечательности трех регионов. Вам нужно определить и обозначить на карте их местоположение. (Приложение 4)
(На доске карта России, участникам выдаются маленькие карточки с изображением достопримечательностей, их нужно правильно расположить на карте и рассказать о них, если ребята затрудняются с ответом, то помогают ведущие).
Достопримечательности: Москва – Красная площадь, Фонтан Дружбы народов, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
Свердловская область – Капсула времени, Усадьба Расторгуева-Харитонова, Памятник изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову;
Республика Марий Эл – Замок Шереметьева, Йошкин кот, Этнографический музей под открытым небом
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова – один из старейших и крупнейших университетов России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны. Он основан в 1755 году. Основной кампус находится на Воробьевых горах. Главное здание МГУ является визитной карточкой Москвы.
Красная площадь
Красная площадь расположена в самом центре столицы Российской Федерации и является самой известной и значимой площадью страны. И хотя она на несколько сотен лет моложе Москвы, сегодня невозможно представить столицу без нее. Именно отсюда ведется отсчет расстояний до всех городов России.
Площадь образовалась сразу после перестройки стен Кремля. Иван III заменил устаревшие стены из белого камня на кирпичные. Он издал указ о том, что запрещалось строительство на расстоянии пушечного выстрела от новых стен Кремля. Все постройки были снесены, а вдоль стены в 1508 году был вырыт оборонительный ров, соединенный с рекой Неглинной. Через ров были построены мосты у Спасских и Никольских ворот. Так и образовалась знаменитая Красная площадь. Но «Красной» она стала называться лишь в XVII веке. Сначала она называлась Торг, затем получила название Великий Торг, т.к. там шла торговля, после пожара 1571 года ее называли «Пожар»
С 1661 года по указу московского царя Алексея Михайловича – «Красной»
Фонтан Дружбы народов
Фонтан «Дружба народов» — главный фонтан и один из основных символов ВДНХ. Расположен на Центральной аллее, на площади Дружбы народов. Его возвели в 1954 году к открытию Выставки, и он стал символом народного единства и торжества сельского хозяйства.
Его композиция состоит из нескольких частей.
Овальная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, подсолнухов и конопли, выращиваемой в те годы на колхозных полях. Все покрыто сусальным золотом. Сноп окружают 16 девушек в национальных костюмах народов республик Советского Союза. Они держат в руках то сельскохозяйственное растение, которое чаще всего выращивалась на полях ее родной республики.
Капсула времени
В самом центре Екатеринбурга (в то время город назывался Свердловском) в честь 250-летия города, 18 ноября 1973 года была заложена «капсула времени». В нее заложили предметы старины, записи художественных кинофильмов и песен Свердловской области и, конечно же, обращение руководства города к потомкам. 30 августа 2023г. в Музее истории Екатеринбурга вскрыли Капсулу времени.
Усадьба Расторгуева-Харитонова
Лев Иванович Расторгуев (1769-1823), один из богатейших уральских купцов-старообрядцев, вошел в историю как первый владелец и создатель усадьбы. Строительство шло долго, практически четверть века. После смерти Расторгуева усадьбу достраивал его зять – купец-золотопромышленник Петр Яковлевич Харитонов.
Во дворце Расторгуевых-Харитоновых останавливались и гостили представители Династии Романовых – Александр I в 1824 г. и наследник престола, будущий Император - Александр II в 1837 году.
Усадьба несколько раз меняла своего хозяина. Здесь был Уральский коммунистический университет, затем Дворец пионеров, а теперь это Дворец детско-юношеского творчества.
Памятник изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову
На улице Вайнера находится монумент, посвящённый человеку - изобретателю велосипеда. Но никто не знает, существовал ли он в реальности. Народная молва рассказывает, что в крепостные времена в селе Верхотурье жил некто Ефим Артамонов. Ему приходилось часто путешествовать, и для того, чтобы облегчить и убыстрить процесс, он однажды придумал прототип велосипеда.
Объездив округу, Ефим якобы побывал на своей чудо-машине в Москве, на коронации царя. А царь, якобы за ум и изобретательность освободил Артамонова и его семью от крепостного права.
Так было на самом деле или нет, наверное, и не имеет большого значения. Главное — бронзовый памятник в виде гордо сидящего в велоседле Ефима является сегодня украшением Екатеринбурга.
Замок Шереметьева
Замок Шереметева расположен на берегу Волги, в поселке Юрино Республики Марий Эл. Не зря замок называют жемчужиной Поволжья. С зубчатыми башнями и цветными витражами, он похож на средневековый замок и привлекает туристов своеобразной красотой.
Строился замок с 1860 по 1914 г. Первым строителем и владельцем замка был Василий Петрович Шереметев, строительство продолжил его сын, Петр Васильевич. Замок построен по проекту немецкого архитектора Рудольфа Мюллера. В замке более 60 комнат, и каждая комната уникальна, в одной из них есть камин, облицованный плиткой, привезенной с раскопок Помпеи. Внешне замок очень красив. Главная башня высотой 28 метров, там находится смотровая площадка, с которой открывается красивейший вид на Волгу, парковую часть усадьбы, храм Михаила Архангела и поселок Юрино.
Скульптурная композиция «Йошкин кот»
В Йошкар-Оле есть необычная скульптурная композиция «Йошкин кот». Памятник с оригинальным названием вызывает эмоции удивления у прохожих. Несмотря на причудливое название, монумент имеет глубокий смысл. Он демонстрирует образ кота, который отдыхает с довольной мордочкой на уличной скамейке. Рядом с животным лежит газета «Голая правда» и рыбный скелет. Буква «Ё» («йо») в названии памятника символизирует первую букву названия столицы республики Марий Эл. Жители часто в обиходе называют свой город Йошка.
Этнографический музей под открытым небом
К 400-летию Козьмодемьянска в 1983 г. был открыт этнографический музей под открытым небом. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, культуру народа мари. Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории построено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 7000 экспонатов старины, предметов труда и быта.
Ведущий: Молодцы, вы справились с заданием. Всем нам нужно знать историю и культуры своей страны.
Станция «Ноты дружбы»
(Музыкальные инструменты народов России)
Ведущий 1: Поро кече, йолташ-влак! Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на станции «Ноты дружбы».
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, которые сопровождали все народные праздники и обряды, молодежные гулянья. В настоящее время народные музыкальные инструменты, кроме гармони и барабана, почти не используются, но вы их можете услышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах.
Сейчас вы должны соотнесите инструмент и звук. Послушайте звучание музыкального инструмента и угадайте, какой инструмент играет. (Приложение 5 )
(Включают музыку, ребята называют музыкальный инструмент и показывают на картинке, делятся той информацией, которой владеют, ведущий дополняет)
Краткий экскурс про музыкальные инструменты.
Колокол– это ударный музыкальный инструмент, состоящий из полой области, являющейся источником звука и подвешенного к ней языка, который ударяет о купол. В России колокола появились в 10 веке вместе с принятием христианства. Они выполняли различные функции: отстукивали время, созывали на вече, звали на службу в церкви, с помощью них били набат, оповещали о пожаре. И сейчас, гуляя по городу, вы можете услышать колокольный перезвон. Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века.
Свирель – русский инструмент типа продольной флейты. Существовал о данный тип инструмента у разных народов. На Руси свирель изготавливали из тростника, либо из цилиндрического куска дерева: черемухи, крушины, ясеня. Была любимым инструментом пастухов и скоморохов. В настоящее время свирель не пользуется популярностью, но есть люди, которые возрождают интерес к русской национальной культуре, они играют на свирели на праздниках, концертах.
Шÿвыр (марийская волынка) – один из самых распространенных и любимых музыкальных инструментов мари. Ее использовали в основном в бытовой жизни. Мочевой пузырь животного являющийся главной частью инструмента, обеспечивает беспрерывное звучание. Сейчас возрождается интерес к волынкам, звучание волынки можно услышать на всех марийских праздниках, но, к сожалению, мало осталось мастеров по ее изготовлению.
Тÿмыр (барабан) – один из широкоизвестных музыкальных инструментов мари. Инструмент делают из дуплистого дерева – осины, липы; с обеих сторон основание туго затягивается тонко выделанной телячьей кожей. С помощью барабана собирали людей на сходку, играли на нем на праздниках. Сейчас его чаще используют в совместной игре с волынкой.
Балалайка – это струнный, щипковый инструмент, один из символов русского музыкального творчества, она известна во всех уголках планеты.
Периодом ее появления принято считать конец XVII века XIX в балалайка в основном использовалась для увеселительных целей. Интересный факт: крестьяне и люди из народа не любили этот инструмент, так как он отнимал драгоценное время для возделывания земли. Благодаря гастролям Великорусского оркестра Андреева Василия Васильевича, балалайка стала известна Европе, Америке.
Рожок – духовой музыкальный инструмент. В каждом регионе был свой рожок. Например, пастушеский рожок, изготавливают из берёзы, преимущественно из бересты, клёна или можжевельника. Музыканты, играющие на рожке и рожковых музыкальных инструментах, называются рожечниками
Ведущий: Музыка наших предков завораживает, заставляет задуматься, как они жили и веселились под эту музыку. Чеверын! Спасибо всем за участие, может кто-то из вас заинтересуется данной темой и напишет проект.
Станция «Экскурс в культуру»
(Культурные особенности и традиции
разных регионов России)
Ведущий. Поро кече, йолташ-влак! Мы рады приветствовать вас на станции «Экскурс в культуру».
(Встречает с хлебом-солью)
По традиции дорогих гостей все народы встречали на пороге дома хлебом и солью. Отведайте наш хлеб с солью. (Ребята отламывают хлеб)
Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль на Руси у всех народов издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега. На Урале страннику, бездомному или погорельцу обязательно давали краюху хлеба.
Ведущий. И наша первая игра, соедини пословицы: (пословицы разрезаны на две части, нужно их соединить, прочитать и дать пояснение )(Приложение 6)
Ведущий. В марийском крае живет загадочный и самобытный народ мари, который смог сохранить свою традиционную языческую религию, обряды, традиции. Представители этого народа до сих пор молятся в лесу (кÿсото), верят в магическую силу природы и совершают обряды жертвоприношения. На сегодняшний день по всей республике сохранилось 300 рощ. Моления в роще проводит карт – жрец. Они поклоняются главному Верховному божеству – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса.
Ведущий. Ваше следующее задание «Найди пару». На листочках даны названия марийских богов на марийском языке, вы должны найти перевод.
Ведущий. Веками народы нашей страны отмечали календарные праздники, свято чтили и хранили свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Например, русские празднуют Рождество, а марийцы – Шорыкйол.
Во время праздника Шорыкйол начинают ходить ряженые с 22 декабря по 6 января. Ряженые ходили из дома в дом и предвещали хозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота, счастливую семейную жизнь. Главными персонажами во время праздника Шорыкйол были Васли кува и Васли кутызу, которые общаются с добрыми и злыми богами.
Весной русские отмечают Масленицу, народ мари – Уярня, а на Урале есть похожий весенний праздник «Вороний день». Там к этой птице особое отношение, поэтому одна из интересных традиций в этом регионе касается её. Считается, что вороны своим криком пробуждают весенние силы земли, поэтому после этого праздника холода остаются в прошлом, и постепенно приходит тепло. Также эти птицы — покровители женщин и маленьких детей: в вороний день хранительницы домашнего очага просят защиты и здоровья.
Ведущий. Посмотрите на фотографии и определите, какой это праздник и какому народу он относится.
(Фотографии праздников, команда должна определить, что за праздник изображен)
Ведущий. Молодцы, ребята! Сегодня вы углубили свои знания, узнали о народных праздниках. Я хочу вам пожелать: цените свои семейные праздники и храните ее традиции.
Станция «Кушталтена, мо вара?»
Ведущий 1. Поро кече!
Ведущий 2. Добрый день, ребята!
Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас на самой веселой станции «Кушталтена, мо вара?» (Станцуем?)
Ведущий 2. Народный танец – это история народа, рассказанная языком движений. Танцы способны донести до нас различные стороны характера народа и его отдельных представлений: задор и удаль, нежность и спокойствие.
Ведущий 1. Сегодня и вы станете настоящими танцорами, покажете свое мастерство и игривость. Мы разучим несколько движений марийского, русского и уральского танцев.
(Команда разучивает вместе с ведущими движения, а потом под музыку танцуют)(Приложение 7)
Ведущий 2. Молодцы, у нас здорово получилось. Давайте мы поаплодируем друг другу.
Ведущий 1. И мы говорим вам, чеверын!
Станция «Город мастеров»
(Мастер класс по народному творчеству)
Ведущий 1. Поро кече, йолташ-влак!
Ведущий 2. Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 1. Вы сегодня оказались в городе мастеров, здесь вы научитесь делать марийское украшение «накосник», займетесь росписью деревянной ложечки в стиле хохлома, и распишите новогодний шарик золотой рыбкой.
(Команда делится на три группы (по три человека), каждая группа садится за свой стол, приготовлены материалы для мастер-класса)
Первый мастер-класс «Накосник – девичье украшение». Берем орнаментированную тесьму (орнамент красного цвета) шириной 2см и длиной 40см, складываем пополам, с обеих сторон от края отступаем 14 см и пришиваем по три пайетки (серебряные пайетки «Монетки») с каждой стороны.
Концы тесьмы оформим кисточками из бисера и бусин. Берем иголку с белой ниткой, делаем стежок на тесьме и нанизываем на иголку 7 бисерин и одну большую бусину красного цвета, пропускают иголку через бусины и пришиваем к тесьме, таким образом, делаем по три кисточки (можно по желанию пять, семь) с каждой стороны. Наш накосник готов, вы можете его заплести в косы или подарить своим сестренкам.
Второй мастер-класс по росписи ложек «Ах, уж эти – чудо-ложки!».
На столе приготовлены маленькие деревянные ложки, они покрашены в черный цвет. Рисунок будет располагаться на внутренней стороне ложки.
Вначале белой краской рисуем силуэт кисти рябины со стеблями и листьями (5 ягод рябины в 2 ряда, от них отвести 5 стебельков и соединить их в кисть, прорисовывая листья), даем время подсохнуть краске. Ягоды закрашиваем красным цветом, а стебельки и листья – зелёным, на вершине каждой ягодки нарисовать точки или блик. Просушить ложку, ну вот и все, ваша ложка готова!
Третий мастер-класс «Золотая рыбка»
Нам понадобится: ёлочный шарик (чистая заготовка), акриловые краски, плоские и круглые кисти разной ширины.
Основной элемент – рыбка. Готовим достаточное количество краски, если будете применять смеси красок, намешайте достаточное количество краски в пластиковом стаканчике. Начинаем рисовать от центра шарика. Прописываем туловище рыбки, сочетаем жёлтый с алым. Каждый элемент стараемся писать одним мазком. Рисуем плавники. По цвету они должны быть чуть темнее туловища, переход цвета на кончиках делаем к красному. Прописываем плавники сразу, чтобы потом к ним не возвращаться.
Добавляем некоторые детали: подрисовываем "губки", жёлтой краской прорисовываем мелкие точки по периметру туловища. В последнюю очередь рисуем глаз тёмно-красным цветом с жёлтой серединкой.
Станция «Гордость России»
(Выдающиеся достижения России)
Ведущий. Салам лийже, йоча-влак! Здравствуйте, ребята. Я рад видеть вас на станции «Гордость России».
Россия за последние годы добивается заметных успехов в экономике, социальной и культурной жизни. Но все они складываются из результатов работы, которая ведется в конкретных республиках, краях, областях, городах.
На сайте «Россия – страна достижений» запущено голосование за наиболее значимые достижения российских регионов. Здесь можно увидеть, чего они сумели добиться в XXI веке, познакомиться с их научным, технологическим и культурным потенциалом. Вы тоже можете проголосовать.
А сейчас мы поиграем в КВИЗ, вы должны выбрать из предложенных вариантов правильный ответ. Итак, внимание на экран. (На экране презентация, команда отвечает на вопросы)(Приложение 8)
Список литература
1. Календарные праздники и обряды марийцев / сост.и отв. За вып. О.А.Калинина // Этнографическое наследие. Вып.1: Сб. материалов.- Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003
2. Кудряшова М.И. Знаешь ли ты родной край? Йошкар-Ола: ГУП РМЭ Газета «Марий Эл», 2003.
3. Степанова Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1990
4. Степанова И.А. Кусото. Святая роща. – Йошкар-Ола, 2012
5. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народов мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012
Электронный ресурс:
1. Балалайка – русский народный инструмент / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
2. Вишторская Г.А Русские народные струнные музыкальные инструменты / Вишторская Г.А [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
3. История Московского университета / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: #:~ (дата обращения: ).
4. Кухня Свердловской области / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
5. Традиции Урала / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад участника I Международной научно-практической конференции учителей иностранного языка в рамках проекта «Мост Дружбы»
В kонцепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном общест...
Мост дружбы
Башҡорт ҡатын-ҡыҙҙары бармаҡтарҙы, ғөмүмән, ҡулды биҙәүгә әүәҫ булған. Бармаҡтарға көмөштән һуғылған балдаҡ, ҡашлы йөҙөк, шулай уҡ, ҡулға көмөш беләҙек кейгән. Уның шифалы булыуына ышанғандар. Тән тем...
Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)...
Игра-квест «Мосты дружбы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи. Игра-квест «Мосты дружбы»...
Мосты дружбы: Росиия -Италия
Мосты дружбы: Росиия -Италия...
2.5.1.1."Мост дружбы"
2.5.1.1. "Мост дружбы"...
Социальный проект "Мосты дружбы"
Переписка с обучающими американской школы Whiddon Rogers Technical High School in Ft Lauderdale....