Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efremova_urok_chto_sluchilos_na_kruglyanskom_mostu.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОУ - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» муниципального образования город Ноябрьск, ЯНАО
Предмет - литература
Тема – Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
Форма урока - комбинированный урок
ФИО – Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы
Урок литературы. 7 класс.
Тема: Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
Цели: формирование умения анализировать фрагменты художественного произведения;
развивать устную и письменную речь учащихся, мышление и воображение;
воспитывать нравственные нормы поведения, человечности, умение отстаивать свои принципы, свое достоинство.
Оборудование: текст повести В.Быкова «Круглянский мост», карточки для групповой и индивидуальной работы; репродукция картины Брейгеля «Притча о слепых».
Эпиграф:
Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не её быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа.
Василь Быков.
Ход урока:
I. Вступление.
Беседа:
Как вы думаете, почему на земле начинаются войны?
Как вы думаете, в чем причина нетерпимости, ненависти людей друг другу?
Как вы думаете, может ли существовать мир без войн?
Чтение эпиграфа.
- Какие проблемы поднимает В.Быков в своих произведениях?
II. Введение знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- Какие две жизненные позиции показывает Василь Быков в повести «Круглянский мост»?
- На какой главный вопрос нам следует ответить, рассматривая события, происходившие на Круглянском мосту?
- Поиск решения.
- Какую точку зрения вы будете отстаивать? Как будете защищать свою позицию?
- Почему В.Быков, чтобы изобразить войну, описывает не жаркий бой с множеством участников, а какой-то угол леса, маленькую речку, узкий мост и 5 человек: Степку, Маслакова, Бритвина, Данилу и мальчика Митю?
- Как складываются взаимоотношения между участниками событий?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем познакомиться с каждым из них поближе.
III. Работа с текстом.
- Анализ фрагментов повести.
- Групповая работа.
1 группа. Степка.
- Как вели себя по отношению к Степке люди в отряде? О чем это говорит?
- Можно ли было сказать о Степке, что неудачи озлобили его? Почему он так охотно согласился пойти с Маслаковым на опасное задание?
- Докажите, что Степка сделал свой выбор между Маслаковым и Бритвиным?
- Как повел себя Степка, когда Маслакова ранили? В каком душевном состоянии он находится?
- Возражал ли Степка, когда Бритвин отправил его искать подводу? Почему?
2 группа. Бритвин.
- Попробуйте назвать главную черту характера Бритвина. Почему он никогда не смотрел в глаза Маслакову?
- Какова мораль Бритвина?
Индивидуальное задание: «Роль образа партизана Ляховича в повести»
- Какую роль в понимании смысла повести играет рассказ Бритвина о Ляховиче?
3 группа. Степка и Бритвин.
- Какую ошибку допустил Степка относительно морали и поведения Бритвина? О чем говорит тот факт, что Бритвин отказался идти с Маслаковым, чтобы поджечь мост?
- Какое чувство вызвало у Бритвина в свое время ранение Маслакова? Принял ли он участие в судьбе раненого командира?
- Почему оба раза, когда есть выбор, кого послать (и за повозкой, и чтобы прикрыть огнем своих), Бритвин посылает Степку?
Индивидуальное задание. Рассказ о Мите.
4 группа. Трагедия на Круглянском мосту.
- В чем был уверен Степка, отправляясь в одиночку к Круглянскому мосту? Какие мысли приходят ему в голову, когда он видит Митю без Данилы и Бритвина?
- Какая сцена разыгрывается на глазах у потрясенного Степки? В каком душевном состоянии находится в эти минуты он сам?
5 группа. Как наступило нравственное прозрение Степки.
- Какое выражение видит Степка на лицах Бритвина и Данилы? Думают ли они в эту минуту о погибшем Мите?
- Зачем Бритвин в этот момент опять поминает Маслакова?
- Почему, по мнению Степки, хоть Бритвин и выполнил задание, до Маслакова ему далеко?
- Что в доводах Бритвина вызвало несогласие и возмущение Степки?
- Почему известие о том, что Бритвин стрелял в коня, стало той искрой, которая разожгла тлевший в Степке гнев?
- Подведение итогов анализа текста.
- Закономерен или случаен был поступок Бритвина с Митей?
- Какая судьба, с вашей точки зрения, ожидает Степку?
- Словарная работа.
- Что такое гуманизм?
- Уместен ли он на войне?
- Обращение к эпиграфу.
- Только ли о войне повесть В.Быкова?
- Увидели ли вы подтверждение словам В.Быкова, записанным на доске?
- О чем «вечном» и «преходящем» говорит повесть «Круглянский мост»?
- Работа с иллюстрациями.
- Рассматривание репродукции картины Брейгеля «Притча о слепых».
- Сообщение о картине.
- Как соотносится картина и повесть «Круглянский мост».
ΙV. Итоги урока.
V. Домашнее задание.
- Выразительное чтение (можно наизусть) стихотворения Ю.Д.Левитского «Ну, что с того, что я там был» (стр. 395)
- Знакомство с материалами о Быкове (можно сообщение) стр. 396 – 397.
Литература.
1. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. «Путь к станции Я». Учебник-хрестоматия для 7 класса.
2. Барова Е.С. «Уроки литературы в 7-м классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я». Методические рекомендации для учителя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"
Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...
Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе
Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...
Викторина по повести Василя Быкова «Сотников»
Повесть Василя Быкова "Сотников" рекомендована для подготовки выпускников 11 классов к итоговому сочинению....
Викторина по повести Василя Быкова « Сотников.»
Вопросы по произведению и по биографии писателя. 1) Сколько лет было будущему писателю, когда его отправили на фонт?...
Урок литературы в 7 классе. По повести В.Быкова «Круглянский мост»
Урок литературы в 7 г классе Тема: « Что же произошло на Круглянском мосту?» (По повести В.Быкова «Круглянский мост») Цель: Образовательная: построение знаний о поступке че...
Урок внеклассного чтения "Человек жив памятью" по повести В.Быкова "Карьер"
Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"...
Проблематика повестей В. Быкова "Обелиск" и "Сотников"
Презентация предназначена для урока литературы в 11 классе "Тема Великой Отечественной войны в русской литературе". Содержит материал, раскрывающий основные проблемы повестей, который важен ...