Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Ефремова Любовь Романовна

Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon efremova_urok_chto_sluchilos_na_kruglyanskom_mostu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОУ - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» муниципального образования город Ноябрьск, ЯНАО 

Предмет - литература

Тема –  Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)

 Форма урока -  комбинированный урок

ФИО – Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы.  7 класс.

Тема: Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)

Цели:  формирование умения анализировать фрагменты художественного произведения;

развивать устную и письменную речь учащихся, мышление и воображение;

воспитывать нравственные нормы поведения, человечности, умение отстаивать свои принципы, свое достоинство.

Оборудование: текст повести В.Быкова «Круглянский мост», карточки для групповой и индивидуальной работы; репродукция картины Брейгеля «Притча о слепых».

Эпиграф:

Меня интересует,  в первую очередь, не сама война, даже не её быт и технология боя,  хотя все это для искусства тоже  важно, но, главным образом,  нравственный мир человека,  возможности его духа.

                                                                               Василь Быков.

Ход урока:

I. Вступление.

Беседа:

Как вы думаете, почему на земле начинаются войны?

Как вы думаете, в чем причина нетерпимости, ненависти людей друг другу?

Как вы думаете, может ли существовать мир без войн?

Чтение эпиграфа.

- Какие проблемы поднимает В.Быков в своих произведениях?

II. Введение знаний.

  1. Постановка учебной проблемы.

- Какие две жизненные позиции показывает Василь Быков в повести «Круглянский мост»?

- На какой главный вопрос нам следует ответить, рассматривая события, происходившие на Круглянском мосту?

  1. Поиск решения.

- Какую точку зрения вы будете отстаивать? Как будете защищать свою позицию?

- Почему В.Быков, чтобы изобразить войну, описывает не жаркий бой с множеством участников, а какой-то угол леса, маленькую речку, узкий мост и 5 человек: Степку, Маслакова, Бритвина, Данилу и мальчика Митю?

- Как складываются взаимоотношения между участниками событий?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем познакомиться с каждым из них поближе.

III. Работа с текстом.

  1. Анализ фрагментов повести.

- Групповая работа.

1 группа. Степка.

        - Как вели себя по отношению к Степке  люди  в отряде? О чем это говорит?

        - Можно ли было сказать о Степке, что неудачи озлобили его? Почему он так охотно согласился пойти с Маслаковым на опасное задание?

         - Докажите, что Степка сделал свой выбор между Маслаковым и Бритвиным?

        - Как повел себя Степка, когда Маслакова ранили? В каком душевном состоянии он находится?

        - Возражал ли Степка, когда Бритвин отправил его искать подводу? Почему?

2 группа. Бритвин.

        - Попробуйте назвать главную черту характера Бритвина. Почему он никогда не смотрел в глаза Маслакову?

        - Какова мораль Бритвина?

Индивидуальное задание: «Роль образа партизана Ляховича в повести»

        - Какую роль в понимании смысла повести играет рассказ Бритвина о Ляховиче?

3 группа. Степка и Бритвин.

        - Какую ошибку допустил Степка относительно морали и поведения Бритвина? О чем говорит тот факт, что Бритвин отказался идти с Маслаковым, чтобы поджечь мост?

        - Какое чувство вызвало у Бритвина в свое время ранение Маслакова? Принял ли он участие в судьбе раненого командира?

        - Почему оба раза, когда есть выбор, кого послать (и за повозкой, и чтобы прикрыть огнем своих), Бритвин посылает Степку?

Индивидуальное задание. Рассказ о Мите.

4 группа. Трагедия на Круглянском мосту.

        - В чем был уверен Степка, отправляясь в одиночку к Круглянскому мосту? Какие мысли приходят ему в голову, когда он видит Митю без Данилы и Бритвина?

        - Какая сцена разыгрывается на глазах у потрясенного Степки? В каком душевном состоянии находится в эти минуты он сам?

5 группа. Как наступило нравственное прозрение Степки.

        - Какое выражение видит Степка на лицах Бритвина и Данилы? Думают ли они в эту минуту о погибшем Мите?

        - Зачем Бритвин в этот момент опять поминает Маслакова?

        - Почему, по мнению Степки, хоть Бритвин и выполнил задание, до Маслакова ему далеко?

        - Что в доводах Бритвина вызвало несогласие и возмущение Степки?

        - Почему известие о том, что Бритвин стрелял в коня, стало той искрой, которая разожгла тлевший в Степке гнев?

  1. Подведение итогов анализа текста.

- Закономерен или случаен был поступок Бритвина с Митей?

- Какая судьба, с вашей точки зрения, ожидает Степку?

  1. Словарная работа.

- Что такое гуманизм?

- Уместен ли он на войне?

  1. Обращение к эпиграфу.

- Только ли о войне повесть В.Быкова?

- Увидели ли вы подтверждение словам В.Быкова, записанным на доске?

  1. О чем «вечном» и «преходящем» говорит повесть «Круглянский мост»?
  2. Работа с иллюстрациями.

- Рассматривание репродукции картины Брейгеля «Притча о слепых».

- Сообщение о картине.

- Как соотносится картина и повесть «Круглянский мост».

ΙV. Итоги урока.

V. Домашнее задание.

        - Выразительное чтение (можно наизусть) стихотворения Ю.Д.Левитского «Ну, что с того, что я там был» (стр. 395)

        - Знакомство с материалами о Быкове (можно сообщение) стр. 396 – 397.

Литература.

1. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.  Литература. «Путь к станции Я».  Учебник-хрестоматия для 7 класса.

2. Барова Е.С. «Уроки литературы в 7-м классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я». Методические рекомендации для учителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"

Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...

Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе

Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...

Викторина по повести Василя Быкова «Сотников»

Повесть Василя Быкова "Сотников" рекомендована для подготовки выпускников 11 классов к итоговому сочинению....

Викторина по повести Василя Быкова « Сотников.»

Вопросы по произведению и по биографии писателя. 1)  Сколько лет было будущему писателю, когда его отправили на фонт?...

Урок литературы в 7 классе. По повести В.Быкова «Круглянский мост»

Урок литературы в 7 г  классе  Тема: « Что же произошло на Круглянском мосту?» (По повести В.Быкова «Круглянский мост»)  Цель: Образовательная: построение знаний о поступке че...

Урок внеклассного чтения "Человек жив памятью" по повести В.Быкова "Карьер"

Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"...

Проблематика повестей В. Быкова "Обелиск" и "Сотников"

Презентация предназначена для урока литературы в 11 классе "Тема Великой Отечественной войны в русской литературе". Содержит материал, раскрывающий основные проблемы повестей, который важен ...