Мы – друзья природы» (конкурсная программа)
методическая разработка

Сэротэтто Людмила Хеутевна

Мероприятие способствует  расширению  кругозора воспитанников, закрепления уже имеющихся  знаний об экологии, развитию  познавательного интереса воспитанников к экологии через игровую форму, повышению экологической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_druzya_prirody.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа "Мы – друзья природы"

Цель: Обобщить и углубить знания по экологии через игровую форму работы.

Задачи:

Обучающие:

- расширение кругозора учащихся;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и решению экологических проблем;

- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно – следственные связи, строить логические рассуждения.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса обучающихся к экологии через игровую форму;

- повышение экологической грамотности и культуры учащихся и развитие межпредметных связей;

- развитие коммуникативных качеств через работу в группе;

- развитие безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

- способствовать формированию умения слушать, анализировать и делать выводы через групповую форму работы;

- развитие умения осознанно выбирать наиболее эффективные решения познавательных задач.

Воспитывающие:

-формирование личностного отношения обучающихся к экологическим проблемам;

- формирование основ экологической культуры и грамотности через игровую форму работы;

- формирование целостного экологического мировоззрения, направленного на необходимость охраны и поддержания окружающей их природной среды;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Предварительная подготовка:

  1. Подготовка рисунков, оформление выставки.
  2. Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
  3. Подбор музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование:

  • компьютер
  • красный и синий круги (по 2 круга)
  • 2 карточки с записями «Кенгуру», Жираф»
  • 2 карточки с записями «АГИНК ЯАНСАРК»
  • 2 карточки с записями  «РАГОЛОБЯГИ», ,ЧИКкольЛОко (колокольчик), ВАНчикУДО (одуванчик«ЦЕРКРИЯЛУЯЦИ»

Ход занятия:

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада видеть лучших знатоков природы на конкурсной программе «Мы – друзья природы»! Земля, земной шар-это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям.… Над нами общая голубая крыша-небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны.… У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.
Слайд 2, 3,4,5.

Ведущий: За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушится, хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Для того чтобы начать нашу познавательную викторину я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак,начнём!
Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов.

Слайд 6.

Конкурс  – разминка « Верно ли утверждение». 

Команды дают ответы на вопросы все вместе, но, не говоря ответы вслух, а поднимая вверх круг: если команда считает, что ответ «да» - поднимают круг красного цвета, а если «нет» - синего цвета.

  • Лишайники растут лишь там, где чистый воздух (да).
  • Грязный снег тает быстрее, чем чистый (да).
  • После того, как пчела ужалила, она умирает (да).
  • Птицы зимуют в скворечниках (нет, там холодно).
  • Лось каждую зиму теряет шерсть (нет, рога).
  • Зайчата рождаются слепыми (нет, зрячими).
  • Деревья растут зимой (нет).
  • Рыба карп носит имя человека (Нет).

Слайд 7.

Конкурс  «Собери животное»
Ведущий: Участники, вам необходимо за 1 минуту собрать изображение  животного, разрезанного на 12 частей. Максимальное количество баллов – 3 балла. 

Слайд 8.

Конкурс  «Лишнее слово»
Ведущий: Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, атомоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Максимальное количество баллов – 2 балла.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий: Какие ещё экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)


Слайд 9.

Конкурс  «Расшифруйте словосочетание»
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.

Игра со зрителями

  • 1. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя. (Лошадь.)
  • 2. Без этого зверька вести диалог с компьютером было бы гораздо труднее. (Мышь.)
  • 3. Как называют паука, который своей паутиной опутал весь мир? (Интернет.)
  • 4. Что можно ждать, сидя у моря? (Погоды.)

Слайд 10.

Конкурс «Мусорбол»

Ведущий: Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги.  У какой команды будет больше попаданий?  Итак, игра в «Мусорбол» начинается!


Слайд 11.

Конкурс «Эрудит».

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

  1. Назовите 10 домашних животных.
  2. Назовите 10 животных на букву А.
  3. Назовите 10 птиц.
  4. Назовите 10 рыб.
  5. Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
  6. Назовите 10 диких животных обитающих в России.

Слайд 12.

Конкурс «Загадки»

  • Его называют « инженером – строителем» на реке (бобёр)
  • Самый чистоплотный зверёк (барсук)
  • Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым (бабочка)
  • Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись. (Копыта оленя)
  • Зимой и летом - как ягель. ( Волк)
  • Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. ( Белка)
  • Никакой богатырь бросить не может (Шерсть оленя)
  • Летом - серая, зимой - белая. (Куропатка)
  • Что это такое? Лежит на земле белый камешек, а внутри сердечко стучит? (Яйцо)
  • Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин.)
  • Какое из этих животных живет только в Африке: слон, зебра, верблюд, носорог? (Зебра.)
  • Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
  • Какое из этих животных расселилось по всему миру: носорог, собака, енот? (Собака.)
  • Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука.)
  • Как пингвины высиживают свои яйца, они стоят, сидят или лежат? (Стоят.)
  • Какие птицы и животные охотятся ночью? (Сова, филин, летучая мышь.)
  • Какое из животных не впадает в зимнюю спячку: медведь, ёж, заяц, лесной сурок? (Заяц.)

Слайд 13.

Игра «Кто я»

Ведущий: От каждой команды по одному участнику. Участники  команд по очереди должны отгадать, какое животное загадали. Ведущий дает командам листочек с записью, какого  животного необходимо отгадать. Команды изображают животного, а игрок по мимике и движениям определяет зверя.

 Слайд 14.

Конкурс «Ассоциации»

Ведущий: Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово.

  1. Гриб. (Лисичка.)
  2. Бездельник. (Ленивец.)
  3. Маршрутка. (Газель.)
  4. Денежная единица Болгарии. (Лев.)
  5. Военный корабль. (Броненосец.)
  6. Автомобиль. (Ягуар.)
  7. Шахматы. (Конь, слон.)
  8. Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  9. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
  10. Пешеходный переход. (Зебра.)
  11. Река. (Тигр.)
  12. Торговая марка. (Пума.)
  13. Оборонительное заграждение. (Еж.)
  14. Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
  15. Жилище животного. (Норка.)
  16. Символ России. (Медведь.)

 

Слайд 15.

Конкурс  « Разгадайте путаницу».

Ведущий: Надо по определению, определить о какой науке идёт речь, переставив правильно буквы в определении. Правильный ответ появляется при нажатии на круг с цифрой, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Наука о мусоре – РАГОЛОБЯГИ – гарбология.

Наиболее эффективный путь борьбы с отходами, попадающими в окружающую среду –ЦЕРКРИЯЛУЯЦИ – рециркуляция.

ЧИКкольЛОко (колокольчик)

ВАНчикУДО (одуванчик

Слайд 16.

Игра со зрителями« Санитары» леса.

Ведущий: Пока участники выполняют, зрителям,   надо по описанию, определить о каком обитателе леса идёт речь. Ответ свой пояснить.

  • Это животное называют «санитаром» леса. Кто это? (волк, поедает больных и ослабленных животных).
  • Эту хищную птицу называют « санитаром» леса. Кто это? (Чёрный коршун, он питается не только грызунами, но и поедает падаль).
  • Эту птицу в народе называют «лесным доктором». Кто это? (Дятел, он поедает личинки, которые нарушают кору деревьев).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий: Земля, воздух и вода – то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным, - всё это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований. Природа – это наше богатство. Давайте будем беречь её и приумножать, что бы избежать глобальной катастрофы, которая может привести к гибели всего живого на планете Земля!

Надеюсь, что мероприятие  поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. - М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
  2. Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
  3. Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
  4. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Друзья здоровья"

Материал для внеклассных мероприятий в начальной школе....

дополнительная образовательная программа "Друзья природы"

Данная программа экологического кружка составлена  на основе  опыта внеклассной работы  по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....

Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"

В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...

образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"

календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...

А ну-ка, девочки! Сценарий конкурсной программы для девушек "В кругу друзей"

   В этот весенний день на нашей традиционной встрече «В кругу друзей» мы будем говорить о весне, о девушках и хорошем настроении. В каждой девушке есть уникальная изюминка, и мы сего...

Конкурсная программа "Мы - друзья птиц"

Данная разработка может проводиться во авнеурочное время на классном часе, посвящённом Дню птиц или во время работы летнего лагеря при проведении Дня природы....

Конкурсная программа "Птицы- наши друзья"

Конкурсная программа "Птицы- наши друзья"...